Не легкая жизнь в палаточном лагере
Из второй части рукописи второго тома романа автора "Вспоминая жизнь, похожую на романную"
Если сказать несколько слов из жизни палаточного лагеря полка, то он располагался недалеко от столицы Грузии под Тбилиси. Солдатам и офицерам хорошо были видны кое-какие высокие здания и их контуры столицы Грузии. Но больше всего Егору и солдатам запомнился - это постоянный ночной холод в палатках зимой и страшную духоту в июле или августе. Хотя они привозили с собой печки-буржуйки и огромное количество напиленных дров, но это их почти не спасало от холода. Кроме того, существовала постоянная боязнь «подцепить» дизентерию в палаточном городке, особенно в летнее время. В летнее время, когда кругом стояла жара, всем хотелось пить и пить воду. А пить можно было, набирая воду из какого-то подозрительного природного родника в солдатские фляжки и из больших специальных фляг и бурдюков.
Бурдюк – это тюркское слово, означающее мешок из шкуры лошади, козы и т.д. для хранения вина. А у солдат так назывались емкости из какой-то резины, которые они возили с собой для утоления жажды в жаркое время года, в том числе и на боевые стрельбы. Вода обладала каким-то специфическим резиновым вкусом, но не пить ее во время жары было просто нельзя, иначе можно получить обезвоживание организма. А на боевых стрельбах на полигоне, где жара приближалась к сорока-пятидесяти градусам, вода в бурдюках становилась совсем теплой, и даже ее хотелось пить и пить. В результате после возвращения в палаточный лагерь резко увеличивалось число заболевших с подозрением на дизентерию солдат. Их тут же немедленно увозили в военный госпиталь в Тбилиси.
Офицеры объясняли солдатам, что этот лагерь был перевалочным еще в царское время, поэтому местность была заражена дизентерийными палочками еще с тех пор. В результате у каждого бойца наблюдались постоянные нарушения «стула». Военные врачи делали все возможное для того, чтобы солдаты не заболели этой болезнью (им делали по нескольку болезненных уколов перед поездкой на стрельбы, проверяли ежедневно приготовленную пищу), но побороть ее до конца так и не смогли.
Без случаев дизентерии обходились иногда только зимние стрельбы, когда конце февраля в районе Тбилиси в отдельные дни стояла почти что курортная теплая погода. Днем солдаты даже загорали, проводили занятия, а ночью замерзали в палатках. Поэтому спали все вповалку, не снимая с себя форму, часто надев бушлаты и валенки. «Буржуйки» от ночных холодов не спасали, потому что можно было до жары натопить их с вечера, а где-то часа через два, максимум три часа уже наблюдался настоящий «колотун».
Свидетельство о публикации №225032601059