Кое-что о творчестве И Волгина

Кое-что о творчестве И.Волгина глазами советского технаря.

Предваряю заметку своим
ЗАЯВЛЕНИЕМ
О  своём решении о  снятии  с себя членства в РСП,
которое мне навязало творческое руководство портала «Стихи.ру»  (без моей просьбы) в 2020-м году.
Видимо, руководство портала «Стихи.ру»  думало, что я буду послушным, лояльным по отношению к ним за такой «подарок», Следовать их «курсом», разделять их взгляды, манеру стихосложения, обожествлять ИХ идолов. Но . . . слава Богу, я НЕ ТАКОЙ. «Не такое у меня воспитание», как сказала известная (или неизвестная, не всё ли равно) героиня. У меня есть свои понятия чести и совести, о чём я написал в заметке «Страшная месть».
Короче, наша «любовь» длилась недолго.
Меня (точнее, мои взгляды) довольно быстро раскусили члены Большого Жюри  портала «Стихи.ру».
Я погордился членством в РСП пару лет, а теперь причин для горжения – НЕТ.
«Не сошлись характерами».
И  находиться в  одном «коллективе»  рядом с такими персонами, как И.Волгин, К.Кедров  и Д.Воденников,  не считаю более возможным по причине разных взглядов на понятия  «честь», «совесть», «цензура»  и «беспристрастность».
И членские взносы в РСП  я уже не плачу два года.   
Ибо мне давно не нравятся:  предвзятость суждений  и блёклость творчества указанных «мэтров» поэзии.
Я писал об этом  в своих заметках:
- Позор (март 2022г),
 - Ещё один взгляд на Метаметафору (апр 22),
- О Гран-при и заезженных пластинках (апр 22),
-  Д.Воденникову или «Творчество Воденникова глазами советского технаря»  (декабрь 2024 - март 2025),
И особенно, в последних двух (мартовских 25г):
- «Некоторые   правила  стихосложения  глазами советского технаря»,
-  и «Страшная месть».
Разумеется, членам  Большого Жюри мои ТАКИЕ заметки не понравились,  хотя именно они постоянно отстаивают, на словах, свободу слова. И они мне «страшно отомстили» (Страшная месть»).
И ещё «пару слов»: Руководство портала «Стихи.ру» в 2020-м году затащило меня в члены РСП БЕЗ моих просьб, не по моей инициативе буквально спустя полгода после начала публикаций мной своих стихов. Это  говорит о том, что  сами члены Большого Жюри поначалу (сгоряча) признали достоинства моих стихов.
А вот я не признаю в их творчестве ничего яркого, заслуживающего внимания. Таких стихов, какие пишут члены Большого Жюри,– однообразных, вымученных - довольно много на страницах «Стихи.ру».
Ждать в РСП и от РСП мне – нечего.
На том и расстанемся.       27.03.2025г.  Буков Ю.А.

А теперь - к сути заметки.

