Генрих Борхударов
Генрих Бархударов не дожил до своего 60-летия, в 2025 году ему исполнилось бы 91 год. Формальные даты – лишь вехи, главное в его судьбе – служение музыке, которой он был предан до последнего дня.
Его жизненный путь напоминал горный родник, пробивающийся сквозь каменные преграды. Несмотря на запреты, увольнения и даже аресты, он не отступил от любимого дела, а, напротив, продолжал его с ещё большей самоотверженностью.
Как настоящий карабахец, Генрих был щедр на дружбу и обладал чувством внутренней свободы, присущим поколению «шестидесятников». Время открывало перед молодыми людьми новые горизонты – они создавали не только ракеты и синхрофазотроны, но и душевные, искренние песни, полные жизни и надежды.
Смелая мечта Бархударова – создать в Карабахе профессиональный эстрадный оркестр – долго оставалась лишь идеей. Однако в конце 60-х она наконец воплотилась в реальность. Несмотря на сопротивление властей, в Степанакерте появился Государственный эстрадный оркестр, состоящий в основном из местных музыкантов.
Из Карабаха в Житомир
Так сложилось, что Генриху пришлось покинуть родину и продолжить свою деятельность в Житомире. Он стал преподавателем Житомирского культурно-просветительного училища, где снискал глубокое уважение коллег и учеников.
Заведующий дневным отделением Анатолий Твардовский вспоминал:
«Генрих Суренович был музыкантом от Бога. Иногда, увлекаясь мелодией, он незаметно переходил на свист – интеллигентно, по-бархударовски. В начале 90-х, когда всё рушилось, мы случайно встретились в центре Житомира. Генрих, увидев меня грустным, спросил: “Николай, это правда, что ты оставил музыку?” – “Нет, куда уж нам без неё, хотя она не всегда благосклонна к нам”, – ответил я. “Держись, Коля, всем сейчас тяжело, но это надо пережить…”
Преподаватель духовых дисциплин Василий Грабовский рассказывал:
«Бархударов был виртуозом джазовой трубы, прекрасным аранжировщиком. Его парафраз на тему украинской песни “Ой, чорна я си чорна” стал лучшим на республиканском конкурсе духовых оркестров».
Оркестр на «Химволокне»
В Житомире Генрих организовал эстрадный оркестр на крупнейшем предприятии города – «Химволокно». Это был один из лучших коллективов, в котором участвовали ведущие музыканты Житомира. На фестивале джазовой музыки 1978 года оркестр Бархударова не знал равных.
Но даже будучи признанным и любимым в Украине, Генрих не чувствовал себя по-настоящему счастливым. Он оставался верен Карабаху и всегда мысленно был там. События на родине волновали его, и сердце не выдержало – он ушёл из жизни в 59 лет, полный идей и замыслов.
В Житомире ему установили памятник, но главное – он остался в сердцах коллег, учеников и друзей. Его помнят как человека, для которого музыка была священной, а жизнь – служением ей.
P.S.
Проходят годы, и вместе с ними уходят в прошлое люди, знавшие Генриха Бархударова. Но память о нём жива. Те, кто ещё с нами, вспоминают его добрым словом, говорят о нём как о яркой звезде, случайно вспыхнувшей на небосклоне Житомира, обогатившей его музыкальную культуру.
Увы, как быстро она взошла, так же быстро и угасла… Но её свет продолжает мерцать в сердцах учеников, друзей и всех, кто общался с ним, и хоть однажды услышал игру и музыку Генриха Бархударова.
Свидетельство о публикации №225032601764