Инженерные войска МО СССР

            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            …
            Н а   з а к а т е   м о г у щ е с т в а.

            И н ж е н е р н ы е    в о й с к а.

            Инженерные войска СССР - специальные войска Вооруженных сил СССР, предназначенные для инженерного обеспечения: оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее. [ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА. [АНАТОМИЯ АРМИИ. ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ, НАУКИ, ПРАКТИКИ. Глава: ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА. - Юрий Веремеев.].

            Основным назначением инженерных войск являлось оперативное обеспечение военных (боевых) действий. Инженерное обеспечение военных (боевых) действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника. [БОЕВОЙ УСТАВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК, часть III. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / Wayback Machine.].
            
            Согласно Боевому уставу Сухопутных войск Вооруженных сил СССР инженерное обеспечение включало в себя:

                - инженерная разведка противника, местности и объектов;
                - фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
                - устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
                - установка и содержание ядерных мин и фугасов;
                - уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
                - проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
                - устройство проходов через препятствия;
                - разминирование местности и объектов;
                - подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
                - оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
                - инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
                - инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
                - добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.
         
            Задачи инженерного обеспечения также выполнялись частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск, самостоятельно возводившие сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрытия минно-взрывными заграждениями и маскировки своих позиций и районов расположения; прокладывания и обозначения пути движения; преодолении заграждений и препятствий; форсирования водных преград.

            Сами инженерные войска выполняли непосредственно наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносили поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

            Инженерные войска всегда были войсками переднего края, шедшими в бой одновременно с мотострелками и танкистами, а зачастую даже раньше них. Инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряя их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска и иже.

            Инженерная разведка.

            Для мотострелкового / парашютно-десантного / танкового батальона / батальона морской пехоты имелся разведывательный взвод (рв), задачей которого являлся сбор разведывательных данных необходимых для решения боевых задач поставленных перед батальоном. Личный состав рв насчитывал 16-21 бойцов и состоял из трех отделений - два разведывательных отделения и одно отделение инженерной разведки.

            Инженерная разведка местности проводилась различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

            Результатом инженерной разведки местности являлся ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники. Для этого необходимо было получить сведения о рельефе местности, наличии и пропускной способности дорог, о возможности движения вне дорог, о наличии водных преград, густоте лесов и их пожарной опасности.

            В общем, местность, на которой предстояло вести боевые действия, следовало тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач.

            Естественно, что противник также изучал местность и старался затруднить действия наших войск. Для этого противник проводил ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушал или готовил к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивал лесные завалы, отрывал противотанковые рвы, устраивал баррикады, устанавливал минные поля, сооружал ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывал траншеи.

            Инженерная разведка обязана была обнаружить эти мероприятия противника и спрогнозировать действия противника. 

            Способы ведения инженерной разведки зависели от того вида боя или маневра, который предстояло провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могли организовываться инженерные наблюдательные посты (инп), инженерные разведывательные дозоры (ирд), посты фотографирования (пф), инженерные разведывательные группы (ирг), группы глубинной разведки (ггр), вертолетные дозоры (вд), посты радиолокационного наблюдения (пнр).

            Обычно эти посты и группы создавали инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагались на обычные разведывательные посты и группы. Для этого в состав постов и групп включались солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.   

            Постановка минных полей.

            Для постановки минных полей инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имела в своем составе саперный взвод, на вооружении которого имелось три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КаМАЗ. Взвод был в состоянии за 15-20 мин установить противотанковое минное поле длиной в один километр. 

            На вооружении инженерных войск имелись противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов) мины, мины-ловушки, мины-сюрпризы.

            Особым видом инженерных мин являлись ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имелись носимые ядерные фугасы весом около 60 кг и мощностью от 500 т до 2 тыс. т тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решались не тактические, а оперативно-стратегические задачи. С их помощью создавались сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожались крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

            Помимо прочего, инженерные войска сооружали невзрывные заграждения, такие как колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления, производили различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушали дороги, мосты, создавали завалы на дорогах); разрушали инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы).

            Для выполнения этих задач инженерные войска располагали различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

            Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов). 

            Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений СпН являлось именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывал и удерживал в течении нескольких часов важный мост для того, чтобы саперы смогли взорвать его.

            Кстати, чтобы взорвать двухпролетный железнодорожный мост, требуется работа саперного взвода в течение 8-10 часов и 500-700 кг взрывчатки. Просто одной мины недостаточно, как это любят показывать в фильмах. [ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? / АНАТОМИЯ АРМИИ. - Юрий Веремеев.].

            Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения. Вообще-то добыча воды это скорее задача тыловых служб, но все попытки передать им решение этой задачи моментально приводило к срыву снабжения войск водой. В конце концов, было решено, что снабжение войск питьевой водой является вопросом не тылового, а боевого обеспечения, т.к. отсутствие воды к исходу третьих суток приводило к большим потерям в личном составе.   

            Не следует думать, что вопрос добычи и очистки воды играло существенную роль только в условиях пустыни в летнее время или в условиях Арктики зимой. Людям, привыкшим к тому, что в любой момент можно открыть кран и их него потечет чистая питьевая вода, или на худой конец взять ведра и пойти с ними к колодцу, трудно себе представить себе проблему питьевой воды. Полк потребляет около 8-10 т чистой воды в сутки. 

            Для решения этой задачи инженерные войска располагали большим арсеналом технических средств добычи и очистки воды. Для добычи воды из под земли, для мелких подразделений имелись буровые ручные устройства (МТК) для бурения скважин глубиной до 8 м и откачки из них воды.

            Были также механизированные устройства для бурения скважин глубиной до 200 м, различные средства (насосы) для подъема воды. Для очистки воды имелись малоразмерные фильтры, способные обеспечить чистой водой мелкие подразделения непосредственно на позициях. 

            Для обеспечения водой полка инженерно-саперная рота имела в своем составе отделение полевого водоснабжения, которое имела на своем вооружении машину семейства автомобильных фильтровальных станций МАФС или войсковую фильтровальную станцию ВФС-2.5. Машина МАФС была способна за час очистить 5 т воды вне зависимости от ее первоначального загрязнения (в том числе она очищала воду от радиоактивного загрязнения).

            Для местностей, где нет пусть грязной, но несоленой воды, имелась передвижная опреснительная установка ПОУ, способная опреснить до 400 л морской воды за час. 

            Кроме решения непосредственных задач инженерного обеспечения боя на инженерные войска возлагалась задача обеспечения других родов войск шанцевым инструментом, электротехническими средствами (от фонариков и батареек до передвижных атомных электростанций), обеспечения частей и подразделений электроэнергией. Для этого инженерные войска имели передвижные электростанции мощностью от 500 ватт до 5 мегаватт.

            Офицеры инженерных войск отвечали за обучение личного состава других родов войск умению решать задачи инженерного обеспечения боя в пределах их возможностей. 

            Структура подразделений инженерных войск. 

            Инженерные войска Советской армии состояли из подразделений и частей, входящих в состав мотострелковых (танковых) полков и дивизий; инженерных частей, входящих в состав армейских корпусов, армий, округов, а также инженерных частей и соединений подчиняющихся непосредственно Генеральному Штабу МО СССР.

            В штате мотострелкового (танкового) полка имелась инженерно-саперная рота (иср).

            В штате мотострелковой (танковой) дивизии имелся инженерно-саперный батальон (исб). В штате армейского корпуса имелся такой же инженерно-саперный батальон, но его штат и возможности были несколько шире, чем у исб дивизии.

            Армия в зависимости от ее состава и боевых задач, в зависимости от театра военных действий могла иметь один или несколько исб или даже инженерно-саперный полк (исп). Кроме того, армия могла иметь понтонно-мостовой батальон (опомб) и несколько специализированных инженерных батальонов.

            Однако чаще всего специализированные инженерные батальоны и полки, а также бригады оставались в окружном или центральном подчинении, располагаясь на территории военных округов.

            Эти инженерные части обычно дислоцировались на тех территориях, где было возможно их применение. Это понтонные полки (опомп), переправочно-десантные батальоны (одеспб), инженерные батальоны штурма и разграждения (ибшир), инженерно-заградительные батальоны (оизб), маскировочные батальоны (омб), мостостроительные батальоны, дорожные батальоны, батальоны оборудования пунктов управления (обопу), инженерно-фортификационные батальоны (оифб), батальоны и роты полевого водоснабжения; взвода, роты и батальоны спец/минирования, подразделения и части разминирования местности, подразделения и части спец/применения.