22 марта и  24 марта (сего 25-го года) мной были написаны (и опубликованы на страницах портала Проза.ру и Стихи.ру)  две заметки: «Некоторые   правила  стихосложения  глазами советского технаря»  и «Страшная месть», в которой я уличил членов Большого Жюри РСП в нарушении «Правила Бродского»  и,   главное,  – в УНЫНИИ,  жалобах на судьбу; в отсутствии жизнерадостности, фантазии.
(«Правила Бродского» описаны и адресованы нобелевским лауреатом не только его адептам, но и поэтам вообще:  «Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее.». И я – согласен с этим "Правилом Бродского", хотя это, разумеется, не правило Бродского. а Правило Здравого смысла!)
Мои друзья, родные  и просто знакомые, прочитав мои заметки, посетовали, что я дал слишком мало доказательств уныния и нарушений «Правил Бродского» членами Большого Жюри. Мол, надо убедить читателя более наглядно.
Выполняя просьбу своих знакомых, родных и друзей,  постараюсь осветить подробнее творчество указанных (в статьях) членов Большого жюри.
Начну (а может, и закончу), пожалуй, с самого главного, видного и заслуженного – Игоря Волгина  (а там – посмотрим).
Поскольку  в вышеприведённых мартовских (с.г.) статьях я уже сослался на книжку И.Волгина «Толковый словарь», то уж не могу перейти на другие его книги и буду опираться именно на указанную.
Тут надо помнить:  Игорь Волгин очень известный и влиятельный деятель литературы; профессор, отмечен множеством наград (в т.ч. – государственных), член  . . . чуть ли не  всех обществ «садоводов», и т.д. и т.п.
Но . . . «и на солнце бывают пятна», сказал (не помню какой, да это и не важно) классик.
В этом я ещё раз убедился, погружаясь в книгу И.Волгина.
Признаюсь, на всю книгу у меня терпения не хватило. Ибо стихи им написаны блёкло, тривиально, без фантазий и «изюминок». Нет пресловутых крыловских «жемчужин» в . . . громадье  сотен стихов. А были бы, то я точно – дочитал бы до конца. Стихи Волгина я обычно отношу к разряду «Так себе».
Потому и не осилил  до конца.
А теперь к главной характерной черте стихов И.Волгина – унынию.
Многие из этих стихов написаны с унынием и жалостью больше по отношению к себе – Волгину – чем  по отношению даже к ушедшим родным, а к товарищам – и тем более.
Казалось бы, ушедшие родные – святое дело, не  надо влезать в чужие горести, но . . . .
Ведь они предложены моему  – читательскому – вниманию, и я реагирую, как могу, чураясь лести.
Так вот, на мой взгляд (советского технаря) даже в этих стихах И.Волгин всё больше – о себе-любимом, нежели о родных. Можно (и надо) было бы посвятить «душевнее», ярче ИМЕННО РОДНЫМ. Всё-таки – родные люди ушли.
Например.

«С годами всё похожей на отца
я становлюсь. И, знать, не без причины
в моём лице — черты его лица:
всё твёрже рот, всё явственней морщины.
И отраженье матери, что так
меня хранило в юности беспечной,
тускнеет, словно стёршийся пятак —
на склоне жизни и пред жизнью вечной.
Но, может быть, земное отлюбя,
вне времени — ни старше, ни моложе,
как бы впервые только на себя
мы в смертный час становимся похожи».

Стихотворение – неплохое, но . . . .видно больше боли о себе, нежели об ушедших родных. Можно было бы вложить больше страсти, коли речь идёт о родителях. Чего-то не хватает Волгину. (Причём, это стихотворение – одно из самых коротких. Остальные, печальные -  друзьям  – чересчур длинны и громоздки).
Кто-то скажет, а ты сам-то испытал подобное? Сам-то сможешь? Сжатее, чувственнее, ярче? И не о  себе, а о родных.
Отвечаю. Испытал. Смог.
Ибо и я не мальчик, мне идёт восьмой десяток, и от  меня ушло много ЛЮБИМЕЙШИХ родных, друзей, животных, отчего мне иногда ВЫТЬ хочется.
И я написал:

«Время сдуло родных и любимых,
Как с ладони щепотку песка.
И до боли теперь ощутима
Леденящая душу тоска.

Их теперь не воротишь, не скажешь;
Не услышат, не взглянут в ответ.
Только память всё  чаще и гАже
Мне шептать будет: - «Их уже нет».

И другие любимые  тоже
Будут течь, как сквозь пальцы песок.
Я молю: -  «Помоги же мне, Боже,
Чтоб и мой срок скорее истёк».

