Христианство - римский культ иудаизма

          Вступление

          Начнем свой рассказ со значения религиозный культ, который в словарях обозначен как почитание каких-либо богов и предметов (священные изображения, скульптуры); включающее обрядность и церемониальность. В том числе в список почитания входят: Культ предков, культ Верховного Существа, Фаллический культ, культ императора, харизматический культ. И что интересно, большинство приведенных культовых почитаний присутствует в религии христианства. В первые годы распространения христианства среди культовых верований Ближнего Востока широкой популярностью пользовалась мистическое учение — орфизм. Он имел миф о страждущем боге-спасителе, Дионисе Загрее, растерзанном титанами, и миф о воскрешении (Евридики — Орфеем). Он направлял своих верующих в загробную жизнь, суля вечное блаженство — добрым, наказания, вечные и временные, — злым, и развивая практику постов, омовений и очищений, посредством которых человек во время земной жизни мог подготовить себе лучшую участь по ту сторону смерти. По мнению большинства исследователей именно орфизм стал прообразом христианской религии. В учении христианства составленным Павлом и авторами Евангелии имеется ряд верований о загробной жизни, подобных тем, которые содержатся в «орфической» мифологии о смерти и воскресении Диониса.
 
          В статье «Христианство и Римская империя» говорится: “И так, перевес тайных культов над явными был тем двигателем, который внутри эллинской религии способствовал христианизации империи; но и римское направление имперской религии шло ей навстречу, хотя и по другому пути. Римское многобожие в противоположность греческому отличалось полной неопределённостью, качественной и количественной, и было поэтому склонно к интеграции, результатом которой должно было быть поклонение одному всеобъемлющему божеству. В данную эпоху этим божеством старались сделать «гения» царствующего императора (что было в принципе далеко не тождественно с обоготворением самого императора, но на практике часто сводилось к нему), что предваряло в одно и то же время два догмата христианской религии — во-первых, её монотеизм; во-вторых, её учение о Богочеловеке. Что касается специально этого последнего пункта, то можно сказать, что именно благодаря ему христианство стало столь же естественной религией греко-римской культуры, как оно было несовместимо с иудаизмом”.1 

          Следует отметить, что в первые годы, процесс распространение христианства происходило под влиянием активного прозелитизма. Прозелитизм — это деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию. В переносном смысле — горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.  Первые христианские общины состояли из трёх элементов: а) евреев, отпавших от синагоги, б) еврейских прозелитов, променявших иудаизм на христианство, и из бывших язычников, принявших христианство помимо иудаизма. Чем дальше, тем более первый круг стушёвывался перед вторым и оба перед третьим. Христианская община кольцом окружала еврейскую (или, вернее, вторым кольцом, так как первым были прозелиты). Для постороннего взгляда она совпадала с ядром — христиане считались еврейской сектой и принимали участие в еврейских привилегиях, из которых самой драгоценной для них было освобождение от участия в обязательных языческих культах, главным образом в культе гения императора; на деле же они были от синагоги независимы и управлялись сами. В городах, где синагог было несколько, собственно, должно было быть и несколько христианских общин; быть может, вначале так и было, но для нас христианская община в каждом городе представляет одно целое. Обособление сопровождалось враждой: очень скоро синагоги из очагов христианства превратились в «источники гонений» (fontes persecutionis) для него. При таких обстоятельствах смешение римскими властями христианства с еврейством представляется нам загадкой, понятной только при полном пренебрежении к тому и другому.2

          1. Книги и секты христианства

          Первоначально христиане называли себя по-разному, у них было огромное количество самоназваний: «братья» – одно из самых ранних, «святые» в значении «принадлежащие Богу», «путь Божий», «путь Господень», «путь праведности», «путь истины», «бедняки Божии» (см. Деян. 1:16; 11:26; 2:44). Большое распространение среди последователей Иисуса получило название «назареяне». Назареяне считались разновидностью не только фарисейства, но даже и зелотства.  Зелотом был один из двенадцати апостолов – его так и звали: Симон Зелот (Лук. 6:15; Деян. 1:13) Поэтому первых последователей Иисуса считали мятежником против Рима из-за чего они подвергались преследованиям.3   

          Относительно назареян в работах философа Блаватской Е.П. говорится: Назареи то же, что христиане Св. Иоанна, называемые мендеянами или сабеянами. Те назареи, которые покинули Галилею несколько сот лет тому назад и поселились в Сирии, к востоку от Ливанской Горы, также именуют себя галилеянами; хотя они называют Христа «лже Мессией» и признают лишь Св. Иоанна Крестителя, которого называют «Великим Назаром». Набатеяне с очень небольшими различиями придерживались той же веры, что и назареи или сабеяне. Более того - эбеониты, среди которых, согласно Ренану, были все выжившие родственники Иисуса, видимо, были последователями этой же секты, если можно верить Св. Иерониму, который пишет: "Я получил разрешение от назареев, которые в Берое в Сирии пользуются им (Евангелием от Матфея, написанном на еврейском), перевести его. ... Евангелие, которым пользуются назареи и эбеониты, которое я недавно перевел с еврейского на греческий." (Иероним, «Comment. to Matthew», кн. II, гл. XII, и Иероним, «De Viris Illust.», гл. 3.). Далее, это предполагаемое Евангелие от Матфея, кем бы оно ни было написано, «представляло материал», как Иероним жалуется (loc. cit.), «не для построения, но для разрушения» (Христианства). Но тот факт, что эбеониты, истинные первоначальные христиане, «отвергая все остальные апостольские писания, пользовались лишь этим (еврейским, Матфея) Евангелием» («Adv. Haer.», I, 26), - очень многозначителен. Ибо, как заявляет Епифаний, эбеониты твердо верили, вместе с назареями, что Иисус был только человеком «от семи человека» (Епиф., «Contra Ebionites»). Кроме того, из «Кодекса» назареев, частью которого является «Евангелие по Матфею», мы знаем, что эти гностики, галилеяне ли, назареи или неевреи, называют Иисуса, в своей ненависти к астролатрии, в своем Кодексе Набу-Мешиха или «Меркурием». (См. «Мендеяне».) Это не свидетельствует о слишком ортодоксальном Христианстве ни у назареев, ни у эбионитов; но, видимо, наоборот, доказывает, что Христианство ранних веков и современное христианское богословие - две совершенно противоположные вещи.4

