Пушкин Онегин Татьяна, схватка Демонизма и Ангелиз
схватка страдальцев Демонизма и Ангелизма
Или онтологическая бездна пространства поэтики Пушкина в романе в стихах Евгений Онегин (ЕО), особенность замысла которого он обозначил «дьявольской разницей» и попутно посетовал, что вряд ли кто этот его замысел «расчухает» (его точный термин о возможностях познания скрытого смысла романа…)
***
Общая идея заметки:
эпицентром фабулы романа Евгений Онегин Пушкина схватка двух типов натур или характеров двух главных персонажей:
- демонической натуры Евгения
- ангельской Татяьны
(прим. хотя в терминах это неск. притянуто за уши: демон ведь тоже ангел … только отпавший и или) павший … но,с иной стороны, Мефистофель ведь ни падал и ни отпадал = чин его неизвестен, но, скорее всего, он начлаб в ОКБ Творца – Бога околоземного)
***
I
Роман ЕО в своей фундаментальной (базисной) идее именно онтологический, ибо он о БЫТИИ и СУЩЕМ.
И только в техническом плане ремесла он о поэтике, о поэтической кухне и о диалоге жанров и новом литературном поэтическом языке выражения этой идеи
Онтологический характер идеи романа ЕО на уровне восприятия его текста чтецом выражается уже в захватывающем и поражающем вас чувстве какой-то тревоги, близкой беды, несчастливого исхода и нарастающего страдания и «миллиона терзаний»
Шанс в попытке понять эту личную мировоззренческую проблему жития Пушкина, которую он поставил в романе ЕО, нам дает вот этот фрагмент из статьи Зырянова О. «ОНТОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ СИСТЕМ - (ПУШКИН - ТЮТЧЕВ - ЛЕРМОНТОВ) И ХРИСТИАНСКАЯ КАРТИНА МИРА в 2017»:
«С нашей точки зрения, важнейшим аксиологическим критерием в исследовании религиозной природы пушкинского духа становится отношение самого поэта к страданию. Практически все пишущие о Пушкине сходятся в одном: тайна духовной жизни поэта, разгадка его религиозности - в страдании. Пушкин поистине великий страстотерпец, «тип русского святогрешного праведника» (А. Амфитеатров). «Борения сменяются падениями, - отмечает В. Н. Ильин, - истинно человеческий дуализм греха и покаяния, страсти и святости, демонизма и ангелизма делается основным содержанием земной жизни Пушкина» [Ильин В.Н. Мудрость скуки и раскаяния в кн. Пожар миров. Избранные статьи из журнала «Возрождение», 1998]. Вторит ему и другой исследователь, Вл.В. Гиппиус: «Если определить душу Пушкина, сказавшуюся в его поэзии, то ее нужно определить как душу христианскую в ее основной стихии - греха, который хочет стать святостью» [Гиппиус. Пушкин и христианство. Пг., 1915]. Именно «страстно-духовное поле поэзии Пушкина» представляется, по С.Г. Бочарову, важнейшей и не решенной проблемой современного пушкиноведения [Бочаров С.Г. О чтении Пушкина // Новый мир. 1994. № 6].»
Поэтический фон из творений Пушкина «на югах» и беглая предыстория замысла романа ЕО важна. А она и такова:
Пушкин, после того как в чудесном Крыму и проклятом городе Кишиневе испытал в 1821 слом мировоззрения Певца Свободы, создает программные манифесты поэта-скептика и страдальца: «Цыганы», «Свободы сеятель пустынный…» и «Демон» (в октябрь — 10 ноября 1823 г). Их общая идея понятна по выбору и решению темы-проблемы «Житие, Бытие, Сущее».
Первая же глава романа ЕО (позже условно названная автором «Хандрой» (страданием!) начата 9 мая 1823 г. Первоначальный черновик Пушкин начал переписывать и обрабатывать 28 мая. Глава окончена 22 октября 1823 г. Строфа XXXIII переделана в сентябре 1824 г. из наброска, писанного 16 августа 1822 г. Тогда же, в сентябре 1824 г., написаны строфы XVIII и XIX.
Итак, мысли этих четырех онтологических песен питаются водами одного поэтического ключа (или омута?) - демонического! И одновременно апокалипсического и страдальческого, свидетельствующего о «борениях сменяющихся падениями духа» и отражающими состояние духовного мира Пушкина в «истинно человеческом дуализме греха и покаяния, страсти и святости, демонизма и ангелизма, ставших основным содержанием земной жизни Пушкина».
