Подводные камни Рима
Это было в Риме, в вечном Риме, о котором ОН и ОНА мечтали, и эта мечта сбылась. Конечно, предварительно было много прочитано, что касалось вечного города, да и было просмотрено не меньше видео на эту тему. Из всех достопримечательностей Рима Ему больше всего душу ранил Колизей, и ОН представил его в своем воображении:
Наверху Колизея,
Рядом с небом,
Иду, ротозея,
След за следом.
И вижу, что было,
И вижу, что будет.
Сердце заныло
За тысячу судеб.
Под зрителей шум,
Под всплески знамён,
Как будто бы ГУМ
Советских времён.
Под рёв колесниц,
Под скрежет колёс
Тысячи лиц,
Тысячи слёз.
Радость побед.
Велено жить!
Кто-то задет,
Кто-то убит.
Застыли века,
Застыл Колизей,
Как будто ЧК
Ждёт новых людей.
Из угла в угол хожу,
Как у гладиаторских стен.
Что я там напишу?
Не знаю совсем.
Путевки в кармане, настрой на поездку позитивный и вот ОНИ уже в креслах самолета:
Спина вдавилась в кресло,
Ёкнуло сердце в груди,
Как будто проказник Тесла
Ток пустил в бигуди.
Нервы застыли на взводе,
Впали колени в дрожь.
Всё тело в томящей тревоге,
Сердце уже не найдёшь.
Кто-то перекрестился,
(Может, поможет Господь),
А кто-то в рубашке родился
(Спокойно ел бутерброд).
Воздух взревел с перепугу,
Кровью захлебнулся закат,
Птицы, летевшие к югу,
Враз повернули назад.
Самолёт вспорхнул как ракета,
Брюхом вспорол горизонт,
На ребро упала монета.
Меня не возьмёшь на понт!
Кто-то ко мне наклонился,
И я услышал слова:
«Синьор, самолёт приземлился.
Рим. Просыпаться пора!»
И вот ОНИ уже в Риме. Насыщенная программа, экскурсии. Даже если этого не было, можно было бы просто гулять по древнему Риму и наслаждаться его красотой. Народа много. Улочки узкие с односторонним движением, поэтому пешком нужное расстояние можно пройти быстрей, чем на транспорте. Крутых машин, которых полно в России, единицы. Есть подозрение, что они принадлежат нашим ребятам.
Припаркованный транспорт так плотно стоит друг от друга, что бывает сложно подойти к своему автомобилю и открыть дверь. Нередко бывают случаи, когда из-за большой их скученности, проблем с парковкой, а затем и выезда с парковочного места, кто-то в лучшем случае поцарапает соседний автомобиль. При этом возникают разговоры на повышенных тонах, энергичные взмахи руками, и в конце концов все разъезжаются без привлечения полиции. Местные считают: покричали, помахали руками, этого достаточно. Конфликт исчерпан, время – деньги.
Много неухоженных улиц, на них полно мусора. Местные говорят, что это дело рук невоспитанных туристов. Но это далеко не так. Их надо просто каждодневно убирать.
ОН с Ней после завтрака в отеле отправился на работу. Так Они называют свои туристические плановые и не плановые вылазки. Раннее утро. Надо успеть без опоздания пешочком пройти до туристического автобуса. На улице по итальянским меркам прохладно. Встречающиеся редкие прохожие в куртках и ежатся от холода. ОН в рубашке без рукавов, ОНА также одета легко. Еще не до конца рассвело. Воздух чист, но не везде. Периодически чувствуется запах мочи, да иногда звон от попадающих под ноги пивных и других пустых банок. ОНИ за разговорами продолжают движение в нужном направлении. Вдруг ОН слышит Ее громкий голос:
- Что ты делаешь? Ты же можешь наступить на человека?
ОН моментально остановился. Поднятую правую ногу опустил и поставил рядом с левой, а мог бы бесцеремонно наступить на человека, который лежал на тротуаре под тонким одеялом и спал. Создавалось впечатление, что этот человек за день так устал, что его сейчас никто не сможет разбудить. ОН бы смог, если бы наступил на спящего. А там кто его знает: может быть тот, только ойкнув, просто перевернулся бы на другой бок и продолжал бы спать, улыбаясь во сне.
Вот впереди показался автобус. Народа уже много, но посадку еще не объявляли. Все ждут гида и остальных туристов. Кто-то курит, а большинство болтает ни о чем.
