Три орешка для Золушки 1973 - очарование чуда

(Иллюстрация из интернета.)

Сегодня я хочу признаться в любви. В любви к одной очаровательной сказке, которая стала частичкой моего детства, и уже много-много лет снова и снова дарит счастье и вдохновение... не только мне одной, но и великому множеству зрителей, которые тоже любят этот удивительный фильм, созданный мастерами киноискусства Чехословакии и ГДР.

Начальные титры сообщают нам, что это фильм по мотивам сказки Божены Немцовой – основательницы чешской литературы и собирательницы чешских народных сказок. Но каждому, кто прочтёт указанный первоисточник, становится ясно: киносказка сделана по настолько отдалённым мотивам, что становится вполне самостоятельным произведением. Так же, как наша Золушка Евгения Шварца – это не то же самое, что Золушка Шарля Перро или братьев Гримм. Сценарист Франтисек Павличек в своей сказке собрал мотивы из всех сказок про Золушку: и Перро, и братьев Гримм, и Немцовой. И, опираясь на наследие великих сказочников, последовал своим путём за крылатой музой, так что вышла у него весьма оригинальная история, под названием...

"Три орешка для Золушки".

Самая «улётно-поэтическая» и в то же время самая «приземлённая» сказка про Золушку. «Приземлённая» потому, что в обстановке много реалистического, хорошо проработанных бытовых деталей, с любовью воссоздана вся обстановка давней эпохи, все эти расписные миски, плетёнки, вязанки дров, сани, ткани, костюмы, всё это так по-домашнему уютно, и в то же время так чувствуется нелёгкий хозяйственный труд работников и слуг… А «улётно-поэтическая» потому, что в ней звучит стремление оторваться от надоевших скучных обязанностей, от тяжёлой работы, от рутины, от земли и взлететь в небо, в облака, в мечту… И такая лёгкость, такая абстрагированность от реальности возникает при этом… Всё вокруг, до последней детали, такое красивое, такая поэзия звучит во всём… Такая простая и в то же время прекрасная музыка пронизывает всё пространство… И Золушка, радостная и счастливая, скачет по лесу на любимом коне в таком лёгком платьице, что всё время боишься, что она вот-вот простудится. Но девчонка у нас молодец, закалённая как морж, ей всё нипочём!

Вообще Золушка из «Трёх орешков» во многом необычна. Во-первых, у неё не настолько всё плохо в семье, как у других Золушек. Обычно все несправедливости с Золушкой происходят при жизни любящего, но бессильного помочь дочери отца, а то и прямо на глазах у него. Здесь же, в "Трёх орешках", только после смерти мужа злая мачеха «развернулась во всей красе», на каждом шагу унижая Золушку. Причём умер он не так давно, года три назад, не больше. А пока отец был жив, он не только любил Золушку и старался дать ей самое лучшее, но и растил из неё боевую девчонку. Что и дало свои плоды. Обычно Золушка либо идёт пешком, либо едет в чудесной карете – а здесь она лихо скачет на белом коне! И даже может сбить шишку с вершины ёлки метким выстрелом из лука.

В этом - второе отличие "Трёх орешков". Обычно Золушка – трудолюбивая, добрая, скромная, нежная, мягкая, но совершенно беззащитная и бесправная в собственном доме, вынужденная стойко переносить издевательства всесильной мачехи. Здесь же Золушка – тоже трудолюбивая, добрая и нежная, но при этом озорница и бунтарка, острая на язык, и хоть и вынуждена терпеть унижения и тяжёлый труд, но иной раз может дать некоторый, пусть и небольшой, отпор мачехе и сводной сестре, а всем остальным вообще не позволяет палец себе в рот класть. И деятельно вырывается из-под гнёта каждый раз, как только появляется возможность. Да и она не окончательно бесправна: хоть ей и ничего нельзя, и всё запрещено, и попрёки да насмешки, да бесконечные приказы-наказы сыплются на неё, как горох, но всё же какое-то слабое эхо былого статуса любимой дочери главы семейства ещё осталось при ней. Даже издеваясь, мачеха всё же не рискует переступить какую-то последнюю черту. Не зря показано, что слугу могут больно выпороть за разбитую миску, а Золушку, взявшую его вину на себя, бить не посмеют, хотя лишний раз попрекнут и накажут дополнительной работой. Если бы Золушка из какой другой сказки вздумала смотреть на мачеху таким недовольным и непокорным взглядом, как эта Золушка, ей бы не просто сильно влетело – её бы стали ломать без пощады…

