Спасательный круг для тонущих в постмодерне
На данном этапе, человечество стоит на своеобразном перепутье. Для того чтобы понять что это за перепутье — заглянем в недалёкое прошлое.
В эпоху модерна двигателем человеческой культуры была вера в науку, что в один прекрасный момент homo sapiens восторжествует и наступит «золотой век».
Однако великие идеи человечества превратились со временем в пустой звук: коммунизм не пошёл дальше одной страны и стал со временем замыкаться в себе, что привело к дальнейшему распаду государства; великая идея «сверхчеловека» породила опасную идеологию, а в дальнейшем — самую страшную войну в истории человечества. Что и говорить про изобретения, которые должны были служить человеку как инструмент для создания светлого будущего, но стали использоваться против своего же творца. Апогеем подобных свершений стало появление атомной бомбы.
Так появился постмодернизм.
Естественная реакция человечества на сорванные надежды. Напоминает моменты, когда ребёнок лелеет свои мечты, свои идеалы, но с возрастом он начинает понимать, что всё это не имеет значения, что любой идеал — бессмысленный, потому что мир, в котором ему дали жизнь, не стремится их реализовывать или считаться с ними.
Поэтому мы перешли от созидания к разрушению. Любые каноны, традиции, правила — мы начали всё это высмеивать, превращать в шутку. Ведь зачем создавать, если сами понимаем, что никогда не достигнем своего рассвета, что за любым даже маленьким светлым лучом надежды, нас ожидает грозовое облако разочарований.
Мы оказались в месте, где ничего не имеет смысла, где равнодушие и цинизм — это истинные хозяева бала. Даже не только они, но и постоянная нескончаемая оглядка на разумную составляющую. Чувства, как таковые, кажутся лишними и мы не раз понимаем это.
Современный мир по сути убил (или наполовину) в человеке возможность видеть свет нашего мироздания. Слишком рациональный подход к жизни заставляет бродить по пустому лобби, порой даже не ощущая почву под ногами... Мы хотим найти что-то яркое, но теперь мы будто выглядываем за призрачный уголок, ожидая что в нас непременно кинут зажигательную смесь цинизма и после этого перестанем верить хоть во что-то. И нас убедили в этом слишком хорошо: не доверяй людям, держи оборону, создай тысячи масок. Но вот вопрос: а нужна ли такая жизнь без крошечной веры в чудо и без минимально достойной веры в идеал?...
И поэтому мы сейчас сидим, по сути, перед ничем. Где все те высшие силы, которым человечество с древних времен доверяло свою жизнь? Или, наконец, взывание к внутреннему великому себе, дабы преодолеть все те страшные душевные препятствия?
Потому мы слышим сейчас только один единственный голос — пустоты.
Естественно многие сейчас поспорят с моим утверждением, что сейчас мы утыкаемся в телефоны, телевизоры, неоновые вывески. Это не истинные голоса человека, а всего лишь заглушки, которые помогают нам не не смотреть в сторону ницшеанской бездны. И стоит только нам убрать все эти лишние и слепящие заманиловки нашего мозга, как тут уже почувствуем дыру в собственном сердце.
Настало пора посмотреть в бездну, которую мы сделали своими руками, слепили из пластилина собственного сознания.
Первое, что нам надо признать — да, допустить что мир, в котором мы дружно оказались, бессмысленный. Однако, вместо экзистенциализма направим это знание в необходимое русло.
Представим, что мы — художники. Каждый из восьми миллиардов на этой планете. И нам выдали огромнейший белый холст. Далее, пускай каждый из нас начнёт рисовать на нём свои собственные автопортреты, натюрморты и пейзажи. Иногда будут возникать моменты, что мы задеваем чужую часть холста и лишь попросим прощения и продолжим рисовать на своей части.
Мы — творцы собственного смысла, собственной истории. Можно разглядеть в этом синдром главного героя. Но разве каждый не заслужил счастья на этой планете?
Лично готов признаться в данном эссе, и для меня это будет весьма непросто.
Я человек скептического взгляда.
В юные годы, в ковидные времена, у меня развился негативный взгляд на человечество в следствие своеобразного разочарования в людях. Что в случае опасной катастрофы — мы не соберёмся единой дружной командой, а разбежимся кто куда; что доверие — опасная игрушка, которая может превратиться в нож, как только ты ей начнёшь пользоваться. Собственно, что я и получал: не особо хорошие отношения с людьми, нескончаемо избегал этих самых людей и сторонился всего человеческого, не до конца этим самым людям доверял, а конец света считал единственным выходом из порочного круга. При встрече со мной вы скажете: «Чёрт, этот человек — мизантроп какой-то!»