Напротив стоящего автобуса - какое-то религиозное здание. На ступеньках спит безногий афроамериканец, а может афроитальянец, одни словом, как нас учили в советской школе, негр или делает вид, что спит. Рядом с ним головной убор, в котором лежит мелочь, ждущий пополнения евроцентами, а если евро, то негр, по Его уразумению, тут же проснется, чтобы забрать серьезные для него деньги и положить поближе к сердцу. ОН подошел к нему и положил сто рублей. Пусть привыкает к нашим деньгам, - подумал ОН, - и направился к автобусу.
Небольшая перекличка, и автобус тронулся в ознакомительную поездку по Риму. Гид, русская по происхождению и жившая когда-то в России, вышедшая замуж за итальянца и осевшая в Италии, увлеченно рассказывала о том, что попадалось на данном маршруте. Было интересно видеть и прочувствовать наяву то, о чем Они уже знали. Были моменты, когда гид прекращала на время свой рассказ. Тогда ей задавали вопросы на отвлеченные темы. ОН и ОНА, как и все остальные, узнали из ее уст, почему итальянцы, у которых основным блюдом являются спагетти, пусть и вздобренные различными приправами, одним словом – мучные продукты, такие стройные. Оказывается, как сказала она, дело в генах. Глядя на нее, все сделали вывод, что гены у нее другие. В автобусе было тепло, но гид так и не сняла куртки. Казалось бы, сама родом из Сибири, а мерзлячка.
- Дело в том, - сказала она, - что со временем от сибирского здоровья, живя в теплом климате, остается только название.
Перерыв. Все вышли из автобуса. Можно пройтись по магазинам. Людей много, снуют туда – сюда, оттуда – отсюда. У большинства заинструктированных и не заинструктированных женщин дамские сумочки, а у японок – небольшие рюкзачки, находятся на уровне груди, а у некоторых ниже. Воровство в современном Риме никто не отменял, о чем постоянно твердят гиды.
ОН и ОНА зашли в красивое историческое здание, где на первом этаже разместились магазины и кафе. ОНА долго присматривалась, трогала, щупала товар, а решилась купить шарфик только тогда, когда началась посадка на автобус. Они зашли в автобус мало того, что последними, но еще при этом всех заставили себя ждать. Но кто знал, что предъявленные Ею для покупки шарфика пятьсот евро одной купюрой, притянет к себе внимание продавцов не только этого, но соседних отделов. Можно было подумать, что такую купюру они видят впервые. ОНИ, видя, что посадка в автобус в основном закончена, хотели отказаться от покупки, но в последний момент продавщица улыбнулась, взяла купюру и долго искала сдачу, копаясь, как в своих карманах, так и в своей сумочке.
Экскурсия продолжалась. Они, находясь в автобусе и смотря через стекло, восхищались открывшимися видами, архитектурными сооружениями и памятниками.
А вот и Римский форум. Пройдя по развалинам и не развалинам под причитания гида, Им было интересно и познавательно.
Когда наступило время вопросов, ОН спросил:
- А подвергался ли Рим, а, следовательно, и объекты культурного наследия, бомбардировкам во время второй мировой войны?
Ответ Его поразил тем, что она сказала: «Нет». ОН, зная, что это не так, хотел ей возразить с кучей аргументов, но Его остановила ОНА.
ОН, поразмыслив немного, пришел к выводу, что для гидов существует табу по освещению этого вопроса. Для «демократической» страны - это нормально.
- А почему? – задал ОН себе вопрос. И сам же ответил:
- Бомбили англичане и американцы, разрушались жилые дома, гибло мирное население – а это сегодняшние союзники. Бомбили не просто Италию, а фашистскую Италию во главе с Муссолини. О том, что Италия была родиной фашизма и фашистской, как бы кто-то ни старался – вычеркнуть из истории Италии нельзя, остается только делать вид, что этого не было.
И ОН вспомнил туристическую поездку в Абхазию, когда по пути следования в Гагринском районе увидел населенный пункт без жителей со стоящими поврежденными домами от стрелкового оружия. Когда ОН спросил гида, откуда эти повреждения и почему нет жителей, ответа не последовало.
Правда, на одной длительной остановке она подошла к нему и объяснила, что к чему. Оказывается, в автобусе сидит абхазский представитель госбезопасности, который следит за тем, чтобы чего-нибудь лишнего из уст гида не прозвучало.
- В Абхазии идет переписка истории, - сказала она. Такое случается в поворотный момент истории, независимо куда осуществляется этот поворот. Покинутые дома – это результат гражданской войны. Этнические грузины стали беженцами. В настоящее время только начался процесс возвращения их обратно. Пока в эти дома никто не вернулся, а занимать их до сих пор никто не решается.
ОН предполагал, что гид русского происхождения в Италии, перед очередной посадкой в автобус, поступит так же, как гид абхазского происхождения в России, но этого не произошло. По-видимому, решил ОН, она боится. Значит, есть что терять ей в этом случае.