Третье отличие. Единственный недостаток обычной Золушки – некоторая робость, привычка к бесправному своему положению. Что, впрочем, нельзя поставить ей в вину - после многих лет такой жизни поневоле привыкнешь втягивать голову в плечи. Она знает, что не смеет обнаружить свою мечту, что счастье у неё могут отобрать, что за любой «шаг влево, шаг вправо, прыжки на месте» её накажут безжалостно. А единственный недостаток Золушки из «Трёх орешков» совсем иной - это то, что она с удовольствием развлекается охотой вместе с заядлым охотником принцем. Причём охоту в этом фильме показали без бутафории. Реальные подстреленные животные и птицы, трепыхающиеся при попадании стрелы. Зачем такой натурализм в показе дворянских забав? Совсем не романтично. И всё это под издевательски нежно-поэтическую музыку! Как символ молодеческой удали и вольнолюбия. Зачем?!?! Неужели для того, чтобы самому развернуть крылья на приволье, обязательно необходимо подрезать крылья кому-то другому?! Неужели, чтобы украсить свою жизнь весёлой забавой, обязательно отнять чужую жизнь?! Что, кроме стрельбы по зверям и птицам, других видов молодеческой удали нету? Могли бы обойтись скачками с препятствиями наперегонки...

И это при том, что Золушка добра и заботлива со всеми животными, которые не входят в круг охотничьей добычи. Её разговоры с голубями, с конём и собакой, с совой - украшение всей сказки, таким теплом и романтикой от них веет. Особенно люблю те сцены, где Золушка беседует со своей подружкой-совушкой. А добрая сова-волшебница подсказывает ей, что надо сделать. Так уютно и по-дружески! А уж если вспомнить, что в наши дни - мода на милых совушек, то эта сцена смотрится особенно ко времени.

Четвёртое отличие - причина, по которой Золушка убегает от принца, хоть и любит его. Во всех сказках Золушка убегает потому, что знает: ей нельзя иначе. Счастье ей не дозволено, оно открылось лишь на короткий миг. Если она слишком увлечётся и не уйдёт вовремя - исчезнут даже те крохи радости, что ей достались. Золушка бежит, спасаясь от беды. Здесь же, в "Трёх орешках", всё иначе. Золушка убегает в свой срок не только потому, что времени мало и ей надо скрыть от мачехи и сестры свой побег на волю. Она тем самым ещё и показывает свой непокорный характер Принцу. Дескать, какой бы ты ни был распрекрасный, а я преклоняться, льстить и бегать за тобой не собираюсь, это ты за мной бегай. И поступает по-женски умно: с таким Принцем только так и надо. Только такую недоступно-ускользающую девушку с дерзким характером он и будет почитать, как ровню, и любить и беречь, как драгоценность.

Вот и ещё одно, пятое отличие "Трёх орешков": если в любой другой сказке Золушка после многолетних страданий осчастливлена и вознаграждена встречей с прекрасным Принцем, то здесь скорее наоборот, Принц удостоился чести быть вместе с такой замечательной Золушкой)))

Принц здесь, конечно, тот ещё) Совсем не сказочно-прекрасный, хотя и обаятельный парень, и красавец - хоть картину пиши. Озорник, баловник, лихой удалец в развлечениях, лентяй в серьёзных делах. В общем, обалдуй по молодости лет) Но горячий и настойчивый в том, чего хочет добиться. Они с Золушкой оба остры на язык и вольнолюбивы, но у благополучного и избалованного Принца - просто побег от скуки и обязанностей, а у Золушки - стремление воплотить своё честно заработанное право на радости в жизни, жажда развернуть крылья. И семья у них будет такой же, как у родителей Принца: муж - взрослый мальчишка, от природы горяч и своенравен, но остепенился с годами, а жена и мудрее, и разумнее мужа, держит его в руках мягко, но крепко, и наставляет его на ум. И они любят друг друга и счастливы быть вместе. Очень тёплая пара - Король с Королевой.

Вообще в этом фильме очень хорошо показаны человеческие отношения: просто, логично и естественно.

Сюжет фильма течёт неспешно, но и не слишком затянуто, скорее, он журчит, как ручеёк среди снегов. Гармонично. Смотреть его не скучно, как не скучно слушать длинную красивую песню с повторяющимся после каждого куплета припевом. Именно так. "Три орешка для Золушки" - как стихотворение без рифмованных строчек. Этот фильм - крылатая песня.

Хоть это и сказка, но чудес и волшебства в "Трёх орешках" немного. Здесь чудеса присутствуют лишь как маленькая деталька, и так вливаются в общую ткань картины, что выглядят чем-то совершенно естественным, житейским в этом опоэтизированном мире. А на первый план выступают человеческие отношения, волшебная красота природы и удивительная поэзия житейского быта. И подспудно проникает мысль: не давай себя в обиду, береги своё достоинство, борись за своё счастье сам, – и тогда жизнь пойдёт к тебе навстречу, и подарит тебе чудо, которого ты заслуживаешь.

