Очерк 1. На земле. Малая Родина. Семья

Непосредственный рассказ о главном герое моих очерков "С радуги на облако", Валерии Павловиче Катаеве, я продолжу в двух частях. В первой - "На земле" -буду рассказывать о его жизни до поступления в лётное училище. Во второй - "В небе" - с момента учёбы в лётном училище и до конца жизни.

Малая родина.

Если б я жила в эпоху Средневековья, то начала бы писать о своём герое с таких слов: «Родился Валерий у благочестивых родителей в городе, славном своей историей», потом сразу бы сказала о его успехах или трудностях в учении и перешла бы к юношеской поре. А может быть, написала с самого начала, что он родился и «аки птица» с рождения умел летать.

Но я никогда не писала биографий. Это непростая задача, т.к. надо обладать нужной информацией в достаточном количестве, а ещё лучше задавать вопросы самому герою книги. Но такой возможности, к сожалению, давно нет, поэтому рассказ об этом периоде его жизни в я буду вести со слов родителей, друзей, ближайшего окружения.

Родной город Валерия – Арамиль – расположен недалеко от Екатеринбурга и, согласно архивным сведениям, насчитывает более 350 лет истории. Город начинался со сторожевой слободы, своеобразного южного форпоста Русского царства – на границе с башкирскими землями.

Город Арамиль тесно связан с историей авиации. Первым значимым для данной отрасли событием в городе стала посадка четырёхмоторного аэроплана «Илья Муромец» в 1920 году.


В 30-е годы прошлого века для осуществления авиасообщения между Москвой и Свердловском решено было построить дирижаблепорт. Правда, регулярное сообщение так и не было налажено, однако несколько пробных рейсов дирижабль всё же совершил.

В это же время принимается Осоавиахимом решение о создании Свердловской авиационной школы «с целью подготовки без отрыва от производства лётчиков и мотористов для гражданской авиации». Чуть позже в городе был открыт Свердловский аэроклуб, подготовивший только до войны 1500 пилотов, 50 механиков. Среди них в годы Великой Отечественной войны 17 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые военные годы в Арамили формировались бобмардировочные полки: 734-й, позднее 698-й. Сегодня на территории города функционирует Арамильский авиационный ремонтный завод (материалы о городе взяты из замечательной книги «Арамиль: из прошлого в будущее: Арамильский городской округ», 2020).

Я думаю, что богатая на авиационные события история малой родины Валерия Павловича вместе с влиянием родственников, имевших самое непосредственное отношение к этой отрасли, помогли Валерию определиться с выбором профессии. Но это было позже, а сейчас вернёмся немного назад.

Семья

7 сентября 1971 года в семье Павла Герасимовича и Татьяны Ивановны Катаевых родился первенец, которого назвали Валерием в честь друга отца. Отец, Павел Герасимович, закончил Иркутское авиационное училище гражданской авиации с красным дипломом и с 1968 по 1971г. работал в Свердловском объединённом авиаотряде в аэропорту «Кольцово». С 1971 по 1991г служил в Советской Армии бортовым авиационным техником вертолёта МИ-8 - в воинской части, которая была расположена на территории Арамили.

Мать Валерия, Татьяна Ивановна, рассказывает о себе: «Я родом из Тюменской области, родилась в Ялуторовске, есть такой старинный городок. Потом племянник папы пригласил его в Дегтярск. Это шахтерский городок, недалеко от Свердловска. Мы туда переехали в 1956г. Папа мой работал электриком в шахте, мама - кассиром. У меня еще был брат старший. После окончания 8 классов решила поступить в техникум педагогический, на дошкольное отделение. Я очень любила возиться с малышней, хотела стать воспитателем, но техникум находился в Свердловске, общежития не было , а ездить каждый день - далеко. Моя соседка предложила поступить в Казанский учётный кредитный техникум, где сама училась. И я решилась. Родители сначала возражали: далеко, всего 16 лет… Но я их уговорила. Сдала вступительные, поступила, проучилась там 3 года и получила диплом "Кредитный инспектор Госбанка". По окончании техникума меня распределили в Арамильское отделение Госбанка. Вот так я и оказалась в Арамили».

