Заповедь Не противься злому и война

(Продолжение приложения 6 "Иисус Христос и Лев Толстой: "Не противься злому"   http://proza.ru/2025/02/21/1240 )

 
       Иисус Христос не касался вопросов государственных и на вопрос о том, позволительно ли давать подать кесарю, ответил: „отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу „ (Мф 22:21). Во всем Новом Завете мы не найдем прямого ответа на вопрос : насколько применимы заповеди-призывы Христа :„Не противься злому“ и „Любите врагов ваших“ в тех случаях, когда речь идет не об отдельном человеке, а о целом обществе, народе, о его противлении ( или непротивлении)  насилию и убийствам в войне.

    Кажется, нет ничего более противоположного нравственности религии, чем война. Христос проповедует любовь к ближним – война делит ближних на своих и врагов; Христос заповедует ученикам «да будут все едино» (Ин. 17:21) – война разделяет человека с его единоверцами. Евангельское понимание отношений с людьми: «не делать другими того, что не желаешь себе» (Деян. 15:20)и т.д. при  войне меняются до противоположных: «если не ты убьешь, то тебя», «кто сильнее, тот и прав» и т.д. Христиане не должны осуждать (Мф. 7:1) – осуждение и унижение врага на войне только приветствуется, а неосуждение воспринимается как предательство своей страны и ее интересов. Христиане призываются к сопереживанию и помощи даже чужим, врагам (Лк. 10:37, Мф. 5:44) — война предполагает ненависть и месть.Война делает людей черствыми к страданиям «не своих», возникают  двойные стандарты по отношению к жертвам: на свои обращают пристальное внимание и ужасаются, чужие – игнорируют, а чаще – потешаются над ними и радуются убийствам,

   В Новом Завете нет определенных суждений об отношении к войне.Но зато  мы можем найти их в  высказываниях Отцов и Учителей Церкви - и они поражают :
Святитель Афанасий Великий о "праведном насилии" :   "Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей"

Иоанн Златоуст :«Если кто-нибудь убьет по воле Божией - УБИЙСТВО это ЛУЧШЕ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»

Ап. Павел прямо ассоциирует христианина с солдатом:
„Воин,благодаря таким своим качествам как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берётся как образ христианина: Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа“ (2Тим.;2:3). А провозглашенное Павлом „правило“ :„ каждый оставайся в том звании, в котором призван“ (1Кор.;7:20), давало  возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам.

        История христианства пестрит войнами, где священнослужители благословляют воинов на брань с земными врагами.  А если посмотреть, как Новый Завет относится к воинскому служению, то  можно дать ответ однозначный: военная служба как форма жизни человека ( а следовательно, и война) — нигде  не осуждается.  В Евангелии от Луки, например, говорится о сотнике, который просил Христа  исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы : «Сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк. 7. 9). И это прозвучало во всеуслышание перед иудеями в адрес военачальника римских оккупантов… Другой пример уважительного отношения к воину  находим в Деяниях апостолов: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога“  (Деян. 10. 1-3). Ни первому, ни второму сотникам  не сказано ни слова в осуждение их воинской службы и никто не требовал оставить её.

       Позиция Русской Православной Церкви в отношении войны, благословляющей воинов на брань, послужила одной из причин публичного отречения от Православия   Льва Николаевича Толстого.
Толстой, последовательно следуя учению Христа и главной, по его мнению, заповеди о непротивлении злу силой, утверждал, что всякая война сопряжена с убийством и насилием, а так как убийство и всякое иное противление злому силой воспрещено, то поэтому воспрещена всякая война, хотя бы оборонительная, вызванная беспричинным хищническим набегом другого народа.

       Однако, говоря так, Толстой и последователи его учения  забывали, что народ, на который совершается хищнический набег другого народа, состоит не только из взрослых людей, способных отразить нападение, но и из стариков, женщин и детей, нуждающихся в защите. Предположим, что все способные воевать взрослые люди такого народа были бы толстовцами. Желая по-своему исполнить заповеди Христа о любви к врагам и непротивлении злу, они должны были бы без всякого сопротивления отдать себя, своих стариков, жен и детей, свое и их достояние во власть врагов . Но, исполняя таким образом заповедь о любви к врагам, исполнят ли они заповедь о любви к тем ближайшим из всех ближних своих, к тем беззащитным членам своих семейств, которых, по заповеди Христа, они тоже должны любить и даже душу свою положить за них? Если они считают себя в праве самостоятельно распоряжаться своей жизнью и без сопротивления отдать ее , то  спрашивается, какое право они имеют так же самовластно распоряжаться жизнью тех, которые ждут от них защиты? Кто дал им право приносить жизнь этих беззащитных в жертву своим убеждениям? Несомненно, что, поступая так, они не только нарушат заповедь о любви к этим беззащитным, но и примут еще на себя ответственность за то причиненное   беззащитным зло, какое они могли бы отвратить. Следовательно, заповеди Христа они все-таки не исполнят, а злу дадут восторжествовать и тем окажут содействие водворению на земле не Царства Божия, а царства грубой силы, царства зла. Убивать врага хотя бы и на войне – грех, но предоставить врагу беспрепятственно убивать, порабощать беззащитных и неповинных – грех более тяжкий.