Концовка, где по заснеженным просторам скачут в светлую даль, навстречу небесам, счастливые Принц и Золушка - это квинтэссенция романтики!!! Их сказочно красивые костюмы, их сияющие улыбки, заливающий пейзаж яркий солнечный свет и пушистые громады облаков на голубом небе... И летит над всем этим чарующий голос "чешского соловья" Карела Готта: "Где, пташечка, твоё гнездо?“

И только одно немножко портит картину: что Принц опять сбежал от надоевшего ему наставника. Конечно, не всем везёт с учителями, и не всегда учёба бывает интересна. Но мне с детства было жалко этого старого толстяка, который по долгу службы вынужден, сбиваясь с ног, гоняться за шустрым принцем. Тем более, что мне на хороших учителей везло, учёба для меня была делом трудным, но не скучным. И потом, что противопоставляет скуке наставлений молодое вольнолюбие на протяжении всей сказки? Скачки и охоту? И только-то? В жизни такое не работает. Чтобы защитить свою свободу, приходится уделять время и силы трудным и скучным вещам. Делу время, потехе час... А если вот так вот насовсем оторваться от работы, от учёбы, и пуститься в одни удовольствия, то из такого полёта потом очень больно падать на землю... И неважно, кто ты - простолюдин или принц - за беспечность всё равно придёт расплата... Впрочем, Принц у нас парень с характером, умеет добиваться своего, и как только он почувствует, что учёба ему нужна для самоутверждения и защиты семейства, он за неё возьмётся. Или Золушка его уму-разуму научит, она ведь умнее его. Только бы не слишком поздно...
 
Поэтому, когда смотришь вслед скачущим в небо счастливым влюблённым, в сердце не только радость за них, но и тревога. И хочется шептать, повторяя за Карелом Готтом слова такой подходящей здесь песни:

"Где, пташечка, твоё гнездо
Здесь, среди зимы?
Так о ловушках и силках
Мало знаешь ты!
Берёза белая, склонись,
От вьюги птичку защити!
Я смогу уйти,
В моей душе наступит мир!"

Всё-таки в нашей советской Золушке, созданной Евгением Шварцем, несмотря на всю её чудесность, сказочность, оторванность от реальности во внешней обстановке, заложена более прочная жизненная основа в идеях: не просто улёт от рутины в мечту, а отстаивание права на заслуженный отдых после трудов, на честно заработанные радость и счастье.

«Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслуживаешь. Ведь так и заболеть можно!» (Золушка из сказки Е.Шварца)

«Я вижу, что и в роскошном бальном платье ты осталась прежней, доброй и трудолюбивой девушкой. И оставайся такой. Это принесёт тебе счастье.» (Фея из сказки Е.Шварца)

Напоследок хотелось бы сказать огромное спасибо всем-всем творцам "Трёх орешков для Золушки". Сценарист Франтисек Павличек, режиссёр Вацлав Ворличек, оператор Йозеф Иллик, художники Альфред Томалла и Олин Босак, композитор Карел Свобода и все-все-все, кто за кадром этого чуда — вы волшебники!!! Нежная и задорная Либуше Шафранкова, настоящий принц Павел Травничек, всё созвездие замечательных артистов — Рольф Хоппе (король), Карен Леш (королева), Карола Браунбок (мачеха Золушки), Дана Главачова (Дора, сводная сестра Золушки), Владимир Меншик (слуга Винчек, друг Золушки), Витезслав Яндак (Камил, друг принца), Ярослав Дрбоглав (Витек, друг принца), Ян Либичек (бедолага-воспитатель принца), Мила Мысликова (экономка Рози), Гелена Ружичкова (принцесса Дробена), Иржи Ружичка (поварёнок) и все-все-все, кто в кадре, — ваше вдохновение, терпение, трудолюбие, талант, обаяние сделали это чудо явью! А ведь они действительно великие труженики, артисты этого фильма. Особенно те, кому пришлось из-за вынужденного переноса съёмок на зимнее время щеголять в летних костюмчиках посреди заснеженного пейзажа, всем холодам вопреки. Тем более, что по причине малоснежной зимы в некоторых сценах вместо настоящего снега пришлось использовать искусственный, вонючий. Так что все участники съёмок наверняка чувствовали себя, как настоящие Золушки: неуютная обстановка, тяжёлая работа, прозаический быт и красивые поэтические мечты. Но они не сдавались, не падали духом, и слаженно, дружно, с настоящим вдохновением творили чудесную сказку. И сумели-таки воплотить мечту, ради которой собрались. Создали фильм, в который уже не одно десятилетие вновь и вновь влюбляются зрители. Может быть, именно поэтому так убедительна идея этой сказки: трудолюбие, смелость, сообразительность, умение постоять за себя и вера в чудо могут сделать невозможное возможным. Для творцов "Трёх орешков для Золушки", с честью преодолевших все трудности, это был не просто красивый лозунг... Они победили. Они, как и Золушка, заслужили любовь и награду. И мы, зрители, верим их волшебной сказке...


Рецензии