Он выпустил книгу Искусство клоунады,
Друзья!
Из Сети
"Он был предметом всенародной любви и обожания, его знали миллионы людей. Звучит достаточно банально
но это действительно так. В жизни он достиг таких высот, которые некоторым артистам даже не снятся, но
при этом оставался простым и скромным. Так ведут себя по-настоящему великие люди. Он постоянно
вызывал смех и улыбки, но не побоялся быть смешным. Юрий Никулин всегда был уверен, что смех самый
лучший помощник в жизни. Он стал великим клоуном, и великим артистом, фильмы с его участием никогда
не постареют, и будут также с интересом смотреться всеми грядущими поколениями.
Настоящая слава и всенародная любовь пришли к Юрию Никулину после выхода комедий «Кавказская
пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция Ы».
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Юрий Никулин 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов под Смоленском. Родители
мальчика имели непосредственное отношение к театру. Папа Владимир Никулин по образованию был
юристом, после демобилизации из армии учился на курсах Политпросвета, потом служил в драмтеатре
Демидова. Он стал организатором театра, получившего название «Теревьюм», в котором был и режиссером и
актёром. Мама Лидия Никулина тоже актриса, служила с отцом в одном театре. Они были артистами
+ в цитатник
комедийного жанра, и это тоже сказалось на судьбе их сына.
Юрий Никулин в детстве
В 1925-м семья Никулиных поселилась в Москве. Отец работал в двух газетах в качестве корреспондента, стал
автором театральных и цирковых реприз. Мама на работу не пошла, занималась домом и воспитанием Юрия
Юра очень много времени проводил в цирке с отцом, и уже в те годы ему нравилось веселить окружающих,
видеть на их лицах радостные улыбки. При этом он был обычным мальчишкой, который гонял во дворе с
друзьями, шалил и даже иногда дрался. В семилетнем возрасте Юрий пошел в школу. Он учился в
престижном учебном заведении, в котором даже был свой театральный кружок. Кстати, руководил им Юрин
отец. Учился он неважно, и учителя постоянно жаловались родителям на его успеваемость и плохое
поведение. По их мнению, мальчик постоянно занимается клоунадой, всех смешит и срывает уроки. У него
была плохая память, поэтому выучить что-то наизусть было большой проблемой. Зато он с лету запоминал
курьезы и смешные случаи, мог рассказывать их часами. Он тоже стал заниматься в театральном кружке, и
отец старался развить его таланты.
Никулин в армии
После семи лет обучения нужно было переходить в спецшколу. Юрий решил, что ему подходит военная
спецшкола, но родители отговорили его, потому что его веселый характер и бесшабашные выходки никак не
ассоциировались с военной дисциплиной и порядком в этой школе. Поэтому парня определили в обычную
школу №346, которая располагалась рядом с домом, и в где учились все дворовые друзья. В 1939-м он получил
школьный аттестат и сразу «загремел» в армию.
ВОЙНА
Так случилось, что служба его растянулась на целых семь лет. Осенью 1939-го он оказался в 115-м зенитно-
артиллерийском полку, который в советско-финскую войну стоял на подступах к Ленинграду и давал
жесточайший отпор врагу. Великая Отечественная война застала Никулина в Сестрорецке, где он и воевал
некоторое время. В 1943-м Никулин свалился от воспаления легких и попал в ленинградский военный
госпиталь.
Выписавшись оттуда, он попал под авианалет и получил серьезную контузию. И снова госпиталь, лечение, и
продолжение службы в 72-м зенитном дивизионе, который дислоцировался под Колпино. Война для Юрия
Никулина закончилась в 1946-м, когда он полностью демобилизовался и вернулся домой старшим
сержантом. Ратный подвиг артиста отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над
Германией».За год до демобилизации Никулин получил приказ создать творческую атмосферу, поэтому он
тренировал футбольную команду, но вскоре был отстранен от этой должности, потому что они проиграли с
разгромным счетом. На его плечах лежала организация концертов и постановок.