          Знакомясь с историей возрождения христианства выясняется, что лишь в начале II века последователей Иисуса стали называться христианами. Термин христианин имеет греческого происхождения, что означает «помазанник». В греческом  переводе Библии слово Христос было использовано для передачи еврейского слова («машиах» — «мессия»), имеющего то же значение «помазанник». Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности у евреев и других народов Ближнего Востока при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан. В иудаизме слово машиах иносказательно означает «духовный лидер» и «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок библейского царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление (геуллу) народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов, а избавление Израиля принесёт уже избавление и исправление всему миру.5

          Зная, что термин «мессия» («христос») относится к царям и верховному священнослужителю, то почему же тогда первых последователей Иисуса начали звать христианами?  При анализе откровений Евангелий выясняется, что термин «христиане», которым были именованы приверженцы Иисуса, непосредственно связано с его торжественным въездом «мессии» в Иерусалим, как будущего царя Израильского. Затрагивая этот эпизод жизни Иисуса Зенон Косидовский пишет: Въезд Иисуса в Иерусалим должен был обязательно состояться: ведь он предсказан Ветхим заветом. Так изображают дело евангелисты. Жители Иерусалима будто бы приветствовали Иисуса словами одного из псалмов о царе израильском. Даже такая деталь, как то, что Иисус приехал верхом на ослике, была заранее предусмотрена в пророчестве Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: ее царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9:9). Итак, сюжет сказания о въезде Иисуса в Иерусалим также явно навеян Ветхим заветом, и мы не знаем поэтому, что в нем правда, а что вымысел. Евангелисты образно описывают радостную экзальтацию толпы, поверившей, что Иисус - обещанный мессия и новый царь израильский, который освободит еврейский народ от чужеземного ига.6

          А что касается географического места популяризации термина «христиане», то оно непосредственно связано с городом Антиохия.  Сначала слово «христиане» использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, которая впоследствии распространилось до той степени, что сами последователи Иисуса приняли употреблять ее как самоназвание. И объясняли это тем, что они принадлежать к «группе Христа» или к «последователям Христа». Христианские богословы утверждают, что сам Иисус Христос убедил апостола Павла назвать последователей новой религии «христианами». Но знакомясь с раннеапостольским произведением Дидахе (глава 12) употреблено название «христианин» олицетворяло мошенника, а именно человека выдающего себя за христианина, как «христопродавец». Следует напомнить, что  Дидахе является одним из наиболее древних памятников, которое датируется началом II века. Первое употребление термина «христиане» в исторических документах принадлежит древнеримскому писателю Тациту (50 — 120 гг.). В своих работах он отмечает, что император Нерон обвинил «христиан» в «Большом пожаре» Рима в 64 году н. э.7 Таким образом мы выяснили, что учение христианства созданной Павлом и другими апостолами, впервые свое распространение, нашло в сирийском городе Антиохия. Учитывая, что большая часть города составляли язычники, то к приверженцам нового учения относились с презрением и насмехаясь называли их «христианами». Относительно самого большого города Ближнего Востока в библейской энциклопедии Брокгауза говорится: “Антиохия была известна не только своими достижениями в области культуры, но и похотливыми действиями. В особенности дурную славу ей принесла моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорке соседних городов. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. Дафна была городом-убежищем, куда скрывались беглые рабы, должники и разбойники. Дафна являлась курортом, который пользовался большой популярностью среди граждан Антиохии. В пригородной Дафне были построены многочисленные виллы богатых антиохийцев, украшенные великолепными мозаиками. Вместе с тем город получил дурную репутацию за безнравственность, о чём свидетельствует пословицы, повествующие о нравах дафнийцев. В многочисленных храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в Антиохия множества увеселительных заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой, Деян 11:26] — признание или насмешка;… в ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалимской христианской общины бежали и в Антиохию. Здесь они стали активными миссионерами…когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в Антиохию был направлен Варнава (Деян 11:22). Этот исполненный Свяого Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеческих душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11 и след.)”.8  Из информации Брокгауза становится ясно, что именно Варнава пригласил Павла из Тарса к проповеднической деятельности. Не смотря на это тем же Павлом Евангелие Варнавы был причислен к апокрифам, так как в его писаниях говорится, что Иисус вовсе не являлся богом, а также не был распят и он был спасен влиятельным человеком. Евангелие от Варнавы» упоминается в следующих документах конца V века в декрете Папы Римского Геласия  «О книгах принимаемых и отвергаемых». В под номером 10 в списке «Книги, которые нами не принимаются» записано «Евангелие под именем Варнавы, апокрифическое». Хочу напомнить, что Апостол Варнава являлся одним из преданных последователей пророка Иисуса. 

          А теперь познакомимся с каноническими книгами Нового Завета, число которых составляет двадцать семь. Наименования их и обычный порядок расположения следующие:
1. От Матфея святое Евангелие.               
2. От Марка святое Евангелие.               
3. От Луки святое Евангелие.               
4. От Иоанна святое Евангелие.               
5. Деяния святых Апостолов.               
6. Соборное послание св. Апостола Иакова.               
7. Первое соборное послание Апостола Петра.               
8. Второе соборное послание Апостола Петра.               
9. Первое соборное послание Апостола Иоанна Богослова.               
10. Второе соборное послание Апостола Иоанна Богослова.               
11. Третье соборное послание Апостола Иоанна Богослова.               
12. Соборное послание Апостола Иуды.               
13. Послание к Римлянам Апостола Павла.               
14. Первое послание к Коринфянам Апостола Павла.               
15. Второе послание к Коринфянам Апостола Павла.               
16. Послание к Галатам Апостола Павла.               
17. Послание к Ефесянам Апостола Павла.               
18. Послание к Филиппийцам Апостола Павла.               
19. Послание к Колоссянам Апостола Павла.               
20. Первое послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) Апостола Павла.               
21. Второе послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) Апостола Павла.               
22. Первое послание к Тимофею Апостола Павла.               
23. Второе послание к Тимофею Апостола Павла.               
24. Послание к Титу Апостола Павла.               
25. Послание к Филимону Апостола Павла.               
26. Послание к Евреям Апостола Павла.               
27. Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.

