Я к губам подношу эту зелень... Мандельштам и Блок
Жить — этот только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Анна Ахматова
В замечательной работе "Перекличка. О поэтах и поэзии" Александр Кушнер пишет: "Перекличка, не ощущаемая нами как перекличка, ведет к невосполнимым утратам, однозначности, упрощению".
24 ноября 1911 года юный Мандельштам создает стихотворение, из которого в более поздней редакции оставит лишь одну строфу:
О, небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
24 ноября 1911, 1915(?)
Эта строфа кажется вовсе не связанной со всем стихотворением, здесь поэт выходит за рамки любовной лирики и создает яркий, выразительный образ почти ослепшего неба. Ослепшего? Ничего не понимающего , несправедливого?
Но впереди еще много счастливых или относительно спокойных лет. Это в 30-е годы, не в силах молчать, Мандельштам напишет знаменитое "Мы живем, под собою не чуя страны..." и окажется в Воронеже.
Мандельштам в воронежской ссылке, вначале принятый хорошо, но уже скоро нищий, неприкаянный, без работы и средств к существованию, почти без друзей, пишущий отчаянные письма с просьбами прислать немного денег, понимающий, что в лучшем случае вызывает жалость...
И в то же время пишет стихи, ставшие жемчужиной его лирики.
Но что превращалось в жемчуг в одной из сказок? Конечно, слезы...
У Мандельштама в Воронеже почти нет друзей. Почти... Потому что есть Наташа Штемпель, общение с которой служит поддержкой и утешением. Это она потом спасет его воронежские тетради. И именно ей посвящены самые нежные из стихотворений этого периода:
Есть женщины, сырой земле родные...
Образ земли, важный для Мандельштама. часто появляется в Воронежских тетрадях .
В одном из стихотворений 1935 года читаем:
Да, я лежу в земле, губами шевеля,
И то, что я скажу, заучит каждый школьник: На Красной площади всего круглей земля
И скат ее твердеет добровольный.
На Красной площади земля всего круглей,
И скат ее нечаянно раздольный, Откидываясь вниз до рисовых полей,– Покуда на земле последний жив невольник.
Земля, принявшая тело, но не лишившая голоса. Можно понять этот образ и иначе: поэт скован, связан по рукам и ногам, обездвижен, как голова в "Руслане и Людмиле", но он еще может говорить. И то, что поэт скажет, настолько важно, что будет у всех на устах.
Здесь же мы встречаем и другой важный образ - губы, символ голоса, речи, а значит, свободы.
Как и в другом стихотворении, написанном в мае 1935 года:
Лишив меня морей, разбега и разлёта
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчёта:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Земля насильственная, земля - темница, неволя. Можно лишить всего, но нельзя отнять внутреннюю свободу.
Воронеж - город провинциальный. Нет закованных в гранит набережных, то там, то здесь виднеется земля, почва. Может, поэтому в стихах из воронежской тетради с каждым годом земля становится ближе. Или поэта томят смутные предчувствия: жизнь на грани, на волоске, может оборваться в любую минуту? Теперь земля становится родной. Как писала Ахматова:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
В стихах к Наташе Штемпель это "сырая земля", отсылающая к былинам и сказкам, мать сыра земля:
Есть женщины, сырой земле родные,
И каждый шаг их — гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших — их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня — ангел, завтра — червь могильный,
А послезавтра только очертанье...
Что было поступь — станет недоступно...
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И все, что будет, — только обещанье.
4 мая 1937
От сырой земли до бессмертных цветов и целокупного неба. Восхождение. Вознесение.
В этихх строчках звучит и примирение с землей, глубокое понимание и принятие своей судьбы. Не смирение, не покорность, а именно принятие. А если и смирение, то в самом высоком значении этого слова. Не пастернаковское:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси...
Чашу уже не пронесли мимо, осталось лишь испить ее до дна.
И в том же 37 году, 30 апреля (как видим, от стихотворения, посвященного Наташе Штемпель, его отделяют всего несколько дней ):
Я к губам подношу эту зелень –
Эту клейкую клятву листов –
Эту клятвопреступную землю:
Мать подснежников, кленов, дубков.
Погляди, как я крепну и слепну,
Подчиняясь смиренным корням,
И не слишком ли великолепно
От гремучего парка глазам?
А квакуши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар,
И становятся ветками прутья
И молочною выдумкой пар.
30 апреля 1937
Земля клятвопреступная, но она все же священна и любима, поэт подносит ее к губам. Что это? Причастие, поклонение или просто нежность? Ведь это земля дает жизнь и силу хрупким подснежникам, могучим дубам. От нее, от сырой земли, согретой весенним солнцем, поднимается пар. Или это душа возносится к небу?
Стихотворение написано трехстопным анапестом, который способствует созданию возвышенного настроения, какой- то стремительности, устремленности ввысь. И мы понимаем, что НЕ удалось лишить поэта разбега и разлета. И даже униженный и прижатый к земле, он берет у нее силу и посылает и в "каторжные норы", и в Аид, и в небеса свой голос.
Но читая эти стихи, невозможно не вспомнить другие, созданные за тридцать лет до этого Блоком, написанные тем же стихотворным рвзмером - анапестом.
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!..
И иначе звучат теперь строки Мандельштама. Весна, воскрешающая природу, очаровывает, томит и умиляет. Цветущими ветками становятся прутья, казалось бы, безжизненных деревьев. Не о прутьях ли решетки в темнице идет речь?
Нет меча, нет сил, чтобы держать щит и его звоном приветствовать жизнь. Но живы губы, а значит жив голос. Потому что Поэт - это и есть голос. Разве не об этом пишет Ахматова:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица...
И Цветаева:
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное – взято.