После возвращения домой Юрий решил продолжить обучение любимому актерскому делу, и остановил свой
выбор на ВГИКе. Приготовив свои фото и монологи, он предстал перед преподавателями приемной
комиссии. Педагогам понравилась его артистичность, они видели, что парень талантлив, но отказали ему.
Причина была банальная – для кинематографа он не подходит. Такие же слова он услышал и в других
театральных вузах. Никулин не стал отчаиваться и решил попытать счастья в студии клоунады, которая
работала при цирке на Цветном бульваре.
ЦИРК
Цирковая биография Юрия Никулина началась в октябре 1948 года, когда он стал партнером Бориса
Романова и вместе с ним показал зрителям репризу «Натурщик и халтурщик».
В 1949-м Юрия приняли в цирковые клоуны. Сразу он был ассистентом у Карандаша, потом стал партнером
Михаила Шуйдина. На арену цирка Юрий Никулин выходил на протяжении тридцати лет своей жизни. При
этом он совмещал выступления с активной работой в кинематографе. В 1981-м он стал главным режиссером, а
в следующем году возглавил цирк. Это были годы расцвета Московского цирка, вскоре он переехал в новое
помещение, более комфортабельное и современное. В общей сложности Никулин отдал родному заведению
почти пятьдесят лет своей жизни.
В 1969-м поклонники артиста узнали еще об одном таланте своего кумира – писательском. Он выпустил книгу
«Искусство клоунады», соавторами великого клоуна стали Олег Попов и Рудольф Славский. Немного позже
он выпустил автобиографическое произведение «Почти серьезно…».
Отменное чувство юмора Юрия Никулина оценили и телевизионщики. В 1993 году он стал вести
юмористическую передачу «Белый попугай», которую транслировал канал ОРТ. Никулин был ее бессменным
ведущим вплоть до самой смерти в 1997-м.
В 1996-м Никулин стал основателем благотворительного фонда названного «Цирк и милосердие». Фонд
оказывал помощь начинающим цирковым артистам и ветеранам арены.
ФИЛЬМЫ
Кинематографическая биография Никулина тоже началась благодаря цирку. В 1958-м режиссер Александр
Файнциммер искал исполнителя роли пиротехника для своей ленты «Девушка с гитарой». Выбор пал на
Никулина, и после выхода картины все поняли, что режиссер не ошибся. Роль была небольшая, но Юрий так
легко и смешно изобразил своего героя, что сразу запомнился зрителям. Это положило начало долгого пути в
кинематографе. После этого Юрий получил роли в лентах «Яша Топорков» и «Неподдающиеся».
Его персонажи не остались незамеченными не только зрителями, критиками, но и театральными деятелями
Однажды Никулин получил приглашение от Эльдара Рязанова, который звал его на службу в Малый театр, но
Юрий отказался. Он считал, что сорокалетнему клоуну не стоит начинать карьеру в театре, но от съемок в
кино не отказывался.
Резкий скачок кинокарьеры Юрия Никулина произошел после съемок в короткометражной ленте «Пёс
Барбос и необычный кросс». Его позвали на роль Балбеса, после которой он и стал очень популярным.
Зрители увидели этот фильм в 1961-м, и по достоинству оценили талант задействованных в нем артистов.
Ленту показали в Каннах, и она победила в номинации «Золотая пальмовая ветвь». Никулин мгновенно стал
звездой №1. После такого головокружительного успеха артиста начали звать в другие проекты. Сразу была
лента «Человек ниоткуда», а потом серьезное кино «Когда деревья были большими». После этого фильма
всем стало понятно, что Никулин очень многогранный артист, способный сыграть драматическую роль.