          Евангелие – это книга или собрание книг, которые содержат описание жизни Иисуса. В переводе с греческого «евангелие» означает «благая весть». Евангелия делят на канонические и апокрифические. Все Евангелия написаны уже спустя десятилетия после описанных в них событий. Вопреки Церкви, по мнению большинства ученых, авторы Евангелий достоверно не известны. А самые старые сохранившиеся рукописи текстов Евангелия датируются 150;250 годами. Если сравнить четыре канонических Евангелия, то заметно, что первые три (от Матфея, от Марка и от Луки) похожи сюжетами, хотя в них наблюдаются и расхождения. За общие черты эти Евангелия называют синоптическими. Книги рассказывают о деяниях Иисуса, его учении, сотворенным им чудесам, смерти и воскресению. Тексты первых трех Евангелий иногда дословно совпадают. Евангелие от Иоанна имеет особый, присущий только ему план евангельского повествования. По вопросу об авторстве Евангелия существует широкий спектр мнений, в числе возможных авторов, кроме самого апостола Иоанна, называют Иоанна Иерусалимского (внешние данные не подтверждают его существования), пресвитера (или старца) Иоанна и группу учеников апостола Иоанна. Шотландский теолог Уильям Баркли, не сомневался, что автором последнего Евангелия является Иоанн Зеведеев, тем не менее полагал, что записал его не сам апостол. 

          Имеются Евангелия опровергающее и даже изобличающее учения Павла, а также авторов Евангелий, которые Церковью были причислены к апокрифам. Церковь игнорирует эти книги по причине наличия сомнений в их подлинности и достоверности описываемых в них событий. Всего историки насчитывают около 140 апокрифических Евангелия, написанных до III века н.э. Из них известно нам следующие:
1. Евангелие от египтян.               
2. Тибетское Евангелие.               
3. Евангелие от ессеев.               
4. Евангелие от евреев.               
5. Евангелие от евионитов.               
6. Евангелие Евы.               
7. Евангелие от Петра.               
8. Евангелие от Марии.               
9. Евангелие от Никодима.               
10. Евангелие от Филиппа.               
11. Евангелие Иуды.               
12. Евангелие от Фомы.               
13. Папирус из Оксиринха.               
14. Папирус Эджертона.               
15. Тайное евангелие от Марка.               
16. Евангелие от Варнавы.               
17. Евангелия детства.               
18. Евангелие детства от Фомы.               
19. Протоевангелие Иакова.               
20. Евангелие Псевдо-Матфея.               
21. Арабское евангелие детства Спасителя.9
И что интересно, все апокрифические Евангелия однородны и играют историческую роль. Также следует напомнить, что информации об Иисусе и о его учениках находящие в апокрифах, нет в канонических Евангелиях. 

         Христианство единственная религия, которая имеет такое количество Святых Писаний. И если учесть, что у каждого Евангелия имеются свои последователи, то получается невероятное количество отколовшихся верующих придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. В.М. Чернышев в статье «Сектоведение. Секты первых веков христианства» пишет: Обращаясь к разделениям первых веков христианства, мы неожиданно для себя обнаружим, что те лжеучения и разделения, которые имели место в первые века христианства, существуют и по сей день. Они, безусловно, трансформировались, но, по сути остались те же. По мнению автора к первым христианским сектам относятся: Гностицизм, докетизм, монтанизм, евиониты, монархиане, савеллианство, манихейство, арианство, донатисты, пелагианство, несториане, монофизитство, монофелитство, павликиане. Характеризируя перечисленные секты автор пишет: Гностицизм от греч. знающий. Отличительной чертой гностиков была вера в то, что лишь некоторые избранные обладают знанием тех тайн, которые определяют наше спасение и просвещение. Чтобы утвердить свое учение, гностики произвольно добавляли и изымали целые главы Нового Завета. Гностицизм нес в себе элементы буддизма (с которым жители Средиземноморья были знакомы со времен Александра Македонского), греческой философии, пантеизма, смеси халдейского язычества и библейских представлени.

          Докетизм. Так назывались еретики, заблуждение которых состояло в том, что они под влиянием восточных языческих воззрений смотрели на материю как на зло. Отрицая воплощение Сына Божия, они считали тело Иисуса Христа призрачным и учили, что страдание Его и смерть были только кажущимися, но не действительным.

          Монтанизм. Основателем этой ереси был фригийский языческий жрец Монтан, принявший крещение около 156 г. Он и его сторонники ревновали о более строгом образе жизни христиан. Требовали более суровых и продолжительных постов, отрицали образование и стремились к пророчествам, вводя себя намеренно в крайне возбужденное состояние. Всех христиан, не впадавших в такое состояние, объявляли «невозрожденными», «плотскими», «погибшими». В 325 г. на I Никейском Соборе монтанизм («катафригийская ересь») был осужден.

          Евиониты. Появились в конце II в. в Палестине. Придерживались обрядового еврейского Закона: совершали обрезание, соблюдали субботу, употребляли кошерную пищу. Таким образом, они отвергали учение апостола Павла об освобождении от соблюдения Закона. Из книг Нового Завета евиониты признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Иоанна Богослова.

          Монархиане. Еретики II–III вв.; учили, что всякое бытие имеет единое начало, единого Бога, тем самым умаляя значение догмата о Пресвятой Троице. Они отрицали ипостасное бытие Сына и Святого Духа, понимая Святую Троицу как три последовательных проявления одного Божества. Монархиане отстаивали Божескую монархию, отчего и получили свое название.

          Савеллианство. Учит, что Бог в Самом Себе, находясь в состоянии совершенного покоя, является чистой монадой, чуждой всякого различия. Однако, покидая для творения состояние молчания и покоя, Он является в трех разных формах – Отца, Сына и Святого Духа. В Ветхом Завете Бог дал Закон, в Новом – Он предстал спасающим Сыном и продолжает являться как Дух. Когда открылся в мире Отец, не было ни Сына, ни Святого Духа, и Отец перестал существовать, когда открылся Сын. С началом откровения Духа перестал существовать Сын. Настанет время, когда Дух закончит свое откровение и возвратится в Божественную монаду, куда возвратились Отец и Сын.

