День памяти
Разрушенная квартира. В подъезде почтовые ящики. Под ними надписи. Люди думали о родных. Оставляли весточку. Надежда на встречу была жива в каждом. Бежали, ничего не беря с собой. Разруха, битая посуда, вещи. Боже, как страшно. Детей увозили в детские дома. Невыносимо.
Более всего убило посещение комнаты-сарая, в который согнали жителей всей деревни и подожгли. Все живо: звуки, запахи, обожженные ворота, стены.
А дальше девушка, идущая на эшафот. Она не стала предавать, выбрала смерть. Это символ непокоренности белорусского народа.
А еще колодец. В нем нет воды. Немцы бросали туда маленьких детей...
Потом мы посетили последнюю комнату - "Колосящееся поле" - символ возрождения новой жизни, вот только больно: колокол без языка. Почему? Люди, эти люди больше никогда не заговорят...
Иосиф Каминский в центре всего мемориального комплекса. Выжил! Один. Нашел своего сына - Адама. "Непокоренный". У Адама была смертельная рана в живот немецкой пулей. Но он был жив. И только спросив, жива ли мама, умер.
Братская могила - 149 человек, из них половина - дети. Самому маленькому 15 недель.
Открытый комплекс, где на месте домов могилы, над ними возведены колокола, которые звонят каждые тридцать секунд, будто хатынцы переговариваются друг с другом...
Сколько еще нам надо трагедий, чтобы понять? Нет слов, нет сил. Минута молчания...
* Справочно:
Уничтожение Хаты;ни — акция 22 марта 1943 года, проведённая карательным отрядом (118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер») из мести за убийство нескольких немецких военнослужащих окрестными партизанами: в соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни (в том числе 75 детей) были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи этим партизанам.
Свидетельство о публикации №225032400429