Но самую большую любовь зрителей артист получил все же благодаря комедиям. В 1961-м он снялся в фильме
«Самогонщики», где снова стал Балбесом из знаменитой троицы – Трус, Балбес, Бывалый. Картину снова
ждал невероятный успех, а любовь зрителей и всесоюзная слава росли после каждого нового продолжения
приключений их трио. В 1965-м вышло очередное продолжение истории, получившее название «Операция
«Ы» и другие приключения Шурика», в которой он снова предстал Балбесом.
Высокую оценку зрительской аудитории получил и фильм «Ко мне, Мухтар!», вышедший в 1964-м. Юрий
перевоплотился в младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы органично смотреться в этой роли, артист много
времени проводил в милиции, смотрел, как они работают. Находил время и побывать в питомнике, чтобы
подружиться с исполнителями роли Мухтара. Этой кличкой потом назвали половину овчарок в СССР.
В 1968-м Леонид Гайдай выпустил свою культовую комедию «Бриллиантовая рука», после которой слава
Никулина взлетела до небес. Семен Горбунков создавался специально под Никулина. Критики высказали
свое отрицательное отношение к фильму, но зато зрители оценили его по достоинству.
В 1971-м Никулин засветился в картине «Старики-разбойники» режиссера Эльдара Рязанова. Его партнерами
стали Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков.
Самой популярной серьезной картиной Никулина считается «Чучело», в которой он перевоплотился в деда
ключевой героини, изображенной Кристиной Орбакайте.
Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука»
Отдельной темой для Юрия Никулина всегда была война. Его пригласили в картины «Они сражались за
родину» и «Двадцать дней без войны». Во втором проекте он стал военным журналистом Лопатиным.
Никулина никак не хотели утверждать в этой роли, но в его защиту стал Константин Симонов, по
произведению которого снималась картина. И только после его вмешательства артист получил эту роль.
В 2016-м Первый канал презентовал документальный проект названный «Великий смешной», в котором
собраны все самые значимые события жизни великого артиста, о которых до этого не знал никто,
воспоминания родных и близких, фотографии.
Никулин в фильме«Пёс Барбос и необычный кросс»
Сын Никулина рассказал и о том, что в реальной жизни знаменитая троица – Никулин, Вицин, Моргунов, не
очень ладили между собой. Причиной была банальная зависть партнеров. То, что Никулин более знаменит и
любим по сравнению со своими партнерами, стало понятно, когда только он получил приглашение от Гайдая
на съемки «Бриллиантовой руки». Да к тому же и роль главного героя была написана под Никулина.
Прославили Никулина и песни, которые он исполнял в картинах. Пожалуй, нет ни одного человека, который
бы хоть раз в жизни не напевал знакомые строчки из «Если б я был султан…», «Песни про зайцев» или
«Постой, паровоз…».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Свою жену Татьяну Покровскую артист впервые увидел в 1949-м на одной из репетиций в цирке. Таня ему
сразу понравилась, и он позвал ее на представление. К великому сожалению, именно во время выступления
он травмировался. Девушка очень близко приняла к сердцу случившееся, прибегала его навещать ежедневно
Через шесть месяцев молодые люди поженились. Татьяна тоже устроилась на работу в цирк. В 1956-м они
стали родителями сына Максима. Всей семьей они снимались в нескольких проектах, сын стал достойным
продолжателем семейного дела.
Юрий Никулин с женой Татьяной Покровской
В личной жизни артиста была всего одна женщина – его жена Татьяна, с которой он прожил до самого конца
СМЕРТЬ
В 1997-м Юрий Никулин начал жаловаться на боли в сердце. Обследование выявило наличие серьезных
проблем, и Никулину предложили операцию. Хирургическое вмешательство привело к серьезным
осложнениям, и 21 августа 1997 года Юрий Никулин умер".https://www.liveinternet.ru/
...Други!
Да,зависть друзей-артистов -серьёзная штука! Но завидовать всенардному любимцу грешно!
В.Н.