Онегин – это демон. Это идеал мужчины с натурой мужественного демонизма «охлажденного ума»
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия, <…>
Когда возвышенные чувства <…>
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня. <…>
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд. <…>
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Это в Демоне об Онегине!
Демон теперь персонифицирован и получил имя = ЕВ-ГЕНИЙ – лучший из гениев (в переводе значения говорящего имени героя).
И рассуждения автора и отклики на его Демона вполне могут быть отнесены и к его Евгению:
В лучшее время жизни сердце, ещё не охлаждённое опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нём сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своём демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века. — современники узнавали в демоне сухого и язвительного друга Пушкина — А. Н. Раевского; Пушкин предполагал опубликовать это опровержение под чужим именем
— Александр Пушкин, заметка о стихотворении, 1825
• … произведение, где поэт России так живо олицетворяет те непонятные чувствования, которые холодят нашу душу посреди восторгов самых пламенных. Глубоко проникнул он в сокровищницу сердца человеческого, из неё похитил ткани, неприкосновенные для простолюдина, — которыми облёк он своего таинственного Демона.
— Владимир Одоевский, «Новый Демон», 1824 (до октября)
• В «Демоне» — полная картина безумного ожесточения души человеческой, против всего возвещающего ей высокое и прекрасное <…>. Вот где обозначил себя Пушкин, вот где он становится выше современников, вот наши залоги того, что может он создать, если, сбросив оковы условий, приличий пошлых и суеты, скрытый в самого себя, захочет он дать полную свободу своему сильному гению! <…>
Вот пьеса, где несколькими стихами выражено всё, могущее увлечь юную душу…
— Николай Полевой, «Борис Годунов». Соч.Александра Пушкина, январь 1833
• В хвалёном «Демоне» Пушкина нет самобытной жизни — он не проистёк из глубины души поэта, а был написан потому, что должно же было написать что-нибудь в этом роде.
— Вильгельм Кюхельбекер, дневник, 25 июля 1834
Рассмотрим демонический портрет ЕО ювелирным пером Пушкина на паре стихотворных не смехотворных примерах:
X.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным, иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!
XI.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук.
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
XII.
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья:
Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
XXXVII.
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова:
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань и саблю и свинец.
XXXVIII.
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел;
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
XLV.
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
XLVI.
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграм.
Итак, это портрет не мрачного и довольно симпатичного молодого модного (как денди) повесы, держателя натуры демонического характера и даже друга кому-нибудь, но в режиме (формате) «от нечего делать»
Но мы выделим доминантную демоническую черту Евгения = он прирожденный убийца! Как Алеко из Цыган и как потом Герман Германн, »нечаянно» прикончивший старую графиню незаряженным пистолетом = Пиковую даму и архетипную Белую женщину.
Достоевский недаром говорит о сосании собственной крови в раскаленной пустыне умирающим от жажды грешником (то есть каждым из нас) и о «квадриллионе километров, проходимых во мраке и в стуже абсолютного нуля», где и отдохнуть негде и некогда, да и незачем, ибо уж очень неудобно ложе вечности, и укладываться на нем, это то же самое, что усаживаться на кол (с целью «отдохнуть») //Вл.Ильин //. Евгений будет сосать эту кровь в конце романа,хотя застрелиться он и не захотел. Ему и не нужен и не свойственен суицид: ему нужна лишь пища для хандры и страдания!
