Полемика с имамом Мусой ас-Садр

Позволю себе обсудить вопрос аналогии образов святого Георгия в христианстве и образа Хизра в исламе.
Имам Муса ас-Садр как-то отождествил святого Георгия и Хизра в одной из своих речей. Согласно его логике Хизр и святой Георгий - это одно духовное лицо, только в исламской традиции именуется Хизр, а в христианстве - св. Георгий.
Позволю себе не согласиться с точкой зрения уважаемого имама. Я изложу своё мнение. Оно может быть ошибочным, а может быть верным.
Святой Георгий - это мученик, воин Христа. После смерти он превратился в образ воина, несущего свет (победу духовного начала) и покоряющего тьму в образе змия. Вероятно, на становление образа Георгия повлияло наличие божеств с подобной функцией у многих языческих этносов Европы. Эти образы все были инкорпорированы в церковную традицию в облике святого Георгия. У Мирча Элиаде в "Истории религий" есть глава, посвященная данной проблематике.
Образ святого Георгия - это образ воина освободителя и победителя. Это соборный образ. Он как бы участвует в спасении целого народа (сказ о победе над змием).
Хизр, в свою очередь, - это духовный учитель. Я бы сказал личностный духовный учитель. Он является верующему на высоком уровне духовного переживания и обучает конкретного человека, раскрывает перед ним тайную мудрость.
В истории с Хизром в Коране описано то, как он даёт уроки мудрости. И эта мудрость парадоксальна по своим внешним качествам. Хизр ломает человеческие представления, наглядно демонстрирует ущербность их логики.
Святой Георгий не поучает людей, но спасает их. Атрибутом его является белый конь. Вероятно праобраз Саошьянта проглядывается сквозь христианские ризы.
Можно, конечно, сказать, что оба выполняют функцию духовного спасения. Святой Георгий одерживает победу над образом зла и спасает людей, а Хизр спасает посредством уроков мудрости. Однако это не означает, что надо их отождествлять.
Выполнение общей цели не означает тождество двух духовных личностей.
Георгий воин, выражающий массовые чаяния.
Хизр же учитель мудрости, не исполняющий чаяния масс, но избавляющий от искажений и иллюзий несведущих. Он манифестируется как личностный дух.
Отождествление воина-освободителя и мудреца вносит путаницу.
В монотеизме Бог един, но ангелов и посредников у него может быть много. Так что отождествление двух образов не способно отождествить их разные сущности. У каждого своя роль, хотя у них общий Босс.

 
Ливан
18-12-2018


Рецензии