**********
1.100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЛЯ МОРИА
Сто лет... От этой цифры веет чем-то тяжёлым, фундаментальным, гранитным и бронзовым. Между тем, в мелодиях, аранжированных
записанных этим человеком, по-прежнему сияет и искрится парящая молодая энергия. Секрет — в мастерстве, таланте, трудолюбии. И
чём-то волшебном, что не измерить привычными рамками.
В бесчисленных альбомах оркестра Поля Мориа — вся траектория музыки XX века, её смысл и суть безо всяких слов, все лучшие мелодии
удобном формате на стыке эстрадного блеска и классического благородства. Скромный французский дирижёр без лишних слов суме
объединить культуры и выйти за пределы всяческих границ — лишь с помощью музыки.
Наследие Поля Мориа, по сути, монолитно. Среди его пластинок нет особых прорывов, как нет и провалов. Любой альбом или сборни
можно слушать с любого места, и рано или поздно наткнёшься на знакомое и любимое: на мелодию из детства, на заставку телевидения ил
радио, на песню, которая сияет новыми красками под взмахом дирижёрской палочки Поля Мориа.
История Поля Мориа началась 4 марта 1925 года в Марселе — городе, где солнце, море и звуки фортепиано слились в единую симфонию
Уже в четыре года талантливый мальчик сел за инструмент под чутким руководством отца, который не только научил его азам ремесла, но
открыл мир классической и популярной музыки.
В десять лет Мориа поступил в Марсельскую консерваторию. Настоящим откровением для юного музыканта стал джаз. Загадочная музыка
другого континента стала для него не просто интересной диковинкой, а новым способом мыслить. В студенческом джаз-клубе у Поля Мори
родилась идея создать собственный бэнд.
Оркестр и впрямь возник, но не вполне джазовый. И не сказать, чтобы классический. Окончив консерваторию с отличием, Поль Мориа в 1
лет собрал свой первый коллектив, который быстро завоевал популярность во Франции, а затем и в Европе. Уникальная манера исполнени
и авторские аранжировки стали визитной карточкой коллектива.
В 1957 году Мориа переехал в Париж, где начал работать на звукозаписывающей компании Barclay. Его аранжировки пригодились таким
звёздам, как Шарль Азнавур, Далида, Морис Шевалье. Слава пришла в 1962 году, когда Мориа совместно с Франком Пурселем написа
песню «Chariot», принесшую Гран-при на «Евровидении». Переименованная в «I Will Follow Him», эта композиция покорила весь мир.
+ в цитатник
В 1964 году Мориа вместе с Раймоном Лефевром написал задорный твист «Douliou-douliou Saint-Tropez» к комедии «Жандарм из Сен
Тропе» с Луи де Фюнесом в главной роли. В фильме песню исполняет актриса Женевьева Град. Успех был оглушительным, и через го
последовало продолжение — «Жандарм в Нью-Йорке». На этот раз Лефевр полностью разделил работу над саундтреком с Мориа.
В 1966 году Поль Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Вместе с поэтом Андре Паскалем он написал для неё хит «Mon credo»
Весной 1967 года оркестр маэстро вместе с артистами парижского мюзик-холла «Олимпия» сопровождал певицу во время гастролей
Москве, Ленинграде и Казани.
Но главным делом жизни Поля Мориа стал его гранд-оркестр, основанный в 1965 году. С ним он записывал инструментальные верси
популярных песен, переосмысливал классику и создавал собственные шедевры. Почти три десятилетия Пол Мориа выпускал альбом з
альбомом, предлагая собственное видение европейских поп-шлягеров и рок-хитов, джазовых стандартов, мелодий из разных стран и уголко
света.
Оркестр Поля Мориа гастролировал по всему миру: от США и Латинской Америки до Японии, где ансамбль в 1977 году собирал аншлаги
играя по два концерта за один день.
Триумфом Поля Мориа стала оркестровая версия песни «Love is Blue», которая в 1968 году покорила хит-парады по всему миру. Мориа —
единственный французский исполнитель, добившийся такого успеха.