          Манихейство. В 238 г. перс Мани провозгласил собственное учение, но преследуемый зороастрийскими жрецами вынужден был покинуть Персию и уехать на восток к границам Индии и Китая. Мани написал около шести сочинений, сохранившихся в отрывках, приведенных у арабских авторов. Его учение – это попытка объединить христианство, воспринятое им от гностиков, с зороастризмом – дуалистической религией древних персов. Манихейство утверждало два самостоятельных начала, образующих два отдельных мира. Во главе положительных сил стоит «царь светлости», который обладает пятью нравственными признаками: любовью, верностью, мужеством, верой и мудростью. Все силы добра, или света, соединяются для сотворения первочеловека, или небесного Адама, в то время как все элементы царства зла объединяются для создания сатаны. Первочеловек побежден темными силами и заключен на дно ада, откуда его избавляют светлые силы. Небесный Христос действует через человека Иисуса без внутреннего соединения с Ним и покидает Его при распятии. Учение Мани о будущей жизни предполагает двойной дуализм – добра и зла, с одной стороны – духа, и материи, с другой. Тела уничтожаются полностью, никакого телесного воскресения не существует. Несмотря на жестокие гонения, манихейство довольно широко распространилось в III и IV вв. и просуществовало на востоке до XI в.

          Арианство. Основатель его, Арий, был родом из Ливии. Он, как и гностики, отрицал Божественность Иисуса Христа. По мнению Ария, Христос – не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ, Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Подчеркивая тварность Христа, Арий утверждал, что, несмотря на Его преимущество перед небожителями, все же был на часах истории момент, когда Он родился, а посему Он – не Бог. При императоре Феодосии Великом был созван II Вселенский Собор (381 г.), на котором арианская ересь была окончательно осуждена.

          Донатисты. Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала в продолжение трех столетий. Впоследствии среди донатистов возникли разногласия и распри, и в их среде появились противоборствующие группы. Активно боролся с ересью донатистов блаженный Августин.

          Пелагианство. Это учение Пелагия является антиевангельским, так как он исключил из него искупительную жертву Христа и действие Святого Духа. Он утверждал, что Адам и Ева своим грехом запятнали только самих себя и что никакого первородного греха в человеке нет, а с самого младенчества в нем имеется сила Божия, для святости, которую нужно развивать подвижнической жизнью. Блаженный Августин активно включился в борьбу с пелагианством, полупелагианством, и на Оронтском Соборе в 529 г. эта ересь была осуждена.

          Несториане. Избранный в 428 г. патриархом Константинопольским Несторий был крайне нетерпим к сектантам. Однако сам впал в ересь, проповедуя, что мать Иисуса Христа нельзя называть Богородицей, а только Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека, с которым помимо Нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца, а человек Иисус был лишь обителью Божества и средством нашего спасения; по наитию Святого Духа этот человек стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с Ним в особом относительном соединении. Все это вызвало бурю негодования против Нестория. К воротам Константинополя был прибит свиток, обвиняющий Нестория в ереси. Он был сослан в монастырь св. Евпрепия близ Антиохии, а затем Ибис в Египте, где вскоре и скончался.

          Монофизитство. В V в. в восточной части христианской Церкви возникло ложное учение о том, что хотя Христос имел две природы – Божественную и человеческую, но Божественная Его природа якобы совершенно поглотила Его человеческую природу. По мнению монофизитов, во Христе было одно Божественное естество, а человеческое – лишь кажущимся. Это учение было осуждено на IV Вселенском Соборе в 451 г. в городе Халкидоне. V Вселенский Собор, состоявшийся в 553 г. в Константинополе, подтвердил решение IV Собора по монофизитам.

          Монофелитство. Если слово «монофизиты» означает «единоестественники», то слово «монофелиты» означает «единовольцы». Монофелиты отрицали различие между Божественной и человеческой волей Христа. Главным виновником этого спора был византийский император Ираклий. По мнению Ираклия, Христос имеет два естества – Божественное и человеческое, но одну Божественную волю, в которую слились воедино две Его воли – Божественная и человеческая.

           Павликиане. Основателем этой секты, возникшей в VII в., был некто Константин, родом из Армении. Однажды у него остановился диакон и подарил ему рукописи четыре Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, так как простым верующим держать у себя Библию не разрешалось. Константин стал произвольно толковать прочитанное, вследствие чего впал в еретические заблуждения. Он полностью отверг Ветхий Завет, таинства, крестное знамение, церковную иерархию. Он нашел единомышленников, которые именовали себя павликианами, поскольку Константин считал себя последователем апостола Павла.10

          Значимым событием в истории христианства является раскол между  константинопольской патриархией и папством Рима.  Первый церковный раскол, Акакиевская схизма, произошел в 484 году и длился 35 лет. И хотя после него восстановилось формальное единство церквей, дальнейшее разделение было уже неизбежно. А началось все с, казалось совместной, борьбы против ересей монофизитства и несторианства. Халкидонский собор осудил оба лжеучения и именно на этом соборе была утверждена та форма Символа веры, которую и по сей день исповедует православная Церковь. Решения Собора вызвали продолжительную «монофизитскую смуту». Монофизиты и соблазнившиеся монахи захватили Александрию, Антиохию и Иерусалим, изгнав оттуда епископов-халкидонитов. Назревала религиозная война. Возобновилось это противостояние в 863 – 867 гг., которая, впоследствии переросла в открытую борьбу, а в 863 – 867 гг. достигло своего апогея. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий, во главе Римской курии был Николай I. Глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи,  которая переросла в открытую вражду. А полное разделение христианской Церкви на католическую и православную Церковь, произошло в 1054 году. На Западе была образована Римско-католическая церковь, с центром в Риме и Православная церковь на Востоке, с центром в Константинополе. По мнению исследователей причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю.

          Римско-католическая церковь делятся на либеральные католики, старокатолики, аврамиты, мариавиты, квиетисты и баптисты.

          Либеральные католики – последователи раскола в Римско-католической церкви, образовавшегося в результате неприятия рядом богословов и представителей духовенства решений Первого Ватиканского собора (1869–1870) о примате власти папы Римского и безошибочности его суждений с кафедры (ex cathedra). Старокатолицизм – группа западных национальных церквей, возникших в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства и мирян Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.

          Аврамиты или чешские деисты – религиозная секта, которая была образована в Богемии по обнародовании Иосифом II эдикта о веротерпимости. Опираясь на учение гуситов, они, однако ж не примкнули ни к одной из существующих христианских сект и объявили себя приверженцами старой израильской религии, каковую исповедовал Авраам до установления обряда обрезания, отчего и были прозваны абрамитами. Они отвергли как обрезание, так и крещение, также не верили в Св. Троицу и в воплощение Сына Божия. Из Ветхого Завета они позаимствовали лишь десять заповедей, из Нового Завета – молитва «Отче наш» и сохранили веру в единого Бога и в бессмертие души.
 
