11. 2 Классификация способностей человека
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.
Коммуникация – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёров друг друга.
Экспрессия – выразительность, сила выражения, проявления (чувств, переживаний и т.п.)
Эти способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других.
Оперантное обусловливание – это процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. … Основная идея заключается в том, что выбор человека формируется событиями из прошлого. В основе поведения лежат не мысли, стремления и цели человека, а то, как он реагирует на воздействие окружающей среды.
Думаю, что это спорный вопрос. И такой выбор характерен не для всех людей.
Импринтинг – это механизм, при котором сильные переживания глубоко запечатлеваются в памяти, а также формируют устойчивое восприятие окружающего мира.
В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются от друг друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одарённых, разносторонне талантливых людей.
УЧЕБНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ, ВЗИМОДЕЙСТВИЮ С ЛЮДЬМИ, а также ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ, ИЛИ ПРЕДМЕТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, СПОСОБНОСТИ – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека, как средство общения (речь в её коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельные способности, хотя способности МЕЖЛИЧНОСТНОГО характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 317).
Свидетельство о публикации №225032500306