К 4. Глава 63 Период Третьей династии Ура. Шульги

Шульги — царь Ура, правивший в Шумере и Аккаде примерно с 2093 по 2047 год до нашей эры. Представитель Третьей династии Ура. Ранее его имя читалось как Дунги, но теперь эта транскрипция не используется. Шульги был сыном Ур-Намму. Если верить более поздней копии Хроники царей Ура, которая была переписана во времена селевкидского царя Антиоха II и к тому же плохо сохранилась, Шульги приходился сыном дочери царя Утухенгаля. Шульги неуклонно и последовательно укреплял и расширял государство, которое он получил в наследство. Он завершил строительство зданий и сооружений, начатых при его отце. Подобно своему отцу, Шульги воздвигал храмы не только в Уре, но и в других городах Шумера.

 

Каменный портрет царя Шульги

Поражение шумерского войска и смерть царя Ур-Намму на поле боя показали слабость военной организации возрождённого царства Шумера и Аккада. Требовались экстренные и решительные меры для восстановления и улучшения разгромленной царской армии, и Шульги их предпринял. Он реорганизовал армию. Царское войско стало состоять из копейщиков, секироносцев, лучников и колесничих. Вместо ополчения подвластных областей у царя появились профессиональные солдаты, которые получали за свою службу земельные наделы. В некоторых случаях земля давалась сразу целому подразделению, в других — отдельным бойцам. Для отработки взаимодействия проводились регулярные учения.

Хотя документы, свидетельствующие о появлении наёмников, относятся ко времени правления преемников Шульги, начало этому, скорее всего, положил именно он. Эти воины записывались на службу добровольно и получали оплату серебром. Первыми наёмниками стали дружинники военных вождей кочевых и горных племён — это позволило не только пополнить армию умелыми бойцами, но и направить их с грабительских походов против шумеров на их защиту.

Унаследованное царём Шульги государство было невелико, оно занимало южную и центральную часть долины Двуречья. Но во главе своего реорганизованного войска царь приступил к завоеваниям и добился ряда значительных успехов. Сначала, почувствовав себя достаточно сильным, чтобы отомстить за смерть отца, Шульги со своим войском выступил против гутиев. Хронология той войны историкам неизвестна, но из оставленных современниками записей следует, что в годы правления Шульги воинственные горцы больше не считались проблемой.

Обезопасив собственные земли, царская армия вторглась в соседнюю страну Элам, которая была традиционным соперником Шумера. В это время Элам был раздроблен на враждующие города-государства — шумерские воины захватили их один за другим. Наконец, в руках Шульги оказались Сузы — самый важный и влиятельный город равнинной части Элама. После этого правители горных областей Элама поспешили склониться перед шумерским царём. Управлять округами Элама были поставлены шумерские чиновники, а за правителей труднодоступных эламских областей Шульги выдал своих дочерей. Так, в 2076 году до н.э. он выдал одну дочь за царя Варахсе (или Мархаши); впоследствии, как сообщает одна надпись, видимо, после смерти мужа, она стала самостоятельной правительницей этой области. Другая дочь в 2063 году до н.э. была отдана в жёны правителю Аншана (или Анчана), что, однако, не помешало Шульги впоследствии примерно в 2060 (или 2059 году до н.э.) предпринять поход и опустошить эту область.

Поддерживать власть Ура над Эламом, страной, отделённой от Шумера горами и болотами, было не так-то просто. Шульги, правитель Ура, решил пойти на хитрость. Он предоставил местной элите право самостоятельно управлять своими номами (кроме Суз), но при этом оставил шумерские гарнизоны, а эламских солдат направил служить в некоторые города Шумеро-Аккадского государства. Эламские воины должны были усилить шумерские гарнизоны и одновременно удерживать в повиновении непокорные горные племена Загроса. Эти эламиты ежедневно получали рацион, состоящий из ячменного хлеба и пива. Благодаря этим мерам положение в Эламе оставалось спокойным на протяжении долгого времени.

