Асуры раса великанов 5
Через много, много веков после вед величайшему индийскому богослову VIII века по Р.Х., Шанкаре, в детстве было дано такое знамение. Когда ему было пять лет, и он жил в деревне в Керале, он во что-то играл со своими сверстниками и вдруг увидел торговца дынями, проезжавшего по деревне. Увидев симпатичных маленьких чёрненьких мальчиков (не забудем, что на Малабарском побережье, где расположена Керала, проживали чернокожие, тамилы), он дарит им одну дыню. Детки очень обрадовались, взяли дыню и начали спорить, - как вы думаете, о чём? - сколько в мире богов. И Шанкара сказал, что богов столько, сколько косточек в этой дыне. Вы помните, дорогие друзья, что в дыне безмерное количество косточек. Но когда разрезали эту дыню, в ней была только одна косточка! Вот такой рассказ, который отражает представления о Боге в Индии.
Ади Шанкара из Калади (Шанкарачарья – «учитель Шанкара»). Статуя из духовной школы Вадакке Мадхам, основанной учеником Шанкары Хастамалака в Тиссуре, штат Керала, Индия
Современный рассказчик индийской мифологии Нараян Кришнасвами Разипурам (1906-2001) (Нараян – это личное имя), замечательный индийский писатель и интеллигентнейший человек, тоже, кстати, из Кералы (мы знаем его по переведенной на русский язык книге «Боги, демоны и другие»), пытался создать для Индии греческую модель и стать своего рода Гесиодом для индийцев. Но у него ничего не получилось, хотя он и был, в некотором роде, учеником Роберта Ранке Грейвса, автора «Мифов Древней Греции» и романа «Я, Клавдий». Так вот, Нараян Кришнасвами Разипурам пытался создать какую-то устойчивую мифологию Индии по примеру греческой, но ничего не получилось. Читать это занятно, но ясно, что все это, как говорится, надумано. Нараян - замечательный писатель и умный человек, но чего не было, того не было.
Разипурам Кришнасвами Нара;йан (1906-2001), индийский писатель
4. Дети Беспредельности и тайна Человека
В Индии прекрасно понимали, что за всем этим множеством имён есть Единое. Но в Индии также знали и величайшую тайну великой брани. Дело в том, что мир не статичен. Это не просто один Творец, и из Него излучение энергий, которыми создан мир, и этот мир столь же великолепен и гармоничен, сколь и его Творец. Индийцы были и остаются не глупее нас с вами, и они прекрасно видели, что мир совсем не благ, что в мире много зла. Древние ведические арии объясняли наличие зла через божественную войну. Эта божественная война потом отразилась во многих мифологиях, в том числе, и в нордической (тоже индоевропейской), но основа её – в ведах.
Веды - это не философский трактат, это практическое действие, и, следовательно, важен объект действия. Объект - это то, что связывает Беспредельное с предельным, с нашим миром. И вот эта связь Беспредельного с предельным получила название адитьи - дети Адити.
Адити на санскрите означает Беспредельность, а её дети - это беспредельные. Это те божественные энергии, которые ведут к Аджа и уходят в бесконечное Бытие. Если мы опять вспомним наш пример с «Преступлением и наказанием» Достоевского, то можно, немного пофантазировав, сказать, что адитьи – это те герои, которые продолжаются в самом авторе, которые неразделимы с автором, неотделимы от него, которые не ведут жизнь, отделённую от автора. А в тех героях, которые отделили себя от автора, замкнулись в себе, нет развития, потому что развитие даёт только автор, а автор мира - это Творец, и это Беспредельность.
Бог Брахма и Адити. XIX в.
Иллюстрация из коллекции Библиотеки Сарасвати Махала в Танджавуре
В следующих лекциях мы много раз встретим категорию адитьев, детей Беспредельности. Учение о Беспредельном и пределе связано с категориями Сущего и не-сущего. Категории сущего и не-сущего зачастую кажутся слишком сложными, философскими, надуманными, и бывает сложно представить, что древние люди могли подобными категориями мыслить. Однако дихотомия Сат (Сущее) – Асат (не-сущее, то, что по ту сторону от Сущего) присутствует уже в ведах.
Веды утверждают, что бытие родилось из небытия в первом поколении богов. В РВ 10:72 дважды повторен рефрен: «В первом поколении богов из небытия бытие родилось» (10:72,2-3). Значит, бытие - это первое поколение богов, а небытие - это то, что родило это первое поколение богов. Кстати говоря, автором этого гимна именуют самого Владыку молитвы Брихаспати.