          Мариавиты – независимая христианская конфессия, возникшая в Польше в начале XX века в результате конфликта части прихожан и низшего клира Римско-католической церкви с епископатом. Мариавитская церковь не имеет единого организационного центра и состоит из нескольких независимых друг от друга церковных общин. Квиетизм (лат. «покой») — мистико-аскетическое движение в католицизме XVI—XVIII веков. Одной из определяющих черт квиетизма является акцент на неактивном, «принимательном» состоянии души в деле мистического единения с Богом. Орден новых тамплиеров (Ordo Novi Templi) — протофашистское тайное общество в Германии, основанное Йоргом Ланцем фон Либенфельсом (кодовое имя Адольфа Йозефа Ланца) в 1900 году.

          Баптизм (от др.-греч. «погружаю в воду») — одно из направлений протестантского христианства. Принципиальное значение в баптизме имеет учение о добровольности и сознательности при совершении крещения («крещения по вере»), то есть при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Баптисты разделяют ортодоксальные положения христианской веры, включая единство Бога; Троицу (Бога Отца, Сына и Святого Духа); необходимость в спасении для человека; благодать; человека Церковь; Царство Божье; Второе пришествие Иисуса Христа и  Страшный суд. Они верят в такие качества Иисуса Христа, как непорочное зачатие, безгрешность и чудеса, распятие, погребение и телесное воскресение Иисуса Христа. Большинство баптистов считает, что крещение должно совершаться по Никейской тринитарной формуле: «Крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого Завета  и Нового Завета Священным Писанием. Баптисты также придерживаются отличительных протестантских убеждений, таких как Sola scriptura (только Писание), Sola fide (только вера), Solus Christus (только Христос), Sola gratia (только благодать) и Soli Deo gloria (только Богу слава).

          Римско-католическая церковь состоит из 6 патриархатов и из 22-х отдельных Восточно католических церквей: Аквилейский патриархат, Антиохийский маронитский патриарх, Антиохийский патриархат (латинский), Мелькитская греко-католическая церковь, Патриархат Александрии Коптской (католический), Патриархат Венеции, Патриархат Западной Индии, Патриархат Киликии Армянской (католический), Патриархат Лиссабона, Сирийская католическая церковь, Халдейский патриархат.

         Сектами в православии являются: Молокане, субботникы, хлысты, скопцы, духоборы.

          Молокане получили свое название из-за обычая употреблять молоко во время поста. Распространил учение бывший духобор Семен Уклеин (1727 – 1809). Молокане не признавали икон, креста, святых, крестного знамени, клира. Как и духоборы, они полагали, что поклоняются Богу духом.

          Субботников часто называли «жидовствующими», хотя это течение не имело ничего общего с новгородской ересью XV века. Субботники, как иудеи, соблюдали Субботу, а не только христианское Воскресенье. Их учение распространилось среди крестьян центральных губерний, которые таким образом протестовали против крепостничества и Православной церкви. Субботничество считало Иисуса Христа не сыном божьим, а простым пророком. Отрицалась троица, вместо которой проповедовался иудейский монотеизм. Было распространено обрезание. 

          Хлысты (другое название – христоверы). Основателем этого течения считается крестьянин Костромской губернии Данила Филипыч, проповедовавший во второй половине XVII века. Объявив себя земным воплощением бога, он оставил своей пастве 12 заповедей. По преданию, Данила Филипыч умер в 1700 году на 100-м году жизни. Согласно их учению, человеческие души после грехопадения попали в темницу плоти, которая считалась творением Сатаны. Первые хлысты отличались аскетизмом. Им нельзя было заводить семьи и участвовать в праздниках – вместо этого требовалось соблюдать строгий пост. Со временем течение разделилось на несколько направлений. «Умеренные» хлысты окончательно порвали с Православной церковью только в 1905 году. Сделано это было Василием Лубковым, возглавившим сообщество «Новый Иерусалим». Незадолго до революции его последователи уехали в Уругвай в поисках Царства Божьего. Затем часть этих хлыстов вернулась в Советскую Россию – их организация распалась из-за коллективизации. Моление хлыстов (радение) описано в романе Максима Горького «Жизнь Клима Самгина».  Радикальным ответвлением хлыстовства стало движение скопцев. Секту создал в 1760-е гг. крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Скопцы считали оскопление богоугодным делом, а сами называли себя «белыми голубями» и людьми Божьими. «Убелиться» значило оскопиться, хлысты же считались «серыми голубями». Члены секты верили, что Христос воплотился в Селиванове, а сам он не умер, а скрывается в Иркутской губернии. Селиванов должен был начать Страшный Суд после того, как количество скопцев достигло бы 144 тысяч человек. Правда, радикальность течения помешала ему стать массовым явлением. Больше всего общин скопцев появилось в Сибири и на Кавказе, куда их ссылали. «Белые голуби» считали скопцем Александра I. Секта окончательно распалась в 1930-е гг.

         Духоборы. Расцвет русского духоборчества пришелся на середину XIX века. Духоборы считали, что каждый человек, как Христос, может стать сыном Божьим. Христос же вовсе не искупил людские грехи своей смертью. Последователи этого учения отвергали иконы, священников, кресты – иначе говоря, все, что было связано с внешним поклонением и церковью. Духоборы не читали Библию, а передавали свое учение в устной форме (их молитвы и псалмы составляли устную «Животную книгу»).

          Всего в мире насчитывается 14 автокефальных церквей согласно диптиху Константинопольского патриархата и 15 — согласно Московскому патриархату (плюс Православная церковь в Америке). Патриархатом являются лишь 9 из 15 церквей: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский — в этих церквях во главе стоят патриархи. Остальные официально называются Кипрская православная церковь, Греческая, Польская, Албанская, Чехословацкая и Православная церковь Америки.

          Православная церковь состоит из следующих патриархатов: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский патриархат, Антиохийский патриархат, Иерусалимский патриархат, Московский патриархат, Сербский патриархат,          Румынский патриархат, Болгарский патриархат, Грузинский патриархат, Кипрская православная церковь, Греческая православная церковь, Польская православная церковь, Албанская православная церковь, Чехословацкая православная церковь, Православная церковь Америки.

          Автономными Православными церквями являются: Синайская православная церковь, Финская православная церковь, Эстонская православная церковь, Японская православная церковь, Китайская православная церковь, Украинская православная церковь, Охридская архиепископия.