Отношения с Россией также складывались на редкость гармонично. В 1965 году Поль Мориа, словно художник, взявшийся за новую палитру
записал альбом, посвящённый русской музыке. Пластинка «Russie de toujours» («Вечная Россия») стала его своеобразным приношением
культуре далёкой и загадочной, но близкой по духу страны. Позже альбом переиздавали под именем «The Russian Album».
В СССР музыка Поля Мориа стала частью повседневной жизни для миллионов слушателей. Его композиции лились из радиоприёмников
телевизоров, сопровождая фильмы, заставки, всенародно любимые передачи и прогноз погоды. А мультфильмы! «Ну, погоди!»
«Заколдованное слово», «Контакт» — любой сюжет оживал под волшебную музыку родом из Франции.
Кто же не помнит, как в программе «В мире животных» на протяжении многих лет звучала оркестровая версия мелодии «Жаворонок» и
хоровой кантаты «Наше Рождество» Ариэля Рамиреса!
С середины 1970-х пластинки Поля Мориа начали выходить в СССР по лицензии. Четыре альбома разошлись многомиллионным
тиражами. Один из приездов маэстро в Советский Союз привёл к появлению в репертуаре Мориа инструментальной версии песни «По
музыку Вивальди», написанной Виктором Берковским и Сергеем Никитиным на стихи Александра Величанского.
Сергей Никитин вспоминал: «Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. Мы с Татьяной только чт
отработали концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спел
несколько песен, первой из которых была "Под музыку Вивальди". У Поля Мориа загорелись глаза и он попросил нас подарить эту мелодию
И добавил: "Я без этой музыки не уеду".
На следующий день мы пришли к Полю Мориа в "Метрополь", принесли ноты, записи. А через два месяца во Франции вышла пластинк
"Dans les yeux d’Emilie". Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский
Никитин».
Запись «Под музыку Вивальди» словно навела ещё один творческий мост между Москвой и Парижем. Поль Мориа, вдохновлённый русско
песней, подарил ей новую жизнь, а советские слушатели получили возможность услышать её на одноимённом альбоме, вышедшем у нас
стране.
Поль Мориа завершил активную концертную деятельность в 1998 году. Он подарил миру многое, наполнив его красотой, и ушёл 3 ноябр
2006 года в возрасте 81 года. Душа Мориа осталась в его музыке — от природы гармоничной, профессионально отточенной, но при этом
отчаянно романтичной, неземной по настроению. Кажется, от неё исходит внутреннее сияние: именно это свойство мелодий от Мориа по
прежнему притягивает слушателей.
ПОЧЕМУ НИ РАЗУ НЕ БЫЛ ЖЕНАТ ГЛАВНЫЙ ИНДЕЕЦ СССР: КОГО ВЫБИРАЛ
ГОЙКО МИТИЧ, И КАК РОДИЛАСЬ ЕГО ЕДИНСТВЕННАЯ ДОЧЬ...
Стройный, красивый, сильный и справедливый – именно таким был на экране Гойко Митич, «главный индеец
родом из Югославии. Без него не обходился ни один фильм о гордых коренных жителях американского
континента, показанный в СССР. В него были влюблены миллионы женщин – и не только простых зрительниц, но
и мировых кинозвезд. Но, несмотря на ошеломляющую популярность, актер так и остался одиноким, без семьи. Он
ни разу не был женат. О причинах такого решения мало кто догадывается…
Бабушка внушила отвращение к табаку и алкоголю
Будущий актер родился в сербском городе Лесковац в 1940 году.Вскоре после его появления на свет началас
Вторая мировая война...
Вскоре после его появления на свет началась Вторая мировая война, его отец ушел на фронт. Мальчик остался
бабушкой. Она очень любила внука, но была с ним строгой. Уже в пять лет Гойко был твердо уверен, что никогда н
будет пить и курить: отвращение к алкоголю и табаку привила ему именно бабушка.
