Информационный биогенез

Информационный биогенез начинается с переходом от неживых объектов к живым формам организации, в результате чего изменяется информационная структура организации.

То есть живые организмы становятся носителями более сложной информации, количество которой качественно превосходит простые формы организации.
В более широком аспекте соотношение информации и времени проявляется как следующая взаимозависимость.

Увеличение количества информации на единицу времени изменяет качество информации и образует следствия принципиально нового уровня.

Биологический информо-генез как процесс развития живой материи.

Развитие материи, реальности в целом может быть рассмотрено с точки зрения информационной методологии.

Отметим основные положения такого подхода.

Информация есть не только определённый результат, но и процесс. Например,  информационные процессы в живых организмах обеспечивают их приспособление к окружающей среде и выживание.

Информационные процессы в обществе создают сложный и неповторимый характер определённого социально культурного организма.

Становление информационно-биологической методологии явилось важным предшествующим  этапом, необходимым для проявления социокультурной информационной методологии.


Теория информационной организации общества в настоящее время ещё не нашла своего достаточно полного развития, особенно это заметно в сопоставлении с теоретико-методологическими уровнями концептуального понимания информационной организации биологических объектов.

В частности можно заметить, что в социокультурной информологии отсутствует строгий и однозначный теоретико-категориальный аппарат, позволяющий произвести принципиальный анализ современной информационной структуры общества.

В то время, как в биологической теории информации такие категории сформировались и, более того, именно они во многом берут на себя функции, если не философских, то, по меньшей мере, общенаучных информационно-методологических категорий.

Так, например, формирование теории генетики вобрало в себя многие положения теории и методологии современного  научного информационного мировоззрения.

Одной из центральной категорией генетики является категория «информосома».


В зависимости от того, как именно происходит процесс изменения, преобразования информации, определяется конкретная реализация и проявленность информации.

В целом же, разнообразие процессов преобразования информации позволяет отметить их общую черту. Процесс есть способ существования информации. Информация всегда процессуальна.

Информационные процессы, происходящие в биосистемах, необходимы для осуществления адекватного управления и реальной жизнедеятельности живых организмов.

Биоинформационные процессы в живой природе не рассматривались до возникновения информационной методологии, позволяющей интерпретировать соответствующим образом.
Разработка моделей информационной биологии позволило более точно и определённо рассмотреть процессы, происходящие в живой материи именно как информационные.

Соответственно, попытки научиться читать генетическую информацию привели к реальным открытиям возможности прочитать гены многих живых организмов, в том числе и человека и бактерий.

Значительным открытием в конце 20-го столетия стала расшифровка генома человека. Под расшифровкой генома человека подразумевается полученный текст, отражающий информационную структуру.

Соответственно, далее возникает проблема его более детального и глубокого прочтения. То, что закодировано, может быть прочтено как определённое сочетание букв, состоящих из трех «символов».

Характеризуя это, академик В.А.Скулачев, высказывает следующую мысль, состоящую в то, что символы, так называемые, нуклеотиды, обозначаются как определённые буквы.


Буква обозначает и кодирует определённую аминокислоту.

Тройки символов обозначаются как простые молекулы. Получается, что в результате сочетания образуются фразы, которые являются кодом определённого белка. Хотя надо учитывать, что в одном белке может быть от ста до тысячи аминокислот.

И стало более понятным свойство организма кодировать в одной молекуле свои параметры. Особо интересным является то, что сжатие информации в этом случае оказывается весьма колоссальным.

Например,  показательно в этом отношении то, что молекула ДНК является длиной в десятки сантиметров, но при этом размер одного символа всего лишь 19 ангстрем,  то есть равно одному нанометру.

Плотность этого текста варьируется от относительно понятных в настоящее время аспектов биохимии клетки до тех моментов, которые пока не имеют какого-либо определённого смысла.


Попытки выявления различных смысловых кодов  информационной структуры наследственности открывает новые горизонты понимания закономерностей протекания информационных процессов.

Открытие информационной структуры ДНК дает возможность разработки новых бактериальных информационных технологий.

При этом уже сегодня необходимо понимать и то, что развитие биоинформационных технологий, являющихся революционным прорывом, в тоже время, представляет существенную опасность с точки зрения возможности возникновения дальнейших непредсказуемых процессов.

Опасения подкрепляются тем, что, например, изобретённый штамм оспы австралийскими учеными оказывается ничем не лечится.


Информационные процессы, происходящие в мире бактерий, показывают, что уже здесь возникает необходимое накопление информации, на основании которой каждая отдельная бактерия обладает способностью принимать решение в соответствии с общими информационными процессами в пространстве её жизнедеятельности.


Разработка модели информационной биологии существенно повлияло на процесс разработки аналогичных моделей информации.