          К непризнанным независимые Православным церквям относятся: Украинская православная церковь Киевского патриархата, Белорусская православная автокефальная церковь, Македонская православная церковь, Черногорская православная церковь, Украинская автокефальная православная церковь.

          Приведя все эти информации относительно количества Святых Писаний, Патриархатов, Церквей и сект, хочу показать тот масштаб противостояний и разногласий, существующий в религии христианства. Также следует напомнить, что каждому патриархату и церкви и даже сектам, присуще свои религиозные обряды, традиции, установлений и почитаний. Поэтому во все времена в христианстве не было единства.

          Десятки последователей Иисуса, вдохновленные созданием нового учения, стали соревноваться между собой. Каждый по мере возможности стал описывать жизнь Иисуса краше и доступной, впредь до искажения его заповедей.  Предвидя будущее, Иисус сказал, что многие, называющие себя христианами, не будут подчиняться его заповедям и поэтому отвергнут его. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” (Матфея 7:21-23) или другое откровение: “Что вы зовёте Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю? (Луки 6:46). Некоторых людей вводят в заблуждение религиозные лидеры, которые искажают религиозные истины ради собственной выгоды. “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные”. (Матфея 7:15). Однако некоторые люди сознательно выбирают ложное христианство, потому что предпочитают слышать то, что приятно их ушам, а не истину Библии. “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;  и от истины отвратят слух и обратятся к басням”. (2 Тимофею 4:3, 4).

          Иисус из Назарета предсказал будущее новой религии в притче о пшенице  и плевелах, где говорится, что начнется «великое  восстание» против истинного христианства. Вот что повествуется в притче: “Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы»? Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их»? Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле…Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!”  (Матфея 13:24-30, 36-43). Разница между истинными и ложными христианами долгое время не будет очевидна. Как и предсказывал Иисус, после смерти апостолов восстание быстро усилится. “Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою”. (Деяния 20:29, 30). Хотя учения ложных христиан различаются, но все они из тех, которые «уклонились от пути истины». “которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру”. (2 Тимофею 2:18). Иисус также сказал, что в свое время станет ясна разница между ложными и истинными христианами. Эти слова исполняются в эти дни «конца света». “оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется речённое через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы”. (Матфея 13:30, 39).

          В статье «15 главных аргументов против Христианства в России» говорится: “Знаменитый священник Эразм Роттердамский писал: “Какое может быть соответствие между митрой и шлемом, пастырским посохом и саблей? Между Евангелием и щитом? Как можно последовательно приветствовать народ словами «мир вам» и в то же время побуждать всех к кровавой войне! Устами говорить и мире, но всеми своими действиями побуждать к опустошению? Осмелитесь ли вы представить Христа как примирителя, князя мира, и в то же время оправдывать или одобрять войну одним и тем же языком? Ведь это не что иное, как трубить одновременно перед Христом и сатаной!”

          Многовековая резня самих христиан, католиков и протестантов, прекратилась только в  XX веке. При этом христиане и благословляющие их церковники совершали массовые убийства «во имя господа». Но может быть так плохо было только у «неправильной» западноевропейской секты, а у секты Православия всё было благолепно? Увы, снова нет.

          Именно в Православии произошёл знаменитый «Раскол», спровоцировавший новую гражданскую войну и массовые репрессии против инакомыслящих. Много раскольников было заживо сожжено властями. Европейская инквизиция сжигала людей живьём на кострах, православная инквизиция сжигала людей живьём в «клетях», - специально сооружённых сарайчиках. «Двенадцать статей» царевны Софьи — закон Московского государства, изданный 7 апреля 1685 года, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев, являвшихся хранителями христианских ценностей допетровской России («расколщиков», как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей для тех, кто не отказывался от своих убеждений, до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества. Только на основании этого закона были казнены и репрессированы десятки тысяч старообрядцев и староверов. Символ старообрядчества протопоп Аввакум был брошен в тюрьму и казнён, его жену и двоих сыновей закопали заживо. РПЦ беспощадно расправлялась не только со старообрядцами, но и с другими «раскольниками». Молокане, некрасовцы, духоборы и др. убивались или ссылались в Сибирь, если не успевали сбежать на окраину России или даже за границу. Их недвижимость и имущество, как правило, поступали в собственность церкви.

          Молоканство уходит корнями в XVI век и является частью общеевропейского процесса реформации, то есть реформирования христианства в соответствии с Библией. Однако в России в XVI в. «религиозный критицизм в пытливых умах» был надолго задавлен опричниной, и отголосок его проявился только в XVIII веке в южных землях империи. Гонимые в эпоху Екатерины II, при императоре Александре I молокане получают религиозную свободу в 1805 г. Это событие становится ключевым в истории молоканства. Однако после смерти Александра в 1825 году либеральная политика в отношении сектантства прекращается. Новая формула правления Николая I «православие-самодержавие-народность» не допускает распространение молоканства. Возникает необходимость изолировать секту от православных, так как бороться напрямую с многочисленными молоканами трудно. Для переселения отлично подходило новые земли Закавказья, перешедшие Российской империи в ходе русско-турецких и русско-персидских войн 1804–1828 гг. Переселить сектантов в Закавказье, значит убить двух зайцев: ликвидировать дурное влияние молокан на православных и закрепить русское присутствие на новых южных границах. 20 октября 1830 года Государственный Совет издаёт акт о заселении Закавказья русскими переселенцами. И в 1830-е годы начинается долгое и тяжёлое переселение молокан в Закавказье.11

          Драконовские законы против старообрядцев, такие, например, как смертная казнь за совершение раскольничьих богослужений, действовали вплоть до восшествия на престол Екатерины II. Именно Православие поддерживало и одобряло междоусобные войны русских князей и рабство русских в России. И именно православная церковь имела своих рабов-крестьян, эксплуатировала их и собирала со всего российского населения налоги. Известный российский историк В.О. Ключевский писал: “Приступая к изучению вопроса о монастырских вотчинах, прежде всего невольно спрашиваешь себя, как могло случиться, что общество людей, отрекавшихся от мира и всех его благ, явилось у нас обладателями обширных земельных богатств, стеснявших государство…Богатые монастыри, вопреки церковным правилам, отдавали деньги в рост, налагали «лихву на лихву», процент на процент, у несостоятельного должника-крестьянина отнимали корову или лошадь, а самого с женой и детьми сгоняли со своей земли или судебным порядком доводили до конечного разорения”.12

