Обращение к папе. Первая часть
- Почему ты боишься, что он может тебя проигнорировать?
- Из-за его личных особенностей. Это как раз то, из-за чего мы перестали общаться. Но нам необходимо всё выяснить.
- Понимаю. А о чём ты хочешь с ним поговорить? О своей ситуации?
- Да, о моей ситуации. И ещё мне нужно задать ему очень важные вопросы. У меня в руках есть ключ, только непонятно, какую дверь он открывает. Я хочу, чтобы мы вместе нашли эту дверь.
- Я понимаю, о чём ты говоришь. Обязательно расскажи свою историю. Она очень интересна и очень важна. Сейчас многие люди находятся в похожей ситуации, и твоя история им очень поможет. Вот увидишь, твой рассказ изменит мир к лучшему. В нём есть нечто настолько ценное, что он сделает богаче всех, кто прочитает его. По-настоящему богаче. Это не метафора.
- Главное, чтобы не начались эти разговоры о том, что ничего не поделаешь и ничего нельзя изменить.
- А вот здесь всё очень интересно! У нас сейчас уникальная ситуация, но пока ещё далеко не все люди успели осознать это. Или они просто ещё не знают о том, что известно нам с тобой. Например, о методах радикального омоложения, которые сейчас разрабатываются. О том, что делают Синъя Яманака, Обри ди Грей и другие исследователи. Какие-то методы уже есть, их становится всё больше. Теперь на самом деле можно вернуться назад и всё изменить. Тем более, если речь идёт о возвращении на 15-20 лет назад.
- Да, если бы мы вернулись на 15 лет назад, этого было бы достаточно.
- Мы можем вернуться. Папа не сможет тебя проигнорировать. Он ответит на все твои вопросы и поддержит тебя. Именно так, как тебе нужно. Если надо будет, найдёт летающую тарелку. Он твой папа. А у всех пап есть обязательства перед детьми. Этого ничто не изменит.
- Хорошо. Я расскажу свою историю. Только начало будет не очень интересным, самое интересное будет дальше. И ещё надо подобрать название. Я хотела назвать свой рассказ «Обращение к папе». Но это ведь просто рассказ, а не обращение.
- Назови его пока так, как тебе будет удобно. Потом название можно будет поменять. Сам твой рассказ гораздо важнее. Пожалуйста, помни, что мы все тебя поддерживаем.
Начало.
Было время, когда мы с папой совершенно нормально общались. До моих 5 лет. Только он с нами не жил, а приезжал иногда к нам домой. Как часто, я даже и не помню, я была тогда ещё слишком маленькой. Мне было известно, что мой папа - капитан второго ранга на подводной лодке. Однажды он даже привёз мне капитанскую фуражку в подарок. Белую, с чёрным козырьком и с золотыми цепочками.
У меня осталось совсем мало воспоминаний о том времени. Помню, как мы с папой однажды вечером ехали на автобусе мимо магазина, и он сказал, что хочет туда зайти посмотреть себе свитер. Или как мы у нас дома пили чай из чашек с розочками.
Тогда у меня в жизни была опора, было ощущение, что всё было хорошо, у меня есть папа. Он хороший и добрый. И с ним очень интересно.
А потом вдруг папа куда-то пропал! И мне ничего не объяснили. При этом я знала, что он где-то есть, но не знала, где именно и когда вернётся.
Позже я узнала о папе необыкновенные вещи. Например, то, что в детстве он вместе с родителями жил в Иране, там родилась его сестра (моя тётя).
Но тогда я не знала о папе практически ничего. Я была маленькой девочкой. И он вдруг куда-то пропал, куда-то уехал. С тех пор я стала его ждать. Мне было 5 лет. Шёл 1988 год.
Я жила с мамой, бабушкой и тётей в трёхкомнатной квартире. У нас с мамой была одна комната на двоих - средняя. В большой жила бабушка, а тётя в маленькой.
В том же году мама ездила в горы кататься на лыжах и привезла замечательный плед - оранжевый по краям, а в середине три тигра на сером фоне. Этот плед мы повесили на стену над моим диваном. У мамы диван был зелёный с тёмно-зелёным пледом. Это был наш мир.
Осенью я пошла в изостудию. У меня был талант к рисованию. Очень скоро я начала рисовать красками настоящие картины, ими восхищались все наши знакомые. Я уже считала себя настоящей художницей. Даже гордилась этим - я ещё не хожу в школу, а у меня уже есть профессия!
Помню, как Дима, сын маминой подруги Надежды, подарил мне открытку и написал, что желает мне стать хорошей художницей. Он был старше меня на год и уже умел писать. Я этого пока не умела.
