1. 3. Интуиция в науке
Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания, для проникновения в неведомое. Именно эта роль ей предназначена в теоретической физике
Никола Тесла: “Интуиция — это нечто такое, что опережает точное знание. Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными нервными клетками, что позволяет ощущать истину, даже когда она ещё недоступна логическим выводам или другим умственным усилиям.”
Эйнштейн считал, что «Интуиция — это священный дар, а рациональный ум — верный слуга. Мы создали общество, которое воздаёт почести слуге и забыло о даре. Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления.»
Для него Интуиция была: «единственная действительно ценная вещь».
Интуиция зиждиться на Воображении. Его Эйнштейн считал гораздо важнее знаний: «Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймём и узнаем.»
Интуиция Архимеда помогла ему понять, насколько вода поднимается вверх при погружении в неё тела.
Коперник, опираясь на интуицию и математику в трактате «О вращении небесных сфер» размышлял над устройством Птолемеевой системы мира. В результате он пришёл к выводу, что ключевой ошибкой Птолемея было принятие Земли за центр солнечной системы, и выдвинул новую аксиому, согласно которой Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца.
Интуиция Исаака Ньютона привела его к вопросу, почему яблоко падает прямо вниз, а не отклоняется в сторону, что в конечном итоге привело к формулировке им теории гравитации.
Один из учеников Ньютона писал, что учёный «порою способен был увидеть нечто благодаря едва ли не одной лишь интуиции, даже без всякой аргументации».
Один из первых шагов в развитии кинетической теории газов состоял в том, чтобы вычислить число молекул, движущихся с заданной скоростью. Интуиция Максвелла подсказала ему, что для этого надо игнорировать законы Ньютона, способные дать чёткий прогноз движения частиц, и начать исследовать молекулярное движение как простую азартную игру: движение шарика в рулетке определяется законами Ньютона, которые неспособны, тем не менее, предсказать число, на котором он остановится. Для применения вероятностных методов Максвеллу нужно было сделать ещё одно предположение: любое состояние системы настолько же вероятно, как и любое другое.
Планк: “Прежде всего, я сомневаюсь, что когда-либо существовала какая-либо новая идея, которая не была бы связана с интуицией.” Он допустил, что испускающие лучи атомы отдают энергию не сплошным потоком, а порциями, или квантами. Это была настолько революционная идея, что даже сам Планк поначалу недооценил её потенциал.
Мария Кюри часто полагалась на свою интуицию, что позволяло ей исследовать неизведанные области науки. Её непреодолимое любопытство и стремление к открытию нового были ключом к успеху. Например, при изучении урановой руды Мария обнаружила, что она излучает лучи, даже когда урана в ней не было. Благодаря интуиции Мария Кюри доказала существование радиоактивных элементов и получила их.
Эрнеста Резерфорда отличала мощная интуиция при планировании и проведении экспериментов. Это позволяло учёному осмыслять новые физические явления. В результате эксперимента было выяснено, что у атома есть невероятно маленькое, но очень плотное и тяжёлое ядро, а в 1911 году на основе этих результатов Резерфорд выдвинул планетарную модель строения атома.
Нильс Бор проявил гениальную интуицию, предложив модель атома, противоречащую основным законам классической физики. Интуиция Бора заключалась в его способности делать проницательные и точные предсказания о поведении электронов в атомах, особенно в отношении их углового момента, не имея формального математического доказательства.
Интуиции необразованного Фарадея открыла новые области в науке. Как мог этот подмастерье переплетчика, делавший скромную карьеру лаборанта, создать одну из самых продуктивных концепций современной физики — концепцию поля?
Максвелл, в «Трактате» писал: «Фарадей своим мысленным взором видел пронизывающие всё пространство силовые линии там, где математики видели центры сил, притягивающие на расстоянии. Фарадей видел среду там, где они не видели ничего, кроме расстояния. Фарадей усматривал местонахождение явлений в тех реальных процессах, которые происходят в среде, а они довольствовались тем, что нашли его в силе действия на расстоянии, которая прикладывается к электрическим жидкостям».
Этот список можно ещё долго продолжать, но одно ясно: фундаментальное развитие Физики основано на Интуиции.
Современной науке её не хватает, чтобы двигаться дальше. Можно долго пользоваться наработками теоретиков прошлых веков, но это даст только уточнение имеющихся знаний. Для новых знаний нужны новые теории с новым представлением о Пространстве, Времени, Материи, Энергии, Массе, Инерции, Гравитации и т.д.
Без интуиции, невозможно дать чётких характеристик этим терминам.
Без чётких формулировок, невозможно создавать новые теории, а без новых теорий невозможно развивать Знания.
Свидетельство о публикации №225032400996