Экскурсия экскурсией, а обед по расписанию. Надо сказать, он не впечатлил и может потому, что обед входил в стоимость путевки, и экскурсионное бюро решило обойтись малой кровью. Радовало то, что туалет при кафе был, и вода из-под крана была замечательной.
Следующей точкой экскурсии была галерея Боргезе. Перед выходом из автобуса гид предупредила, что после ее посещения всем туристам придется возвращаться в отели пешком.
- Это совсем рядом, - сказала она. Водителю чаевые можно не давать, так как ему платит деньги фирма.
Народ начал выходить из автобуса. Кто-то при выходе из него покупал у водителя воду (это его дополнительный приработок), а ОН все-таки решил отблагодарить его одним евро. Радость водителя не знала границ. Он так умиленно улыбался и можно было подумать, что получил несметные богатства.
Время для посещения галереи еще было, и Они стали осматривать территорию парка, которая охватывает ни много, ни мало восемьдесят гектаров. Познакомились с очень интересной еще не старой женщиной, учительницей по профессии. Она долго мечтала об этой поездке, и вот мечта ее сбылась. О галерее Боргезе она знала больше, чем гид. Но одно дело знать, другое дело там побывать и все увидеть наяву. При входе в галерею произошло непредвиденное. Именно, почему-то ей из-за недоработки экскурсионного бюро не достался билет для посещения галереи. ОН предложил свой билет, но она отказалась. Через некоторое время проблема каким-то образом была решена, и ее мечта, к которой она целенаправленна шла не один год, сбылась. Ее глаза светились, улыбка не сходила с лица.
Картины и скульптуры галереи произвели на Него и Нее большое впечатление. Очень трудно представить, что в сегодняшнее время с высокоразвитыми технологиями в различных сферах, это возможно. Особенно поразила Их полуобнаженная портретная скульптура работы Антонио Канова «Полина Бонапарт в образе Венеры Победительницы» в мраморе, выполненная в натуральную величину, которая приводила зрителей в восторг от не только прекрасного качества мрамора, но и восковой поверхности, которой скульптор добивался известными ему способами. Они заметили, как их новая знакомая очень долго любовалась этой скульптурой и, оглядываясь по сторонам, чтобы обслуживающий персонал не заметил, незаметно потрогала резную и позолоченную мраморную кровать, на которой возлежала Полина Бонапарт. Когда при выходе из галереи, ОН спросил, для чего она это сделала, то та сказала, что окончательно убедилась в том, что ложе сделано из мрамора, и что оно не настоящее.
Насыщенный экскурсионный день подходил к концу, осталось только добраться пешочком до отеля. Обещанное гидом - это «совсем рядом» оказалось не совсем рядом. Гид достала карту и начала объяснять маршрут движения. Можно было подумать, что перед ней не туристы из России, а коренные жители Рима. ОН и ОНА толком ничего не поняли и попросили гида показать хотя бы направление движения. Они неуверенно тронулись в путь. Смеркалось. Были большие сомнения в правильности движения до тех пор, пока не повстречали мужчину из их группы, который хорошо ориентировался по Риму. Пройдя больше половины пути, ОН увидел двух итальянцев, стоящих за импровизированным столиком, на котором лежала кипа каких-то проспектов, агитирующих, причем на русском языке, расписаться у них в международной петиции за охрану окружающей среды во всем мире. ОН решил внести свой вклад в это дело, взял ручку, хотел заполнить и расписаться в представленной форме, но сопровождающий мужчина резко вырвал ее, положил на стол и поволок Его сопротивляющегося в сторону. Только тогда, когда тот сказал, что это ловушка и можно попасть из-за поставленной подписи и данных о себе в большую неприятность, а точнее, нарваться на большие деньги, ОН перестал сопротивляться.
После этого маршруты их разошлись. Впереди маячила статуя папы Иоанна Павла II, а это значит ОН и ОНА на правильном пути. Они не раз бывали у нее, но не потому, что их она завораживала своей необъяснимой «красотой», а потому, что все их маршруты вели именно через это место и мимо нее просто пройти было нельзя. Как говорится: все дороги ведут в Рим, а для этого случая: все Их маршруты проходят через место расположение статуи папы. Это огромное бронзовое изваяние пустое внутри с открытым плащом выглядит странно, даже можно сказать пугающе и чем-то напоминающее пингвина. Несмотря на то, что в то время стояла уже улучшенная версия памятника, поскольку лицо папы сделали улыбающимся, а также подчеркнули шею и подбородок, он совершенно не похож на папу. Особых положительных впечатлений от памятника Они не испытали, за исключением того, что под плащом папы можно было укрыться от солнца и от дождя. На практике оказалось, что люди не стремятся этого делать, ибо это место облюбовали те, кто очень хочет в туалет. Говорят, папа Иоанн Павел II – лучший папа из всех последних пап. Кто говорит, кто говорил, никто не знает. Почему лучший? Ведь выбирают на конклаве лучших из лучших. Значит, все папы лучшие. ОН представил, когда люди на мессе папы говорят: «Перед нами выступает далеко не лучший папа и задают вопрос: «А стоит ли ему верить? Что-то здесь не то»», - подумал ОН.
