***
ЗАГАДКИ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА.РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ВЕРЫ
Книга вторая
Аннотация
Начало христианству положила маленькая группа последователей Иисуса Христа , всего около двадцати человек. Через несколько дней после распятия они пришли к вере, что Иисус воскрес из мёртвых, и менее, чем за четыре века,эти несколько бедных, малограмотных иудеев из Галилеи обернулись христианской Церковью из тридцати миллионов верующих .
Как могла вера в Учителя, погибшего мученической смертью, не просто возродиться у растерянных, разочарованных учеников , но привести к триумфальному распространению христианства по всей Римской империи ?
Что позволило христианам , несмотря на гонения, выстоять и в результате победить языческий мир?
Поиску ответа на эти и другие вопросы, связанные с историей рождения и триумфа новой веры, посвящена предлагаемая вниманию читателей книга.
Рассмотрен ранний период истории христианства от возникновения у ближайших учеников Иисуса веры в его Воскресение и образования первохристианских общин до превращения в доминирующую религию в Римской империи.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть первая. ЗАГАДКИ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
Глава 1. Распятие и погребение
Глава 2. Свидетельства евангелистов о событиях „по прошествию субботы“
Глава 3. А если Христос не воскрес?
Глава 4. Основные линии системы доказательств историчности Воскресения
Глава 5. „Пустая гробница“: „ЗА“ и „ПРОТИВ“
Глава 6. Посмертные явления Иисуса
Глава 7. Тайна склепа. Ессейский след
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть вторая. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ВЕРЫ
Глава 8. Первая Иерусалимская община
Пятьдесят дней после Распятия
Праздник Пятидесятницы. «Сошествие Святого Духа»
Глава 9. Апостолы перед судом синедриона
Глава 10.Жизнь христианской первообщины
История Анании и Сапфиры
Глава 11.Проповедь апостолов среди иудеев
Глава 12.Смерть Стефана.Начало гонений и рассеяние Иерусалимской общины
Глава 13.Обращение и призвание Павла
Глава 14.Павел-апостол язычников
Глава 15.Ученики Христа и апостол Павел
Иосиф Праведный и апостол Павел
Из-за чего поссорились апостол Петр и апостол Павел
Глава 16.Первый Апостольский собор. Начало отделения христианства от иудаизма
Глава 17.Преследования христиан ортодоксальными иудеями
Глава 18.Римские гонения
Отношения к христианам простого народа
Отношение к христианам правительства
Гонения на христиан имперского масштаба
Критика христианства Порфирием
Гонения Диоклетиана
Глава 19.Христианство переходного периода
Христианские экклесии и их состав
Этнический и социальный состав христианских общин
Христианская социальная доктрина
Глава 20.Распространение христианства. Основные причины обращения язычников
Эксклюзивность христианства
Христианство как миссионерская религия
Глава 21.Христианское мученичество
Чему Христос учил апостолов
Глава 22.Мученическая смерть апостолов. „Кто пойдет умирать за ложь?“
Глава 23.Раннехристианское мученичество как один из факторов успеха христианства
Глава 24.Распространение христианства среди богатых и образованных людей
Глава 25.Восстание Бар-Кохбы.Полное отделение христианской церкви
Глава 26.Доказательства христианами истинности новой религии
Глава 27.Начало непримиримой вражды. Антииудаизм
Глава 28.Первый христианский император
Глава 29.Никейский Собор
Глава 30.Как Иисус стал богом
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прииложение1. Тайна пропущенных лет. Жил ли Иисус в Индии?
Приложение 2. Кумраниты и зарождение христианства
Приложение 3. Концепция прихода Мессии
Приложение 4. Пророчество о страдающем Рабе Божьем и распятый Мессия Иисус Христос
Приложение 5. Жизнеописание Иисуса как исполнение ветхозаветных пророчеств
Приложение 6. Антииудаизм.«Кровь его на нас и на детях наших»
Приложение 7. Божественные мужи в греко- римской мифологии
Приложение 8. Аполлоний Тианский-исторический и легендарный „двойник“ Иисуса Христа
Приложение 9. Митраизм-соперник христианства
Приложение 10.О противоречиях в описании личности и учения Иисуса Христа
Приложение 11.Иисус Христос и Лев Толстой: „ Не противься злому“
Приложение 12.Радостная весть о прощении грешников
ЭПИЛОГ
БИБЛИОГРАФИЯ
Предисловие
В первой книге «Путь на Голгофу. Поиск исторического Иисуса» рассматриваются вопросы, связанные с учением Иисуса Христа и событиями последних лет его жизни. Почему большинство современников не приняли Христа как Мессию? Что действительно могло стать причиной его казни ? Приводятся реконструированные портреты «исторического Иисуса» —прототипа Иисуса евангелий.