Но потом к своему первому юбилею я стал понимать — так не пойдёт. Можно не очень хорошо закончить, если так относиться. И начал менять свой внутренний компас не без помощи специальных (подчёркиваю, не запрещённых) практик. И на данном этапе они приносят плоды: я чувствую, что возвращаю свой разум в доковидную эпоху, когда он не был омрачён, видеть, что всё не так уж и беспросветно, хотя готов признать — временами это даётся с большим трудом. Потому что это сидит очень глубоко, и корни такого отношения не получится вытащить моментально, это работа долгая и может занять годы.
Проще подкрепить всё до этого сказанное личным примером, пускай для вас, читающих, это выглядит так словно я откровенничаю, буквально обнажаю свою душу, но на своём примере, открыто показать, что если ты ведёшь речь о том как выползти из бездны, лучше всего услышать это от человека, который был на дне той самой бездны.
Второе — ценности человечества всё-таки имеют смысл.
Поскольку постмодернизм рассматривался как культура конца, за которой мы увидим исключительную пустоту и апокалипсис, то теперь нам требуется вернуть всё то, что у нас было на плечах морали. Я понимаю, что мораль вызывает у вас негативные ассоциации. Это прежде всего связано с навязыванием этих ценностей с разных сторон. Но ведь если мы подумаем, то ценность не принесёт твоему ближнему вред, значит, она существования своего достойна.
Духовные идеалы доброты, справедливости, божественности?
Да, слышу как вы по другую сторону экрана уже готовы мне сказать: «Фу, их не существует! Это сказки былых эпох, ты несёшь бред!» и посмеётесь мне в лицо при встрече. Справедливо, но лишь отчасти.
Но теперь поройтесь в голове и вспомните моменты, когда «доброта» себя проявляла. Ведь вы можете даже использовать всемирную паутину в качестве поиска этих самых примеров. И пара-тройка из них найдётся. Касательно справедливости — всё то же самое. Теперь нужно понимать, что все эти дела возможны, а значит, их можно приумножить. То есть вы бы хотели жить в паршивом мире, в шопэнгауэрской тюрьме до скончания вашего срока, пока не придёт старуха с косой и к себе не заберёт?
Нет, не хочется. Думаю, не найду человека, который этого захочет. Поэтому умножая происходящие дела в сто раз, мы понимаем что можем выбраться из замкнутой спирали постмодернистского мышления.
А вот тема Бога довольно щепетильна, и может каждому по душе не прийтись, по душе.
Если вам не нравится подобная тема или же вы атеистических или агностических взглядов — не проблема. На деле можно использовать пример из истории, литературы, кино или жизни. Вы берёте объект, который становится для вас примером. Я говорю это как бывший воинствующий атеист.
И вот идеалы снова раскрываются перед вами как цветок лотоса. Даже если все эти вышеперечисленные термины не дали вам отклика в таком случае просто подумайте о том, что именно вам приносило радость: какие дела и мысли.
Всё складывается в одну картину. Ведь наш мир не только холст, но плюс ко всему и пластилин. Начиная лепить из него фигуры собственных мыслей, которые стойким солдатиком будут хранить наши ценности — они будут становиться всем тем, на что ориентироваться в случае падения. Да, без падения не бывает в жизни. Это тот пункт, с которым нам также стоит смириться. Один голый свет, как бы сказал Воланд, не держал бы на себе весь мир, поэтому тьма уравновешивает. Как день и ночь, Солнце и Луна, Инь и Янь — все эти противоположности не просто так существуют: они дополняют и сменяют друг друга, за каждым явлением А есть противоположный Б, циклично передавая эстафету.
Как видите, нам ещё предстоит долгая работа над восстановлением понятия возвышенной человеческой культуры, которое было низвергнуто не так давно. Я не собираюсь играть в святого человека, морализатора — таковым не являюсь.
Я хочу поделиться с вами своими идеями, которые, возможно, не являются самыми лучшими, но могут помочь нам выбраться из постмодернистского тупика, в который наша культура попала. И я считаю, что лучше предложить что-то, чем ничего не делать.
Свидетельство о публикации №225032501792