Княжеская теология первопрестольной

Всегда, рассказывая детям, ученикам или студентам истории, я всегда стараюсь сделать их занимательными. И вот одну такую историю я очень люблю. И эта история оказалась связана с моими периодическими походами в министерство по работе. Одна из них произошла в те дни, когда Москву вновь накрыло снегом. По заснеженной улице я шел и размышлял не о том, что я должен сделать, а о том, по каким местам идет мой путь.

Эта история особая. Она касается князя Даниила Московского. Этот князь для нашей страны во многом легендарный. Сын Александра Невского, он в 1271 году получил, пожалуй, самый маленький удел в истории России. Даниилу было всего 2 года, но уже тогда он потерял отца и остался на попечении родни. Если верить Тверской грамоте 1408 года, воспитанием князя занимался князь Ярослав Ярославич Тверской. По трагическому несчастью, в будущем именно тверские князья станут главными противниками московских князей в деле объединения Руси, но это только будет.

Княжество Московское занимало на тот момент территорию не сильно большую, чем современная Москва и ближайшее Подмосковье. Вряд ли кто-то мог тогда подумать, что из этого маленького княжества сможет развиться такая огромная держава. И вот в ее главе и встал маленький князь.

Даниил Московский стал строителем Москвы после разорительного нашествия Батыя и его орд. Это было тяжелое время. И во многом время выбора политического будущего. Но для великого будущего нужно было чем-то поступиться и выбрать стратегию поведения с захватчиками. Даниилу Московскому пришлось, как и всем князьям своего времени, пойти на существенные уступки и исправно платить дань хану. Так и продолжалось все его правление.

В те времена исправность уплаты дани могла гарантировать сохранность жизни князя и его народа. Так и случилось с Московским княжеством. Князь не навлекал беды на народ, платил дань, периодически участвуя в княжеских междоусобицах особенно в авантюрах своих старших братьев, боровшихся за Владимир и Новгород. Но Даниил был младшим и вряд ли собирался претендовать на большее. Он сделал гораздо более важное дело - князь никогда не привлекал к себе должного внимания. Только однажды в 1293 году «Дюденева рать» разорила Москву и уничтожила ее до основания. Такова была плата Даниила за участие в борьбе против ордынцев и других русских князей. Но в этом была и отличительная черта князей московских – они всегда боролись против захватчиков. Но в целом же Даниил понимал, что это борьба будет длительной и суровой. Поэтому последнее десятилетие своего правление он провел очень тихо. Это была сознательная политика, которую можно охарактеризовать как «тишина во имя будущего».

И эта тишина сопровождалась грамотным храмостроительством в столице своей земли. Отличительным элементом этого строительства стали Богоявленский монастырь и Спасопреображенская церковь, снесенная большевиками в 1933 году.

Но строил он не только в городе. Важнейший монастырь он построил далеко от Кремля, по южной дороге в сторону Серпухова. Здесь среди дремучих лесов, полей и на берегу Москвы-реки, где тогда часто удили рыбу, он возвел Даниловский монастырь. Это место ныне незаметно. Его окружают новостройки, отели, торговые центры. Здесь нет толп туристов. Нет и огромного количества зевак. Но в этой тиши, скрытой от глаз за большим зданием Московского монетного двора, скрывается главная обитель Русской Церкви.

В последний раз я был около ее ворот в день, когда патриарх Кирилл провел очередное заседание Священного Синода на прошлой неделе. Это был глубокий вечер, а я не успел войти в монастырь, потому что он закрывает свои двери в восемь часов вечера. Я просидел около его ворот около 15 минут. Я размышлял о многом. И жалел, что не удалось немного побродить по монастырской территории. Но незадолго до этого я был здесь еще один раз, когда возвращался из поездки по рабочим вопросам в министерство.

И прогуливаясь по территории монастыря я чувствовал удивительное ощущение – здесь в тиши монастырских стен – вершится политика нашей церкви. Здесь главная резиденция РПЦ – Синодальная резиденция патриарха. Здесь же в соседнем здании – резиденция Отдела внешних церковных связей – министерства иностранных дел Церкви.

И в центре всего – Покровский храм, состоящий из нескольких храмов внутри. Удивительное сооружение. На каждом этаже свой храм. На первом – храм Покрова Пресвятой Богородицы; на втором – храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов; на третьем – храм во имя преподобного Даниила Столпника.