          2. Отношение великих людей России к христианству

          Половина XIX века, это эпоха возрождения русской литературы и философии. Именно в это время в России появляются великие умы мирового масштаба. И движущей силой их достижения было любовь своему народу, среди которых преобладало религиозное невежество, пьянство и разврат. Одни жили с надеждой избавления от этих порок, а другие рискуя своим благополучием делали всевозможное, чтобы выбраться из болота безнравственности. А для этого надо было выступить против правящей власти и духовенства. Они отлично понимали, что причиной всех бед, сопровождавший русский народ является религиозная утопия, которая была представлена от лица Иисуса из Назарета, а также равнодушие правительства к этому недостатку. Поэтому эти великие умы, как люди благочестия не молчали и открыто высказывались о всех этих недостатках, но власть и духовенство не могли согласится с ними, поэтому каждый из них подвергался притеснениям и гонениям. По этой причине одни подвергались домашнему аресту, а другие ссылке. Царской властью и Церковью были подвергнуты к списку верооступников причислены такие великие умы как А. Пушкин, Ю. Лермонтов, В. Белинский, Вл. Соловьев, Л. Толстой, Н. Гоголь. Арестованы и сосланы на ссылку Ф. Достоевский, Н. Гончаров, Н. Чернышевский, Д. Писарев, М. Бакулин, Н. Добролюбов и т.д. 
      
          На протяжении всей жизни у Пушкина были очень сложные отношения с православной церковью. Во многих произведениях он затрагивает религиозные темы и в основном в отрицательном ключе. Особенно в молодые годы Пушкин очень дерзко относился к религиозным ценностям. Самым скандальным его произведением на тему религии считается поэма «Гаврилиада». Однако, по доносу о существовании «Гаврилиады» узнало правительство. На Пушкина возбудили дело. Писатель всерьез опасался за свою жизнь и отрекся от поэмы. Многие исследователи считают, что Пушкин являлся православным поэтом и умер христианином. Прослеживая жизненный путь этого великого поэта и знакомясь с его трудами, то мы видим критичное отношение к христианству и большую симпатию к исламу. Его любовь к исламу мы видим в произведении «Подражание Корану», поэме «Татарская песня», а также его симпатию мусульманам видим в поэме «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Поэтому однозначно можно сказать, что Пушкин вовсе не умер как христианин, о чем свидетельствует письмо Николай I, где говорится: “Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.” Те же слова можно сказать о другом великом поэте Ю. Лермонтове, так как и он с большим уважением и любовью относился к исламу.

          Не смотря на притеснения и преследования эти великие умы часто собирались и дискуссировали о судьбе России. “Все мы, почти плохо знаем Россию, каждый из нас опозорил до того святыню своего звания и места, что нужно богатырских сил на то, чтобы вывести их на законную высоту…”, — так Гоголь упрекал всех и себя самого.
 
          В статье «Виссарион Григорьевич Белинский о церкви» говорится: Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что вы делаете! Взгляните себе под ноги, — ведь вы стоите над бездною... Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут? Что вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, —чем продолжает быть и до сих пор. Но смысл христова слова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки погасивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, более сын Христа, плоть от плоти его и кость, от костей его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты, патриархи! Неужели вы этого не знаете? Ведь это теперь не новость для всякого гимназиста… А потому, неужели вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же в самом деле вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов... Не есть ли поп на Руси; для всех русских представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почёсывая себе зад. Он говорит об образе: годится — молиться, а не годится — горшки покрывать. Приглядитесь попристальнее, и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности (из письма В.Г.Белинского Н.В.Гоголю)”.13

            Настоящий скандал в российском обществе вызвала публикация одного из писем П.Я. Чаадаева напечатанного в 1836 году в журнале «Телескоп». По мнению Герцена  «Письмо» Чаадаева произвела впечатление «выстрела, раздавшегося в тёмную ночь». Эта публикация не обошла стороной гнев Николая I. Он сказал: “Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого”. После этих событий Чаадаева вызвали к московскому полицмейстеру и объявили, что по распоряжению правительства он считается душевнобольным. Вследствие того, что император счёл Чаадаева «сумасшедшим», ежедневно в течение года к нему являлись врачи для освидетельствования.

          В статье «Чаадаев объявил православие ошибкой. Кем объявили Чаадаева?» говорится: “Чаадаев в «Философическом письме» объявил принятие христианства из Византии (православия) ошибкой для Руси…Приняв восточный вариант христианства из Византии, Россия унаследовала не столько культуру, сколько традиции византийского деспотизма. Россия с тех развивается сама по себе, не примыкая ни к востоку, ни к западу, существует как бы вне времени. Поэтому перемены, происходящие в других странах, ее не коснулись. Историю России Чаадаев видит мрачной и бесперспективной, а ее роль - в том, что она дала всему миру урок бесцельно прожитых веков…После опубликования «Телескопом» «Философического письма» разразилась буря. По царскому указу Чаадаев был объявлен сумасшедшим, редактор журнала критик Н. И. Надеждин сослан, цензор Болдырев, подписавший статью в печать, отстранен от должности”.14

           Своими оппозиционными взглядами в Российском обществе выделялась так называемый «Круг Петрашевского». В Круге Петрашевского была русская литературная дискуссионная группа прогрессивно мыслящих интеллектуалов в Санкт-Петербурге в 1840-х годах.  Среди тех, кто был связан с кружком, были писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин, а также поэты Алексей Плещеев, Аполлон Майков и Тарас Шевченко. В статье «Михаил Буташевич-Петрашевский — главный враг религии, закона и собственности» говорится: Через несколько дней на «пятницах» Фёдор Достоевский зачитает знаменитое зальцбруннское «письмо Н. В. Гоголю» Виссариона Белинского. Обвинение кружку Петрашевского было готово. У полиции не было сомнений, что готовится заговор против государя, что все эти собрания, крамольные речи и особенно чтение запрещённого «Письма Н. В. Гоголю» грозят нарушить порядок и ввести страну в хаос революции…20 апреля 1849 года шеф жандармов граф Орлов забрал у Липранди дело и передал его в Третье отделение. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года арестовали активных участников кружка и самого Петрашевского. Была учреждена секретная комиссия, к следствию привлекли 123 человека. 23 арестованных поместили в Петропавловскую крепость…По решению судной комиссии 21 член кружка обвинялся в умысле на ниспровержение законов и государственного порядка. Они были приговорены к «расстрелянию»…«Полевой уголовный суд приговорил всех к смертной казни расстрелянием, и 19 сего декабря государь император собственноручно написал: „Быть по сему“»…Через некоторое мгновение после барабанного боя подъехал флигель-адъютант и передал бумагу, поданную немедленно к прочтению. В ней говорилось, что государь император дарует всем жизнь и назначает каждому по виновности особое наказание…Петрашевский лишался всех прав состояния и ссылался на каторжные работы в рудники без срока. Момбелли, Спешнев, Григорьев лишались прав состояния и приговаривались к каторжным работам в рудниках: Момбелли и Григорьев — к 15 годам, а Спешнев — к 10 годам. Достоевскому, Дурову — каторга на четыре года с отдачей потом в рядовые, Толю — два года каторги.15 

