Диалектика споров и мнений

                Диалектика споров и мнений.

        Мы все люди живём в постоянном общении. В процессе общения постоянно возникают споры, обсуждения различных событий, формируются и высказываются собственные мнения, точки зрения. Часто они различны и каждый участник споров считает, что только его мнение правильно и справедливо, пытается убедить оппонента, склонить его к своему наиболее правильному, как ему самому кажется, наиболее справедливому мнению и суждению ситуации. Правильно ли это? Так ли надо поступать? Сложно однозначно ответить на эти вопросы. Хочется разобраться в этом процессе, определить, хотя бы для себя, правильно ли мы поступаем. В дальнейшем выработать методику поведения, чтобы не наживать в спорах новых врагов, чтобы не слыть среди близких и друзей спорщиком и трудным человеком. А чтобы разобраться в этих вопросах надо обратиться к научным основам философии и диалектики.
      Диалектика – это искусство спорить, вести рассуждение, метод аргументации в философии, а также форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. (Л1) Философия (дословно: любовь к мудрости) - это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, понятиях и принципах познания, бытия человека и мира.(Л2) Известны различные функции философии. Гносеологическая функция – это достоверность познания окружающего мира (это механизм познания). Критическая функция – это подвергать сомнению существующие знания, вскрывать противоречия (расширяет границы познания). Аксиологическая функция – это давать оценку событий окружающего мира с точки зрения общечеловеческих, моральных и других ценностей. Мыслительно-теоретическая функция – это как учит сама философия обобщать окружающую действительность. Эти основные функции и определяют одну из самых древних наук – философию. Как представляли себе мир основоположники философии. Благодаря трём самым выдающимся представителям древнегреческой философии Сократу, Платону и Аристотелю  примерно на тысячу лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему, а Аристотель - науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира. Опираясь на основополагающую теорию этих философов в более поздние времена сформировалось представление окружающего мира, как диалектический материализм. Родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма был И. Кант (1724 – 1804г.) разработал теорию материалистического познания, где мир сообразуется с нашими представлениями. Мир – первичен, сознание – вторично. Мир явлений или природа не обладает сознанием. Мир - это “вещь в себе”, которая возникает в результате наших ощущений. Это означает, что мир явлений, создаваемый человеком не похож на мир “вещей в себе”. Мир “вещей в себе” недоступен человеку, т.е. человек имеет дело с миром явлений – собственными представлениями. И. Кант считал, что истина и добро находится в красоте и наивысшую роль в жизни человека занимает искусство. И. Кант первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть, а наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания.

                - 2 -

Наш разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает воображение человека. Это очень важно и в наши дни при формировании собственного мнения на различные события. У каждого человека свой характер, различные мыслительные способности и чувственность событий. Поэтому даже при одной получаемой информации событий возникает своё видение событий. Как из двух разных мнений выявить, определить более правильное на одно и тоже событие. Получается никак. И только способность человека воспринять другое, порой противоположное мнение другого человека позволит принять правильное решение в споре. Задать себе вопрос, а почему существует другое мнение, не моё, может я что-то не понял, что-то не знаю. Человек способный слушать, воспринимать мнение, отличное от своего, анализировать, а не стоять на своём, может рассчитывать на выработку правильного мнения. Если таких людей нет и каждый стоит на своём – спор бесполезен и прекращается, каждый остаётся при своём. Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788 – 1860г.) делил мир на волю и представление. Воля враждебна разуму – это “вещь в себе”, высшим видом познания является не наука, а искусство, основанное на интуиции. Другой немецкий философ Ф. Ницше (1844 – 1900г.) также относился к воле и заменял волю к жизни волей к власти. Считал истину заблуждением и любое мнение доказывается не логикой, а пользой и выгодой. Мораль – идеология рабов, идеология господ (новых  людей) – неравенство людей и эти последние должны господствовать и ставить себя на место Бога. Другой немецкий идеалист Г. Гегель (1770 – 1831г.) впервые сформулировал закон перехода количества в качество, определял противоречия как источник развития и отрицание отрицания. Разработал диалектический метод в форме развития мысли через противоречия. Именно диалектика позволяет разрешать различные противоречия. Конечно, не все трактовки мира и сознания известных философов приемлемы сегодня при познании мира, событий и выработки мнения. Однако, научно-философское учение И. Канта и по сей день является основой диалектики материального мира, из которых вытекают три основных закона философии, определяет методологию изучения общества. Первый – “единство и борьба противоположности”, ибо противоположность – это признаки предмета, которые отличаются, но не могут существовать друг без друга. Как, например, день и ночь, добро и зло, верх и низ и т.д. Любой предмет обладает противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводит к противоречию. Второй – “переход количественных изменений в качественные и обратно”. Закон показывает развитие предмета, его мера определяет этот переход. Достигнув определенной пороговой величины (границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. Любая вещь как система, в силу делимости материи, представляет собой единство определен-ных элементов. Закон сформулирован Г. Гегелем и развит в марксизме. Третий – “отрицания отрицания”. Одни явления отмирают, другие становятся на их место. Это связь старого и нового в процессе развития. Закон носит противоречивый характер. Примером закона является постоянный возврат моды в одежде или отрицая ложь, будут говорить только правду. В математике самый простой пример: минус умножить на минус - это плюс. (Л3) Как использовать эти философские законы в жизни при разрешении споров. В большей степени эти споры разрешаются по закону единства и борьбы противоположности. Исходя из цели, которую, подчиняясь закону равновесия, преследуют “противоположности”, они притягиваются на время, только для того чтобы один поделился, а другой принял. Как только это произошло, силы, которые толкали их друг к другу, перестают действовать,