Больше всего я любила рисовать лошадей. Они меня очень интересовали тогда. Той осенью я стала собирать коллекцию маленьких игрушечных лошадок - они тогда повсюду продавались.
Я жила в мире сказок. Сочиняла невероятные истории. Мы с бабушкой часто ходили в детскую библиотеку рядом с домом и брали новые книжки. Особенно я любила сказку про Конька-Горбунка. И много раз его рисовала.
А ещё мы ездили в магазин для художников. Это было какое-то чудо! Мы постоянно привозили оттуда что-то интересное. Но особенно мне нравилось ходить по магазину и всё там рассматривать.
Рядом был огромный парк, где в тени деревьев пряталась маленькая площадка с аттракционами. Был там и мой самый любимый аттракцион - олени, которые ездили по кругу. Мне очень нравилось туда приходить.
А ещё мы с мамой любили гулять в Заречье. Там были яблоневые сады, поля, а ещё дальше лес и пруд. Иногда мы сидели под деревьями на одеяле. Брали с собой сладкий чай. Когда мы возвращались домой, повторяли «с каждым шагом мы всё ближе к дому».
К нам часто приходили гости. Родственники, друзья, старые знакомые из других городов. Мы тоже ходили в гости. Часто звонил телефон - тёмно-зелёный аппарат с диском и длинным проводом.
Мы с мамой постоянно ходили в театр и на выставки. У меня была Театральная Корова - маленькая резиновая игрушка. Она была в длинном платье и с букетом цветов, как будто бы на самом деле собралась в театр.
У меня было много разных игрушек. Было два конструктора - металлический и пластмассовый. Пластмассовый я обожала, а металлический был какой-то сложный. Обычно у меня ничего не получалось из него собрать.
Была коричневая плюшевая собака Каро. Был Чебурашка. Ещё была подушка Полина - солнце с глазами, носиком и ротиком. Было много игрушечных зверюшек. Были куклы и игрушечная посуда. И была кукла Танечка, чем-то похожая на мою маму.
И был заводной луноход! Однажды вечером мы с мамой собирались спать, и тут он внезапно завёлся в коробке. Мы не могли понять, что это за звук. А потом вдруг догадались, что это луноход.
Мы с тётей иногда пекли плюшки. И ещё мы с ней ездили в центр города. Смотрели, как на улице продают картины и маленькие расписные фигурки. Что-то из этого мы несколько раз даже покупали.
Только была у меня в жизни одна заметная неприятность. Дело в том, что меня совершенно не устраивало моё имя. Меня почему-то назвали Екатериной, а это имя мне совсем не подходило. Мне очень не нравилось, когда меня называли Катей. И я понимала, что для меня это очень серьёзно. Я не Катя и не могу стать Катей.
На это мне говорили «ничего, будешь получать паспорт, поменяешь имя». Но всё равно продолжали называть Катей. Я очень хотела, чтобы меня называли по-другому, но не могла выбрать какое-то конкретное имя. Хотя это было бесполезно. Как-то я попросила называть меня Машей - не стали. К моей просьбе не отнеслись серьёзно.
Я не понимала, почему я не могу сама выбрать себе имя. Почему кто-то решает, как я должна себя называть?
Но в целом моя жизнь была нормальной. И на эту неприятность я обращала не очень много внимания.
Когда папа вдруг надолго пропал, я поначалу восприняла это как должное. Когда меня спрашивали о папе, я отвечала: «Мой папа далеко живёт». Видимо, мне так сказали дома. Я привыкла относиться к этому именно так - он куда-то уехал, но в любой момент может вернуться. Я знала, что мой папа - человек необычный, и у него необычная работа.
Но папа всё не возвращался, и со мной об этом не говорили. Я продолжала жить как прежде. И при этом всё время помнила, что папа где-то есть и однажды обязательно вернётся. Почему-то я была в этом уверена.
***
Тем временем, наша жизнь менялась. Шла перестройка. По телевизору показывали съезд народных депутатов, передачу «600 секунд» (я её обожала и не ложилась спать, пока её не посмотрю). Было ещё много разных новых передач. И ещё итальянский сериал «Спрут» - про мафию. Его я тоже смотрела. Мы его обсуждали в изостудии.
В 1990 году я пошла в школу. И сразу стала учиться очень хорошо. Учительницей была наша соседка Тамара Николаевна. У меня появилась лучшая подруга Света - она жила в квартире напротив. Мы вместе ходили в школу и из школы.