Жуть порой охватывает. Не говоря уже о «лихих 90-х», в которые я – конструктор - бегал в поисках работы несколько лет, перебиваясь с «хлеба на квас» и хороня любимых, продавая вещи! Ибо ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЛО! (Ходорковские, Березовские, Гусинские. . . ограбили). Но  . . .   меня – советского технаря - спасает поэзия, та самая Поэзия, которой И.Волгин занимается ПРОФЕССИОНАЛЬНО МНОГО ЛЕТ! И.Волгин, мне кажется, не испытывал такого.
И  моё стихотворение ничуть не хуже, чем у И.Волгина. И я не отмечен, как он, наградами, должностями, званиями. А тоски и  поэтической харизмы  в моём стихотворении (и в других)  – больше, ибо я не занимаюсь профессиональной деятельностью, как он,  а  по-настоящему переживаю. (это я – для примера, чтобы не быть голословным хулителем).
Но . . . при этом я НЕ ХОЧУ ИЗЛИШНЕ переполнять окружающий Мир своей тоской; в Миру и  так много горя. У меня МНОГО стихов – ШУТОЧНЫХ, о ЛЮБВИ, о Родине. Мне хочется дарить людям радость, улыбки. А И.Волгин слишком часто эгоистически выставляет напоказ СВОИ горести и уныние.

Прочие стихи И.Волгина, посвящённые уходу близких,  – такие же унылые и к тому же – невыразительные, громоздкие. Я бы  назвал их «дежурными», написанные  для подтверждения статуса известнейшей личности. Это, например: «ПАМЯТИ Е. Е.», «ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ГАЧЕВА», «Я хоронил товарищей моих»,  «Ну что ж, и я умру когда-то».

И другое  множество стихов И.В. полны уныния, даже не посвящённых уходу близких.
Перечислю некоторые.
«Я стихи пишу традиционно, строю их в колонны и в каре. Тупо ставлю, как во время оно, точки, запятые и тире».
«Время, висящее на волоске, — море стирает следы на песке». (тут, кстати, ещё пара поэтических грехов: слабая, «школьная», набившая оскомину  рифма «волоске-песке»; отсутствие связи между  строками).
«АСТАПОВО»  « Видно, у смерти язык намозолен».
«Отец уже три года не вставал. Родня, как это водится, слиняла».
«Времени всё истончается нить, как ты ни нукай»
«Не хочу я больше быть учёным»  — « В мире пусто, страшно, ледниково».
«Мне дочери нынче явились во сне: все трое — печальны»
«И я молодым да ранним нагуливал спесь и стать… Но скоро мы все предстанем пред Кем предстоит предстать»
«Ударил дождь по тёмному стеклу, сверкнул огонь — и сад мой озарился. И я подумал: «Если я умру, зачем на белый свет я появился?».

И т.д.
Более сил нет читать унылые стихи.  Сам мучайся, возможный читатель.

Но  в творчестве И.Волгина  присутствует не только уныние, но есть и уныние лицемерное.
Поясню на примере его стихотворения  «Выйдя к залу многоглазому».   Цитата:
«И, услышав эти доводы, я в пустыню подался, где меня кусали оводы, больно жалила оса, где любое насекомое причинить старалось вред. …И младое, незнакомое хохотало мне вослед.».
  Тут есть и уныние,  и лицемерие.
Ну, в какую-такую  «пустыню» «подался» И.Волгин?  Сам же в другом своём стихе «…лишь благодарность. И. Бродский»  пишет:
«мой фейс, припудрив его, помещают в телек».
  Блин! Профессор, ведущий телепрограмм, лектор, член многих комиссий, отягощённый  наградами, грантами, имуществом, путешествующий по всему Миру! Его жизнь переполнена событиями, кипит, а он -  «я в пустыню подался».   Лицемерное УНЫНИЕ. Стыдно за «мэтра».

Разумеется, в его стихах  есть и чуть прикрытое самолюбование.
Например, в стихотворении «На изломе жизни, на излёте» он пишет о себе:  «Гордый, как в изгнании Овидий  и непогрешимый, как дебил».   И ещё в этом же стихе Волгин о СЕБЕ (!): «любезная отчизна  . . . ценя твой подвиг ратный». Это какой «подвиг ратный»  совершил И.Волгин?  В Вики – об этом ничего не сказано. ( Просветил бы, а то опять подтверждается нарушение им «Правила Бродского»).