В другом гимне подчеркивается, что происхождение сущего в не-сущем открыли мудрецы размышлением в своем сердце (РВ 10:129,4). А сердце, как вы помните, для древнего сознания - это не просто мышца, гонящая по организму кровь, а это средоточие, центр бытия в человеке. Отсюда – сердцевина, середина. И вот размышлением в своём средоточии, где Бог встречается с человеком, мудрецы, риши, открыли, что сущее происходит из не-сущего. Потом уже, в Упанишадах, это будет подвергаться сомнению, но это потом. В V гимне X мандалы говорится, что
«Не-сущее и сущее - на высшем небосводе,
При рождении Дакши (умелого) в лоне Адити» (РВ 10:5:7, 1-2).
Явление Вишну риши. Современная акварель.
(Е.Н. Аникеева. Об онтологическом статусе божественной реальности в ведах и упанишадах // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 13. Вып. 1 (2016). С. 6)
Кажется, что это набор непонятных слов, но эти строки очень характерны. Значит, не-сущее и сущее - на высшем небосводе, не на том сияющем небосводе (Дьяус), который проявляется в этот мир, а на высшем, где Бог в Себе, где не-сущее и сущее вместе. И они пребывают в лоне Адити, в лоне Беспредельности, потому что она рождает (Адити, Беспредельность - это женский род). А Беспредельность – это то же, что и Нерожденное, Аджа, только это Нерождённое как бы в своей женской, рождающей, ипостаси. И речь идет о рождении в лоне Адити Умелого (Дакши). Умелый – это Творец всего, Который может называться по-разному - и Праджапати, и Тваштаром (Мастером), и Дьяусом. Вот этот Умелый, этот Дьяус, Небо, творит мир, и это происходит на высшем небосклоне.
В Атхардведе это объясняется более подробно, и сейчас мы с вами впервые познакомимся с одним из важнейших документов ведических интуиций, приготовьтесь к этому. Это XI книга Атхарваведы, 8-ой гимн.
Когда Тваштар (то есть Мастер) пробуравил (того),
Кто высший отец Тваштара,
Боги, сделав смертного (своим) домом,
Вошли в человека. (АВ 11:8,18).
Вот поэтому тот, кто знает
Человека, считает: "Это брахман".
Ведь все божества сидят
В нем, как коровы в хлеву. (АВ 11:8,32)
Дается такой милый, такой сельский образ коровы, хлева, а на самом-то деле это величайшие слова! Когда Творец, или Умелый Мастер, пробуравил Того, Кто Отец этого Мастера (а это Аджа, Нерождённый), Он открыл путь из Нерождённого к рождению. И тогда эти энергии, эти силы Нерождённого сделали смертного, то есть человека, своим домом. Они вошли в человека, и поэтому все боги находятся в человеке, как коровы в хлеву. А что это означает? Это означает, что человек, на самом деле, подобен Отцу Тваштара, ведь именно из Отца Тваштара, пробуравленного, вышли энергии, которые вошли в человека и находятся в человеке. Поэтому-то человек - это такой же Брахман, то есть Творец, как и Аджа, но он смертный и находится в этом мире. И огромная проблема в том, чтобы этому человеку из смертного стать бессмертным, преодолеть смерть, восстановив свое естество, свою природу, и в этом мире действовать так, как надо действовать тому, кто есть средоточие всех богов. Человек - не жалкая песчинка, не ничтожная какая-то амёба, человек - это аналог Нерождённого, и об этом говорится в Атхарваведе.
И характерно, что все божества сидят в человеке, а сейчас мы с вами узнаем, что божества-то бывают разные. Есть и хорошие, и плохие, и все они находятся в человеке, и поэтому человек и хороший, и плохой. И сейчас мы с вами переходим к новому открытию, о котором мы, вспоминая Шатапатху брахману, чуть-чуть говорили на предыдущей лекции.
5. Адитьи и дайтьи
В 82 гимне VII мандалы Ригведы перечисляются те самые боги, те самые энергии:
«Нам пусть Индра, Варуна, Митра, Арьяман
Даруют блеск, великую защиту во всю ширь,
(Они,) усилившиеся от закона, - немеркнущий свет Адити (Беспредельной)!
Мы хотим вспомнить зов Побудителя (бога Савитара)» (РВ 7:82,10).