Тамара Николаевна говорила, что я так хорошо учусь, потому что уже давно играю в школу со своими зверюшками. Я и правда очень любила играть в школу. Даже сама писала для своих игрушек маленькие учебники.
Мои занятия рисованием продолжались. Я рисовала всё лучше и лучше. Мастерства мне всё ещё не хватало, но мои рисунки были очень живыми. Наверное, я уже могла нарисовать настоящий мультфильм о зверюшках. И даже могла бы придумать историю.
Первый рассказ я написала в 8 лет. Это было летом 1991 года. После этого я стала регулярно что-то писать. Делала книжки самостоятельно - сшивала листы, переписывала от руки текст, рисовала обложки и иллюстрации. И я привыкла считать, что у меня есть литературные способности. Об этом говорили взрослые, которым я показывала свои сочинения.
Но написать что-то настоящее я ещё не могла. Это были истории из моего собственного мира, непонятного окружающим. Я почти ничего не знала о жизни.
В это время было очень распространено увлечение мистикой, НЛО, аномальными явлениями. Появилось множество книг и передач на эту тему. Меня это всё тоже очень сильно интересовало. Это создавало какую-то необыкновенную атмосферу. Казалось, что в любой момент можно столкнуться с аномальным явлением. Особенно ночью.
В одной из таких книг я впервые прочла о Шамбале. Узнала о том, что существует такая легенда. И ещё там были описания контактов с внеземными цивилизациями, причём описывалось всё это очень правдоподобно. Было ощущение, что где-то совсем рядом есть абсолютно другой мир, с которым можно войти в контакт и даже туда переселиться.
Несколько раз к нам в гости приходила Светлана Петровна - экстрасенс. Она рассказывала очень интересные вещи. О прошлых жизнях, об астрале, что-то эзотерическое. При этом она производила впечатление человека очень умного и серьёзного. Полностью благополучного. Я стала и этот факт воспринимать как должное - в мире есть экстрасенсы, и это совершенно нормальные серьёзные люди, просто работа у них необычная.
Мои занятия рисованием продолжались. Но в 1992 году я перестала ходить в изостудию. Считалось, что я её переросла и больше ничему не смогу там научиться. Я продолжила рисовать дома.
Тогда в нашу жизнь стремительно входил капитализм. Я тоже воспринимала это как должное. Хоть и не понимала толком, что это всё значит.
И ещё в нашу жизнь входила американская культура. Она мне очень нравилась, казалась родной и близкой (на самом деле казалась). Хотя у меня было мало возможностей к ней прикоснуться. Кино, передачи, книги, журналы, где-то случайно услышанная музыка. Вещи в магазинах. Магнитофона у нас не было, музыку я в основном слышала по телевизору. Или в гостях.
Нравилась мне и азиатская культура, но возможности к ней прикоснуться было ещё меньше. Очень редкие азиатские фильмы по телевизору, картины и книги - вот и всё, что было. О Японии часто говорили как о каком-то технологическом рае. Но это тоже было что-то загадочное. И японских мультфильмов мы тогда ещё видели очень мало.
Ещё в 1990 году по телевизору начали показывать диснеевские мультфильмы. Они шли в воскресенье вечером, как небольшое утешение перед возвращением в школу после выходных. Однажды вечером мы ходили в кино на фильм «Терминатор». Это было совершенно эпическое зрелище, один из тех вечеров, которые запоминаются на всю жизнь.
Позже мы с подругой увлеклись куклами Барби. Это было уже в 1992 году. Мы просто обожали на них смотреть в магазинах. И всё, что было связано с Барби, приводило нас в восторг - реклама по телевизору или канцелярские товары с изображением Барби.
Свои куклы у нас тоже появились, но более дешёвые. У Светы Вероника, а у меня Венди. Настоящие Барби у нас тоже позже появились, но только в 1994 году. Мы в них долго играли. Мне особенно нравилось то, что для них можно было шить и вязать взрослую одежду.
Но куклу Танечку я тоже по-прежнему очень любила.
Иногда зимой мы ездили в лес кататься на лыжах в компании знакомых. Три лета подряд снимали дачу. Это было с 1990 по 1992 год. Мы жили там с бабушкой, её подругой Анной Павловной и её внучкой Аней.
Почему-то именно на даче всегда было много разговоров об НЛО и других сверхъестественных вещах. Я часто думала о том, хочу ли я на самом деле увидеть нечто такое. И мне всё чаще начинало казаться, что я этого на самом деле хочу. Потому что это может принести с собой какие-то положительные изменения. Откроются новые возможности, и весь окружающий мир изменится. Изменится к лучшему.
