опус 02. 01 букрания
Описание образа
= = = = = = = = =
1) букрания, букраний, букрании: бык + череп = бычий череп
2) букрания = декоративный мотив и элемент орнамента в культуре Винча
3) букрания = образное подобие божества и его небесный ориентир
В баннере показано
= = = = = = = = = = =
1) три букрании в доме винчанина || Банджица, Белград, Сербия
- две букрании на дверях домов винчан || Яково, Белград, Сербия
2) букрания = каменная маска идола || Приштина, Сербия, Балканы
3) букрания = глиняная фигурка || идол культуры Винча, Балканы
4) глиняные фигурки быка = сувенир для любимого человека
5) букрания с двумя головами = образ следующего зодиакального знака «близнецы»
Происхождение связи
= = = = = = = = = = = =
1) Исследователи связывают происхождение бычьего мотива с культами на острове Крит
- эпоха крито-микенского периода эгейской цивилизации || III - II тыс/лет до р.х.
- тавромахия = ритуал почитания быка
- 1-й этап ритуала = милостивая жертва божественному быку
- 2-й этап ритуала = жертвоприношение земного быка
- назначение ритуала = установление контактов с потусторонним миром
- участники ритуала = посредники между миром людей и миром богов
1) Об этом свидетельствуют произведения искусства:
- роспись из Кносского дворца на Крите, «Игры с быком», 1500 год до р.х.
2) В культуру Древней Греции мотив был привнесён из иных регионов
- с территорий Анатолия, Ирак, Месопотамия
- голова быка на керамических сосудах из Тель-Халафа, Сирия, эпоха бронзы
3) Быка почитали в качестве солнечного знака, олицетворяя царскую власть.
4) В форме бычьей головы с рогами изготавливали ритуальные сосуды = ритоны.
5) Винчане прикрепляли черепа быков к входным дверям домов
- в качестве тотема, оберега, талисмана
- обрядовые маски дополняли настоящими бычьими рогами
Интерпретации мотива
= = = = = = = = = = = = =
Петр Шличус
1. Образ быка связан с периодом времени в соответствующем созвездии.
2. В зодиакальном круге это созвездие Тельца || 25920 : 12 = 2160 лет
- соответствие = бронзовый век
- обозначение = положение солнца во время весеннего равноденствия
3. В чертоговом круге это созвездие Тура || 25920 : 16 = 1620 лет
- соответствие = бронзовый век
- обозначение = положение солнца во время весеннего равноденствия
4. Мотивы, показывающие начало эры:
- эра Тельца длилась от 4300 по 2150 год до р.х.
- период бронзового века длился от 3300 по 1200 год до р.х.
5. Мотивы, показывающие конец эры:
- жертвоприношение быка = конец эры Тельца
- образ следующего зодиакального знака «близнецы» (см. в баннере)
Вилли Хартнер (1905 - 1981)
1. Немецкий учёный-энциклопедист, физик, историк || университет Гете, Франкфурт-на-Майне.
2. В 1943 году основал «Институт истории естественных наук».
3. В 1965 году написал: «Древнейшая история созвездий на Ближнем Востоке и мотив битвы между львом и быком».
4. В своей работе обратил внимание на часто повторяющийся в рисунках шумеров мотив битвы быка со львом.
5. Гипотеза В.Хартнера: этот мотив был отражением взаимного расположения созвездий Тельца/быка и Льва, которые наблюдались с Земли на тридцатом градусе северной широты в 4000 году до р.х.
- порядок западных зодиакальных созвездий: …, Овен, Телец, Близнецы, …
- В.Хартнер опирался на информацию, что древние ассирийские астрономы учитывали в своих расчётах прецессию земной оси по знакам Зодиака и установили, что через каждые 2160 лет приходит новая зодиакальная эра, в том числе эра Тельца
Милош Спасич
1. Академический исследователь, старший куратор преисторической коллекции Археологического отдела Городского музея Белграда, Сербия.
2. Автор статьи: «Скот для поселения - бык для правления: иконография крупного рогатого скота в сообществах культуры Винча в период позднего неолита», 2012 год.
3. Данные археологии:
- период раннего неолита в Европе: 7000 - 4000 лет до р.х. = 3000 лет
- период позднего неолита в Европе: 4000 - 3000 лет до р.х. = 1000 лет
4. М.Спасич = тема букрании в культуре Винча:
- почти в каждом доме имелся один глиняный слепок головы быка с рогами
- иногда археологи находят по нескольку слепков в одном доме
- в баннере в доме винчанина в первом секторе слева показаны три букрания
- букрании в виде бычьих черепов с рогами, обмазанными глиной, есть в Чатал-Хююке, Конья, Анатолия
5. Функциональное назначение букраний:
- культ «венеры», букрании вблизи очагов = «пазлы» некогда существовавшего культа
- быки, как и «венеры» имеют округлые формы
- связь между «венерами» и изображениями быков на стенах пещер
- бык = «хозяин» женской половины дома
Итоги и выводы
= = = = = = = = =
1. Образ божества, привязанный к символическому мотиву в изобразительном искусстве культуры Винча, это мотив, передающий определённые идеи, представления, ценности этой цивилизации.
2. Этот образ связан с нематериальными концепциями, религией, мифологией, легендами этого народа.
3. Этот образ соответствует пребыванию цивилизации Винча под созвездием Телец/Тур/Бык в зодиакально-чертоговой системе календарирования времени.
Свидетельство о публикации №225032601006