В чём ошибся Хантингтон?

Он пытался предсказать войну христианского и мусульманского мира, а война оказалась христианско-христианской.

 «Война цивилизаций Хантигтона» на самом деле есть война смысловых кодов.

Внешнее проявление несовпадения христианской и мусульманской цивилизации есть несовпадение смысловых кодов, которые определяют, моделируют, предопределяют эти цивилизации.

Это и сами религиозные тексты, это и их трактовка, несовпадение способов понимания исходных текстов как неких семиотических и семантических шифров приводит к тому, что христианство распадается на множество отдельных конфессий, на отдельные направления, которые принципиально не желают друг друга признавать, хотя, казалось бы, надо собрать все силы христианской цивилизации, ведь это же в интересах самой христианской цивилизации, но, нет, нет такой культурогенной воли, перефразируя известного теоретика воли, можно сказать.

Информационно-семантический анализ культуры может быть произведен различным образом, и, очевидно, культура, рассмотренная как информационно-семантический объект, может быть определена рядом соответствующих характеристик.

Культура может быть рассмотрена как состояние абсурда или, наоборот, как наличие глубоко значимого смысла с зависимости от изначально обозначенной установки на поиск и определение её смысловых оснований.

Методологические установки поиска смысловых оснований культуры варьируются, в зависимости от многих факторов объективного и субъективного порядка. С изменением этих факторов в качестве конечного результата изменяется методологический аппарат, при помощи которого выявляются смысловые параметры культуры.

Разрушение информационно-смысловой структуры культуры неизбежно влечёт её разрушение, и вследствие, этого - исчезновение.

Соответственно, изменение структуры знания, которым обладают реальные его носители, влечёт новое отношение и к реальности во всех практически и потенциально проявленных аспектах.

О смысловых кодах культуры в 70-х годах 20-го столетия писал в своих работах советский математик и лингвист Д.Зильберман, полагающий, что изменение смыслового кода наносит непоправимый урон, в результате чего культура изменяет свою содержательную и структурную определённость.

Анализ смысло-содержащих форм культуры может быть произведён только посредством методологии, ориентированной по своим внутренним механизмам на обозначение в познавательной форме аналогичных взаимосвязей.

Тезаурус культуры может быть рассмотрен как аналог кода культуры. Тезаурус в данном отношении есть совокупность смысло-содержательных единиц, на основании чего формируется целостность, смысловая целостность более высокого порядка.

Такие смысло-содержательные элементы в обществе могут возникать и приобретать своё значение в контексте конкретно-исторической ситуации.

Так, например,  тезисы Мартина Лютера, прибитые к дверям собора, изменили понимание сущности церкви и религии. Новые идеи в таком отношении всегда есть новые смысловые коды.

Культурологическое сознание и мышление предопределены определённой матрицей, имеющей свою смысловую структуру. Прото-идею матрицы можно найти в Диалогах Платона и в книгах Карлоса Кастанеды.

Но в гораздо большей степени и принципиально сформулированном виде эту идею можно найти в концепции А.Ф.Лосева.

Место и значение концептуального матричного подхода в культурологическом мышлении к пониманию сущности культуры ещё достаточно полно просто невозможно оценить, потому что данный подход продолжает развиваться, но то, что данный подход является продуктивным, сомневаться не приходится.

Под матрицей здесь понимается как определённая устойчивая и характерная теоретическая модель понимания сущности исследуемых явлений.

Рассматривая кодовую структуру, как информационную основу современной цивилизации, вместе  с тем можно отметить, что ни одна информационная социо-культурная система не может функционировать без соответствующей кодовой структуры информации.

Единство информации и кодовой структуры является базовой матрицей, определяющей информационный способ существования социума.

Информационное пространство современной цивилизации одной из форм своего существования имеет пространство информации, записанной определенным образом.

В зависимости от того, какая накоплена информация, и, каким образом она закодирована, определяется информационная сущность цивилизации.

В культурологии, в культуро-семантике   был отмечен тот факт, что, каждая цивилизация существует в силу накопления и сохранения необходимой информации. 

Изменение информационного кода цивилизации, приводит к изменению всей цивилизации в целом. 

Попытаемся сделать определённый акцент и рассмотрим закономерности процесса формирования информационно-знакового строения культуры.