В 1992 году мы со Светой перешли в новую школу. Она была дальше от дома, нужно было ездить туда на автобусе. Когда мы впервые оказались в ней - здание было только что построено - мы почему-то решили, что здесь должно будет произойти что-то необычное. Какое-то аномальное явление. Было у нас такое чувство, когда мы ходили по первому этажу этого нового здания. Но мы знали, что эта школа лучше предыдущей, и она нам нравилась. И нас в неё с радостью приняли, потому что мы были отличницами.
И ещё тогда же, в 9 лет, я попробовала петь, и мне понравился мой голос. Я решила, что могу стать певицей. Вот только музыкой я не занималась, мне никогда не предлагали пойти в музыкальную школу. Видимо, из-за того, что я уже занималась рисованием. Или у нас просто негде было поставить пианино.
Осенью моя тётя Оля переехала в новую квартиру. У меня появилась своя комната, постепенно я туда переселилась.
В следующем году я часто бывала в гостях у тёти - приезжала иногда на все выходные. Мы покупали шоколад и смотрели кабельное телевидение. Ходили в маленькие коммерческие магазины и на рынок - «толкучку». Мне очень нравилось туда ходить, в основном из-за того, что там часто можно было увидеть кукол Барби - самых разных.
Помню, как однажды вечером мы смотрели какой-то фантастический фильм по телевизору, и я услышала голос переводчика «2019 год, ноябрь», это было время действия. Фраза врезалась мне в память. Почему-то я часто её вспоминала.
3 октября 1993 года я тоже была в гостях у тёти. Вечером бабушка приехала за мной. Мы ехали в автобусе домой и там были разговоры о том, что в центре города творится что-то невообразимое. А вечером мы дома смотрели телевизор. Показали фильм-катастрофу про самолёт. Я потом хотела его увидеть ещё раз, но так и не смогла найти. Помню, что он был очень интересный.
На следующий день мы все эти события обсуждали в школе. На музыке нам дали задание - написать о своих чувствах и мыслях по поводу того, что произошло вчера. Я написала что-то эмоциональное. О том, что все эти политики психи, если творят такое. Учительница даже это прокомментировала. Мол, я слишком резко выразилась. Помню её слова «я понимаю, что это тоже мнение, но…» (дальше я не помню).
Кстати, мне тогда не было страшно. Это было что-то далёкое от моего привычного мира. Несмотря на то, что я всё же интересовалась политикой (и вообще мы все ею интересовались).
Тогда же, 1993 году, у мамы появился друг - дядя Серёжа. Они с мамой вместе работали. Он часто приезжал к нам в гости. И в выходные, и на неделе. Мы часто ходили гулять втроём, ездили в гости или в театр.
У нас с дядей Серёжей были хорошие отношения. И мне даже иногда казалось, что он заменяет мне папу. Но настоящим папой он так и не стал. Он был скорее как друг семьи.
В те годы я не могла думать о некоторых вещах. Моё детское сознание их не вмещало. Я только что-то чувствовала и могла обдумывать краешком сознания. Но всё это было настолько трудно, что я предпочитала поскорее переключиться на что-то более понятное и привычное. Из моего собственного, детского, мира. Где были яркие краски, простые задачи и мечты о прекрасном будущем.
***
Мне хочется написать о том, что меня действительно тогда беспокоило. И написать как можно подробнее. Потому что это на самом деле было невероятно важно.
С каждым годом я обращала всё больше внимания на то, что мы с мамой и бабушкой живём как-то чересчур скромно. Почти все наши знакомые и родственники жили лучше нас. В нашем окружении было как минимум две состоятельные семьи. У моего дяди (маминого двоюродного брата) были знакомые из мира искусства. Он потом вступил в союз писателей и даже был там в президиуме. Вокруг всё время были какие-то возможности, но по-настоящему воспользоваться ими почему-то не получалось.
Часто приходилось слышать истории о талантливых детях, которые достигали успеха с самых юных лет. Им в этом помогали родители. Вся жизнь ребёнка в этом случае выстраивалась вокруг развития его главного таланта. Мне тоже хотелось, чтобы моя жизнь строилась вокруг рисования. Рисование не было моим хобби, оно было работой. Ещё в изостудии я привыкла считать, что я художница. А не просто девочка, которая увлекается рисованием.
К 10-11 годам я рисовала почти как профессиональная художница. Это на самом деле было так! Навыков мне по-прежнему не хватало, но мои работы уже тогда могли представлять какой-то интерес. Особенно лошади, которых я рисовала. Это было похоже на настоящие мультфильмы. Мне и хотелось их рисовать.
