Начало веры - страх Господень
Воскресный день… Ряды постоянных прихожан (в основном – женщин пожилого возраста) пополняются двумя-тремя мамочками, пришедшими причастить малышей. Они подошли почти впритык к самому таинству. Оно и понятно – тяжело с малышами на руках всю службу отстаивать.
…А эту молодую женщину в последнее время в храме можно увидеть чаще. Она сосредоточенно молится в левом приделе. На лице не умиротворение, а скорее, тревога – видно, старается что-то (или кого-то) вымолить у Бога. Почему-то приходит мысль – мужа на СВО. Может, потому, что где-то к середине службы к поставцам с поминальными свечами (тоже в левом приделе) подходит группа женщин в черных платочках – в храм они зашли минут за десять до этого, успев о чем-то подробно переговорить со служительницей у свечного киоска (возможно, заказать требу).
…А вот это в храме – уже совсем новые лица. Раньше этих молодых мужчин я здесь не видела. Вот один из них - передо мной. С самого начала он время от времени привлекает внимание тем, что его поведение как-то выпадает из привычного контекста. Строгое лицо. Жилистые натруженные руки. Слишком простые для молодого человека прическа и одежда. Не вполне уверенные жесты оказавшегося в незнакомой среде. Совершенно очевидно, что он хочет ей соответствовать, но делает это не для одобрения окружающих (на них он почти не обращает внимания, сосредоточившись на молитве), а для того, чтобы наиболее полно выполнить форму Богообщения.
Да… Сюда он пришел к Богу и только к нему…
То же самое выражение лица и у мужчины в центре храма… И еще у одного, стоящего от него поблизости…
«… Начало веры – страх Господень…». Да… Похоже, что он коснулся их душ причастностью к Великому делу – служению Родине: они или собираются идти «за ленточку» или уже побывали там и скоро вновь туда возвращаются.
Смотрю на них с почтением почти, как на святых. Нет… Я понимаю, где-то в другой… мирной жизни… до того… они были простыми парнями…возможно даже употребляли по праздникам «горькую» и матерились… Но все это было ДО…
Вспоминается вдруг знакомый полковой священник – отец четверых детей… доброволец, с начала СВО практически оттуда не вылезающий... «…На войне неверующих не бывает…». На шевронах бойцов «Спас Нерукотворный», в «буханке» его походной полковой церкви – тоже… На привалах для одних – служба с приобщением Святых Христовых тайн, а для других - первый шаг ко Христу - выполненный между боями укороченный ритуал Крещения (священник предупреждает – «…потом, как домой вернетесь, скажете батюшке… он восполнит…»).
И вот сейчас они дома. Успели ли подойти с этой просьбой к нашему отцу Алексию, или были крещены еще во младенчестве, но просто в церкви не бывали? Бог весть! Это дело только их и Бога. Уйдя «за ленточку» воевать «за други своя» они, как никто, приблизились ко Христу не по Закону, а по Благодати.
Потому и смотрю на них, на их близких, на ту незнакомую женщину в левом приделе снизу вверх. Ведь о их заботится Сам Господь. Он их сугубо обороняет!
(Фото из Интернета)
Окончание трилогии эссе на эту тему: http://proza.ru/2025/03/25/613
Свидетельство о публикации №225032400533
Денисенко Наталия 24.03.2025 10:27 Заявить о нарушении
Ирина Михайловна Дубовицкая 24.03.2025 10:49 Заявить о нарушении