Онегин – это модель живущего ради страдания. Убери у такого источник мук - ему и жизнь станет не мила.. . Вот тогда и петля из веревочки, что сколь не вейся, а сплетешься ты в петлю
(Нейро Яндекс просвещает):
«Некоторые демонические черты Онегина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
• Скука как результат скептического восприятия мира и общества. 3
• Язвительные речи. 3
• Роль соблазнителя. Онегин — «искуситель роковой». 3
Однако в фабуле романа нет прямых свидетельств принадлежности Онегина к «демоническим» героям. Демонический подтекст личности героя проявляется частично, в ослабленной форме — как подтекст, как неосуществлённая возможность, как потенция характера. 4
Основная реализация модели героя этого типа происходит во сне Татьяны, где Онегин предстаёт и разбойником, и убийцей, и повелителем инфернальных существ. 4»
«Евгений Онегин» насыщен страданием скепсиса, трагизмом, пессимизмом и демонизмом
Но для трагедийности (или трагедии по Поэтике Аристотеля – высшему ее жанру) в романе нужна жертва и антипод Евгения. Естественно раз антипод демона, то он д.б. «ангельским» = нести на сцену и в сюжет мощный равносильный заряд «ангелизма». И Пушкин его нашел = это Татьяна (изначально – Наталья, но перелицованная, ибо Пушкин уже провидел имя жены и, суеверный, был уверен = тексты сбываются»)
Итак, на сцену во второй половине Главы второй Пушкин выводит в пару Евгению = демону-интеллектуалу и выпускнику высшей школы Науки страсти нежной = персонаж ангельской чистоты наивности, держателя женского начала и примитивной чувственной примативности. Им и явилась та, что «звалась Татьяной» - созревшая в половом отношении самка и вступившая в своем развитии в фазу «пришла пора… душа ждала … кого-нибудь»
И этого носителя ангелизма Пушкин повел чрез испытание огнем встречи со злом искушения и риска падения и неотвратимого возмездия к вершинам памятников нерукотворных = статуи Идеала женской (и супружеской … а как же как!) верности! И по дороге сам влюбился в нее как Пигмалион и стал ваять статую как Фидий или Пракситель
Естественно, Таня поражена явлением Евгения - модного повесы с маской денди, богача и интеллектуала, что для провинциальной да еще и сельской девицы, уже страдающей «изнемогающим рассудком» под тяглом пресса половой истомы и тоски по дефлорации, означало одно – «это Он» = ее альфа самец.
Вроде бы нетрудно вывести ЕО в альфа-самцы – ведь соседи Лариных и весь их социум это буквально «скотный двор» - Харликовы, Буяновы, Петушковы да Скотинины(!), а также «отец семейства холостой» Зарецкий
Но что же в Жене заставило Таню, интеллект которой остался как у 13-летней в 170-летнем возрасте (проф. оценка Евгения), моментально вычислить по вшитой в ее генной программе примативности (что называется одним нюхом) ее альфа-самца?
Об этой мотивации и выборе Тани замечательно написал мыслитель Зарубежья Вл. Ильин:
«Сочетание в Онегине внешней красоты, молодости, мощи и «резкого охлажденного ума» составляло того типа ядовитую и привлекательную для женщины смесь, на которую существо, подобное Татьяне, не могло не попасться как на приманку, скрывающую гибельный крючок: это должно было совершиться почти с математической силой достоверности.
В Онегине было в этом смысле два неотразимых – в специфическом смысле – и родственных преимущества:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь,
Откажут – мигом утешался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Здесь и другая психическая закономерность:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей
Влюбиться в женщину, превратиться в Вертера – самый верный способ оттолкнуть ее. То же касается так наз. поэтичности, как свойства, приносящего несчастье. Поэтичность, притом подлинная и весьма глубокая, Онегина была скрыта на очень большой, никому недоступной глубине, а сверх того его эротическая ранимость была тоже почти вне пределов какой-либо досягаемости: он был иммунизирован долговременной практикой в «науке страсти нежной»; однако ни в какой мере не был он ни грязным развратником (он был для этого слишком утонченным), ни влюбчивым Вертером, который всегда в том или ином виде терпит крушение, притом, по всей линии, и жизнию платит за… несуществующий, вернее, неосуществленный грех.
Но у эроса существуют свои автономные закономерности, не имеющие ничего общего ни с этикой, ни даже с эстетикой. Безобразно уродливый, старый и безнравственный мужчина как эротический объект страсти со стороны молодой и очаровательной девушки – нечто вполне возможное. У Бунина на эту тему есть замечательный рассказ. Отчасти на эту тему написана и «Первая любовь» Тургенева, да и «Полтава» Пушкина. «
И далее с проницательностью опытного спеца страстоперпца:
«Сверх этого интересы (умственные) Онегина были максимально отдалены от какой-либо романтики и эротики – в этом был парадокс его умственного и духовного склада. Склад его ума был, если так можно выразиться, научно точный и вращался главным образом вокруг экономики и к ней примыкающих наук.
Эта особенность его несомненно повышала его мужественность и полярную противоположность в отношении к женской природе.