Но моя жизнь строилась вокруг школы. Рисованием предлагалось заниматься в свободное время, а его становилось всё меньше (я училась на пятёрки и делала все уроки, иначе было просто нельзя). Уже тогда у меня начали появляться мысли о том, что с системой образования что-то сильно не так.
Мне казалось, что мой талант слишком уж недооценивают. Но недооценивают как-то странно. Отмечают, что он есть, однако не помогают мне как можно скорее сделать из этого настоящую профессию. Я этого не понимала. Ведь если я буду усиленно заниматься рисованием, и меня будут продвигать, я смогу очень скоро стать настоящей профессиональной художницей. А пятёрки в школе - это просто пятёрки в школе. Школу бросать я не собиралась, мне просто нужно было профессиональное признание. И как можно скорее. Мне хотелось начать делать что-то настоящее - рисовать иллюстрации для книг или мультфильмы. Хотелось целенаправленно учиться именно этому. Но только прямо сейчас, а не после школы. И в этом мне необходима была помощь взрослых. Тогда моя жизнь стала бы нормальной. Благополучной.
А мы на самом деле жили чересчур скромно.
У меня было много игрушек, проблем с одеждой вроде бы не было, особенно у мамы, но и у меня тоже. Мама очень хорошо вязала, бабушка шила. Иногда нам отдавали какие-то вещи - в основном для меня. Даже телевизоры нам отдавали, я помню, что они у нас тогда часто менялись.
И ещё мы три лета подряд ( в 1993, 1994 и 1995) ездили на дачу к бабушкиной бывшей однокурснице Валентине Алексеевне. Её семья как раз и была одной из тех двух состоятельных семей в нашем окружении.
При этом нам очень многого не хватало. Не было фотоаппарата, магнитофона, видеомагнитофона. Телевизоры были чёрно-белые. А о путешествиях не могло быть и речи. Мы ездили только на дачу. И то она была чужой (и ездили мы обычно туда на общественном транспорте, что было очень неудобно). Нормального ремонта в нашей квартире тоже никогда не было.
Но меня всё это даже не очень расстраивало тогда. Было ощущение, что всё ещё впереди. К тому же какими-то вещами можно было воспользоваться в гостях. И в целом было ощущение, что вокруг много добрых друзей, которые нам помогают.
Это было ещё то самое советское товарищество, дружба семьями. И даже никакой капитализм не был бы страшен, если бы эта система взаимопомощи нормально работала.
И только уход папы был чем-то очень странным. Настолько странным, что он никак не вписывался в ту картину мира. Поэтому я не могла о нём думать. Не могла вместить его в своём сознании. (Если мой папа хороший и добрый, он любит меня, то как он мог пропасть?)
При этом я уже начинала осознавать, что возможность нормально жить напрямую зависит от того, кто мои родители и насколько хорошо они обо мне заботятся. Вся окружающая меня действительность говорила об этом. Существует некая граница благополучия - нижняя граница.
Эта граница включает в себя конкретные вещи. Относительно просторную квартиру с хорошим ремонтом. Определённый набор современной качественной техники. Приличную одежду на все случаи жизни. Путешествия в относительно комфортных условиях. И ещё возможность оплатить образование. И медицинские услуги в частных клиниках. Сюда же можно добавить машину или возможность позволить себе такси на дальние расстояния.
Мы до этой границы очень сильно не дотягивали. И даже то, что у нас было, держалось преимущественно на старых советских связях, большая часть которых происходила ещё из времён бабушкиной молодости.
Но в общем и целом моя жизнь тогда была действительно нормальной. Она была полна событий - чаще всего приятных. Самым важным событием было окончание учебного года и поездка на дачу. Были походы в театр и в цирк, покупка игрушек и подарки на праздники, интересные фильмы и передачи по телевизору. Рисование под телевизор. Игры с подругами, интересные разговоры, шитьё одежды для Барби, вязание. Книги и журналы. И катание на лошади! Это было моё любимое развлечение.
У мамы в комнате был маленький чёрно-белый телевизор «Юность». Он появился там, когда я ещё жила в этой комнате вместе с мамой. Мы смотрели по нему новые передачи, фильмы, сериалы, интервью голливудских актёров. Он был как окно в большой мир.
В мае 1994 года мы ездили в дельфинарий. А в августе на выставку динозавров в парке Сокольники.
Жизнь казалась интересной и наполненной красками. Где-то рядом был благополучие, а впереди будущее, которое обязательно должно было стать прекрасным.
Свидетельство о публикации №225032601647