С детства Валера отличался серьёзностью, твёрдостью характера, принципиальностью – если это применимо к ребёнку. Вот что вспоминает о нём мама: «С двух лет отдали его в детский сад. Посещал его с удовольствием, был спокойный, даже какой-то серьезный. Просматриваю фото его маленького - он везде серьезный. Настырным назвать не могу, но был такой случай: Валера что-то натворил, мы его наказали - поставили в угол, думали, что извинится. Он простоял в углу до позднего вечера, но прощения так и не попросил (может, напрасно мы его наказали за то, в чём виноват не был). Потом уж мое сердце не выдержало, и я его отпустила. Думаю, что уже таким образом его характер проявлялся».

С раннего детства у Валерия проявлялись художественные способности. Он был наблюдательным, любил рисовать. «Родился Алёша, и где-то месяца в три заболел ветрянкой, сначала Валера, ну и следовательно, Алёша. Находились дома, гулять нельзя было. Мы с ним сидели у окна, смотрели на небо и определяли: на что похожи облака. Ему это очень нравилось. Вот даже сейчас бывают моменты, когда я смотрю на небо, обязательно начинаю думать: на кого или на что облака похожи. Конечно, при этом его вспоминаю», - говорит мама.

Когда дети в семье Катаевых подросли, они стали принимать самое деятельное участие в организации и проведении всевозможных развлекательных мероприятий на праздниках, объединявших несколько семей. Валерий при этом всегда выступал режиссёром-постановщиком. У него было прекрасное чувство юмора и организаторские способности.

«Когда мы помоложе были, компанией своей собирались - несколько семей. Уже 50 лет дружим. Мы в молодости покупали много пластинок разных, т.к почти все праздники почему-то проводили у нас, в наших 24кв. м. Но это нам было в радость. Как говорят, в тесноте, да не в обиде. И, конечно, на всех праздниках мы танцевали», - рассказывает Татьяна Ивановна.

Друг семьи, Надежда Анатольевна, так вспоминает атмосферу праздников: «Нас было 4 семьи, в каждой по двое разновозрастных детей, Валера был старший. Собирались на советские праздники, дни рождения. Чаще всего у Катаевых. В их небольшой квартире одна комната была полностью оборудована для мальчишек с учетом их интересов. На праздниках дети всегда были с нами, никаких бабушек и дедушек. Пока мы в зале праздновали, дети в другой комнате обязательно репетировали концерт. И завершающая часть встречи всегда была к обоюдному удовольствию! Взрослые, уже чуть подогретые и готовые воспринять все творческие поиски детей, и дети, уставшие от репетиций и подготовленные режиссером к выступлению (а режиссером естественно был Валера). Мы от души и под аплодисменты принимали все номера артистов! Валера был непререкаемым авторитетом!»

Сравнивая досуг ребят того времени (70-е годы ХХ века) и занятия сегодняшних детей, удивляешься большой разнице. Вроде бы родители были так же заняты работой, как и сейчас, и дел по дому с учётом отсутствия электронных помощников было ещё больше, чем сейчас, но они находили время на совместное времяпровождение с детьми: на чтение книг, на воспитательные беседы, на совместное творчество.

«До школы читать Валеру не учила - раньше это как-то не было принято. Но книжки он любил, я ему и Алеше обычно на ночь читала. У нас детских книжек было много. Потом, повзрослев, читал много, больше нравилась фантастика», - вспоминает Татьяна Ивановна.

О воспитании Валерия и Алексея говорит Надежда Анатольевна, друг семьи: «Особенно были дружны наша Алена и братья Катаевы. По возрасту сначала Валера, потом Алена и Алеша. У них к Аленке было просто рыцарское отношение. Алеша, придя к нам в гости и не застав нас дома, однажды положил букетик в тапочки, которые стояли у входной двери».

Вроде бы такой незначительный эпизод, но он в дальнейшем повествовании обретёт особый смысл в отношении Валерия к девушкам, женщинам. Наверное, точнее выражения, чем «проявление рыцарства» (уважение, поклонение, восхищение, даже служение ) и не подобрать. Да и другие качества, о формировании которых говорилось выше, - всё это стало результатом правильного, хорошего воспитания в правильной, хорошей семье.


Рецензии