Пройдя пешком совсем немного, Они оказались у того места, где утром стоял автобус. Напротив, безногий негр уже сидел на каком-то импровизированном стульчике и с видом фон-барона что-то уплетал в обе щеки. В лежачем головном уборе мелочи не было. Там гордо лежали уже несколько сторублевок (Его пример оказался заразительным). Такое впечатление, что негр собирает только российские денежные знаки. «Что он будет делать с ними? – мелькнуло у Него в голове. Неужто собирается в турне по золотому кольцу России?»
«Ну и денек! – сказала ОНА. Наконец-то он закончился!» Денек действительно закончился, да и сумерки – тоже, а впереди еще ночь. В незнакомой стране все возможно, ночь может преподнести и сюрпризы. Их осталось ждать совсем недолго.
Не доходя метров сто до отеля, к ним подошел высокий негр и начал на ломаном русском языке спрашивать, как ему попасть на железнодорожную станцию Терми. ОН был удивлен: «Откуда тот знает, что они русские? Что, у нас на лбу написано, и эта надпись светится даже ночью?» Негр достал из внутреннего кармана небольшую пачку долларов. «Какой-то непонятный этот негр?» – подумал про себя ОН, и на этом думы прекратились. Перед Ним, откуда ни возьмись, появился какой-то замухрышка в шляпе, держащий в руках какую-то красную книжечку, напоминающее по форме удостоверение. Тот, оказывается, тоже знал немного русский язык и из всего им сказанного ОН понял, что перед ним полицейский и ОН задерживается в связи с покупкой долларов. ОН хотел переговорить с негром, что это не так, но того и дух простыл. Выручила ОНА, сказав: «Давайте обо всем разберемся в отеле, который перед Вами». Мнимый полицейский испарился, оставив после себя зловонный запах.
Через некоторое время Они были уже в отеле. Позвонить домой не удалось, стационарный вай-фай глючило.
На следующий день Они отправились во Флоренцию, и пока ОНА дремала в автобусе, ОН внимательно смотрел через стекло за открывшимися видами и думал о встрече с Флоренцией:
Итальянское солнце взошло,
Наше взошло ещё раньше.
То, что уже прошло,
Вдалеке видится дальше.
Кипарисы могильные стонут,
Горят свечи рутинным огнём.
Деревья в кадках. Лучше уж в омут.
Пусть горит всё и ночью, и днём.
Флоренция ждёт не всяких гостей.
Щепетильна она. Она сама по себе.
А я атеист до мозга костей,
Здесь мне гореть на инквизиционном костре!
Уже дома Он дал Ей почитать свои заметки о Риме. ОНА, прочитав их, восхищенно сказала: «Не смотря на все перипетии – Рим, вернее древний Рим, прекрасен! А где же твои впечатления о Колизее? Ты так о нем мечтал, а в своих заметках ни слова о нем».
ОН, - поразмыслив немного, - с Ней согласился и дополнил свои заметки стихотворением «Воспоминания о Риме»:
Увидеть Рим и умереть!
На это не согласен.
Мне б пожить ещё успеть,
Рим со мной прекрасен.
По шумным улочкам брожу,
Как будто по своим.
Здесь я повсюду нахожу
Печаль времён. О Рим!
В твоих фонтанах и дворцах
Я вижу боль веков.
Ты давно ходишь в праотцах
Многих городов.
Здесь Микеланджело ваял,
Пережив тринадцать пап.
Здесь Рафаэль мадонн писал,
(Любил он, видно, баб).
И вот передо мною Колизей.
Затих на миг мой стих.
Приехал я за тридевять земель,
Эмоций - никаких.
Ведь я пред ним вчера стоял,
Ещё не видя наяву,
И всё тогда о нём сказал,
Сегодня - не могу.
Рим сегодня - во вчерашнем,
Не бегут уж резво кони.
Современный Рим не сносит башни.
Запал лишь в душу Берлускони.
Разрываю в словах путы:
Увидеть Рим и умереть!
Я же, батенька, напутал:
Париж увидеть, умереть!
Вот теперь, пожалуй, все.
13.03.2025 г.
Свидетельство о публикации №225032500296