Субъективные и объективные состояния сознания

   В Буддизме колесо Сансары состоит из 6-ти миров: мир людей, ады, мир животных, мир голодных духов, мир асуров и мир богов. Мир людей совмещает субъективные и объективные состояния сознания, остальные, как правило, только субъективные - как результат кармы. Т. е., лишившись физического тела, живые существа видят сны, но испытывают страдания или удовольствия. Сны заканчиваются, и живые существа приходят в мир людей порождать новые причины для других снов, пока не выйдут из колеса Сансары, используя Благородный Восьмеричный Путь.

   Агни Йога больше рассказывает про объективные состояния сознания на разных планах существования: физическом (инстинкты), астральном (эмоции), ментальном (понятия) и огненном (образы). В таком порядке разрежённость и светоносность материи возрастает. Учение касается снов, если не брать земные условия, только когда а.) нужно сбрасывать оболочки и переходить на другой план и б.) отдохнуть в дэвачане перед новым воплощением.

   Как можно совместить концепции Буддизма и Агни Йоги?

   1. Нужно принять, что дэвачан и мир богов - это одно тоже состояние. Переживание радости.

   2. Субъективные состояния сознания распространяются почти на всех людей, не достигших святости и мастерства в йоге. Только эти состояния возникают на разных планах бытия, с разной материальной составляющей. Например, ады в низшем астрале, а мир богов может переживаться как в высшем астрале (кама локе), так и в рупа локе (думаю, ментальный план), и в арупа локе (думаю Огненный Мир).

   3. Когда достаточно заслуг, то человек может находиться в мире богов осознанно, и объективно изучать свойства соответствующей материи. Например, когда применены хорошие усилия для оформления огненного тела. Но придётся вернуться в мир людей для продолжения пути.

   4. Святым и йогам доступны разные планы бытия, потому что они опередили основное течение эволюции и это - их награда.

   5. Есть колдуны, которые, при помощи магии, производят насилие над природой и на время избегают адских страданий, пребывая объективно в низших слоях астрала, когда сбрасывают физические тела.

   Теперь немного подробнее. Есть Единое Учение Махатм (далее ЕУМ): Теософия, Учение Храма, Агни Йога и ГАЙ. 

   В ЕУМ говорится, что не все люди попадают в дэвачан. После смерти физического тела, какое-то время (может 40 дней) человек пребывает в объективном состоянии (возможно, в эфирной оболочке: тонкоэнергетической структуре, которая отвечает за потоки жизненных сил), а потом начинается период созревания. Человек погружается в сон и встречает стража порога (всё плохое, что в нём было и осталось). Редко кто при жизни делает только добро или зло. В основном, и то, и другое. Бывает чего-то больше. При встрече со стражем порога, снова приходится делать выбор. Как внизу, так и вверху. Даже тот, кто сделал больше зла, чем добра, может оказаться в дэвачане (но не на долго), а негативная карма будет изжита в следующем воплощении.
Выбор: двигаться вверх или вниз. Если первое, то после созревания девачан, если второе - ад, но не только. 

   Что после дэвачана? Создаются оболочки для собирания опыта. Создаётся новая личность (скандхи). Далее воплощение и имя.   

   А что после ада? Тоже самое. Только в аду и дэвачане отличные друг от друга переживания. В первом: страдания в холодных или горячих условиях, а во втором - блаженство. Для человека это разные миры, из которых нужно вернуться в мир людей. 

   А что с претами (голодными духами)? О них тоже говорится в ЕУМ (например, в Теософии). Подробно о них в ГАЙ, но своим языком. Человек, встретив стража порога, делает выбор в сторону страстей и попадает в мир голодных духов. Нет физического проводника, поэтому страдает от того, что не может курить, пить, набивать живот разной едой и т. д. Т. е. привязки сохранились, а реализовать человек сам не может. Муки Тантала. Воображает разное, но без удовлетворения. Это не худший вариант. Есть ещё злые голодные духи, которые притягиваются к барам и притонам, чтобы удовлетворить свои потребности, прирастая к аурам праздношатающихся. Такой мир претов. Материально он от средних слоёв астрала до физического плана.