Этим, быть может, объясняется то, что женщины так влекутся к холодным и научно точным натурам – не говоря уже о том, что лишь подобного рода натурам свойственен властный и диктаториально непреклонный склад воли, ума и характера и, так сказать, «наполеонизм».
Весьма вероятно, что где-то в недоведомых глубинах женского подсознания то обстоятельство, что Онегин убил Ленского, могло тоже разжечь женский эрос Татьяны в отношении к Онегину.
Демонизм и жесткая мужественность Онегина были великолепным дополнением к женственности Тани, «дикой, печальной, молчаливой, как лань лесная боязливой», с несомненными чертами «ангелизма».
Пушкин в важнейшие моменты настаивает на демоническом блеске красоты Онегина, на его гремящем или громоподобном облике.
В Онегине гнездился огромной силы Дон-Жуан, бивший «наверняка». Все это с бесподобным мастерством выявлено и изображено Пушкиным. Атмосфера создается вокруг Онегина очень жуткая, и, если мы как-то слишком гладко «воспринимаем» всю эту демонскую алхимию (психоалхимию) романа, так это по причине листовско-паганиниевской техники стиха, благодаря его непостижимому совершенству.».
Лучше не скажешь … А скажешь - так смажешь
Хотя и рекомендовано нам изучить у 3.(Сигизмунда Шломо) Фрейда «Теорию полового влечения»
Я присовокупил бы и теорию влечения и желания Жака Лакана с потугами М.Фуко. Но надо помнить и о том, что за ними идет инстинкт влечения смерти (согласно уведомления того же Фрейда в «По ту сторону принципа удовольствия»)
Так в романе ЕО Пушкин столкнул трепетную лань Таню с охотником убийцей Женей, ружье которого уже повисло в комнате Чехова (АП). Пушкин умышленно столкнул носителя «первой любви» (Таню) с тем, кому досталась лишь «любовь запоздалая, … последняя» (с Женей)
«Как Ева первозданная, Таня прежде всего женщина – и ничто женское ей не чуждо – включая и опасное, смертельно опасное любопытство. Словом – вариация на третью главу книги Бытия о вкушении запретного плода. Онегину дана сила окончательного изгнания нечистых духов и право власти над Таней как над женщиной. Таня была готова стать женой его, «единственного». Но он еще не был готов, ибо был только Дон-Жуаном, убийцей. … хладнокровным ( т.е. рептильным).
Но Евгений у Пушкина еще и носитель не только комплекса Каина (по судьбоанализу Зонда), но и комплекса Ламеха.
Ильин, эту черту натуры в Евгении отметивший, поясняет:
«Комплекс этот состоит в двойном активно-пассивном полигамическом влечении. Он чисто животного, нечеловеческого, а потому в отношении человека и адского характера. В нем есть нечто от того, что можно назвать диаволовой (наполеоновой тож) «монархией самца», претендующего на единственное право обладания всеми самками без исключения с устранением (символическим или действительным) всех других самцов – главным образом через убиение, оскопление или каким-либо другим путем; самка (в данном случае женское естество Татьяны) как самка идет пассивно навстречу этой претензии, ибо чувствует в полигамическом обладателе и повелителе «единственного», так сказать, потентата, с которым никто не может и не смеет тягаться в специфическом смысле.
Корни полигамии, всегда соединенной с мотивом и комплексом убийства или оскопления предполагаемого или настоящего соперника, – именно таковы.
На эту тему есть у Шопенгауэра много интересных намеков в его «Метафизике половой любви». «Комплексу Ламеха» родственен «комплекс Каина», то есть братоубийства, и, следовательно, войны.
Это типично мужеская жажда не только оплодотворять самку, но и убивать самца и, вообще, проливать кровь – всякую, в том числе и самки.
На этот счет см. главу «Кровь» у Кайзерлинга в его «Южноамериканских размышлениях». «
Далее сногсшибательно:
«Для Тани с точки зрения удовлетворения ее женского эроса Онегин действительно «идеальный мужчина», если угодно – «муж» (ideal Husband, говоря языком Оскара Уайльда). Красивый, молодой, сильный, кровожадный и с полигамическими, то есть чисто мужескими, наклонностями. Ей в подсознании и хочется быть наложницей в его гареме (или в стаде онегинских самок), куда должна войти и Ольга, предварительно освобожденная от жалких, немощных и полуимпотентных претензий ее смехотворного жениха.»