На Голгофе закончилась жизнь Иисуса из Назарета и началась история Богочеловека, основателя христианства-крупнейшей мировой религии. Изначально проповедь Христа и апостолов велась в Иудее и соседних областях и была адресована иудеям, но впоследствии обратилась ко всем народам. После смерти и Воскресения Иисуса Христа возникла единая община верующих- церковь.
До разрушения Иерусалима в 70 г. христианство являлось всего лишь одним из течений иудаизма и отличалось от других направлений только тем, что рассматривало Иисуса в качестве Мессии, посланца Господа и Спасителя еврейского народа. В то время христианские общины как Иудеи, так и греко-римского мира состояли исключительно из евреев и тех бывших язычников , которые фактически приняли иудаизм. Другие религиозные течения (фарисеи, саддукеи, ессеи) смотрели на христианство, как на еще одну вполне легитимную ветвь иудаизма; языческий греко-римский мир также воспринимал христианство всего лишь как на одну из иудейских сект
Разрушение Иерусалима и Храма в 70 г. римлянами привело к тому, что первенство перешло к влиятельной Римской общине. Второе по значению место занимали тогда христианские общины континентальной и малоазийской Греции. Именно римская и греческая церкви в конечном счете решали, кто из ранних христиан занимал «истинные», а кто «еретические» позиции. Победа той или иной точки зрения в раннем христианстве определялась не столько богословскими спорами и дискуссиями, сколько численностью, а также политическими и экономическими возможностями каждой общины.
Уже к середине I века в отношении к Христу в иудейском обществе произошел раскол. Большинство народа осталось на прежней, ветхозаветной точке зрения, согласно которой Иисус не мог быть Мессией (Христом), так как не осуществил того, что ожидали от «Сына Человеческого». В то же время меньшинство приняло новозаветный взгляд на Иисуса и стало энергично проповедовать его повсюду, где жили евреи. Как свидетельствует книга "Деяния апостолов" ,таких евреев-христиан были тысячи, причем, как в самой Иудее, так и в эллинистических странах; именно они распространили новое учение по всему Древнему миру и стали основателями первых христианских церквей.
Социолог и специалист по современным религиозным движениям Родни Старк сделал первую серьезную попытку оценить рост христианского движения в первые столетия новой эры в цифрах .
Из статистических вычислений Старка с поправкой Эрмана следует , что в течение большинства этих лет число христиан росло с приблизительной скоростью около 30 % на каждые десять лет. Ниже приводится результаты этих вычислений-приблизительная оценка числа христиан в ключевые для движения моменты, начиная с периода сразу после смерти Иисуса:
30 г. – 20 христиан
60 г. – 1000-1500
100 г. – 7-10 тыс.
150 г. – 30–40 тыс.
200 г. – 140–170 тыс.
250 г. – 600–700 тыс.
300 г. – 2,5–3,5 млн
312 г. – 3,5–4 млн
400 г. – 25–35 млн
К 200-му году христиане составляли 160 тысяч человек, или чуть больше четверти процента от общего числа населения Римской империи. Церковь стремительно росла, однако, для большинства римлян оставалась совершенно неизвестной величиной. Лишь в III веке число христиан значительно выросло, а в IV – этот рост стал лавинообразным. Обращение императора Константина было одним из поворотных пунктов истории христианства: практически за одну ночь христиане превратились из преследуемого меньшинства в господствующую религию. Теперь и высшие классы римской администрации , образованная, культурная и богатая элита увидели для себя путь к принятию христианской веры. Христианство начало расти стремительно: от двух с половиной или трех миллионов в начале IV века до тридцати миллионов в конце.
Через восемьдесят лет после обращения Константина Рим сделался христианским государством.
В книге описаны вопросы, связанные с Воскресением Иисуса после казни , возникновением христианства и превращением на протяжении трех столетий из религии гонимой в религию господствующую на всей территории Римской империи .
ЭПИЛОГ
Первоначально христианская доктрина была обращена не к образованным людям и обладателям собственности, а к бедным, угнетенным и страдающим массам еврейского народа,одержимым эсхатологической идеей близкого наступлении Царства Божьего: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь...Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. .. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6: 20-25).
Бог призвал, как писал ап. Павел, „немудрое и немощное мира..уничиженное и ничего не значущее“ (1 Кор 1:26-28). Хотя христианское благовестие и не могло утолить голод, все же оно несло в себе успокоение и позволяло найти в мире фантазии все то, в чем этим людям отказывала действительность. Ранние христиане представляли собой братство социально и экономически угнетенных низов, объединенных надеждой .