Можно сказать, что код есть эйдос.

Такая аналогия напрашивается, и, в общем-то, такой подход работает.

Не отождествляя такой подход с платоновским пониманием эйдоса, можно условно допустить  в качестве рабочей гипотезы такое понимание кода как конструкции. Код есть устойчиво определённая информация, определяющая другую информацию и новую материальную форму.

В ДНК сочетание аминокислот определяет то, что может возникнуть исходя из данной команды-причины.

Вообще, чем больше биологи и генетики исследуют жизнь, тем больше видно, что био-материя очень конструктивно-гибкая субстанция. И, как только на какой-то планете появляется возможность образования жизни, появляются различные примитивные формы.

Скорость работы таких био-программ укладываются в миллиарды лет, по меркам истории  человека и человечества это слишком медленная скорость, но эти механизмы детерминации условиями-возможностями новых уровней организации материи всё же работают.

Логика био-мира возможно с определённой степенью достаточности определяется комбинациями, наборами аминокислот.

Когда мы говорим о семиосфере общества, то попадает в некую другую, но возможно, схожую логику, мы здесь видим, что вещи имеют смыслы, что процессы или состояния можно расценивать как имеющие смысл, или они являются носителями отсутствия информации, отсутствия смысла, являются носителями абсурда.

И здесь особым значимым аспектом становится понятие более высокого уровня по сравнению с понятиями смысл вещи, смысл поступка, смысл социального явления, становится важным понятие – смысл культуры.

Смысл могут иметь какие-то исторические вещи, например, вот парта, за которой сидел известный писатель или выдающийся партийный деятель. В самой парте ничего не меняется, мы ей приписываем значение.

Парта не может чувствовать, парта не может учитывать ту  информацию, которую ей добавили. Парта остаётся той же конструкцией, что и была.

Музейное дело в основном и построено по такому принципу, необходимо набрать вещи, которые означают время интересующего нас исторического деятеля. Информация  в культуре не существует без интерпретации.

Но и ДНК, можно сказать, что триплеты аминокислот имеют смысл только тогда, когда есть механизм их прочтения.

Вся химическая система придаёт им смысл,  там есть свой механизм распознавания.

Культурные артефакты, несущие информацию также распознаются.

Да, это механизмы понимания информации, действующие на разных уровнях.

Информация  может быть бессмысленной, и в этом случае она не может влиять на ту систему, которая данную информацию не воспринимает как значимую. Принципиально важен тот субъект, который видит смысл, может придавать этой информации необходимый, важный, принципиальный смысл.

Но, если смысл  зависит от субъекта, способного видеть смысл, то получается вариант субъективного идеализма.

Является ли информация  бессмысленной или она несёт важный смысл, по всей видимости, может определяться только на уровне высокоорганизованной материи, но придании некой значимости, а тем самым, смысла, может встречаться уже на уровне тех же механизмов ДНК.


Информация  как над-материальная сущность может, как ни странно, существовать и речь идёт не о информационном идеализме, информация  может создавать уровень, на котором может быть зашифрована информация  другого типа.

Получается что эйдос сам по себе не существует.

Эйдос имеет смысл, если он имеет смысл в будущем, здесь срабатывает та же самая конечная причина.

Например, можно делать огромную, но бессмысленную работу, которая ничего не даст в будущем, и можешь сделать небольшую работу, но следствие которой в будущем обязательно проявится, даст результат.

Работа имеет смысл и цель, можно сказать, что смысл проявляется через цель.

И здесь также, можно сказать: а есть ли это смысл  культуры в целом? Или это условное рабочее понятие, ничего не обозначающее, но позволяющее построить в целом правдоподобное логическое построение что-то объясняющее?

Смысл культуры в целом это характеристика кода, которую мы не находим в теории генной структуры.

Смысл культуры это код культуры в целом, можно даже сказать в таком аристотелевском энтелехийном аспекте.

Энтелехия как конечная причина всего есть футурологический код будущего. В этом случае причина дана в конечной цели, но это не меняет смысл кода и код есть то, что определяет, определяет то, что должно появиться.


Исходный взрыв приводят к появлению высокоорганизованной материи, получается, что исходное событие имеет смысл в виде человека.

Можно предположить, что высокоорганизованная материя это не нечто высокоорганизованное,  а это есть высокоорганизованная информация.

Эта информация  которая воздействует на эту материю, как на материал. В таком подходе информация  есть код материи, превращающий её из аморфного материала в то, что обладает своей структурной организацией.

Есть ли в этом случае смысл материи?

Если признать, что информация, то есть, смысл предшествует материи как возможному материальному состоянию, то получается некий тотальный информационный детерминизм материального мира информационной  реальностью, существующей внутри этого материального мира.

Колмаков В.Ю,  Андренко О.В.


Рецензии