Как столичные барчуки Гоголя испортили

Наверняка каждый высокообразованный гражданин не раз задавался мучительным вопросом: и как же это вышло, что Гоголь в гробу перевернулся? Неужели и в самом деле живым похоронили… Не задавался?.. Ну и правильно, ведь это всего лишь мистическая чушь. Зато задаться вопросом, отчего он умер в 42-летнем возрасте, вполне можно.
Легенда о захоронении Гоголя живым возникла уже в двадцатом веке, а именно в 1931 году, когда его могилу близ Данилова монастыря, что в Москве, переносили на Новодевичье кладбище. Якобы кто-то увидел, что он то ли боком лежит, то ли голову в сторону повернул… Никаких документальных подтверждений этой версии нет. Чушь – и ставим на этом точку. А вот разобраться с тем, что привело совершенно нестарого писателя Гоголя к отчаянным душевным терзаниям при жизни и ранней смерти, действительно интересно.
Гоголь, как известно, дворянин, но как бы из простых, из провинциальных. Родился в Полтавской губернии, учился в городе Нежине. В столичный Санкт-Петербург попал в 19-летнем возрасте. Метания юности, сомнения, надежды. Всё не то и всё не так: дела у Коли поначалу не шли. И писать не писалось и карьера не карьерилась. Но тут…
«В 1831 году, - гласят литературные энциклопедии, - происходит сближение молодого литератора из Малороссии с кругом Жуковского и Пушкина». Эти же энциклопедии недвусмысленно добавляют: «…что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность…»
Что уж говорить: парня приняли в высшее общество. Что такое, между нами говоря, этот «круг Жуковского и Пушкина»? Русские поэты – да. А ещё – столичные дворяне-барчуки, которые никогда и нигде толком не работали, жили на ренту со своих имений, а занимались большей частью весёлыми попойками да азартными дуэлями. Александр Сергеевич – так тот пять раз стрелялся (а ещё двадцать пять раз дуэли удалось уладить). В четырёх повезло…
Самое главное, что от нас требуется, - не воспринимать исторические фигуры как памятники. Вот-де Пушкин, вот-де Гоголь – о, как же они велики! В творчестве – быть может, а в повседневной жизни – далеко не всегда. Так что и «круг Пушкина» - это палка о двух концах. Может продвинуть «наверх», но и кое-чего взамен потребует.
И от Гоголя потребовали. Или он сам так посчитал… Вот с какого, скажите на милость, перепуга он взялся писать «Ревизора» и «Мёртвые души» «по сюжету» Пушкина? Александр Сергеевич, как мы знаем, выдающийся поэт. А прозаик-то средний… С тем же Гоголем явно не сравним. И вот средний прозаик Пушкин даёт выдающемуся прозаику Гоголю советы: пиши, мол, плоскую комедию про дураков-чиновников и заунывную «поэму» про покупку «мёртвых душ». А Гоголь со своей провинциальной психологией так очарован «светилом русской поэзии», так благодарен ему за то, что тот его не прогоняет, так предан душой и сердцем, что и в самом деле берётся писать плоскую несмешную комедию про Хлестакова и тягомотный роман про Чичикова.
Я ничуть не кривлю душой: «Ревизор» и «Мёртвые души», по глубокому моему убеждению, абсолютно худшие произведения в наследии Гоголя. Да, их всячески возвеличили, но на то она и мафия, на то он и «круг Пушкина», чтобы возносить и низвергать. «Круг Пушкина» - это такая либеральная знать (сохранившаяся до сих пор), которая считает, что обязана управлять отечественной культурой. И политикой тоже. Знать, которая всегда «при троне», но и всегда готова при случае спихнуть того, кто на троне восседает. Недаром же Пушкин так страстно и искренне дружил с бунтарями-декабристами.
Почитайте ранние повести Гоголя. Почитайте его «Страшную месть», «Вия», «Тараса Бульбу». Это просто песня, а не повести! Как они великолепны, как они органичны, как они выпуклы! Как в них всё искрится, как они наполнены жизнью! И какой же мертвечиной несёт от этих унылых и косноязычных «Мёртвых душ»!
Духовник Николая Васильевича, некий протоиерей Матфей Константиновский за месяц до смерти Гоголя высказывает ему крайне странную, чудовищную, неимоверно оскорбительную по отношению к «светилу русской поэзии» фразу: «Отрекись от Пушкина!» Александра Сергеевича, кстати говоря, к тому времени уже не было в живых.
С какой стати?! Зачем отрекаться от Пушкина, который «наше всё»?!
Фраза может показаться бредом сумасшедшего , или, как минимум, «происками недальновидного клерикала», но дело-то тут совсем в другом. Дело в том, что мудрый священник увидел, почувствовал, понял, как личность Пушкина, который принадлежал совсем к другому социальному кругу, к другому психотипу, попросту сломала Гоголя. Тот напитался его соками, его флюидами, его образами – вроде бы гениальными, но… чужими. Ведь все душевные томления Николая Васильевича, его дикая неудовлетворённость собой, его сомнения в правильности избранной миссии – они пришли именно после публикаций «Ревизора» и «Мёртвых душ». Именно тогда он вошёл в противоречие с самим собой, противоречие столь сильное, что не смог его вынести физически. Блистательный Пушкин впрыснул в него что-то чужеродное, с чем Гоголь не смог больше жить.
Тот же священник Константиновский оказался единственным человеком, кто полностью читал второй том «Мёртвых душ». Читал – и искренне посоветовал своему другу и подопечному сжечь его. Что Гоголь после трагических душевных метаний и сделал… Убеждён, нам не стоит жалеть о пропаже этого произведения. Ничего талантливого в нём мы бы не увидели. Его вполне могли бы возвеличить , как том первый, но сам Гоголь прекрасно понимал – и священник лишь подтвердил его сомнения – что «советы» Пушкина завели его не в ту степь.


Рецензии