Первое большое изменение в составе верующих произошло тогда, когда христианская проповедь обратилась к язычникам и завоевала последователей среди них почти во всей Римской империи. Но община по-прежнему состояла из бедных, угнетенных , необразованных людей.
Спустя двести пятьдесят-триста лет после зарождения новой веры ее приверженцы были совершенно непохожи на первых христиан. Они уже не были евреями, верившими в скорую реализацию мессианских ожиданий. Они были в основном греками, римлянами, сирийцами и галлами, короче, представителями всех наций Римской империи. Рабы, ремесленники и массы низших классов все еще составляли большую часть христианской конфессии, однако, одновременно христианство стало также религией знати и правящих классов Римской империи.
Это уже не была та же самая религия Христа и его учеников; новая религия во многом контрастировала со старой.Эсхатологические ожидания, составлявшие центр веры и надежды ранней общины, постепенно исчезли.Происходила трансформация христианства из религии угнетенных - в религию правителей и манипулируемых ими масс, из религии ожидания скорого судного дня и нового века- в веру об уже совершившемся искуплении; из предписания чистой, нравственной жизни — в успокоение совести с помощью церковных средств милосердия.
Постепенно изменялось отношение к государству. В первом веке не было авторитета к внешней власти, люди были независимы от нее в вопросах веры. Во втором веке начала постепенно развиваться церковная организация с влиятельными лидерами во главе, а также введением доктринального вероучения, которому должны были подчиняться христиане.Произошла трансформация свободного братского содружества в иерархическую организацию.
Гнет со стороны правителей не был ни устранен, ни уменьшен. Однако изменялось самосознание верующих .С третьего века ненавистЬ к богатым и господствующим заменили уважение, любовь, и преданность клерикальной администрации.
Т.о., возникнув как секта внутри иудейства,христианство, представленное поначалу разрозненными общинами в Палестине и средиземноморской еврейской диаспоре , стало быстро приобретать последователей среди народов, населяющих Римскую империю. К началу IV века, накануне последнего в истории христианства гонения Диоклетиана , по сути, агонии язычества, оно уже распространилось на гигантской территории от Британии до Аравии.
В Римской империи произошёл мощный процесс христианизации.
Могущественная Римская империя отказалась от почитания «отеческих богов» и даже от обожествления императора ; эта многовековая практика ушла всего за несколько десятилетий. Место языческого пантеона заняла религия страдающего Бога, которую сами римляне прежде считали суеверием. В новую веру переходили целые семьи, города и даже соседние «варварские» народы.
Победа христианства была вызвана целым рядом обстоятельств, среди которых не последнюю роль сыграло примирение церковной верхушки с правящими кругами Римской империи.Христианство как религия не выступало против римских властей.Раннехристианские сочинения призывают к повиновению начальству и осуждают любые попытки не только мятежей, но даже непокорности. После образования церкви центр тяжести христианской пропаганды был полностью перенесен на проповедь Царства Небесного и в ней окончательно возобладала тенденция к полному примирению с власть имущими. На протяжении первого и второго веков , очевидно, имели место некоторые преследования христиан, однако, все эти преследования велись от случая к случаю и были отделены десятилетиями спокойствия. В христианской литературе, особенно произведениях Тертулиана, почти все римские императоры охарактеризованы как люди справедливые, относившиеся к христианству с полной веротерпимостью.
Положение резко меняется в третьем веке ,когда высшие слои общества и ряд правителей начали приходить к пониманию опасности, грозящей Римскому государству в его тогдашней форме, следствием чего стали целенаправленные меры против Христианства, выражаемые как в гонениях, так и в попытках включить его в рамки языческого государственного религиозного культа. Для середины этого столетия, а затем для времени правления Диоклетиана и его преемников (с 284 г.) засвидетельствованы массовые, одновременно в масштабах всей империи, гонения на христиан.Об этих преследованиях сохранилось довольно большое количество сведений, но как доказывается всеми источниками, в это время государственный аппарат преследовал церковь не по религиозным, а именно по политическим соображениям. Эти гонения были кратковременными и могли иметь только эпизодический характер; в промежутках между ними церковь пользовалась полной легальностью.
И внутреннее и внешнеполитическое положение империи в третьем веке благоприятствовало распространению христианства.Период экономического подъема окончился. При династии Северов (193-235 г) тенденция к обострению внутриполитических противоречий обострилась. Все более ухудшались отношения между императорами и сенатом- представителем интересов рабовладельческой знати.Основной военной и социальной опорой власти становится армия.
Кризис рабовладельческого способа производства сковывал дальнейшее развитие производительных сил и резко обострял противоречия между классами;в середине третьего века активность масс выливается в ряд народных восстаниий.