   Есть мир животных. Человек при жизни на земле настолько огрубел, что потом оказался в одних астральных слоях с животными и их оболочками. Откуда физические уродства и лица людей, отдалённо напоминающие морды животных? Из мира животных человек берёт его энергии с собой в следующее воплощение.   

   А что такое мир асуров? Это стадия создания оболочек и пребывание в них до воплощения. И при этом, существо чувствует неудовлетворённость и хочет побыстрее получить новое физическое тело. Т. е. всем после ада, мира животных, мира голодных духов и мира богов (дэвачана) нужно пройти мир асуров и попасть в мир людей.

   Однако есть особые ситуации. Сильные колдуны отдаляют свои адские страдания. В развоплощённом состоянии, они наводят кошмары на земных обитателей и вторгаются в состояния (миры) других развоплощённых существ. Как внизу, так и вверху. Идёт война за людей. Йоги и святые, с другой стороны, защищают тех, кого можно защитить. В разных слоях астрала свои воины и столкновения. Даже девачан не стоит в стороне. Из писем Махатм известно, что Адепты правого пути могут входить в состояния тех, кто в дэвачане. Соответственно и колдуны (адепты левого пути) пытаются это сделать, но получают отпор. 

   Мир - система с набором условий. Есть разные наборы, значит и разные миры. Огненный мир (высший мир богов) - это такие условия, где можно объективно изучать материю и переживать великую Красоту. Что и делают достойные существа.


Рецензии
//В Буддизме колесо Сансары состоит из 6-ти миров: мир людей, ады, мир животных, мир голодных духов, мир асуров и мир богов. Мир людей совмещает субъективные и объективные состояния сознания, остальные, как правило, только субъективные - как результат кармы. Т. е., лишившись физического тела, живые существа видят сны, но испытывают страдания или удовольствия//.

Есть над чем поразмыслить, да. Во многом согласен, но есть и то, что мог бы добавить к Вашему. От себя.
Знаете, что касается субъективности и объективности – надо сохранять сознание и ясное распознавание, чтобы понимать это правильно. Приведу пример. Есть внешний объект, который мы видим глазами. Вопрос: если внешний объект, такой как дерево или дом – он несомненно объективен, то вот глаз, который видит этот дом или дерево – этот глаз объективен или субъективен? Это правильное начало самоанализа Будды. Самоуглубление в осознанность скрытых миров.

Далее точно так же и со слухом. Внешние звуки – они несомненно не являются частью меня самого, так? Гудок корабля, шум ветра, шелест дождя – это несомненно внешние звуки, так ведь, это не я сам? Но, а вот ухо, которое слышит эти звуки – оно внешнее или внутреннее? Оно являются частью меня или нет? Оно объективно или субъективно? … все эти простые рассуждения (которые только таковыми кажутся) – они помогают понять то, о чем говорите Вы. Что остальные миры «только субъективные», как Вы говорите. Да, это так для обычных людей. Но практикующие, которые начинают считать свои глаза и уши НЕ ТОЛЬКО частью самого себя – они попадают после оставления тела в более лучшие условия. Они видят в этих послесмертных мирах не только себя самого в самом себе, но и внешние объекты. То, что и там не является мной, но чем-то внешним. Как тут, в этом мире, не все является мной, что очевидно.

Если начинать применять этот принцип Будды даже на этих простых примерах – то дальше просто дело техники и практики также отделять от самого себя не только свои глаза и уши, но и свое сначала астральное тело – свои страсти, свой поток страстей, чувств, эмоций и желаний. Что если глаза и уши – это только инструмент, это только рецептор восприятия впечатлений тут, это инструмент для воли и внимания посредством которого я присматриваюсь и прислушиваюсь к внешним объектам тут. То значит и там есть свои рецепторы чтобы там слышать и видеть, и там есть свои более тонкие инструменты воли для поступков - уже там. Тогда астральный мир становится не только субъективным, но и объективным тоже. Как и этот мир. Понимаете?

Федор Родионов   05.04.2025 11:52     Заявить о нарушении
//Субъективные состояния сознания распространяются почти на всех людей, не достигших святости и мастерства в йоге. Только эти состояния возникают на разных планах бытия, с разной материальной составляющей. Например, ады в низшем астрале, а мир богов может переживаться как в высшем астрале (кама локе), так и в рупа локе (думаю, ментальный план), и в арупа локе (думаю Огненный Мир)//.