Любовь к спорту
Гойко с удовольствием занимался спортом. Ни дня не проходило без футбола и гандбола, вместе с друзьями парен
взбирался на крутые горы, занимался греблей и легкой атлетикой… Все это пригодилось ему в будущем – н
съемках не нужно было нанимать дублеров, Митич, которого называли «сербским Шварценеггером», без особого
труда освоил индейскую лодку – пирогу, уверенно держался в седле и вообще вел себя так, будто вырос
и ндейском племени.
Из каскадера – в актеры
Начинал он, впрочем, не как актер, а как каскадер: это был способ подзаработать, в чем очень нуждалась его
небогатая семья. Киношники быстро оценили не только силу и ловкость, но и внешние данные Гойко. Его начали
активно снимать. В 60-70-х годах тема индейцев и ковбоев была очень популярна: то и дело выходили новы
вестерны с эффектными поединками, погонями, драками и скачками на конях. Гойко Митич был во всем этом
неподражаем. На экраны один за другим выходили фильмы с его участием: «Оцеола», «Чингачгук – Большой
Змей», «Братья по крови», «Белые волки», «След сокола»…
Мальчишки толпились у билетных касс, чтобы азартно следить за приключениями отважных индейцев. А девушки
приходили в кино, не в силах устоять перед обаянием мужественного Гойко Митича.
Актер не только играл индейцев в кино. Он по-настоящему полюбил этот гордый народ, изучил его историю,
однажды приехал в одно из племен с подарком – фильмом со своим участием. Племя с уважением приняло гостя
Индейцы поблагодарили Гойко, а шаман после таинственных манипуляций предложил ему закрыть глаза, чтобы
узнать свое тотемное животное. Гойко так и сделал – и вздрогнул: перед его мысленным взором предстал волк
пристально глядящий прямо на него. Не успел актер вымолвить и слова, как шаман объявил: «Ты – волк!» и
торжественно принял его в племя, преподнеся дары: покрывало и амулет.
Рената Блюме
Разумеется, эффектный брюнет с великолепной фигурой всегда пользовался популярностью у женщин. На съемка
фильма «Ульзана» он познакомился с немецкой актрисой Ренатой Блюме. Вскоре между ними вспыхнул роман, и
они встречались около двух лет. Рената была очень увлечена актером, но позднее объяснила в интервью, что н
планировала выйти за него замуж: «Молодые женщины стояли к Гойко в очередь. Когда-нибудь он выбрал бы
другую. Я была очень ревнива, но также и последовательна».
Барбара Брыльска
Еще одной избранницей красавца Митича стала Барбара Брыльска – их знакомство произошло на съемка
картины «След сокола». Они очень ярко смотрелись вместе: черноволосый смуглый «индеец» с крепкими
мускулами и нежная хрупкая блондинка. Впрочем, эти отношения продлились недолго.
Молодой привлекательный актер то и дело увлекался новыми девушками. Некоторые из них были актрисами
другие – просто поклонницами… Гойко Митич хорошо понимал: ни с кем из коллег-женщин не стоит строит
семью, ведь они, так же, как и он, - увлекающиеся натуры, перелетные птицы.
«Я был женат на своей работе. На семью не оставалось времени: всегда на съемках», - признавался Митич в зрелом
возрасте.
Единственная дочь
Гойко Митич с дочерью./Фото: кадр из ток-шоу на канале MDR Fernsehen
Вот так и получилось, что знаменитый актер остался одиноким, ни разу не женился. И все же он не настолько
одинок, как может показаться. У Гойко Митича есть взрослая дочь. В 90-х он встретил женщину, которая стала его
гражданской женой, - они были вместе около десяти лет. По некоторым данным, она была итальянкой, ее звали
Рамоной. В этих отношениях на свет появилась девочка. Ей дали имя Натали.
Несмотря на то, что Гойко и Рамона расстались, он не терял связи с дочкой. Натали часто бывала у отца на работе –
он брал ее на самые интересные съемки, научил многому, в том числе ездить на лошади. Чем взрослее становилас
Натали – тем сильнее она сближалась с отцом. Сейчас ей уже больше тридцати лет, Гойко Митичу – 84 года.