            В ряде случаев инженерные части сводились в инженерные бригады. 

            Традиционно вблизи каждой атомной электростанции дислоцировалась инженерная бригада ликвидации последствий ядерных аварий (в настоящее время эти бригады находятся в составе МЧС). [АНАТОМИЯ АРМИИ. ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ, НАУКИ, ПРАКТИКИ. Глава: ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА. - Юрий Веремеев.].

            В качестве примера приведем штатную организацию инженерно-саперной роты танкового полка Советской Армии, данное в книге Юрия Григорьевича Веремеева: «Анатомия армии».

            Юрий Григорьевич Веремеев (1947-2018) - офицер инженерных войск, подполковник, с выслугой 26 лет. Служил в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в Чехословакии и на Урале. Был командиром, штабным офицером, преподавателем, на его счету 1327 обезвреженных и уничтоженных взрывоопасных предметов (авиабомбы, снаряды, мины, фугасы). Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС (1988 г.). Также автор книги «Мины вчера, сегодня, завтра». 

            В роте имелось три офицера, три прапорщика, 12 сержантов и 40 солдат. Всего 58 человек. Рота состояла из управления и трех взводов:

                - управление роты: командир роты, техник роты, старшина роты, водитель БТР, радист (техника - БТР-80);
                - инженерно-саперный взвод: 1 офицер, 3 сержанта, 15 солдат. Техника - 3 автомобиля КаМАЗ-4310, 3 прицепных минных заградителя ПМЗ-4, 3 мотопилы, 3 комплекта разминирования, 9 миноискателей.  Боеприпасы - 1800 противотанковых мин, 6000 противопехотных мин, 500 кг тротила;
                - инженерно-технический взвод: 1 офицер, 1 прапорщик, 7 сержантов, 11 солдат. Техника - 3 танковых мостоукладчика МТ-55, 1 путепрокладчик БАТ-2, 1 полковая землеройная машина ПЗМ, 1 автофильтровальная станция МАФС, 1 тяжелый механизированный мост ТММ (4 автомобиля КрАЗ);
                - автомобильный взвод: 1 прапорщик, 2 сержанта, 12 солдат. Техника 1 автокран, 3 автомобиля КаМАЗ-4310 с прицепами, 9 автомобилей ЗиЛ-131 с самопогрузчиками и прицепами. На них загружалась 3 катковых танковых трала КМТ-5м, 27 ножевых танковых тралов КМТ-6, 9 бульдозерных танковых устройств БТУ. 

            Весь личный состав вооружался автоматами, кроме того, офицеры и прапорщики имели пистолеты. Помимо прочего, имелось 3 гранатомета РПГ-7, 3 ручных пулемета РПК, плюс штатное вооружение БТР. 

            Штат инженерно-саперной роты мотострелкового полка отличался тем, что вместо трех МТУ имелся один, вместо одной ПЗМ имеется три, меньше танковых тралов и БТУ. 

            Всего в инженерно-саперной роте танкового полка было 28 самоходных машин и 15 прицепов. [АНАТОМИЯ АРМИИ. ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ, НАУКИ, ПРАКТИКИ. Глава: ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА. - Юрий Веремеев.]. 

            После того, как на вооружение US Army было принято тактическое ядерное оружие, в 1972 г. в состав инженерно-саперного батальона (до 1968 г. - саперный) дивизионного комплекта был введен взвод разведки и уничтожения ядерных фугасов.

            Структура инженерно-саперного батальона танковой дивизии в 1980 гг. имела следующий штат: управление, инженерно-саперная рота, инженерно-дорожная рота, переправочно-десантная рота, понтонная рота, инженерно-позиционный взвод, взвод связи и подразделений обслуживания. 

            Штат мирного (военного) времени состоял из: офицеры - 31 (36), прапорщики - 22 (21), сержанты - 46 (52), солдаты - 150 (286); итого - 249 (395).