А его следующий стих  «ЗИМНЯЯ ВИШНЯ» повергает в шок словами:.
«Граждане, не заводите детей — век их недолог . . . Мальчики! Девочки! . . .кончаются ваши деньки в пламени, в дыме. . . . . за каждого родина даст по миллиону. Быть ей, наверно, всегда на плаву (спорт, оборонка), втайне свою посыпая главу пеплом ребёнка».
Это к гражданам КАКОЙ СТРАНЫ обращается И.Волгин? Судя по Русскому Языку, на котором написан  этот стих и по Российскому изданию, Волгин обращается  – к Россиянам!
Да, НИКОМУ не хочется  УМИРАТЬ! Но . . . а кто будет защищать Россию?  К чему призывает И.Волгин? Где выход из создавшейся тяжелейшей ситуации? И.Волгин МОЛЧИТ. Может быть, он пишет об украинских детях? (которых тоже, естественно, жаль!).  Но из стиха это непонятно. Нет точности по «Правилу Бродского».

Ладно, ещё грехи стихосложения Волгина.
Стих «Уготован ад нам, рай ли»  Цитата: «И войдём мы в Царство Божье, в вечность, сладкую, как джем».  Почему «вечность, сладкую, как джем»?  Явное нарушение «Правила Бродского».
Стих  «Пол-лета, пол-лета, пол-лета прошло. Красотка Полетта сломала весло».  Связи между строками нет.

Но и  это ещё не всё.
В стихотворении Волгина   «Рождённый в любезной отчизне»  есть такие слова:
«Гнушаясь таковскою мордой,
шли мимо: не вяжущий лык
и внук славянина прегордый . . .»

Вот не хотел касаться «щекотливой»  темы, но И.Волгин ПРОВОЦИРУЕТ, ВЫНУЖДАЕТ! Словами:
«не вяжущий лык  внук славянина».

Ого!   Вот как И.Волгин относится к славянам – «не вяжущий лык внук славянина». Это Волгин о  народе, который ВЕКАМИ находился в рабстве то у монголов, то у своих крепостников, то у немцев, то у французских «камердинеров», то у «березовских-ходорковских-гусинских-невзлиных», о которых  Путин и З.Прилепин сказали  так.
З.Прилепин:  «В жюри премии примерно 50 евреев, и это все, что надо было написать».
В.Путин  (во время передачи Библиотеки Шнеерсона Еврейскому Музею в 2013-м году, цитата): « . . . . мы можем передать эти книги еврейской общине, которые были национализированы первым советским правительством, которое на 80-85 процентов состояло из евреев».

В своей заметке ЕВРЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ Волгин жалуется:
«. . . русские поэты еврейского происхождения (или, как некоторые любят уточнять, русскоязычные стихотворцы) делали своё дело, не заботясь о том, что подумают об этом иные бдительные сограждане, для коих пятый пункт (язык не поворачивается назвать его устаревшим, ибо нет ничего более вечного) является камнем преткновения (одновременно — камнем за пазухой»).
Но, БЛИН! Если И.Волгин не хочет, чтобы «бдительные граждане» не думали о «пятом пункте», то  ЗАЧЕМ он  САМ в своих стихах ПРОВОЦИРУЕТ  СВОИМИ оскорбительными  словами: «не вяжущий лык  внук славянина»?
ЗАЧЕМ ОСКОРБЛЯТЬ приютивший «волгиных» коренной  Народ России?
Не даёт ответа Волгин. Просто унижает! Явно презирает  славян, которые приютили «волгиных»,  выкормили, спасли от фашистов,  включили в высшие сферы Власти.  А теперь . . . такое  «спасибо».
Вспоминаются слова Салтыкова-Щедрина: «Обыкновенно принято с Иванами поступать так: ты, дескать, нам теперь помоги, а потом мы тебе нос утрем!».
Ну и, разумеется, в этом же стихотворении  – надоевшее уныние Волгина:   «крепко травою забвенья ко мне зарастает тропа». Это к нему-то «зарастает» тропа? Он «не поспевает»  с одного «торжественное» мероприятия на другое, получая награды и почести, читает лекции, ведёт передачи, а он опять жалуется – «зарастает тропа».  Лицемерное уныние.
Кстати, своё отношение к титульному Народу Волгин ещё раз подчёркивает в стихотворении «Явится строчка — и сладится всё остальное» - «пьёт гегемон».
А И.Волгин никогда не задумывался, ПОЧЕМУ «пьёт гегемон»?
Мыслящий человек (а И.Волгин явно – мыслящий) должен искать причину.
Например, Л.Толстой задаётся (примерно аналогичным) вопросом  и САМ ЖЕ отвечает:
   "Но что же делать, говорите вы, что делать, чтобы теперь успокоить народ?"
   Ответ самый простой: перестать делать то, что вы делаете».
«Народ голодает . . . Да отчего он и голоден? Неужели так трудно понять это? Неужели нужно клеветать на него, . . . говоря, что народ беден оттого, что он ленив и пьяница; . . .. . . зная, отчего он голоден, нам очень легко найти средство насытить его.
Средство одно: не объедать его».
А И.Волгин никакого ответа не ищет. И себя считает непогрешимым, не «объевшим» народ. Просто констатирует:  Славянин, гегемон  – «пьёт и лыка не вяжет».