Личная жизнь – запретная тема
Гойко Митич в фильме "Сыновья Большой Медведицы"./Фото: кадр из фильма
Несмотря на то, что «главный индеец» так и не привел ни одну женщину в ЗАГС, он не одинок: как упоминал
Митич в одном из интервью, у него есть «дама сердца». Никаких подробностей он никому не рассказывал. Как
глубоко убежден Гойко, о личной жизни нельзя распространяться – на то она и личная.
«Сегодня под влиянием бульварной прессы люди стали любопытными… Я считаю, это ужасно, я не могу понять
зачем копаться в личной жизни каждого. Когда что-то есть между двумя людьми, то это больше никого не касается
Это моя частная жизнь, она – как маленький сундучок с сокровищем», - объясняет он свою позицию.
Поклонники знаменитого «Чингачгука» и сегодня с удовольствием пересматривают старые фильмы с его
участием. А еще – желают любимому актеру долгих лет жизни и счастья.
https://www.liveinternet.ru/
************
2.100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЛЯ МОРИА
Сто лет... От этой цифры веет чем-то тяжёлым, фундаментальным, гранитным и бронзовым. Между тем, в мелодиях, аранжированных
записанных этим человеком, по-прежнему сияет и искрится парящая молодая энергия. Секрет — в мастерстве, таланте, трудолюбии. И
чём-то волшебном, что не измерить привычными рамками.
В бесчисленных альбомах оркестра Поля Мориа — вся траектория музыки XX века, её смысл и суть безо всяких слов, все лучшие мелодии
удобном формате на стыке эстрадного блеска и классического благородства. Скромный французский дирижёр без лишних слов суме
объединить культуры и выйти за пределы всяческих границ — лишь с помощью музыки.
Наследие Поля Мориа, по сути, монолитно. Среди его пластинок нет особых прорывов, как нет и провалов. Любой альбом или сборни
можно слушать с любого места, и рано или поздно наткнёшься на знакомое и любимое: на мелодию из детства, на заставку телевидения ил
радио, на песню, которая сияет новыми красками под взмахом дирижёрской палочки Поля Мориа.
История Поля Мориа началась 4 марта 1925 года в Марселе — городе, где солнце, море и звуки фортепиано слились в единую симфонию
Уже в четыре года талантливый мальчик сел за инструмент под чутким руководством отца, который не только научил его азам ремесла, но
открыл мир классической и популярной музыки.
В десять лет Мориа поступил в Марсельскую консерваторию. Настоящим откровением для юного музыканта стал джаз. Загадочная музыка
другого континента стала для него не просто интересной диковинкой, а новым способом мыслить. В студенческом джаз-клубе у Поля Мори
родилась идея создать собственный бэнд.
Оркестр и впрямь возник, но не вполне джазовый. И не сказать, чтобы классический. Окончив консерваторию с отличием, Поль Мориа в 1
лет собрал свой первый коллектив, который быстро завоевал популярность во Франции, а затем и в Европе. Уникальная манера исполнени
и авторские аранжировки стали визитной карточкой коллектива.
В 1957 году Мориа переехал в Париж, где начал работать на звукозаписывающей компании Barclay. Его аранжировки пригодились таким
звёздам, как Шарль Азнавур, Далида, Морис Шевалье. Слава пришла в 1962 году, когда Мориа совместно с Франком Пурселем написа
песню «Chariot», принесшую Гран-при на «Евровидении». Переименованная в «I Will Follow Him», эта композиция покорила весь мир.
В 1964 году Мориа вместе с Раймоном Лефевром написал задорный твист «Douliou-douliou Saint-Tropez» к комедии «Жандарм из Сен
Тропе» с Луи де Фюнесом в главной роли. В фильме песню исполняет актриса Женевьева Град. Успех был оглушительным, и через го
последовало продолжение — «Жандарм в Нью-Йорке». На этот раз Лефевр полностью разделил работу над саундтреком с Мориа.
