Humanists and extinctionists

«The real life is not between left and right. But rather between humanists and extinctionists»
В закрепе у Илона Маска

Еду я, стало быть, по дорогам города, неважно какого, Москва ли, Санкт-Петербург, города Золотого кольца или города Кубани, и думаю. Мы стали на дорогах добрее. Если раньше в самом начале, пешеход на переходе казался врагом, который только и думает о том, как бы досадить тебе, как бы перекрыть трафик, как бы изобразить калеку, чтобы не торопиться на переходе и заставить себя ждать, как убить твоё время и нервы, если раньше пешеходы вслед тебе потрясали кулаками и костылями, если проехал у них перед носом, то потом ситуация на дорогах изменилась. Стали уважительнее относиться друг к другу, соблюдать правила, уступать. Какая радость остановиться перед переходом ещё до того, как пешеходы готовы перейти, и приглашать: иди! Шагай смело! Здесь безопасно! И стайка школьниц робко чирикнув и доверившись тебе вспорхнёт с тротуара на проезжую часть. Или красотка махнёт рукой и покраснев  от смелости собственного жеста  поторопится. Или пожилые кивнут благодарно головой и ковыляют через дорогу. Какое счастье иметь терпение и ждать их, сдерживая трафик сзади. А сзади никто и не торопится. Какой же он враг – на переходе? Да он может быть ещё лучше тебя! Вот профессор физики, идёт учить студентов, его знания для тебя недостижимый космос. Вот леди с футляром для скрипки, торопится на концерт или занятия. Её жизнь посвящена музыке, а уровень музыкальной подготовки тоже недостижим уже. Вот красивая пара с красивым ребёнком. Так это же ты сам в молодости, когда не было своей машины! Вот старик с авоськой. Так это тоже ты в будущем, не таком уж и далёком! Разве я враг сам себе? Загляни себе в душу? Плохой ты, плохой? Стоит ли себя считать недостойным того, чтобы уступать тебе дорогу? Ну да, не без недостатков, так пешеходы может и вовсе лишены их, реже гневаются, реже ленятся, реже врут, реже напиваются, реже обжираются и т.д.
Дошло до того, что в некоторых случаях уступаешь дорогу тем, кто по правилам должен уступить тебе. Это оказывается и более рационально. Стоит этакий персонаж на перекрестке навстречу тебе и собирается совершить поворот налево. А за ним очередь тех, кто его ожидает, чтобы проехать прямо. Уступаешь, моргнёшь светом, а он тебе благодарно помашет рукой, проедет и вся очередь сдвинулась. А не уступил бы, через квартал кто-то в твоём ряду не может повернуть налево, потому что эта самая очередь перекрыла поворот налево. И сам будешь стоять, потому что не уступил. А так помахал он тебе рукой, проехал, а образец поведения вольно или невольно перенял. И те, кто наблюдает сзади за ситуацией, тоже наблюдают: ловко-то как! И благородно, и целесообразно! Встречная пробка рассосалась!
В общем, молодец я. Но все мои рефлексии показывают, что я не один такой. И на дорогах, и в метро, и в кафе-магазинах стало больше добра.
И показалось мне, что это тенденция человечества. Вот так вот. Экстраполяция собственных мелких рефлексий на нравственный прогресс всего человечества. Ни больше, ни меньше. Раньше, чтобы до такого дойти, нужно было 0,5 с другом для открытия «симпозиума». А сейчас мы ЗОЖ, а тяга к масштабированию курятника личных мыслей не отпускает.
Казалось бы, да! Человечество становится лучше. Оно ищет смыслы. Искало в древних спорах эпикурейцев и гедонистов со стоиками. Искало в творческих порывах творцов Возрождения, спорящих с мракобесием темных веков. Искало в споре Савонаролы с Боттичелли. Потом Просвещение и гуманизм. Утописты. Потом великие писатели, где великие русские гуманисты на первых местах.
Да, мы прошли сквозь кризисы гуманизма, когда в отличном от тебя человеке видели конкурента, даже врага, а не равного участника этого великого трафика. В религиозной битве  в 17 веке истреблено треть населения Европы. За что? За то, что они другие и другой веры. В революционном пафосе французы телегами увозили головы казнённых. Это после Дидро-то и Вольтера? В революционной горячке под властью новой идеологии преследовали «чуждые» реакционные классы и в нашей истории.  Потом в Европе был фашизм. Абажуры делали из людей. Такие откаты гуманизма, такие накаты зла, что невольно задумаешься, а движется ли человечество вперёд. Ну ладно, фашизм и нацизм в прошлом. Казалось бы, пройдя через такое пламя истории, люди не могут даже и думать о том, чтобы что-то подобное допустить. Все поголовно восстанут против любого телодвижения в эту сторону. Любой лозунг такого типа, как сорный росток будет немедленно выкорчеван вместе с носителем. Наивный взгляд на вещи!
Есть класс людей среди облечённых властью, технологиями, наукой, которые придерживаются взгляда на устройство человечества как остро конкурентную среду, для которой ограничены ресурсы, и своих сожителей по планете надо покорить или уничтожить в борьбе за них. Нас рядовых людей они воспринимают не более чем инструмент и не более рефлексируют над нашими переживаниями, чем над конвейером на птицефабрике, полном куриных тушек. Изучают привычки, потребности, мотивы поведения. Людские пороки и зависимости. Зависть, стремление к потреблению, внушаемость. Наши страхи и инстинкты. И пока круг наших мотивов примитивен, как у тех же кур, мы также легко вычисляемы и управляемы. В лучшем случае через рекламу внушат желание обладать товарами, которые они производят. Слушать музыку, которую навяжут через ротацию. Слушать ЛОМов, которых назовут авторитетами или экспертами. В других случаях внушат ненависть к сожителю по планете. «Они веками вас угнетали! Отомстите!» или «Они неверные! Они своим образом жизни порочат славное имя Аллаха! Убейте их!» Чем беднее население, тем быстрее и эффективнее внушение. Чем менее образовано, тем легче прививается ему ненависть к иноплеменнику.
С лёгкостью они развязывают войны руками прирученных и подвергшихся внушению. В Латакии реками льётся кровь. Чуждые фундаментализму элементы будут зачищены  и исчезнут, как исчезли индейцы. Как исчезли 1,5 миллиона армян, после чего Армения никогда не смогла стать великой.
Новый Капитолий подобно легионерам республиканского Рима засыпал бы солью Карфаген – любого соперника. Чтобы истребить саму память о нём.
Это казалось невозможным – геноцид и массовое истребление и этнические чистки. Но это происходит в наше время.
Это казалось невозможным – славянская кровь рекой.
Казалось невозможным – война. Терроризм. Нынешние террористы и фундаменталисты явятся с современными технологиями, Старлинками и дронами. В Афганистане 2 миллиона вооружённых мужчин, живущих войной и не знающих другой доблести. Что если злые силы вручат им нынешние технологии, как вручили зверью из Идлиба?
В каком мире предстоит жить нашим детям и с какими вызовами столкнуться?
Будет ли это поиск новых лекарств, проблемы голода, регулирования рождаемости, продление жизни человека, выход в космос всего человечества?
Или это будет терроризм, войны, новые пандемии, агрессивные фундаменталисты, стремящиеся к господству? Что это будет?
И станет ли человечество добрее, как мне показалось при наивном взгляде из окошка моего авто?
Вот почему у Илона Маска висит в закрепе «The real life is not between left and right. But rather between humanists and extinctionists».  Настоящая борьба идёт не между левыми и правыми, а между гуманистами и сторонниками вымирания.


Рецензии