    «ВСЕ, взявшие меч, мечом погибнут »( Мф 26:52). Эти слова произносит Иисус Христос , когда его приходят схватить и обречь на казнь, а один из учеников хватается за оружие и пытается защитить учителя от толпы.
Не ясно:"ВСЕ" - это и агрессор и защитник, поскольку меч используется и для защиты и для нападения?Имеет ли эта фраза буквальный смысл?

Возможно, смысл этих слов будет более понятен, если обратиться к ВЗ: " Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека" (Быт 9:6)? Т.е. ни один человек, убивший другого человека, у Бога не останется безнаказанным. Личность человека, сотворённого по образу и подобию Бога, -неприкосновенна. Только Бог , даровавший жизнь, может и отнять её.

А может, эти слова означают древний до-синайский принцип "кровь за кровь"?

Или это иная формулировка фразы из ВЗ: "Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит камень вверх, к тому он и возвратится " (Прит 26:27) , т.е. воздаяние неизбежно ожидает того, кто пытается принести вред другому?

Или это аллюзия на Ис.50:11 : "Вы все, кто разжигают огонь, КТО ВЗЯЛ МЕЧ, падите в огонь, который вы разожгли, и на меч,который вы взяли" ?

Но возможен и иной смысл этой фразы Христа о мече ( буквальном или духовном):

"Как же сбудутся Писания, что ТАК должно быть" (т.е. как же Он, не пойдя навстречу своей гибели, искупит мир?). Т.е. в Гефсиманском саду вовсе не решался вопрос о войне, об убийстве или защите жертвы, а Иусус просит вложить меч на место, т.к. иначе не исполнятся пророчества из Писания.

   Абсолютность заповеди «Не противься злому» в этике, проповедуемой Иисусом, - кажущаяся. Христианская мораль – это мораль индивидуального спасения и полной подотчетности Богу и ответственности, задаваемой этими направляющими. Исполнение заповедей- это формальное требование для "спасения" .Заповедь «Не противься злому» представляет лишь одну сторону медали, на другой же начертано: «Мне отмщение, Аз воздам».


Рецензии
Хорошая подборка тезисов.. Довольно стандартные умозаключения.. Мое мнение, уважаемый Игорь, заключается в том, что учение Иисуса не может пониматься рационально. Евангелие безумно. И следующий за Христом, в определенном смысле, тоже безумец. Другое дело, что христианство, став государственной религией, безумие христианства постоянно пытается смягчить. Выпячиваются святые, которые наиболее удобны в своих подвигах. Например сегодня нам активно проповедуется культ святых воинов. Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Среди подвигов этих людей, для паствы на первое место выпячиваются их героические поступки против врагов отечества. Про личное христианство этих святых говорится очень мало. А нередко, то что говориться, является банальными штампами и домыслами. Попробуйте сегодня проповедовать о святости благоверных Бориса и Глеба - закидают тухлыми помидорами)) Пацифизм Толстого, стал нарицательным и негативным в русской религиозной мысли. Сотни мыслителей критикуют его и приводят свои аргументы. При этом игнорируется факт того, что Толстой видел войну не по наслышке. Его же критики, морща лоб рассуждают об ошибках Льва Николаевича. Это мне напоминает болтовню сторонников смертной казни, которые никогда не то что сами не убивали, но и рядом с убийством никогда не находились. Увы - увы, в духовных вопросах, как впрочем и во многих других, теории далекие от практики оказываются пустым звуком.
Еще несколько слов о безумии христианства. Одним из примеров такого безумия является смерть святой Софии и ее дочерей. Мать сохраняет верность Иисусу, несмотря на то, что от ее решения зависит жизнь ее детей. То есть этой женщине говорят - хватит придуряться! Принеси жертву идолам и иди верь в кого хочешь! Она выбирает другое. От ее выбора совершается казнь ее детей. После этого от невыносимого горя умирает и она сама. Церковь почитает ее святой. Теперь вы можете в новом свете увидеть ответ на свой вопрос о защите детей. Я отказываюсь от убийства и моих детей убивает враг. Скорее всего я тоже умру от горя, глядя на трупы своих детей. Вот это и есть христианство. Это христианство безумно для нормального человека. Для кого то оно не просто безумно, но еще и безнравственно. Пусть так.. Но ваш тезис - "предоставить врагу беспрепятственно убивать, порабощать беззащитных и неповинных – грех более тяжкий" - более чем понятен с человеческой точки зрения. Но так ли он противен Евангелию? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе Иисуса, который оказался в такой ситуации. Так вот я спрашиваю вас - стал бы Иисус убивать врагов, которые угрожают старикам и детям находящимся рядом с Ним? Для меня ответ очевиден - Иисус не убийца. Более того, скажет ли Иисус своим ученикам - возьмите меч и идите убивать тех, кто пришел к вам с мечом? Вопросы риторические..
Увы - увы, никто не хочет быть сумасшедшим. Не хочу быть сумасшедшим и я. Но я точно знаю, что если мой выбор это следование за Христом, то мне придется выбрать безумие Иисуса, а не прагматичную логику нормальных людей..


Алекс Разумов   24.05.2025 22:19     Заявить о нарушении