            На вооружении батальона имелось 4 БТР, 2 дорожно-индукционных миноискателя (ДИМ), 3 гусеничных минных заградителя (ГМЗ), 3 устройства разминирования УР-67 (УР-77), половину понтонно-мостового парка ПМП, 4 гусеничных самоходных парома ГСП, 7 плавающих транспортера ПТС, ПТС-2, К-61, 2 инженерные машины разграждения, 5 путепрокладчиков БАТ, 2 траншейные машины ТМК, БТМ, БТМ-2, 2 котлованные машины МДК-2, МДК-3, 2 экскаватора, 2 тяжелых механизированных моста ТММ, 95 автомобилей. [ТАНКОВЫЙ МЕЧ СТРАНЫ СОВЕТОВ. - Дроговоз И.Г. / Под ред. А.Е. Тараса. - Минск, Харвест, 2001 г. - (359-360) 480 с.]. 

            Инженерные войска накануне распада СССР.

            С середины 1940 до 1970 гг. - в мотострелковых полках имелись инженерно-саперные роты (иср), в дивизиях - инженерно-саперные батальоны (исб), в общевойсковых армиях и округах - инженерно-саперные полки (исп), а также специализированные батальоны и полки: понтонно-мостовые, десантно-переправочные, дорожные, мостостроительные и т.д.

            Однако из-за просчетов в планировании советского вторжения в Афганистан (1979-1989) не хватало инженерных подразделений.   

            Автор книг по военной истории, в частности о воинских формированиях Советской Армии в период до распада СССР, Виталий Иванович Феськов (и др.) - в 2013 г. перечислили 26 инженерных соединений и подразделений, существовавших в 1980 гг. [ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. - Томск: Издательство Томского университета, 2013. - (324-326) 640 с.].

            Также существовали три дорожно-строительных корпуса и 25 дорожно-строительных бригад, которые, по-видимому, входили в состав дорожных войск. [ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. - Томск: Издательство Томского университета, 2013. - (327) 640 с.].

            В 1986 г. инженерные войска приняли участие в ликвидации последствий биологической катастрофы, вызванной Чернобыльской аварией. После распада СССР в конце 1991 г. инженерные войска были разделены и стали инженерными войсками России, а также вошли в состав новообразованных Вооруженных сил Украины, Вооруженных сил Белоруссии, Вооруженных сил Республики Казахстан, Вооруженных сил Армении и других («Инженерные войска России: 317 лет безупречной службы» (на русском языке). 2017-01-21).

            Бригады инженерных войск.

            Список бригад инженерных войск (20 соединений), существовавших в период с 1989 по 1991 гг. (ru.wikipedia.org). Примечание: в списке не указана 17-я инженерная дорожно-мостовая бригада, которая по сведениям В.И. Феськова была дислоцирована в г. Кашира Московской области, так как согласно другим данным она была создана в 1995 г. [ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. - Томск: Издательство Томского университета, 2013. - 640 с.];

            Составление полного списка бригад инженерных войск не представляется возможным, поскольку не имеется точных данных о переформированиях воинских частей этого рода войск на данный период. [ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. - Томск: Издательство Томского университета, 2013. - 640 с.].

                - 1-я гвардейская инженерно-саперная Брестско-Берлинская бригада (1943). ГСВГ, г. Бранденбург (Германия). В 1994 г. была передислоцирован в г. Ростов (Ярославская область). В 1998 г. - переформирована в 8-й гвардейский инженерно-саперный полк, расформированный в 2009 г., заново воссоздана как бригада в 2012 г. с дислокацией в г. Муром;

                - 10-я инженерно-саперная бригада (н/д~). КВО, г. Кременчуг, Полтавская область (УССР-Украина);
                - 36-я инженерная дорожно-мостовая бригада (1968) (36-я дорожно-мостовая бригада празднует 45-летний юбилей / www.sb.by). БелВО, г. Пинск, Брестская область (БССР-Белоруссия), передислоцирована в г. Жодино Минской области (Транспортные войска Вооруженных сил Республики Беларусь / web.archive.org);

                - 71-я инженерно-саперная бригада (н/д~). УрВО, г. Уфа, Башкирская АССР (РСФСР-Россия), в 1994 г. объединением с 237-й инженерно-саперной бригадой переименована в 188-ю инженерно-саперную бригаду. В 2000 г. переформирована в 56-й инженерно-саперный полк, в 2009 г. полк расформирован;