После завершения дел в Эламе Шульги обратил своё внимание на север. Он подчинил город Ашшур (Ша-Ашшур, Шашрум), город Урбиллум (Арбелы), племя лулубеев и город Симуррум, а также ряд хурритских городов предгорий Загроса: Ганхар (или Карахар), Харши, Кимаш и Хумурти. Ещё дальше продвинулся Шульги на западе и северо-западе. По мнению одних учёных, он полностью подчинил себе эти территории, а другие утверждают, что он только приобрёл влияние в Канеше, Каппадокии и Алалахе. До нас дошли тексты, в которых упоминается выдача довольствия гонцам, прибывшим в район Ниппура из Уршу и Эблы, а также уплата правителями этих городов дани в виде обязательных поставок скота для жертвоприношения в храме Энлиля. В одном случае упоминается дань древесиной. Таким образом, войска Шульги продвинулись от Нижнего моря до Верхнего, подобно армиям Саргона и Нарам-Суэна. Неудивительно, что Шульги взял себе титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада, царь четырёх сторон света».

В завоёванных странах Шульги расставил своих наместников и разместил воинские гарнизоны. Но даже в таком обширном государстве, как его, время от времени вспыхивали восстания. Шульги до самой смерти был вынужден предпринимать военные походы или посылать карательные экспедиции в восставшие города. Город Симуррум во время правления Шульги подвергался разгрому пять раз: на 26, 27, 33, 45 и 46 годах правления. Три раза были разгромлены город Ганхар (на 25, 32 и 46 годах) и племя лулубеев (на 26, 33 и 46 годах). Дважды разрушались города Харши (28 и 49 годы), Кимаш (47 и 49 годы) и Хумурти (47 и 49 годы).

То, что Шульги сталкивался с серьёзными трудностями в попытках усмирить и подчинить субарейцев, становится ясно из письма, которое один из его чиновников по имени Арадму переслал ему из Субира. В этом письме Шульги даёт Арадму указания «держать в хорошем состоянии дороги в страну Субир», укрепить границы страны, «разузнать пути в стране» и «советоваться с собранием мудрых против гнилого семени» — вероятно, этот последний термин был условным эпитетом для какого-то неизвестного субарейского вождя, который отказывался признавать авторитет Шульги. Арадму считал ситуацию безнадёжной: «гнилое семя» было богато и влиятельно, окружив себя приближёнными, у каждого из которых было в подчинении по 5000 человек. Это настолько напугало и деморализовало Арадму, что он мог только взывать о помощи к царю. Сохранился и ответ Шульги на это письмо, в котором он подозревает Арадму в измене и пытается удержать его от присоединения к субарейским повстанцам, используя и угрозы, и лесть.

К тому же, на западных границах Шумера всё чаще стали появляться вооружённые отряды государства Мари. Очевидно, это были амореи, захватившие этот город и основавшие там своё государство. Воины Шульги, вероятно, не могли справиться с набегами амореев, и он приказал возвести «стену» вдоль восточной границы своего королевства. Была построена непрерывная линия защитных сооружений длиной 155 миль (250 километров), известная как Стена Шульги. Это была первая подобная стена в истории человечества.

Раздвинув границы своего царства дальше, чем любой из более ранних шумерских правителей, Шульги занялся наведением порядка на подвластных землях. Прежде всего, он провёл административную реформу, разделив своё царство на округа, причём старые общинные границы потеряли какое-либо значение. Теперь границы областей определялись исключительно экономической целесообразностью. Логическим завершением этой реформы стало включение ранее независимых храмовых хозяйств в общий фонд областных земель.

