Кратчайший путь к Богу
Пришёл Ученик к Мастеру
– Учитель! Ты говорил, что ради Господа следует отказаться от всего! Я готов!
– Рассказывай, от чего ты отказался?
– Я отказался от всего, что мне дорого! Я отказался от стремления к благополучию, от радости бытия, от созерцания гармонии жизни, от дружбы, от любви, от сочувствия, от симпатии, от всего интересного, приятного, вкусного, я отказался от мечты и от сладких воспоминаний. От чего мне ещё следует отказаться, чтобы ещё больше приблизиться к Богу?
– Я скажу теперь тебе, где искать Бога, – ответил Мастер. – Он пребывает во всём том, от чего ты отказался. Ты искал кратчайший путь к Богу, но ты нашёл кратчайший путь прочь от него.
– Но разве сам ты не говорил, что надо отказаться от всего? – удивился Ученик.
– Я лишь цитировал Аристотеля, что ради Истины можно пожертвовать чем угодно, и говорил в другое время, что Бог – это Истина, а Истина – это Бог. Ты соединил эти два утверждения и получил новое. Но вера – это не логика, а логика – это не вера. С образными выражениями не следует поступать так, как поступают математики с математическими или логическими утверждениями.
– В чём же я был не прав? – спросил Ученик.
– Отказываясь от всего того, что ты перечислил, ты отказывался от частички Бога в твоей душе, – ответил Мастер. – Думаю, что если ты и вправду отказался от всего перечисленного, то в твоём сердце осталось мало божественного. Точнее, я думаю, что в нём осталась одна только гордыня, и ничего больше. Гордыня, или амбиции, или фанатизм, как ни назови, это чувство вовсе не божественное. Если хочешь приблизиться к Богу на самом деле, откажись от гордыни, забудь про амбиции и фанатизм, и верни в свою душу всё то, от чего ты отказался.
– Но разве Бог и Истина – не одно и то же? – удивился Ученик. – Ведь ты же сам говорил, что Бог – это Истина, а Истина – это Бог!
– Для человека, который познал Истину хотя бы в каком-то её проявлении, Бог не нужен, и в этом смысле эта его Истина и есть его Бог, – ответил Мастер. – Но само понятие Истина столь же неопределённо, как и понятие Бог. Истинный ответ на какой-то вопрос столь же мало является Истиной как таковой, как одна капля солёной воды – это вовсе ещё не океан. Если в одной капле воды ты познаешь Океан, ты, вероятно, познал Истину, но только свою персональную крохотную Истину, и не более того. Вопросов много, ответов на них – ещё больше. В каждом ответе есть своя доля Истины. А Истина как таковая – это идеальное представление. Аристотель говорил о знаниях обо всём. О совершенных и универсальных знаниях. И в этом смысле «Истина» столь же недостижима, как недостижимо дружеское рукопожатие с Господом. Но существуют люди, на чьём челе лежит Божья рука, Божье благословение. Во всяком случае, я твёрдо уверен в том, что Господь поцеловал Моцарта, и эта убеждённость во мне не уменьшилась ни на йоту даже при том, что я твёрдо убеждён в том, что Господа нет, его никогда не было и никогда не будет. Господне благословение может существовать и в том случае, если самого Господа нет и не было.
– Как же так? – спросил Ученик. – Разве такое возможно?
– Приставь раковину к уху, и ты услышишь шум моря, – ответил Мастер. – Но в раковине нет моря. Его шум создаёшь ты сам. Так же и люди, в чьих душах живёт Бог. Души нет, Бога нет, а Бог в их душе есть. Потому что они сами – в каком-то смысле Боги. Возможно, что ни в каких других смыслах Бога нет.
– Мастер, ты – атеист? – спросил Ученик.
– Конечно! – ответил Мастер. – Но это не точно.
– Как же так? – удивился Ученик.
– Ты же не сомневаешься, что я дорожу Истиной? А человеку, который уважает Истину, следует к ней стремиться. Тот же, кто стремится к Истине, должен прежде всего понять, что он может ошибаться. Потому что человек, который не готов признаться в том, что он может ошибаться, никогда не найдёт Истину. Ему не следует даже пытаться её отыскать.
Свидетельство о публикации №225032501244