И вот доказательство:
«Онегин убивает Владимира.. .
Далее – превосходящее всякую меру совершенства и божественной простоты надземное оплакивание юноши, «погибшего рано смертью смелых», настоящее надгробное рыданье – как будто бы в лице Пушкина восстал гений, преп. Иоанну Дамаскину равный.
И постепенно в усыпленье
И чувств, и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: «что ж? убит!»
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь;
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно,
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, Бог весть. Пропал и след.
Вот она – в аспекте совершеннейшего искусства тайна соединения и разъединения двух великих символов – сердца и души, ибо «в крови душа»… Эту тайну как при жизни, так после смерти «Бог весть ». Она неизрекаема. Разве только можно сказать, как и почему мы ее не знаем – и знать не будем. Ignoramus et ignorabimus, по чеканному выражению великого физика и физиолога конца XIX века Дю Буа Реймона. «
Надежды нет! Он уезжает,
Свое безумство проклинает —
И в нем глубоко погружен
От света вновь отрекся он.
И в молчаливом кабинете
Ему припомнилась пора,
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
«Страдания – показатель глубины», – верно сказал Бердяев в своей книге о Достоевском. Онегин оказался способен по-настоящему страдать – и это, повторяем, очень и очень его рекомендует, даже оправдывает. И как назовем мы то отребье – мужского, женского или среднего рода, – которое не способно к страданию и к слезам?..
Оказывается, Онегин, как и Таня, с которой он образует мистическое двуединство, способен проникаться и вдохновляться древними преданьями, сказками и запредельным архаизмом, составляющим суть, дух Таниной души, – следовательно, тайной подлинной культуры.»
(там же)
И финал схватки демонизма и ангелизма по истрадавшемуся в толерантной Европе Ильину:
«Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил,
Или не сделался поэтом.
Признаться: то-то б одолжил!
А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Как для Онегина, так и для его творца время мерялось страдальческими и томными, отнюдь не творческими вёснами. Как и его создатель, Онегин, любя, был «глуп и нем».
Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума
Чем же стал Онегин?
Пушкин дает нам ответ: он стал живым мертвецом для этой жизни.»
II
Роман ЕО – о страданиях и терзаниях дуалистов (не дуэлистов, не дуэлянтов, и не убийц) в дуализма борений со злом при встрече с человеком и риска падений при необъятной силе обаяния зла и тайной жажды греха и демонян, парадокс, и ангелян (Таня жаждет одного - Любви (и именно платонической, если ее правильно понимать – т.е. именно чувственной по Платону с двуликим его Эросом в теории шести маний)
У цитированного выше О. В. Зырянова находим сразу в самом начале заметки об онтологической системе (не случае! = именно системе!):
«В письме от 22 марта 1842г. к В.Г. Белинскому литературный критик В.П. Боткин высказал удивительную но своей интуиции мысль об онтологической основе поэтического мира Пушкина, сводя ее к мифу о втором пришествии. По мнению критика, это «многозначительный миф: ему предшествует совершенное растление мира, брани и убийства, страдание и гибель.
Страшный суд истребляет с лица земли растленное человечество - и лишь после очищения земли настает царство Духа.
Так всякая истинная трагедия есть осуществление пред нами Страшного суда» [Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984].»
Чтобы подготовиться к Страшному суду надо пострадать и милость Судии выстрадать
Герои Пушкина – Алеко, Евгений и Германн = убийцы
В романе ЕО страдают все:
- дядя безымянный, вынужденный править честных, глушить настойки с наливками,
- племяш его Женя, боящийся мук ухода за тяжело раково-больным и зовущий на помощь чорта
- Вова Ленской (а никак не Ленский!), замученный сухой наукой Геттингена, элегической архаичной поэзией и страхом женитьбы на попрыгунье-стрекозе Оле – глупой как эта наша круглая луна на нашем же сельском небосклоне крепости крепостников
- Женя Онегин от лени, скуки и хандры и доступности дам всех возрастов, нравов, порч и комплекций (были бы 15 раз воспетые Пушкиным в первой главе ножки …, зажавшие на своей вершине нечто)
- Оля, еле терпящая жениха импотента и печального робкого в ласках стихоплета (то ли дело проезжий улан!)
