О тупике
1. Замена безопасности на идеологию.
Пожарных инженеров учат думать о решениях проблемы, причине и следствиях, действиях направленных на разумность решений, материале, действиях человека. Сегодня всё это ушло на второй план. Теперь главное — социальные темы, как это влияет на предпринимателя и климат в обществе, возможность сэкономить или наоборот заработать (если фирма зарабатывает на противопожарных решениях). Проще говоря: все стали больше думать «что там витает в воздухе» и «сколько стоит», чем «для чего это предусмотрено» и «почему это будет безопаснее (лучше)».
2. Потеря авторитета.
Пожарные инженеры больше не руководители — сегодня это приспособленцы под конъюнктуру и ожидания. МЧС требуют одно, политики — другое, коммерсанты — третье.
Профессия стала размытой и несамостоятельной, теряет уважение и превращается в придаток к политике или коммерции. Когда пожарный инженер теряет авторитет и перестаёт говорить на своём языке (языке пожарной безопасности), он становится просто «человеком с нормами и лозунгами». Пожарный инженер больше не созидатель (руководитель) среды безопасности, а инструмент экономии средств.
3. Потеря логики пожарных требований.
Логика применения нормативных требований, разработки СТУ, трактовки законов отличается не только от человека к человеку, но и от периода времени. Сегодня так, завтра этак. Формализм из разряда " не рассказывайте мне сколько вы трудились, покажите что вы сделали". Цифры как цены в розницу. Пункты норм, количество выданных предписаний, количество не снятых замечаний, размеры путей эвакуации и расстояния от проема для проема, цифры, цифры, цифры. Без логики. Все формально, все непонятно откуда взято и для чего соблюдается.
4. Культура страха
Во-первых, пожарная безопасность сейчас больше о страхе.Страхе уголовного преследования, страхе штрафа, страхе отрицательного заключения экспертизы, страхе не подтверждения квалификации, страхе быть осуждёнными за «некоммерческие» и «не вписывающиеся в конъюнктуру» идеи и т.д. В самом дальнем закутке, в конце списка и только в последнем значении страхи гибели или уничтожения имущества на пожаре. Да страх подменил культуру безопасности. Учат не соблюдать требования, учат боятся наказания за несоблюдение. Не заметили, пронесло, значит и не надо.
Во-вторых, новые формы и концепции не приветствуются — только «безопасные» и «дешевые» решения. Только бы не потратить лишнего, только бы не болтнуть лишнего
В-третьих, агрессивный маркетинг пожарных фирм. От срочно обучайтесь по максимуму, до «ваши инженеры не соображают».
Свидетельство о публикации №225032601051