В стихотворении Мандельштама слышен шепот поэта, его почти молчание, нежность, жалость.
Вчитаемся в эти строчки:
Подчиняясь смиренным корням ...
Корням растений? Или речь о других корнях, о том, что связывает с историей и культурой народа?
Погляди, как я крепну и слепну...
К кому же обращается Мандельштам? Может быть, к Блоку?
Не параллели ли это:
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
(Блок)
Погляди, как я крепну и слепну,
Подчиняясь смиренным корням.
И не слишком ли великолепно
От гремучего парка глазам?
(Мандельштам )
Читая это стихотворение Мандельштама, мы понимаем,что автор отсылает нас к Блоку, используя тот же стихотворный размер и некоторые образы. Sapienti sat. Понимающему достаточно.
Те, к кому обращены эти строки, услышат и почувствуют перекличку с Блоком и те строки, которых Мандельштам не написал, потому что они уже написаны его предшественником:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!
В своей интереснейшей работе Александр Кушнер пишет: "Чем оригинальней поэт, тем естественней для него перекличка с предшественниками. Это и понятно – для переклички нужны два голоса: те, у кого нет своего голоса, не могут позволить себе и перекличку, им нечем перекликаться".
И мы слышим эти два голоса: полный решимости голос Блока, словно звенящий доспехами, и усталый, но не сломленный шепот Мандельштама. И понимаем: "Связь времен, память, сознание единства человеческой судьбы и истории – заслон против гибели и хаоса, без этого нет ни науки, ни живописи, ни музыки, ни прозы".
--------------
Ссылка на стихотворение Осипа Мандельштама "Я к губам подношу эту зелень...", прочитанного Андре Марковичем.
https://m.soundcloud.com/andr-markowicz/ia-k-goubam
Свидетельство о публикации №225032501617
Очень интересная тема – перекличка поэтов. Взаимовлияние, взаимопроникновение творчества одного в творчество другого.
Однажды Владислав Ходасевич написал:
«В заботах каждого дня
Живу, - а душа под спудом
Каким-то пламенным чудом
Живёт помимо меня.
И часто, спеша к трамваю
Иль над книгой лицо склоня,
Вдруг слышу ропот огня –
И глаза закрываю».
Спустя некоторое время появляются стихи Георгия Иванова:
«В глубине, на самом дне, сознанья,
Как на дне колодца – в самом дне, -
Отблеск нестерпимого сиянья
Пролетает иногда во мне.
Боже! И глаза я закрываю
От невыносимого огня.
Падаю в него…
И понимаю,
Что глядят соседи по трамваю
Странными глазами на меня».
Многие, в том числе и сам Ходасевич, посчитали, что Иванов стихотворение откровенно передрал. Но ведь это не так. Тот самый случай, когда прочитанное произведение западает тебе в душу, ты думаешь о нём, ты повторяешь наизусть строчки, оно живёт в твоём подсознании, а потом, преображённое, видоизменившееся почти до неузнаваемости, выходит уже из-под твоей руки. Другим. Стихи Ходасевича и Иванова родственны, но всё же это разные стихи.
Нечто похожее, как мне кажется, и у Мандельштама. Который рос на поэзии Блока, любил её, учился в том числе на ней, уважал Блока как человека… В конце концов они современники. Они оба, в принципе, принадлежат одной эпохе – Времени великих сломов и катастроф. Нет ничего удивительного, что какие-то блоковские мотивы, изменённые, звучащие подчас иначе и приобретшие, может быть, несколько иные смыслы и оттенки, прослеживаются в творчестве Осипа Мандельштама. При этом они остаются совершенно разными поэтами, с совершенно индивидуальными мировидением, мироощущением…
А бывают ещё непреднамеренные аналогии, когда произведения похожи, потому что как бы взяты из одного источника. Я возьму музыкальный пример:) Помните центральную строчку в 7-й симфонии Шостаковича, тема Нашествия: Фа-соль-фа -до-до. То же самое у Прокофьева в кантате «Александр Невский» в теме Тевтонских рыцарей. Они оба уловили, услышали «внутренним слухом» вот эту угрозу, вибрацию, звучание в пространстве злой силы, подчинившей уже всю Европу и готовящейся к последней решающей схватке. И подобных примеров в искусстве можно найти много. Так что, ещё раз повторюсь, это очень интересная тема, целое поле для исследований…
К слову, Мандельштама тоже очень люблю. Как и Блока.
Большое спасибо за вашу замечательную статью.
Андрей Харламов 12.12.2025 16:05 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за срдержательный отзыв.
Согласна с Вами,что тема эта очень интересная.
Конечно, Блок и Мандельштам - разные поэты, каждый со своим мировоззрением и мироощущением. И что Мандельштам "рос на поэзии Блока", а потому нет ничего удивительного в том,что в каком-то из его стихотворений слышен голос Блока.
И все же... И все же это удивительно. Почему? Мне кажется, именно об этом я и говорила и в этом эссе, и в других, касающихся "переклички поэтов".
В русской поэзии размер, ритм - своего рода "знак", указывающий, в каком направлении надо идти. Но стихотворных размеров не так уж много, и конечно, они лишь иногда могут помочь. Мне интересно именно это: звучание, звук становится знаком и отсылает к источнику , и привносит новый смысл,и обогащает восприятие и понимание.
Ваш музыкальный пример - из той же серии. Цитаты в музыке довольно часты и тоже очень интересны.
Поэзия - тоже музыка, только её инструмент - голос,вместо нот - слова. Вот и символ поэтического искусства - лира.
Очень интересно о Ходасевиче и Иванове. Как раз недавно читала кое-что Георгия Иванова в связи с перекличкой других поэтов.
Спасибо и всего Вам самого доброго!
Вера Крец 12.12.2025 20:06 Заявить о нарушении