всему свой час... школьный урок...
Лидия Андреевна приезжает к нам раз в три месяца курировать нашу работу.
А раз приезжает Лидия Андреевна, то собираются учителя русского языка, истории, МХК, а мы с Людмилой даём открытый урок.
Да, получается контрольная работа для учителей и для учеников.
Учитель – методика урока, ученики – уровень подготовки. Но всё же это не контрольная работа в прямом значении.
Урок, как и все другие уроки должен быть обучающим, интересным, занимательным, особенным, непохожим на предыдущий и следующий.
Живая беседа, живой урок, свободный, но его цели и задачи урока должны быть на занятии достигнуты. Иначе – всего лишь игра.
План-конспект урока русского языка по тематической группе «время».
Место и время проведения: школа №4 г. Аши.
Урок мы составляли вместе, вела урок Людмила, а я ходил в помощниках, формировал зрительный и музыкальный ряд.
Конспект урока всего лишь схема, памятка, где и на чём остановиться.
Каким будет урок?
«Всему свой час, и время всякому делу под небесами». Экклесиаст.
Время – удивительная вещь. Все его чувствуют, но выразить ощущение его очень трудно. Прав был блаженный Августин, когда заметил с горечью: «Что же такое время? Если меня об этом не спрашивают, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
Благодаря этому незнанию народы и поэты создали множество метафор времени, приписывая ему самые различные формы движения.
Как мы характеризуем время?
Время приходит,
время идёт,
время уходит,
время бежит,
время летит,
время течёт,
время меняется.
Почему говорят, что время течёт?
При помощи чего измеряли и измеряют время?
(часы солнечные – гномон, водяные – клепсидра, свеча, механические, сверхточные (атомные) часы…)
А что говорится о времени в русских пословицах, собранных В. И. Далем? Время – податель всяких благ.
Время разум даёт.
Время деньгу даёт, а на деньги время не купишь.
Не время дорого, а пора.
Всякому дню забота своя.
День мой, век мой.
Делу время, потехе час.
Время не только благо, но и необходимость:
Не человек гонит, а время.
Сила во времени.
Время красит, безвременье старит.
Никто не может объяснить, что такое время. Каждая область науки даёт своё определение времени.
*Предварительное домашнее задание на выбор: приготовить сообщение по теме «Время», используя словари.
Философский словарь:
«Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.»
Мифологический словарь:
«Время мифическое, в мифологии «начальное», «раннее», «первое» время, «правовремя», предшествующее эмпирическому (историческому) «профанному» времени. Во Время мифическое первопредками (тотемными, племенными) – демиургами – культурными героями были созданы нынешнее состояние мира – рельеф, небесные светила, животные и растения; образцы (парадигмы) и санкции социального поведения – хозяйственного, религиозно-культурного и т. д.
Время мифическое – это время первопредметов, перводействий и перетворения…»
Энциклопедический словарь:
«Пространство и время – всеобщие формы существования материи.»
Словарь В. И. Даля:
«Время – длительность бытия; пространство в бытии, последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательность течения суток за сутками.
Время за нами, время перед нами, а при нас его нет.
Время на время не находит.
Время разум даёт.
Как вы понимаете содержание пословиц, записанных у В. И. Даля, растолкуйте.
Время всему научит.
У молодых время тянется, у стариков бежит.
Крупицу золота можно найти, крупицу времени – никогда.
Времени не поворотишь.
Всё до поры до времени.
Не гребень голову чешет, а время.
Был бы друг, а время будет.
Запишите 2-3 пословицы в тетрадь, которые вам наиболее понятны и близки.
Послушаем фрагменты сочинений о времени. Интересно, как подростки и взрослые ощущают и воспринимают время.
*Предварительное домашнее задание на выбор для ребят и их родителей:
Что такое для меня время?
Какой вывод из услышанного сделаем?
Каждый по-своему воспринимает время.
А теперь вспомним и рассмотрим не понятие «время», а само слово время и его грамматический облик.
Как оно возникло, как живёт и какие ещё слова обозначают длительность.
Есть в языке существительные на -мя и среди них слово «время»:
знамя, семя, темя, бремя, племя…
В чём особенность этой группы слов?
У них во всех падежах, кроме И. п. в ед. ч. есть суффикс -ен.
Откуда он, кто объяснит?
В древнюю эпоху слово «время» звучало как «времЕН» (-ен был звук носовой – юс малый). На письме соответственно слово «время» писалось с юсом малым. Потом во всех падежах, кроме И. п. и В. п., – ен сохранилось,
а в И. п. и В. п. вместо –ен выступает -я (то есть звук «а» после мягкого согласного):
врем-я,
врем-ен-и.