В течение полустолетия после гибели последнего императора из династии Северов продолжался так назывемый «кризис третьего века». Римская империя находилась на краю гибели. По всей территории государства непрерывно шла борьба за власть. Соседи с востока, севера и юга вторгались в пограничные провинции, опустошали их и иногда захватывали.
Лишь путем крайнего напряжения всех сил господствовавшим классам Римской империи удалось избежать гибели и постепенно восстановить свою власть. При Диоклетиане (284-305) происходит временное укрепление императорской власти, но после его смерти вновь начинаются междуусобицы. В борьбе с сопернками сын одного из соправителей Диоклетиана , Константин, в борьбе с соперниками привлек на свою сторону христианскую Церковь обещанием признать в ней равноправие с другими религиями.Со времени так называемого Миланского эдикта (313 г) Церковь добилась равноправия, а затем и преобладающего положения в империи.
Таковы были социально-экономические и политические условия, в которых боролась за власть и, наконец, достигла победы христианская Церковь.Обстановка полного крушения старых порядков, нашествий варваров и всяческих катаклизмов представляла прекрасную питательную почву для христианской проповеди. В условиях, когда колебалось потрясенное в своих основаниях тысячелетнее римское государство, многим представителям не только бедноты, но и среднезажиточных слоев общества казалось, что приближаются «последние времена». Эти настроения умело использовались христианскими проповедниками. Кризис всего социально-политического строя пошел на пользу христианству.
В третьем и начале четвертого века основные тенденции развития христианства сводились:1) к борьбе за полную легальность, за признание равноправия с прочими религиями;2) к дальнейшей разработке собственной догматки и обрядности; 3)к еще большей централизации церкви ; 4) к борьбе против старых и новых ересей.
Все эти моменты связаны с определенными изменениями в социальном составе верующих. Эти изменения в социальном составе христианских общин имели огромное значение для дальнейшей судьбы новой религии. Они усиливали в церкви тенденции к компромиссу с властями и в то же время предопределили обострение борьбы между различными
ечениями внутри христианства. Церковь беспощадно расправлялась с инакомыслящими : еретики осуждались и отлучались от Церкви. Так создавались предпосылки союза между императорской властью и церковью, предпосылки превращения Церкви в опору эксплуататорских классов Римской империи. Чем слабее становились в результате обострения кризиса и междоусобиц позиции императорской власти и чем решительнее Церковь отказывалась от бунтарских настроений первоначального христианства, тем более сближались эти две ранее враждебные друг другу силы.
Обращение в христианство императора Константина стало одним из поворотных пунктов истории христианства и в то же время логическим завершением всей рассмотренной выше эволюции раннего христианства: из преследуемого меньшинства христиане превратились в господствующую религию. Теперь и высшие классы римской администрации , образованная, культурная и богатая элита увидели для себя путь к принятию христианской веры. Христианство начало расти стремительно: от двух с половиной или трех миллионов в начале IV века до тридцати миллионов в конце.
Через восемьдесят лет после обращения Константина Рим сделался христианским государством.
Почему именно учение Иисуса сумело победить все остальные подобные учения?
Скорее всего,это зависело от совокупности разнообразных причин как объективных, так и субъективных. К числу возможных причин следует отнести деятельность учеников и последователей Иисуса, внесших в христианство элементы, которые помогли ему в конце концов стать господствующей религией Римской империи.
Ортодоксальная Церковь победила потому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок и даже оправдать его и получить в конце концов поддержку государственной власти.
Свидетельство о публикации №225032501560
Этот вопрос, по моему мнению, не корректен. И вы далее эту некорректность сами акцентируете - ..Ортодоксальная Церковь победила потому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок и даже оправдать его и получить в конце концов поддержку государственной власти..
Так вот, я полностью соглашаюсь с вашим последним предложением, но хотел бы его противопоставить вопросу, который назвал некорректным. Церковная организация не просто приспособилась - церковная организация в угоду компромиссам с властью извратила и продолжает извращать учение Иисуса. Таким образом, в сегодняшней церковной организации рождается масса благословений, которые к Евангелию не имеют никакого отношения. Эта проституция касается не только князей церковных, но и не малого количества верующих. Их Иисус готов карать, убивать, мучить и насиловать инакомыслящих. Вместе с тем, каким то непостижим образом, Евангельский Дух не исчезать из Церкви. Какие бы мерзости не укоренялись в церковной организации Дух Евангелия продолжает делать свое дело. Впрочем, Он это делает и не только в церковной организации, но везде и всюду..
Алекс Разумов 24.05.2025 21:49 Заявить о нарушении