Ладно, поехали дальше.
В стихах Волгина много сумятицы, нелепости.
Например (ох, их не счесть – таких примеров):
«ПАМЯТИ ЮРИЯ КАРЯКИНА»
«Ты меня обошёл, я отныне твой вечный завистник.
На летейских полях по весне зацветает трилистник».
Ну, открой секрет, возможный читатель: какая связь между этими  двумя строками?  - НИКАКОЙ!

И последнее (на бОльшее у меня сил не хватит; и портвейна)
О  Ленине.
Стих И.Волгина «Не разжигается уголь древесный».
В нём есть такие слова:
«Вьётся двуглавый орёл над столицей, важный выходит из бани патриций, «хлеба и зрелищ!» — взывает плебей  и не проспится Ильич, хоть убей».
О «каше» из «двуглавого орла, патриции, плебее» мне говорить уже неохота.
А вот о «НЕПРОСПАВШЕМСЯ ИЛЬИЧЕ» - надо потолковать.
Так, как в данном случае - Волгин,  говорят обычно о пьянчужках, об алкаголиках, о наркоманах.
Но И.Волгин – «творческая величина» - считает возможным для себя оскорбить Человека («Человечище», как говорит Маяковский), «вздыбившего Россию» (это уже Есенин), изменившего Мир  и освободившего трудящихся от эксплуатации «господ».
Ну, чем ему Ленин не угодил?
Наградами?  Деньжищами? Счастливой жизнью? Длинной жизнью? Личным комфортом? Семейным счастьем?
Так у И.Волгина всего этого – НЕИЗМЕРИМО больше было, есть и будет, чем у Ленина;  «во сто крат»!
Так – ЧЕМ же Ленин Волгину не угодил?
То-то.

Всё, более не могу читать «произведения» И.Волгина. Худо. И портвейн закончился.

Ну, а то, что И.Волгин в своей телепередаче «Бисер» читает известные всему миру книжки, так это и любой студент литературного ВУЗа  может делать. Без наград.

P.S.
Вчера забыл сделать вывод: именно потому, что  мои стихи – стихи безвестного советского технаря - ЛУЧШЕ стихов отягощённого наградами Волгина  и памятуя о его отношении  к «славянам, не вяжущим лыка», надо понять, что «волгины» никогда не допустят  меня (и мне подобных) ни в какое лауреатство.  Коврижки   нужны самим «волгиным».

Я даже написал по этому поводу небольшой стишок:

Корова как-то возжелала славы.
И не на ферме только, а в миру.
И молвила она: «Имею право!»
Добуду  бремя славы, хоть помру!».

Осёл, услышав то, сказал: «Мы сами
Ослиным чувством славы дорожим.
Места со славой заняты ослами.
И мы их – никому не отдадим!».

А РСП – прощай!


Рецензии