Первоапрельская шутка

     1
  Песня была самая простая и обычная, услышанная им когда-то в далекой молодости. В последние дни марта снег на газонах и обочинах дорог почти растаял и всю дорогу до больницы он напевал этот вальс, наполненный и светлой печалью, и легкой грустью, и напоминанием о «быстротечности ускользающей жизни».

   Как незаметно день за днем год пролетает,
   Вот уж и март за февралем скоро растает.
   Только вчера мела пурга, выли метели,
   А на полях уже снега вдруг потемнели.

   А всего через час или, может быть, два часа, когда он узнал, что у него рак, что жить осталось совсем немного, в этой песне ему открылся совсем другой смысл - «безысходная обреченность бытия» и никакой светлой грусти, никакой легкой печали…
   Вообще-то он всегда знал, что умирает, но в детстве это знание было совершенно абстрактно и никак не относилось к его собственной жизни. В молодости смерть была где-то далеко и думать об этом всерьёз было ещё рано. Но сейчас, когда он узнал, что болен раком, это знание неожиданно стало самым важным знанием о жизни.
   Банальная мысль о том, что в конце концов мы все умрем, почему то совершенно не утешала. Может быть, потому что только теперь она касалась именно его.
   «Сколько?» - голос предательски задрожал в гулкой пустоте кабинета. Врач сидел перед ним в белом халате, постукивая ручкой по чистому листку бумаги, зачем то лежащему на пустом столе, и смотрел куда-то вдаль мимо него. «Год примерно… В лучшем случае два».
   Охранник остановил его около выхода и очень тактично проводил в кассу. Он заплатил несколько тысяч и вышел на улицу. Яркий солнечный свет ослепил его. День был прекрасный, первый по-настоящему солнечный день в конце марта. 
    2
   Он всегда был очень предусмотрителен и поэтому, когда собирался избавиться от какой-то вещи, сначала складывал её на самую дальнюю полку гардероба. Если в течении года вещь ни разу не использовалась, он увозил её на дачу. Там она лежала ещё год и только после этого он её выбрасывал.
   И вот вдруг оказалось, что ничего не нужно. Вся стройная иерархия вещей, состоящая из разных категорий ( нужное, любимое, дорогое, новое и прочее), находящаяся в его голове вдруг рухнула и осталась только одна мысль «ничего не нужно».
   Эта мысль каким-то причудливым образом сплелась в его мозгах с мелодией старой песни и билась там всю ночь, постепенно освобождая его голову от всего, что скопилось в ней за долгие годы. 
    3
   Утром он отключил смартфон и не пошел на работу. Мысленно пересчитал все свои деньги, поделил на двенадцать . Получилось примерно по шестьсот тысяч в месяц. А если на два года, то вообще меньше трехсот тысяч, совсем не много. Можно ещё продать отцовскую дачу, на которой он не был с прошлого года.
   Самое время, весной , наверное , дачи продавать лучше всего. Тогда это ещё миллионов пять, а может быть, даже шесть.
   Удивительно, но все эти мысли появлялись в его голове на фоне одной главной мысли, которая никуда не исчезала. Впрочем, вся жизнь человека проходит на фоне этой главной мысли о неизбежности смерти и ничего, живут люди, не вешаются…
   Он не мог понять, откуда этот страх смерти, это сожаление, что мало пожил. Лет ему было уже не мало и вроде бы всю жизнь делал, что хотел. О чем жалеть?
   Вспомнил отца, который всегда говорил: «Борись! Не сдавайся! Будь сильным!» Вот и сейчас следуя заветам отца надо было лечиться, бороться за свою жизнь, но странная мысль не давала хода этому намерению. «А зачем? Что я буду делать такого, что я не делал до этого? Ходить на работу, есть, пить, спать?» Всё это он делал долгие годы и всё это уже давно не приносило никакого удовольствия, ничего нового и интересного…
    4
   Ночью пришел отец. Он сидел в углу в старом кресле и говорил, опустив голову куда-то вниз так, что совершенно не видно было его лица: «Прости меня, сынок… Я всегда учил тебя бороться и не сдаваться, но как быть счастливым, я не знаю. Может я и был в своей жизни иногда счастлив, но это всегда случалось как-то само собой…»
   Образ отца постепенно размывался, растворялся в полумраке комнаты и, наконец, совсем исчез, оставив после себя только вмятину в обивке старого кресла.
   Он проснулся и долго лежал, глядя в темноту и пытаясь вспомнить лицо отца, открытое, улыбающееся, молодое, каким запомнил его в детстве… И вдруг понял, что он сам сейчас гораздо старше и умнее отца, умершего от инфаркта и не дожившего даже до пятидесяти лет.
    5
   Следующим утром он позвонил бывшей жене, с которой они не виделись уже несколько лет, но до сих пор по какой-то непонятной причине официально не развелись. «Это ты?» - она сразу узнала его по голосу: «Что вдруг?» «Давно не созванивались…» - ответил он помедлив, потому что и сам не знал почему позвонил. Жена как всегда предугадала его следующий ещё не прозвучавший вопрос: «Да, есть. Живем в его квартире. Детей нет… У него уже трое от предыдущих браков». И надолго замолчала.
   Пауза слишком затянулась, поэтому он произнес недавно где-то услышанную фразу: «В современном мире единственная причина, чтобы быть вместе, - это любовь…»
   Жена засмеялась: «В нашем возрасте? Просто нам удобно так, вместе…» И она как всегда была права. В их отношениях она всегда была права. Когда она уходила от него, а уйти было очень просто, потому что детей у них не было и жили они тогда в отцовской квартире, она сказала: «Ты не живешь… Ты только готовишься жить».
   И она как всегда была права, но теперь ему уже было всё равно кто прав, кто виноват.
    6
   Он вышел на улицу, голова закружилась от свежего воздуха или, может быть, от чего-то ещё. Было уже темно и холодно, а у него на душе с каждой минутой становилось как-будто светлее. Он словно наконец-то попрощался со своим отцом, наконец-то расстался с бывшей женой и готов был жить дальше, что бы это не значило.
   Настроение становилось всё лучше и лучше. Он глянул на часы и вдруг понял, что уже несколько минут, как наступило первое апреля. Почему-то этот факт заставил его улыбнуться и он вспомнил, как в детстве ждал этого дня, ждал добродушных розыгрышей, забавных шуток и чего-то ещё… Как будто ещё одного Нового года.
   Самое лучшее первое апреля случилось с ним, когда ему было лет десять. Ещё родители были вместе, ещё все были молоды и здоровы. Первое апреля тогда выпало на воскресенье, поэтому никому не надо было идти ни в школу, ни на работу.
   Он проснулся, но продолжал нежиться в кровати, не открывая глаз, и в полудреме слыша, как встают родители, как шумит вода в кране на кухне. А потом мама зашла в его комнату, тихо , почти не слышно. Он сделал вид , что спит, но она как-то догадалась, что он притворяется. Подошла к окну и удивленно воскликнула: «Надо же! И трава уже выросла, и листья на деревьях!» И он поверил, бросился к окну, уже представляя и ярко зеленую траву пробивающуюся из земли, и нежные листочки, проклюнувшиеся на ветках деревьев! А за окном был только снег и яркое весеннее солнце…
   Мама засмеялась, обняла его, прижала к себе: « Поверил, поверил! С первым апреля!» А он прижался к ней готовый заплакать от того, что весна ещё не настала, что ещё целый месяц будет снег и холодно, что он попался, как маленький, что он забыл, какой сегодня день, хотя отец ему вчера напомнил, когда обнимал перед сном, что он маленький, а они большие, умные, сильные, и что ему ещё долго придется расти, взрослеть, чтобы стать как они…
   Квартиру решил не продавать, чтобы было где спокойно умирать. И пусть потом отцовская квартира достанется жене, может тогда ей наконец не придется искать мужика с квартирой…
   Неожиданно внутри него опять возникла мелодия звучавшая несколько дней назад.