*предварительное домашнее задание на выбор;
Каково происхождение, этимология слова «время»?
Слово это заимствовано из ст.-сл. яз. Исконно русское «веремя» утрачено. Слово «время» образовано с помощью суффикса – -мен (-мя) от той же основы, что и вертеть: в *vertmen произошло упрощение групп согласных и выпало –t, -er в ст.сл. дал е долгое (ять), затем изменившееся в др.-русск в -re. Первоначальное значение сущ. «время» - «нечто вращающееся».
Как украинское «врем,я», болгарское и сербохорватское «време», это древнее существительное образовано от того же корня, что и глаголы «вертеть», «вращать», существительное «ворот», «ворота», а так же «веретено».
Веретено – древний символ судьбы: древнегреческие богини судьбы Мойры пряли на своём веретене нить жизни каждого человека.
Слово «время» отражает понятие о циклическом времени.
В связи с этим интересна этимология слова «пора»: оно одного корня с такими глаголами, как «упираться», «запереть», «переть». Пора – это направленное движение, то есть линейное время. Поэтому время может идти и длиться, а пора – только приходить, проходить, уходить. Глагол «переть» имеет много родственных слов в индоевропейских языках, особенно интересное греческое poros – «судьба». Несмотря на различие «время» и «пора» могут обозначать судьбу человека то кругом, то линией.
Ещё раз сделаем вывод, почему эти слова – время – вертеть – вращать – ворота – веретено – были когда-то родственными?
Время – это то, что вращается, возвращается: день-ночь-день…, весна – лето – осень – зима – весна…
Давайте вспомним, скажем, как ещё обозначается длительность времени,
как исчисляется время?
*Беседа и выступления учеников, приготовивших домашнее задание по выбору.
Календарь – определённая система счёта времени. Название происходит от латинского слова «календы» - первый день нового месяца. «Календариум» означает в буквальном переводе «долговая книга», так как в этот день надо было выплачивать проценты по долгам.
Первые календари появились в 4-3 тысячелетии до н. э. и связано это с переходом человечества к земледелию и скотоводству.
Самые древние – лунные календари.
В лунном календаре было 12 месяцев, 354 суток. Месяцы чередовались по 29 и 30 дней. Год в таком календаре опережал астрономический на 11 суток.
Продолжительность астрономического года – 365 суток, 5 часов, 48 минут 46 секунд. Чтобы приблизить лунный год к астрономическому, стали периодически вводить дополнительный месяц. Таким образом был создан лунно-солнечный календарь.
Древнейшим солнечным календарём был египетский, связанный с разливом Нила.
Со времени распространения христианства на Руси пользовались юлианским календарём. Новый год начинался с 1 марта. Но юлианский тоже больше астрономического на 11 минут 14 секунд.
Новый календарь – григорианский – гораздо совершеннее юлианского.
Древние славяне вели счёт времени по сезонам: весна, лето, осень, зима. Полный цикл назывался «лето». Год начинался весной с началом полевых работ. Счёт времени вёлся по неделям, по семи суток в каждой, то есть получалась «седмица». Древнерусские названия дней отражали их порядковое расположение относительно воскресенья – «недели» («не деля»; день, в который ничего не делают):
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Суббота от еврейского «саббат» - отдых.
Деление на часы и минуты известно с 12 века.
Счёт вёлся от восхода солнца и исчислялась только светлая часть суток, потому полные сутки обозначались словом «день».
У каждой группы слов, обозначающих время, своя история происхождения. По сути дела перед нами океан мыслей, образов, запечатленных в слове «время». Но понятие времени выражается и в других формах человеческой деятельности.
Искусство Древнего Египта.
Пирамиды.
Большой сфинкс.
Статуя царевича Рахотепа и его жены Нефрет.
Статуя зодчего Хемиуна.
Фараон Микерин, богиня Хатор и богиня нома.
Статуя царского писца Каи.
Статуя царевича Каапера.
Живопись Древнего Египта.
Почему египтяне изображали движение повторяющимся ( одинаковые фигуры, жесты, наклоны)?
Какое представление о времени воплотили египетские художники?
Время как вечность. Вечное движение. Вечно остановленное движение.
Движение, длящееся вечно. Запечатлённое время. «Запечатанное время».
Изображение есть жизнь. Всё, что изображено, будет длиться, не имея начала и окончания.
Древнерусская икона.
Спас Нерукотворный.