                - 93-я учебная инженерная Псковская бригада (1976). СКВО, г. Волжский, Волгоградская область (РСФСР-Россия), в 1993 г. объединена с 521-м отдельным инженерно-саперным батальоном в 360-ю учебную инженерную бригаду, в 1997 г. - переформирована в 187-й учебный центр подготовки специалистов для инженерных войск (Соревнования инженерных подразделений ОДКБ. 2014 г.);
                - 106-я учебная инженерно-саперная бригада (1976-1992). ПрибВО, г. Тапа, ЭССР, расформирована в 1992 г.;
                - 111-я инженерно-саперная бригада (н/д~). САВО, г. Капчагай, Алматинская область (КазССР-Казахстан), переименована в 232-ю инженерно-саперную бригаду;

                - 114-я инженерно-саперная бригада (1990). ПрикВО, г. Гайсин, Винницкая область (УССР-Украина);
                - 116-я инженерно-саперная бригада (н/д ~). УрВО, г. Свердловск, Свердловская область (РСФСР-Россия);
                - 119-я инженерно-саперная бригада (1990). БелВО, Минск (БССР-Белоруссия), переформирована в 320-ю школу подготовки специалистов инженерных войск. В 1990 гг. - переформирована во 2-й инженерный полк, в 2008 г. - переформирована во 2-ю инженерную бригаду; 

                - 151-я понтонно-мостовая бригада (н/д ~). ЗабВО, нп Дровяная, Читинская область (РСФСР-Россия);
                - 188-я гвардейская инженерно-саперная Новгородская бригада (1991 ). БелВО, Могилев, Могилевская область (БССР-Белоруссия), в 2004 г. - переформирована в 188-ю гвардейскую центральную базу развертывания инженерных войск Вооруженных Сил, в 2008 г. - переформирована в 188-ю гвардейскую инженерную бригаду (188-й гвардейской инженерной бригаде - 70 лет / www.mil.bu);

                - 190-я понтонно-мостовая бригада (1980 ~). МВО, г. Новозыбков, Брянская область, расформирована в 1991 г.;
                - 201-я инженерно-саперная Двинская бригада (1991). ЛенВО, нп. Котлы, Ленинградская область (РСФСР-Россия). В 1997 г. переформирована в 62-й инженерно-саперный полк, в 1998 г. полк передислоцирован в нп. Нижние Осельки, в 2005 г. - полк был передислоцирован в нп. Керро и в 2009 г. объединен с 140-м гв. понтонно-мостовым полком с сохранением порядкового номера и регалий последнего, дислокация не изменилась (19-я штурмовая Двинская инженерно-саперная бригад / www.safe-rgs.ru);

                - 208-я инженерно-саперная Фокшанская бригада (1991-2001). 6-я гв. танковая армия, КВО, г. Днепродзержинск, Днепропетровская область (УССР-Украина). Переформирован в 73-й инженерно-саперный полк, расформирован в 2001 г.;

                - 230-я инженерно-саперная бригада (н/д ~). ТуркВО, г. Самарканд, Самаркандская область (УзССР-Узбекистан);
                - 237-я инженерно-саперная бригада (н/д ~). ОдВО, г. Дубоссары, Молд.ССР. В связи с конфликтом в Приднестровье бригада была выведена на территорию России .В 1994 г. объединением с 71-й инженерно-саперной бригадой переименована в 188-ю инженерно-саперную бригаду. В 2000 г. бригада переформирована в 56-й инженерно-саперный полк, в 2009 г. - полк расформирован;

                - 273-я бригада инженерных заграждений (1980). ЗабВО, г. Сайншанд, МНР > нп. Туринская, Читинская область. В 1989 г. бригада была выведена на территорию СССР, где была расформирована;

                - 313-я гвардейская инженерно-саперная Берлинская бригада (1987-расформирована в 1990 гг.). КВО, г. Бровары, Киевская область (УССР-Украина);
                - 315-я инженерно-саперная Уманская бригада (1991~). УрВО, г. Алапаевск, Свердловская область. Бригада была сформирована за три недели до распада СССР (01.12.1991 г.).
            …
            |||||||  |||||||
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            …


Рецензии