Память о школе

Память о школе: от величия к забвению

В середине прошлого века Вадья пережила знаменательное событие – появление в деревне Топоровской не одной, а сразу двух новых школ! Местные жители с гордостью называли их «большой» и «маленькой», подчеркивая разницу в размерах. Наконец-то дети перестали ютиться в тесных, неудобных помещениях. Здания, ещё не обшитые вагонкой, с торчащей паклей между бревен и раскисшей землёй вокруг, уже принимали учеников. Из труб поднимались клубы дыма – символ начала нового этапа в жизни.

Маленькая школа была разделена на две половины: западная часть вмещала три начальных класса в одном помещении, а восточная – четвёртый класс, своего рода переходное звено к «взрослой» школе. В начальной школе все помнят массивные парты, которые невозможно было перетащить по классу, шкаф с игрушками от кукольного театра и вечную борьбу за любимого кота. Перемены были особенными – учительница кипятила чай на плите, и аромат подгоревшего сахара, упавшего на раскалённую плиту,  заполнял воздух.

Четвёртый класс был чем-то вроде «острова», отличающегося от остального мира. В большой школе располагались классы с пятого по восьмой. Здание было разделено вдоль на две половины: одна половина – классы, другая – широкий коридор. В западной части коридора находилась учительская – «святая святых» храма знаний, а в восточной – привилегированное место восьмого класса. До того, как учеников стали гонять из кабинета в кабинет, каждый класс имел своё «родное» помещение.

В коридоре проходили линейки и новогодние ёлки. Все помнят подарки от профсоюза с мандаринами, которые иногда были подгнившими, но всегда радовали. Между школами простирался просторный двор, куда весной привозили дрова для отопления. Звуки пил, колунов и падающих поленьев наполняли воздух. Все участвовали в этом важном деле. С южной стороны большой школы высаживали деревья, под сенью которых потом играли в прятки. Это были лучшие годы, которые мы почему-то не ценили.

Через дорогу от школ был интернат, в котором жили школьники из отдаленных деревень: Зеленой, Дора и Березников. Интернат делился на две части: в западной части жили мальчики, а в восточной — девочки. В конце 80-х там оборудовали мастерскую и спортзал.

Качество советского образования не зависело от желания или нежелания учиться. Что-то да «на корку» запишут! Многие шалуны благодаря этому превратились в достойных людей.

Не будем называть имена учителей – их было так много, что невозможно всех вспомнить. Каждый из них по-своему нес знания и пользу, за что им огромная благодарность. О каждом нужно писать отдельную историю.

Начало 90-х годов, развал СССР, стали началом конца для многого, в том числе и для школы. Большую школу разделили на стайки: в нее перенесли начальные классы, западную часть маленькой школы отдали под жилье, а восточную использовали для столовой. Бесконечные «оптимизации» привели к закрытию школы. А как может существовать деревня без школы? Ведь даже в царские времена была приходская школа!

Сегодня здания школ стоят полузаброшенными. Вроде бы всё было совсем недавно, а уже история.
       
Автор: Тюкачев Иван Григорьевич


Рецензии