Заповедь Не противься злому и война
Иисус Христос не касался вопросов государственных и на вопрос о том, позволительно ли давать подать кесарю, ответил: „отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу „ (Мф 22:21). Во всем Новом Завете мы не найдем прямого ответа на вопрос : насколько применимы заповеди-призывы Христа :„Не противься злому“ и „Любите врагов ваших“ в тех случаях, когда речь идет не об отдельном человеке, а о целом обществе, народе, о его противлении ( или непротивлении) насилию и убийствам в войне.
Кажется, нет ничего более противоположного нравственности религии, чем война. Христос проповедует любовь к ближним – война делит ближних на своих и врагов; Христос заповедует ученикам «да будут все едино» (Ин. 17:21) – война разделяет человека с его единоверцами. Евангельское понимание отношений с людьми: «не делать другими того, что не желаешь себе» (Деян. 15:20)и т.д. при войне меняются до противоположных: «если не ты убьешь, то тебя», «кто сильнее, тот и прав» и т.д. Христиане не должны осуждать (Мф. 7:1) – осуждение и унижение врага на войне только приветствуется, а неосуждение воспринимается как предательство своей страны и ее интересов. Христиане призываются к сопереживанию и помощи даже чужим, врагам (Лк. 10:37, Мф. 5:44) — война предполагает ненависть и месть.Война делает людей черствыми к страданиям «не своих», возникают двойные стандарты по отношению к жертвам: на свои обращают пристальное внимание и ужасаются, чужие – игнорируют, а чаще – потешаются над ними и радуются убийствам,
В Новом Завете нет определенных суждений об отношении к войне.Но зато мы можем найти их в высказываниях Отцов и Учителей Церкви - и они поражают :
Святитель Афанасий Великий о "праведном насилии" : "Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей"
Иоанн Златоуст :«Если кто-нибудь убьет по воле Божией - УБИЙСТВО это ЛУЧШЕ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»
Ап. Павел прямо ассоциирует христианина с солдатом:
„Воин,благодаря таким своим качествам как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берётся как образ христианина: Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа“ (2Тим.;2:3). А провозглашенное Павлом „правило“ :„ каждый оставайся в том звании, в котором призван“ (1Кор.;7:20), давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам.
История христианства пестрит войнами, где священнослужители благословляют воинов на брань с земными врагами. А если посмотреть, как Новый Завет относится к воинскому служению, то можно дать ответ однозначный: военная служба как форма жизни человека ( а следовательно, и война) — нигде не осуждается. В Евангелии от Луки, например, говорится о сотнике, который просил Христа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы : «Сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк. 7. 9). И это прозвучало во всеуслышание перед иудеями в адрес военачальника римских оккупантов… Другой пример уважительного отношения к воину находим в Деяниях апостолов: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога“ (Деян. 10. 1-3). Ни первому, ни второму сотникам не сказано ни слова в осуждение их воинской службы и никто не требовал оставить её.
Позиция Русской Православной Церкви в отношении войны, благословляющей воинов на брань, послужила одной из причин публичного отречения от Православия Льва Николаевича Толстого.
Толстой, последовательно следуя учению Христа и главной, по его мнению, заповеди о непротивлении злу силой, утверждал, что всякая война сопряжена с убийством и насилием, а так как убийство и всякое иное противление злому силой воспрещено, то поэтому воспрещена всякая война, хотя бы оборонительная, вызванная беспричинным хищническим набегом другого народа.
Однако, говоря так, Толстой и последователи его учения забывали, что народ, на который совершается хищнический набег другого народа, состоит не только из взрослых людей, способных отразить нападение, но и из стариков, женщин и детей, нуждающихся в защите. Предположим, что все способные воевать взрослые люди такого народа были бы толстовцами. Желая по-своему исполнить заповеди Христа о любви к врагам и непротивлении злу, они должны были бы без всякого сопротивления отдать себя, своих стариков, жен и детей, свое и их достояние во власть врагов . Но, исполняя таким образом заповедь о любви к врагам, исполнят ли они заповедь о любви к тем ближайшим из всех ближних своих, к тем беззащитным членам своих семейств, которых, по заповеди Христа, они тоже должны любить и даже душу свою положить за них? Если они считают себя в праве самостоятельно распоряжаться своей жизнью и без сопротивления отдать ее , то спрашивается, какое право они имеют так же самовластно распоряжаться жизнью тех, которые ждут от них защиты? Кто дал им право приносить жизнь этих беззащитных в жертву своим убеждениям? Несомненно, что, поступая так, они не только нарушат заповедь о любви к этим беззащитным, но и примут еще на себя ответственность за то причиненное беззащитным зло, какое они могли бы отвратить. Следовательно, заповеди Христа они все-таки не исполнят, а злу дадут восторжествовать и тем окажут содействие водворению на земле не Царства Божия, а царства грубой силы, царства зла. Убивать врага хотя бы и на войне – грех, но предоставить врагу беспрепятственно убивать, порабощать беззащитных и неповинных – грех более тяжкий.
«ВСЕ, взявшие меч, мечом погибнут »( Мф 26:52). Эти слова произносит Иисус Христос , когда его приходят схватить и обречь на казнь, а один из учеников хватается за оружие и пытается защитить учителя от толпы.
Не ясно:"ВСЕ" - это и агрессор и защитник, поскольку меч используется и для защиты и для нападения?Имеет ли эта фраза буквальный смысл?
Возможно, смысл этих слов будет более понятен, если обратиться к ВЗ: " Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека" (Быт 9:6)? Т.е. ни один человек, убивший другого человека, у Бога не останется безнаказанным. Личность человека, сотворённого по образу и подобию Бога, -неприкосновенна. Только Бог , даровавший жизнь, может и отнять её.
А может, эти слова означают древний до-синайский принцип "кровь за кровь"?
Или это иная формулировка фразы из ВЗ: "Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит камень вверх, к тому он и возвратится " (Прит 26:27) , т.е. воздаяние неизбежно ожидает того, кто пытается принести вред другому?
Или это аллюзия на Ис.50:11 : "Вы все, кто разжигают огонь, КТО ВЗЯЛ МЕЧ, падите в огонь, который вы разожгли, и на меч,который вы взяли" ?
Но возможен и иной смысл этой фразы Христа о мече ( буквальном или духовном):
"Как же сбудутся Писания, что ТАК должно быть" (т.е. как же Он, не пойдя навстречу своей гибели, искупит мир?). Т.е. в Гефсиманском саду вовсе не решался вопрос о войне, об убийстве или защите жертвы, а Иусус просит вложить меч на место, т.к. иначе не исполнятся пророчества из Писания.
Абсолютность заповеди «Не противься злому» в этике, проповедуемой Иисусом, - кажущаяся. Христианская мораль – это мораль индивидуального спасения и полной подотчетности Богу и ответственности, задаваемой этими направляющими. Исполнение заповедей- это формальное требование для "спасения" .Заповедь «Не противься злому» представляет лишь одну сторону медали, на другой же начертано: «Мне отмщение, Аз воздам».
Свидетельство о публикации №225032601432