В 1966 году Поль Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё. Вместе с поэтом Андре Паскалем он написал для неё хит «Mon credo»
Весной 1967 года оркестр маэстро вместе с артистами парижского мюзик-холла «Олимпия» сопровождал певицу во время гастролей
Москве, Ленинграде и Казани.
Но главным делом жизни Поля Мориа стал его гранд-оркестр, основанный в 1965 году. С ним он записывал инструментальные верси
популярных песен, переосмысливал классику и создавал собственные шедевры. Почти три десятилетия Пол Мориа выпускал альбом з
альбомом, предлагая собственное видение европейских поп-шлягеров и рок-хитов, джазовых стандартов, мелодий из разных стран и уголко
света.
Оркестр Поля Мориа гастролировал по всему миру: от США и Латинской Америки до Японии, где ансамбль в 1977 году собирал аншлаги
играя по два концерта за один день.
Триумфом Поля Мориа стала оркестровая версия песни «Love is Blue», которая в 1968 году покорила хит-парады по всему миру. Мориа —
единственный французский исполнитель, добившийся такого успеха.
Отношения с Россией также складывались на редкость гармонично. В 1965 году Поль Мориа, словно художник, взявшийся за новую палитру
записал альбом, посвящённый русской музыке. Пластинка «Russie de toujours» («Вечная Россия») стала его своеобразным приношением
культуре далёкой и загадочной, но близкой по духу страны. Позже альбом переиздавали под именем «The Russian Album».
В СССР музыка Поля Мориа стала частью повседневной жизни для миллионов слушателей. Его композиции лились из радиоприёмников
телевизоров, сопровождая фильмы, заставки, всенародно любимые передачи и прогноз погоды. А мультфильмы! «Ну, погоди!»
«Заколдованное слово», «Контакт» — любой сюжет оживал под волшебную музыку родом из Франции.
Кто же не помнит, как в программе «В мире животных» на протяжении многих лет звучала оркестровая версия мелодии «Жаворонок» и
хоровой кантаты «Наше Рождество» Ариэля Рамиреса!
С середины 1970-х пластинки Поля Мориа начали выходить в СССР по лицензии. Четыре альбома разошлись многомиллионным
тиражами. Один из приездов маэстро в Советский Союз привёл к появлению в репертуаре Мориа инструментальной версии песни «По
музыку Вивальди», написанной Виктором Берковским и Сергеем Никитиным на стихи Александра Величанского.
Сергей Никитин вспоминал: «Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. Мы с Татьяной только чт
отработали концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спел
несколько песен, первой из которых была "Под музыку Вивальди". У Поля Мориа загорелись глаза и он попросил нас подарить эту мелодию
И добавил: "Я без этой музыки не уеду".
На следующий день мы пришли к Полю Мориа в "Метрополь", принесли ноты, записи. А через два месяца во Франции вышла пластинк
"Dans les yeux d’Emilie". Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский
Никитин».
Запись «Под музыку Вивальди» словно навела ещё один творческий мост между Москвой и Парижем. Поль Мориа, вдохновлённый русско
песней, подарил ей новую жизнь, а советские слушатели получили возможность услышать её на одноимённом альбоме, вышедшем у нас
стране.
Поль Мориа завершил активную концертную деятельность в 1998 году. Он подарил миру многое, наполнив его красотой, и ушёл 3 ноябр
2006 года в возрасте 81 года. Душа Мориа осталась в его музыке — от природы гармоничной, профессионально отточенной, но при этом
отчаянно романтичной, неземной по настроению. Кажется, от неё исходит внутреннее сияние: именно это свойство мелодий от Мориа по
прежнему притягивает слушателей.
https://www.liveinternet.ru/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
26 марта 2025 года.
Свидетельство о публикации №225032600119