          После каторги Достоевский, как будущий великий писатель, коренным образом изменил свой взгляд на жизнь и на религию.  Ю.И. Селезнев в книге «Достоевский» пишет: По дороге Федор Михайлович уговорил жену на день задержаться в Базеле, где в квартирной галерее хранилось известное ему по описаниям и давно мучившее его сознание полотно Ганса Гольбейна-младшего «Труп Христа». Это была страшная картина. Спаситель — и на кресте, и снятый с креста — по обычаю изображался всегда в покое и величии телесной красоты, как бы не тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках — следах побиения каменьями, в ссадинах от падений под тяжестью креста. Глаза его полуоткрыты, но — и это, может быть, самое ужасное — в них мертвая остекленность; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня...». Достоевский и сам будто окаменел перед жутким откровением образа; и вдруг его охватило ощущение, будто он снова в той каторжной бане...Анна Григорьевна не выдержала, ушла в другие залы. Когда вернулась минут через 20, Федор Михайлович стоял, застывший на том же месте, в глазах его она увидела смятение и страх.                — От этой картины вера может погибнуть, — только и сказал он.16

          Следующим гигантом русского общества выступивший против духовенства и царской власти является Л.Н. Толстой. В 1880-е годы Толстой последовательно вырабатывает своё собственное понимание христианства, которое считал изначальным и неиспорченным. Суть христианства он видел в «единой заповеди» любви. «Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга». Толстой отверг как надуманные прочие церковные догматы — Троицу (и тем самым — божественность Христа), непогрешимый авторитет Вселенских соборов, поклонение святым, обещание адских мук для грешников и все церковные таинства, которые считал бессмысленным колдовством…При этом Толстой резко критиковал церковь за то, что она, по его мнению, свои интересы ставит выше, чем изначальные христианские идеалы. В частности, Толстой упрекал церковь за поддержку таких антихристианских действий, как смертная казнь, завоевательные войны, угнетение простонародья. В «Исследовании догматического богословия» Толстой заявил, что учение церкви «есть теперь учение, чисто враждебное христианству». Он подготовил собственный (сводный) перевод евангелий. В романе «Воскресение» (1889—1899 годы) духовенство было изображено исполняющим обряды механически и наскоро, а в образе холодного и циничного Топорова узнавали Константина Победоносцева, обер-прокурора Святейшего синода…В постановлении (суждении) от 20—22 февраля 1901 года Святейшего правительствующего синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его (публично высказываемые) убеждения несовместимы с таким членством. Опубликовано 24 февраля 1901 года в официальном органе Синода «Церковные ведомости», полное название документа: «Определение Святейшего Синода от 20—22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом».17

          Будучи глубоко верующим человеком, Толстой искал смысл жизни в православии и чем больше изучал христианство, тем больше он удалялся от православного духовенства. Радикальные перемены у писателя появилось после того, как он заинтересовался с Символом христианства. Первым делом он задался вопросом: Каким образом позорный крест, на котором распинали опасных преступников и воров, стал символом христианства? В одном из обращении к своим сторонникам он писал: Изучая христианство, а залез в како-то смрадное болото, вызывающее во мне только те самые чувства, которых я боюсь больше всего: отвращения, злобы и негодования.  А в другом обращении он пишет: “Церковь – название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими”. После ознакомления Толстого с исламом его мироощущение меняется. В письме Л.Н. Толстого к Векиловой Е.Е. написанной 16 марта 1909 г. говорится: "Для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометантство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено два выбора: держаться церковного православия или магометантства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе. И всякий предпочтет магометантство с признанием одного догмата единого Бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия - троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и и их изображений и сложных богослужений".18   
 
               
                Рафик шейх Гюльбала оглы
                г. Ширван, март 2025               
               
 
Список литературы:

1. Христианство и Римская империя.  https://www.xn--56-9kchfxxwbr.xn--p1ai/bd09afe2a9/
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. История христианства в Римской империи
3. Назареяне и иудаизм в период раннего распространения «благой вести» https://vk.com/wall89755126_2638
4. Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина» https://ru.teopedia.org/hpb/
5. Мессия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
6. Зенон Косидовский. Сказание евангелистов. Часть 4. Суд. 
7. Корнелий Тацит. АННАЛЫ. КНИГА XV.
8. Антиохия — Библейская энциклопедия Брокгауза https://bible.by/lexicon/brockhaus/word/248/
9. Евангелие. Канонические и апокрифические https://dzen.ru/a/WsY8cnfQ5ilPpcDz
10. В.М. Чернышев. Сектоведение. Часть 1. https://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektovedenie-chast-1/1. 
11. Русские староверы в Азербайджане и Армении
http://proza.ru/2017/06/29/902
12. 15 главных аргументов против Христианства в России                https://takoe-nebo.livejournal.com/909938.html
13. Виссарион Григорьевич Белинский о церкви                https://ru-gnostik.livejournal.com/381285.html
14. Чаадаев объявил православие ошибкой. Кем объявили Чаадаева? https://dzen.ru/a/X_xG5dGpBkHKtq09
15. Михаил Буташевич-Петрашевский — главный враг религии, закона и собственности 16. Ю. Селезнев. Жизнь замечательных людей. Достоевский. Стр. 371. Москва «Молодая гвардия». 1990
17. «Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом». Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
18. Толстой Л.Н. – Векиловой Е.Е., 13-16 марта 1909 г.
Источник:              
               


Рецензии