Джемма. Не печалясь

Джемму Халид я впервые услышал где-то в начале девяностых. В куче кассет, приобретавшихся мной на многочисленных музыкальных развалах, оказалась одна с записью её песни. Впрочем, возможно, что сейчас я ошибаюсь, и услышать её мог, например, по радио. Но в данном случае это неважно.

Речь идет о песне «Не печалясь».
В интернете можно найти ролик с этой записью и, кому интересно, послушать.

Несколько слов об авторах. Сейчас и на концертах, и в ротации на радио, не принято указывать авторов произведений. Прошли те правильные, в этом смысле, времена, когда конферансье, четко выговаривая слова, объявлял (ла) фамилии композитора и автора текста песни.

А мне всегда было интересно узнать, кто же является её создателем. Так вот, песню «Не печалясь» написали два наших выдающихся классика этого жанра. Автор текста - Леонид Петрович Дербенёв, поэт-песенник, рядом с которым поставить можно немногих.

Музыку сделал Игорь Матета, композитор из числа тех, кого я особенно ценю. Я умышленно употребил слово «сделал», а не «написал», потому что такая музыка именно «делается» в мастерской композитора. А сам он, композитор, как представляется мне, весь в стружках и опилках, с инструментом в руках, выпиливает и шлифует материал.

В итоге, простенькая, развлекательная, казалось бы, песенка, если слушать не бездумно, несет в себе довольно глубокие смыслы. Она заставляет задуматься о судьбе, о случайности в ней, о смысле жизни. Как сказали бы философы, случайность есть осознанная необходимость. В этой песне есть всё, что должно в ней быть. Продуманный сюжет, безупречная реализация текста, тщательная работа с рифмой. Это отличительная черта Леонида Петровича. И, конечно, хуковый припев, который начинается со строчки:

-И не печалясь я жила бы, не печалясь...

Несколько слов об аранжировке. Игорь Матета относится к числу тех настоящих композиторов, которые сами могут выполнить аранжированную работу. Рискну предположить, что в данном случае аранжировку Игорь проработал сам. Аранжировка очень важна для этого жанра. С первого такта, с первых звуков мы, не услышав еще основную мелодию, по аранжировочным фишкам, примочкам сразу узнаем ту или иную песню.

А эта песня, она иногда фигурирует и под другим названием - «Не разминулись», что более точно отражает её содержание. Тем не менее, название «Не печалясь» сразу же создает интригу, когда слушатель настраивается, что певица расскажет о своей беспечальной жизни. Однако в данном случае всё наоборот. Литературный герой, точнее, героиня, от имени которой певица рассказывает историю, горестно сетует о том, что, дескать, если бы не встретила его, то жила бы не печалясь. И это тоже элемент фирменного стиля Леонида Петровича, умеющего внести интригу в текст.

И в этом клипе, во всём, что там сделано - сама Джемма. Ее фантастический, насыщенный обертонами голос я уже с тех пор не мог забыть. И она, такая лапочка, в беленьком берете, танцует, исполняя эту песню.

«Не печалясь», как я думаю, это классическая поп-песня, которую и можно назвать «танцевалкой». Четкий ритм, не изменяющийся от начала до конца бит, качественная перкуссия, точные аранжировочные решения. На мой взгляд, именно эту песню следует рассматривать в качестве эталона, образца жанра. Некоторым современным гундосым «певцам» и невнятно мямлющим «певицам», я думаю, надо бы поучиться на этом примере. Да ладно, у них своя траектория жизни, свои представления о том, что хорошо, что плохо.

Слава богу, я не являюсь литературоведом и музыкальным критиком, который кому-то чем-то обязан, поэтому могу в своих записках излагать собственные соображения.

Позднее, уже в Америке, для Джеммы первоначальная аранжировка была переработана, и она в новом прочтении исполнила этот трек. Получился именно трек, а не песня.

Сделан клип, где она в коротеньких шортах, красивая такая, мчится сквозь уличную суету. Не знаю, как называется этот жанр, в который перескочил материал. Возможно, это техно. Всё звучит очень современно, но смыслы, как мне показалось, почти исчезли. Впрочем, это и есть суть современных тенденций в музыке.

Как-то так. Кому интересно — читайте. Остальные проходите мимо, потому что о вкусах не спорят. То, что сделали тогда, в начале девяностых, Джемма Халид, Леонид Дербенёв и Игорь Матета, я думаю, является эталоном высокого вкуса.

2024


Рецензии