Знаете, Игорь, я не хочу и не буду пытаться изменять Ваши представления об этом всём – это тот Ваш поток абстрактного мышления, который Вы сейчас несете в себе, то что Вы теперь считаете самим собой – и это же Вы заберете с собой и в другие миры. Будете более ясно обдумывать эти вещи там, что и обусловит Ваше состояние в Дэвачане. Со многим я согласен и понимаю, каким образом Вам пришли в голову такого рода мысли. Посредством каких рассуждений. Но я просто скажу то, что и я сам об этом думаю, так как думаю примерно об этом же самом.

Все эти ады и области рая – всё это только части единого колеса Сансары. В котором мы постоянно находимся. Мы можем существовать в разных его частях, но все мы находимся именно в этом колесе. И постоянно вращаемся в нем – все вместе. Отсюда следует один очень важный вывод – любой из нас может родиться в любой части этого колеса, если совершит определенные поступки. Или же просто вследствие невежества – тогда туда приносит просто поток этого невежества и жажды жить, удовлетворять эту жажду жить любой ценой. Ни для кого нет никаких привилегий в этом колесе. Только причина и следствие. И знание что будет если создать вот такие причины или же какие-то другие. Это первое.

И второе, не менее важное. А именно то, что во всех частях этого колеса Сансары находятся не какие-то разрозненные непонятные существа, но просто люди. Под разными названиями, но люди. Либо бывшие и недавно покинувшие свои тела, либо такие, которые уже готовятся снова войти в новое тело. Либо такие, которые больше любили чем ненавидели при своей жизни – и тогда они попадают в область Дэва локи или мира Дэвов. Но есть и такие люди, которые ненавидели больше чем любили при жизни – и тогда они приносятся кармой в Нарака или сферу страдающих духов.

Но при всем при этом, что самое главное – НИГДЕ в этом колесе нет чего-то постоянного. Какого-то такого условия рая или ада в котором существо оказалось бы навсегда. Как из Дэва локи колесо постепенно начнет приносить Дэву к новому рождению в новом теле – и он перестанет быть Дэвой и родится человеком, так и из Нарака или ада это же самое колесо Сансары вынесет того, кто сам туда себя завел – карма такого существа там окончится и он снова родится в новом теле. Как человек.

Федор Родионов   05.04.2025 12:18   Заявить о нарушении
Признателен Вам, Фёдор, за развёрнутую оценку. Теперь есть материал над которым можно размышлять и двигаться дальше. Из Ваших слов понял: поток жизни - накопительный процесс объективизации реальности для конкретного сознания. Надеюсь, Ваши мысли и примеры коснутся и других людей.

Высшего Вдохновения и глубоких прозрений!

Игорь Сытник   05.04.2025 21:18   Заявить о нарушении
//Надеюсь, Ваши мысли и примеры коснутся и других людей//.

Теперь эта надежда, увы, во многом несбыточна. В данный момент. Как и много лет в прошлом это было. Не знаю как в будущем. Дело в том, что программа следования по пути Света включает в себя принесение своей личной добровольной жертвы. Свету. А это противоречит планам большинства и в программу большинства как правило не входит, мой уважаемый друг. Но,насколько мне известно, никто из действительно шедших по этому пути Света не шел им как-то по-другому. Эта жертва достаточно проста - просто продолжать идти дальше несмотря ни на что, хоть отчасти сохраняя Свет в себе и не обращаясь против. Наступят и более светлые времена, это всё снова войдет в моду, но тогда ценность следования по пути будет уже иная.

Федор Родионов   06.04.2025 09:09   Заявить о нарушении
Сейчас переходное время и, конечно, очень тяжело и духовные жертвы имеют большую ценность. Потом станет полегче, многие осознают тайную сторону жизни. Есть ещё время у нас всех немного поработать над собой.

Доброе получилось общение. Рад нашей дружбе, Фёдор.

С уважением, Игорь.

Игорь Сытник   06.04.2025 17:43   Заявить о нарушении