                - 3 -

т.е. произошло единство. Однако, не всегда другой принимает мнение первого. Тогда происходит  раздвоение единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение противоречий между ними происходит через борьбу. Если борьба тоже не приводит к единству, то закон не работает и кому-то надо уступить или каждый остаётся при своём мнении. Бытует мнение, что чем категоричнее в споре высказывание, тем сильнее хочется его оспорить. Даже если такое высказывание изначально правильно. Категоричность не допускает право на существование иного мнения. Вот отсюда и возникает желание спорить. Тогда разумнее отделить правильность высказывания от категоричности и не позволять спорить с очевидным. Если обе стороны не заинтересованы в том, чтобы услышать друг друга, тогда спор приведёт не к приобретению правильного ответа на интересующий вопрос, а всего лишь к неприятию собеседника, заставит не соглашаться с ним и в дальнейшем, определит оппонента как неприятную персону. Всё просто. Услышать может только тот, кто хочет слышать. В споре умнее тот, кто первым замолчит. Но не только замолчать, но и простить обидчика. Если когда-нибудь мы остановим в себе непреодолимое желание спорить с другим, дадим право на существование его мнения, постараемся найти в себе границы добра и зла, то мир станет добрее, а мы – мудрее. Закон единства и борьбы опять вступает в силу. В любом споре всегда побеждает тот, кто первый прекращает спор.
        Спорят, чтобы добиться лучшего понимания точек зрения друг друга, т. е. оба действуют на равных. Тем, кому обязательно нужно победить, очень трудно уступить, неважно, какая цена этой победы. Обычно «спорщики» не выносят поражений и очень быстро превращаются из друга в неприятеля, если их мнение не торжествует. Заводимые своим навязчивым желанием оставить последнее слово за собой, они продолжают спор, пока другой не сдаётся. Ненужные споры разрушат любые отношения. Предвзятость или нерасположение к другому провоцируют навязчивую потребность побеждать в спорах. Сами по себе эти чувства могут периодически возникать, но в сочетании с вашим поведением могут стать губительным для отношений. Поняв, как влияют на вас эти факторы, вы сможете избегать ненужных споров. При сильной зависимости от чужого мнения – надо научиться слышать в мнении других людей полезную информацию для себя. (Л4)


                Материал подготовил Львов Ю.М.   18.11.2015


        Литература.

     1. Диалектика. Интернет сайт. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика).
     2. Философия. Интернет сайт. (https://ru.wikipedia.org/Философия).
     3. Законы философии. Интернет сайт. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Зако-
        ны философии).
     4. Р. Гюнтер Разрушители отношений. 10 моделей поведения. 
     (http://romanbook.ru/book/9081541/?page=30).
               


Рецензии