Спас Вседержитель.
Спас на престоле.
Богоматерь Владимирская.
Богоматерь Одигитрия.
Богоматерь Знамение.
Богоматерь Оранта.
Богоматерь Великая Панагия.
Благовещение.
Рождество Христово. Распятие.
Воскресение.
Троица.
Время профанное, обыденное, и время как свершившееся, как «всеосуществлённое», законченное. Время как предстояние.
Спас в силах.
Тип, извод изображения. Каким образом прочитать?
Внутри красного прямоугольника мы видим голубой прозрачный овал.
Голубой сферический овал – вселенная. В центре вселенной на престоле восседает Иисус, окружённый алым ромбом – знаком вечной творящей энергии. Он слышит все молитвы, обращённые к нему, Он внимает им.
И это будет вечно. Время – круг, возвращение к началу.
А как изображается время в русской реалистической живописи?
Живопись Крамского, Куинджи, Репина, Левитана, Шишкина.
Портретная живопись. Время: возраст, костюм, время суток, время года.
Момент реальной жизни. Парадный портрет. Бытовой – запечатлённое мгновение. Время – событие.
Пейзажная живопись. Время года, время дня, настроение. Запечатлённые моменты реальной действительности.
Детские рисунки.
Какое время и каким образом отражено в детских рисунках?
Время путешествий и приключений.
Время замков и рыцарей.
Время радости и грусти.
Времена года.
Время сегодня и сейчас – переживаемое мгновение.
Машина времени.
Маленькие хотят быть большими, взрослыми. А вы каким бы хотели быть по возрасту и почему?
Пусть всегда будет пятнадцать, двадцать, тридцать…
Что же мы скажем о том, какая пора в жизни человека самая прекрасная?
Каждый период, этап в жизни интересен и значим.
Достижимо ли бессмертие человека и человечества?
Какие проблемы возникнут в связи с достижением бессмертия или очень долгой жизни?
Хотите ли вы обрести бессмертие? Почему?
Вспомним эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», когда Пугачёв рассказывает Гриневу притчу про орла и ворона.
Ваше отношение к притче.
Жизненные судьбы складываются по-разному. Кто-то проживает кратко, как падающая звезда. Сгорает. Кто-то живёт долго, и за долгую жизнь совершает немало количество добрых дел.
У Владимира Высоцкого есть по этому поводу песня о поэтах и их временных рамках пребывания на земле. Песня обращена ко всем.
Важно, как ты живёшь, что делаешь или не делаешь.
*подготовленное сообщение учеников.
Замечательные люди, а жизнь у кого короткая, у кого долгая:
Рафаэль (37 лет) –итальянский художник эпохи Возрождения.
Тициан (более 90 лет) – итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
Сергий Радонежский (примерно 70 лет), русский подвижник, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря.
Винсент Ван Гог (37лет), голландский художник постимпрессионист.
Лермонтов (27 лет), русский поэт.
Л. Толстой (82 года), русский писатель.
Э. Галуа (21 год), французский математик. Сформулировал общую теорию решения алгебраических уравнений.
Моцарт (35 лет), австрийский композитор.
Рерих (73 года) русский художник.
Пушкин (37 лет) русский поэт.
Афанасьев (45 лет), собиратель и издатель русского фольклора.
Что же такое время?
Так как же нам распорядиться своим временем?
Какой вывод сделаем?
Всему – своё время. Чтобы оно, время, не утекло в песок, надо жить сегодня, не откладывая настоящую жизнь на завтра. Жить в полную меру своих сил.
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк, английский художник и поэт.
Обобщающий вывод (ученики и учитель).
Мы сегодня внимательно рассмотрели всего лишь одно слово, которое часто слышим и употребляем.
Сколько же это слово в себя вмещает!
Целая вселенная.
Объять необъятное невозможно, но возможно размышлять.
Размышлять в беседах, в чтении, в сочинениях.
*Домашнее задание по выбору.
Сочинение-миниатюра на темы:
Надо или не надо беречь время. Почему?
Время своё и время чужое.
Время – деньги или нет?
Делу время, потехе час. Почему?
Время лечит?
Как хранить время и зачем?
Можно ли и зачем вернуться в прошлое?
Заглянем в завтра?
Какое оно, бессмертие?
Есть ли будущее без прошлого?
Сей час, сего дня…
Как измеряют время?
Цветочные часы.
Машина времени.
Парадоксы путешествий во времени.
Составить словарик по тематической группе «Время».
*на фото - работа автора
Свидетельство о публикации №225032501519