Следующим шагом стало окончательное устранение от власти в областях местных династий и связанных с ними элит. Шульги и высшие царские чиновники по своему усмотрению назначали и смещали местное руководство — обычно эти должности занимали члены царской семьи или приближённые к ней лица. При нём сколько-нибудь существенные судебные дела решал единолично царский чиновник — энси. Все те функции, которые прежде выполняла храмовая администрация, теперь перешли к царским чиновникам. Шульги соорудил в Уре огромный дворец Эхурсаг, в котором разместил весь высший чиновничий аппарат государства. По-видимому, он попытался вообще ликвидировать следы общинного самоуправления. Дворец контролировал все стороны хозяйственной жизни Шумера, вёл учёт налоговых поступлений, доходов от царских поместий и мастерских, а также всех податей и даней.

С появлением сложной системы отчётности возникла необходимость в стандартизации мер и весов. Как это ранее было сделано Саргоном Великим (Старым). По приказу Шульги его чиновники разработали эталонные гири и линейки, точные копии которых были разосланы во все уголки государства. Для обеспечения постоянной связи между областями и документооборота была создана государственная курьерская служба. Чиновники этой службы имели специальные удостоверения, дававшие им доступ к разветвлённой сети придорожных постоялых дворов и хранилищ. Интересно отметить, что в отличие от времён правления Ур-Намму, при Шульги вся документация в царстве Шумера и Аккада велась исключительно на шумерском языке. Сам Шульги был очень грамотным человеком и знал несколько языков: шумерский, аккадский, эламский, аморейский и субарейский. Он даже мог поддерживать беседу с загадочным «человеком чёрных гор».

Хотя военные походы и заботы о государстве отнимали у царя много времени, у него было хобби. В Пузриш-Дагане, недалеко от Ниппура, были обнаружены таблички, которые привлекли внимание учёных. Первоначально считалось, что Шульги имел здесь свою личную резиденцию. Однако последующие исследования показали, что это была не резиденция, а царская ферма. В документах хозяйственной отчётности перечислены животные, которые здесь содержались. Сохранились таблички, подтверждающие поступление на ферму крупного рогатого скота, овец, коз, ягнят и других животных (в качестве налогов, даров и жертвоприношений). Там держали не только домашних животных, но и диких: зубров, туров, ланей, оленей и других. Царь, страстно увлекавшийся охотой, собирал на своей ферме различные виды диких горных козлов, муфлонов, антилоп, газелей, а также кабанов и медведей. Последних, по-видимому, было много, так как мясо молодых медведей поставлялось на дворцовую кухню, а старые «несли охрану» городских ворот, что вызывало у приезжих страх и восхищение перед царём, которому служат даже грозные дикие звери. Есть таблички расхода, из которых явствует, что ферма поставляла на царскую кухню всевозможные мясные продукты и даже молоко косули, которое считалось любимым напитком богов.

Могущество Шульги стало настолько велико, что он решил взять себе титул бога. В надписях перед его именем стали писать детерминатив бога. К его имени прибавилось имя бога Сина, и он стал называться Шульги-Син. В честь Шульги-Сина были воздвигнуты храмы, в которых стояли его статуи и совершались жертвоприношения. Седьмой месяц в шумерском календаре стал носить имя царя.

 

Гробница царя Шульги

Царь Шульги, правивший в Шумере на протяжении 48 лет, скончался. Его смерть, как и записи о его правлении, вызывает множество споров. Некоторые учёные предполагают, что Шульги мог быть убит вместе со своими жёнами во время дворцового переворота. Однако, нет достаточных доказательств, подтверждающих эту версию. Главные подозреваемые — сыновья Шульги, но для того, чтобы осуществить такое убийство и захватить власть, им потребовалась бы поддержка должностных лиц, их семей или недовольство народа правлением царя. Также есть версия, что Шульги был убит жрецами «за свои преступления против богов».

Однако большинство учёных считают, что Шульги скончался естественной смертью. Утверждение о том, что он был убит своими сыновьями, не имеет под собой оснований. После его смерти жрецы отредактировали многие документы, касающиеся его царствования, представив Шульги в негативном свете. Кроме того, сохранившиеся официальные архивы государства опровергают версию об убийстве царя его сыновьями. В народной памяти шумерцев Шульги остался величайшим из правителей Шумера, символом возрождения и процветания.


Рецензии