Это перевод Ольденберга. У Рену перевод немного другой:
«Укрепленные законом, мы желаем призывать в уме Славу Адити от бога Савитара».
Автор этого гимна – один из замечательных риши, Васиштха (санскр. Наилучший), которого мы еще вспомним много раз, пока будем заниматься ведическими гимнами.
Васиштха с коровой Сурабхи. Гуашь. Ок. 1820 г. Британский музей. 2007,3005.47
О чём тут идёт речь? Васиштха просит, чтобы усилившиеся от закона, от риты, адитьи, дети Адити - Индра, Варуна, Митра, Арьяман, помогли поэту, Васиштхе, и, соответственно, всем людям, которые повторяют этот гимн, обрести блеск и великую защиту во всю ширь, то есть, иными словами, обрести совершенство. Здесь для нас самое главное, что «мы хотим вспомнить зов Савитара, Побудителя». Побудитель Савитар - это тот, кто побуждает, и это слово используют и в самом практическом смысле - как некое желание, в том числе, и половое желание животных, растений к размножению, к развитию, но здесь речь идёт о другом. Васиштха мечтает о том, чтобы Побудитель побудил его устремиться к своему Первоисточнику, к той Адити, Беспредельности, к которой ведут Индра, Варуна, Митра, Арьяман. Именно об этом он просит, об этом гимн - чтобы побудить, вспомнить свою божественную природу.
Представление Гаятри-мантры, посвященной Савитару.
Раджа Рави Варма (1848-1906)
Кстати говоря, один из этих богов-адитьев - это Арьяман. Арьяман - это близкий друг, дружка на свадьбе, друг жениха. То есть это тот, кто помогает жениху. Эти образы хорошо известны и из Евангелия (Ин. 3:29). В данном случае, это друг человека, помогающий ему вспомнить свою божественную природу и вернуться к ней. Адитьи растут от закона, от соблюдения риты, от соблюдения правды - от того, что египтяне называют маат, и не случайно, что их называют ;tav;dho (ритавридхо), «усилившиеся от закона».
А их противники, а они есть, это чада предела, чада Дити – дайтьи. Одни – адитьи, другие – дайтьи, и они противостоят друг другу. Одни - беспредельные, другие - предельные. Одни устремлены в божественного Аджа, другие, напротив, ограничивают себя неким пределом, как те герои Достоевского, которые сказали, что мы хотим быть только на страницах романа, а не хотим развиваться дальше в соответствии с гением нашего творца, писателя Фёдора Михайловича. И вот здесь открывается та тайна, которая, пожалуй, неизвестна напрямую ни авторам Библии, ни Египту, хотя и в Египте, и в Месопотамии, и в Библии, особенно в апокрифических текстах, есть на неё намёки.
6. Асуры и дэвы, силы и энергии
Мы сталкиваемся с новой категорией ведических представлений, с категорией асуров. По ту сторону адитьев и дайтьев находятся асуры. Асуры, как говорится в Атхарваведе, это древнейшая божественная семья. В заговоре от яда говорится о целебной земле: «Ты дочь асуров, ты – сестра богов» (АВ 7:100,3). То есть, если угодно, боги, дэвы - это дети асуров. Целебная земля - сестра богов, но дочь асуров.
Замечательный венский профессор санскритолог Манфред Майерхофер объясняет, что слово «асуры» этимологически происходит от слова asu – жизненная сила (M. Mayrhofer. Kurzgefasstes Etymologisches Woerterbuch des Altindischen. Heidelberg: C. Winter, 1956. Bd. I. S. 65). Соответственно, асуры – это силы.
Действительно, в одном из гимнов Атхарваведы говорится, что они обладатели асурской силы или, как переводит Т.Я. Елизаренкова, колдовской силы (АВ 3:9,4). Слово «колдовская» здесь добавлено как разъяснение, быть может, неудачное. Говорится именно об асурских силах.
Кто же такие асуры? Это всё божественные силы, если угодно – потенциальные силы, сосредоточенные в Боге, не проявившиеся ещё вовне. Поэтому они старше дэвов, проявивших себя. Это, как говорит замечательный своей интуицией Ф.Б.Я. Кейпер, «не падшие ангелы, но потенциальные боги» (Ф.Б.Я. Кейпер. Основополагающая концепция ведийской религии // Труды по ведийской мифологии. М.: Наука, 1986. С. 33).
Свидетельство о публикации №225032400273