Здесь – во втором храме – и находятся мощи князя Даниила. Точнее это не мощи, а то, что от них осталось. В официальной истории монастыря рассказывается, что мощи были перенесены в Троицкий храм 12 сентября 1917 года Митрополитом Московским и Коломенским Тихоном. Менее чем через два месяца ему предстоит стать первым патриархом Московским и всея Руси, избранным на Поместном Соборе. Мощи князя хранились в храме и далее, но в 1929 году братия вернула их на законное место. 24 сентября 1930 года, вскоре после того как монастырь официально закрыли, братия монастыря перенесла мощи в храм Воскресения Словущего.

В одну из ночей 1932 года мощи исчезли. В храм приехали неизвестные люди, взяли мощи и скрылись во тьме ночи. С того момента о мощах Даниила Московского никто и ничего не слышал. И многолетние архивные поиски не дали ответа на загадку: куда исчезли мощи августейшего основателя монастыря? Церковные историки пишут: "В государственных архивах на сегодняшний день не найдены какие-либо документы, свидетельствующие об изъятии святых мощей преподобного князя Даниила. Есть предположение: чтобы сохранить святые мощи, их спрятали сами даниловские братия. История частиц святых мощей преподобного князя Даниила, находящихся сейчас в Даниловом монастыре, дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи был розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего". Так это или нет, но подтверждений этому никто не может найти.

Это место производит неизгладимое впечатление. Ведь его основатель - первый московский князь, который стал передавать московский стол по наследству. Были московские князья и раньше, но они не занимали здесь отдельный стол продолжительное время. Даниил Московский поэтому был первый. Но вот злая ирония - рака для мощей есть, но мощей нет. Трудно сказать, что случилось в ту ночь 1932 года. Но это случилось. Была ли это месть церкви или спасение мощей - узнаем ли мы это большой и важный вопрос. А ведь Даниил казался весьма простым человеком. Даже накануне смерти он принял схиму и попросил похоронить себя вместе с другими иноками на монастырском кладбище. Вместе со всеми, как и должно великим.

Есть предание, которое говорит, что после смерти Даниила Московского, про него и место его захоронения многие забыли. Могила князя московского Даниила Александровича была заброшена, как и старое место Свято-Данилова монастыря, где она находилась. И как будто в правление его потомка Ивана Грозного произошел некий эпизод. Якобы однажды Даниил явился юноше из свиты царя с просьбой обрести его мощи и дать новую жизнь монастырю, в который вложил так много любви. Житие князя рассказывает, что такие случаи происходили и позже, а факт его почитания стал официальным с 1652 года. Было ли это позже, Бог весть. Но с этого момента началось особое почитание князя Даниила.

Данилов монастырь вновь обрел свое вдохновение. Князь был провозглашен в лике святого благоверного. Вокруг Даниила Московского сформировался культ. И этот культ привел к особому возвеличиванию Данилова монастыря, да и, наверное, Москвы тоже. Сегодня здесь находится центр русской церкви. И это место откуда начинается княжеская теология нашего города.

Возможно, культ князя Даниила и сделал это место и всю округу особой. Здесь рядом и памятник князю, и часовня, посвященный князю. … И даже еще один корпус моего дорого РУДН, правда с Даниилом он никак не связан. Здесь есть и стоматология его имени, и духовный центр, и монастырская гостиница.

Но этого практически никто не замечает. Едут машины, трамваи, поезда. И лишь единицы задумываются об особом статусе этого места на карте первопрестольной, да и на карте России. А ведь особое значение этому место придал именно князь Даниил, умерший в далеком 1303 году - то есть 722 года назад. Только задумайтесь об этой цифре.

Тишина улицы и красота вокруг – вот какая атмосфера вечером около Данилова монастыря. Пока я шел до метро и размышлял о том, что я видел в монастыре и прочитал о нем, я подумал, как мы не знаем, что в этих местах вершилась наша история. Люди бегут за будущим, торопятся успеть по делам, но не замечают простых вещей, которые очень важны. И может хорошо, что этот монастырь скрыт от людских глаз, но у него (и у нас) особая история.

И эта история овеяна верой, мудростью и силой князя Даниила Московского.


Рецензии
Спасибо)
Прекрасное и святое место; тихое и загадочное, полное историей нашего города …
Люблю там бывать…

С уважением)

Лена Дубровская   27.03.2025 11:07     Заявить о нарушении