- Прасковья Ларина от прерванного акта любви с игроком, котильонщиком и гвардии сержантом Грандисоном (на которого итак поразительно похожа Таня в глазах московской кузины маман – Алины, обомлевшей и выдавшей тайну проблемы ее отцовства …)
- Зарецкий – от того, что мало кто в их округе прибегает к его услугам сека без дуэльного кодекса
- даже слуга Гийо (которого автор пародийно назвал Гильо – будто Гнильё), спрятавшися на ордалии за пень …
Страдают все. И автор прежде всего …
Пик страданий любимой им Тани (с полным медицинским откровением об истоках и схолиях страданий Тани = болезни любви и целомудрия целкости) = Сон Татьяны в эпицентре романа-страдания. Не говоря уж о страдальческом ея Письме к Жене с просьбой о скорой психиатрической помощи и протоколом о намерениях отдаться из-за лакановских влечений и желаний Его (того кто для уснувшей и погрузившейся в эротический сон – Он), немочи терпежа и томления страсти созревшей и до безумия сильно захотевшей леди из села N
Сон Татьяны – это эзотерический миф-эксперимент встречи двух миров в диалектике дуализма – Демонизма и Ангелизма. И оба героя на этом опытном поле – оборотни: Таня в ряде фаз выступает буквальной дьяволицей без страха и упрека. Только суеверие и женитьба Пушкина не дали ему превратить Таню в Анну Каренину – в Идеал Свободной Женщины, которой правит честно плоть
Таня, бесконечно страдая, выжила и стала лит. статуей Идеала верности (еще вопрос кому! – ибо со скрытом смыслом ее клятвы = Я Другому отдана! = это проблема! Это кто ж такой счастливчик!? Пушкин!)
III
Гимн страдальца Пушкина светлой печали:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
(1825 г.)
Какое тихостное страдание …в настоящем … в надежде наивняка на даль свободного романа жития, видимую в видимо-невидимости сквозь магический кристалл
Или (и):
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
(1829)
Печаль просветленная – нежная форма страдания в этом онтологическом шедевре
И конечно Бесы-провидцы :
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Весело? Надрывая то …
А то…
Даже веселье у Пушкина отдает грустью, тоской и страданием круглого грешника
***
Истопник основной:
Ильин В.Н. «Чудак печальный и опасный» [О «Евгении Онегине»]. Возрождение, май 1968, октябрь.
Доппайки от истопника :
Это На основе следующих текстов:
1) Владислав Бачинин . Русский человек на сквозняке между небом и преисподней
(Евгений Онегин как религиозный тип) Опубликовано в журнале Нева, номер 9, 2012 2) Izkulis.ru Демон или Дракула: темная сторона Онегина https://dzen.ru/a/ZeiIT8ru_lADHe5z
3) И. МЕДВЕДЕВА ПУШКИНСКАЯ ЭЛЕГИЯ 1820-х ГОДОВ И „ДЕМОН“ https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v41/v41-051-.htm
4) Бояркина Полина Викторовна. Онегинский тип героя в русской литературной традиции. 5) Созданье ада иль небес: неоднозначность образа Евгения Онегина
6) Наталья Олифирович. Евгений Онегин: нарцисс, неспособный к эмпатии?
а также ликбезные источники:
Шопенгауэр. «Метафизика половой любви».
Кровь и Женское господство у Кайзерлинга в его «Южноамериканских размышлениях»
Фрейд «Теория полового влечения»
Генри Миллер
Лакан
Эрих Фромм
Колобок + Три Поросенка + Теремок и Кот в сапогах
***
PS
И все ж сомнения нас с отшельником скитником фра АИЯ гложут ...
А не дурят ли нас эти к умники мыслители ?
Ведь Пушкин не мог нас, пельменеедов и крымнашцев, не мистифицировать!
Один пример обоснованного сомнения в американском суде оч. важных присяжных:
если Онегин так притягательно сексопильно демоничен (чуть ли не сам Мефисто-фель-ка), то отчего он не рискнул оказать скорую психиатрическую помощь Тане по ее настоятельной просьбе у чаши моления и покрыть ее (не метафизически) на онегинской скамье наяву (иль хоть во сне)!?
отчего демон глава шабаша в лесном бестиарии танинного сна испугался "хохотни глупцов"!?
Нет, правы студентки ВШЭ = Онегин Женька шибко разный = хоть он чудак опасный, но не безобразный
Созданье ада иль небес
На Таню все же не полез
Свидетельство о публикации №225032400634