Проблема объективности в психологии
***
— Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет много лет, — говорит психолог.
— А я? — спрашивает муж.
Основная проблема и подходы
Психология веками пыталась обрести статус настоящей науки, стремящейся преодолеть субъективные суждения и предвзятости. Вопрос объективности встал на центральное место в размышлениях многих ученых, искавших ключи к созданию надежного и достоверного знания о человеческой природе.
• Один подход заявлял, что объективными могут считаться только те явления, которые можно прямо наблюдать и измерять. Внешние поступки людей, доступные нашим органам чувств и измерительным приборам, становились основой этого взгляда.
• Другой подход, напротив, подчеркивал, что подлинная объективность лежит в глубинах нашего внутреннего мира — в тех невидимых процессах, таких как мышление и эмоции, которые направляют наши действия. Эти процессы, хоть и скрыты от прямого взора, оказывают решающее влияние на поведение.
• Третий подход обращал внимание на жизненные контексты, в которых разворачивается человеческая деятельность. Здесь объективность виделась в тех аспектах нашей жизни, которые имеют реальное воздействие на наше существование и поведение.
Критика метода интроспекции
Джон Уотсон решительно выступил против интроспекции как метода научного познания. Он утверждал, что для признания какого-либо явления научным фактом, оно должно отвечать жестким критериям:
1. Наблюдаться извне — так, чтобы любой исследователь мог повторно провести эксперимент и получить аналогичные результаты.
2. Повторяться в идентичных условиях — позволяя проверять гипотезы на прочность.
3. Могло быть зафиксировано приборами — для обеспечения точности и надежности научных выводов.
Поскольку интроспекция не соответствовала этим требованиям, Уотсон призвал отказаться от попыток исследовать сознание и направить научные усилия на изучение поведения, которое можно наблюдать и контролировать.
Поведение как новый предмет психологии
Именно так родился бихевиоризм — направление, предложенное Уотсоном, которое сделало поведение центральным предметом психологии. Уотсон свел сложную картину человеческого реагирования к простейшей формуле: стимул (S) порождает реакцию (R). Все многообразие человеческих поступков оказалось сведено к результатам внешних воздействий.
Науче;ние и виды научения
Центральной движущей силой формирования нового поведения бихевиористы считали обучение, или научение. Были выявлены два главных типа научения:
• Классическое обусловливание (по Павлову): Связывание нейтрального стимула с безусловным рефлексом, что приводило к возникновению новой реакции. Например, знаменитое слюноотделение собаки при звуке звонка, который ассоциировался с подачей пищи.
• Оперантное обусловливание (по Скиннеру): Процесс, при котором поведение меняется в зависимости от последствий — вознаграждений или наказаний. Положительное подкрепление усиливает вероятность повторного выполнения определенного действия.
Заключение
Бихевиоризм совершил настоящую революцию в психологии, сместив акцент с изучения сознания на исследование поведения. Теория научения открыла новые горизонты для предсказуемого управления поведением, создав основу для будущих практических приложений. Этот подход сыграл важную роль в развитии психологической науки, подготовив почву для современных теорий и методик.
Свидетельство о публикации №225032501401