Культура есть знаковая информационная реальность. 

Специально следует подчеркнуть, что информационное строение культуры является смысло-образующей матрицей оформления социальности.

Представления о том, что культура есть сложная знаковая система, возникли ещё в 19 веке, именно с этого момента возникают попытки понять культуру как знаковую реальность.

Позднее к методологической идее знаковости культуры добавляется информационный подход, позволяющий рассматривать знак как носитель определённой информации.

Соответственно, возникает возможность и необходимость различать знаковые системы как системы информационные.

Модель макро-информационной цивилизационности науки определяется именно семантическими границами миропонимания.

Соотношение науки и цивилизации находится в подвижном взаимодействии и не всегда одна из сторон обязательно положительным образом влияет на противоположную.

Сохранение мировой цивилизации в настоящий момент времени входит в противоречие с теми научными парадигмами, которые предопределили великие научные открытия, опасные для существования всего человечества, для всего, что было создано за историю становления совершенствующегося инструментария научного мышления.

Наука как выражение достигнутого эталона рациональности входит в противоречие со всей системой созданных рацио-генетических ценностей, что определяет необходимость более внимательного отношения к конкретной модели цивилизационности современной науки.

Говоря о роли мировой науки в сохранении и развитии цивилизации, необходимо отметить ряд важных проблематичных аспектов.
Каким типом информационной когнитивности обладает современная наука.

И, во-вторых, насколько тип информационной когнитивности современной науки соответствует структуре, макро-информационной модели цивилизации, возникшей к началу 21 века?

Информационная парадигма научного мышления, активно формирующаяся на современном этапе, приобретает новые черты, которые раннее не были представлены в своей развитой форме.

Перспективы и тупики тотальной информатизации человеческой цивилизации ещё не обозначились в полной мере достаточно отчетливо, и стоит их оценивать лишь гипотетически, но основные варианты уже проявлены и должны быть исследованы в данном виде.

Информационные семантические кризисы влияют на те процессы, которые протекают в самых различных областях социокультурной реальности.

Сохранение качественной положительной определённости цивилизации становится одной из важнейших задач устойчивого развития человечества в целом.

На возможность появления информационных кризисов влияет как сложившаяся структура цивилизации, так и когнитивная информационность науки.

Формирование нового комплекса информационных наук, информационной обусловленности науки в целом становится новым фактором, влияющим на развитие мировой цивилизации.
Достигая реальных пределов многих природных ресурсов, человечество обязано перед своим будущим задуматься над изменением глобальной стратегии отношения к эко-планетарной среде обитания.

Возрастающее значение в структуре современной цивилизации играют информационные кризисы.

Одним из таких кризисов является информационный кризис науки, распадающейся на отдельные специализированные области.

Соответственно, необходима комплексная наука, исследующая закономерности становления нового типа цивилизации, используя интегративно адекватный научный инструментарий мышления.

Поэтому и адекватность интегративной модели мета-научного знания по отношению к совокупной структуре достигнутого реального и потенциально возможного знания предопределяет положительную перспективу дальнейшего развития цивилизации.

Настало новое информационное время, изменилась информационная логика реальности. Возникла новая информационная логика социального бытия.

Всё это заставляет серьезно задуматься над той логикой, которая привела к появлению данного сложного мега-социального образования и которая продолжает действовать, производя новые, может быть, предсказуемые, а во многом непредсказуемые явления.

Новое информационное время и новая инфо-ментальность взаимосвязаны между собой.

Это означает, что наступило новое информационное время, которое требует иного миропонимания, позволяющего адекватно объяснить не только то, что было, и, что происходит в настоящий момент времени, но, самое главное, увидеть новое поле актуального общественного сознания, всего того, что начинает происходить впервые в истории человечества.

Открытие новой смысловой реальности происходит каждый раз, когда меняются основополагающие смысловые константы человеческой жизни.

Но возникающая информационная поли-формация,  много-информационная структура не делает автоматически человека более умным и духовно гармоничным.

Происходящее резкое увеличение разнообразия информационного пространства весьма относительное явление, естественно, относительное по отношению к предшествующим уровням развития.

Произошло резкое увеличение Различных информационных источников, через которые человек может получать информацию.


Рецензии