   Так незаметно день за днем жизнь пролетает.
   Все мы умрем в конце концов, это бывает.
   Только вчера смеялся я шутке апрельской,
   Только вчера казалась мне жизнь бесконечной…

   Пока эта музыка, эти слова звучали внутри него, он ни о чем не думал , ни о чем не беспокоился, ни о чем не жалел, просто дышал полной грудью, всё ускоряя шаг и почти переходя на бег. Но неожиданно он остановился, разом вспомнив, что болен раком и что жить осталось совсем немного…
   Он не знал, что будет делать дальше, а сейчас он хотел просто побыстрее что-нибудь выпить и съесть, а то становилось совсем холодно и плохо. Он попытался снова ускорить шаг и вдруг почувствовал, как сердце подкатывает к горлу, готовое выскочить наружу.
   В следующее мгновение его грудь пронзила острая нестерпимая боль и это было последнее, что он почувствовал в своей жизни…
    7
   Начинался новый рабочий день и он снова оказался с ней в одном лифте. Пару недель назад эта молодая симпатичная девушка пришла на работу в их офис, но несмотря на сразу возникшую обоюдную симпатию пока они ограничивались лишь ни к чему не обязывающими короткими разговорами.
- Привет!
- Привет.
- Слышала? У нас Иванков вчера умер. Первого апреля умер. Смешно.
- Да, слышала, Иванков… А от чего?
- Говорят, вроде инфаркт.
- Странно, такой спокойный человек с виду был.
- Да, странно. Может это только с виду? А на самом деле человек жил насыщенной и напряженной творческой жизнью!
   Он засмеялся громким заразительным смехом, а она, оценив циничную и злую шутку, слегка улыбнулась ему в ответ.


Рецензии