Музыкальный луч. Гравитация стыковки нот, аккордов

Музыкальный луч, музыкальный фрактал, гравитация стыковки нот, аккордов и тональностей в музыкальной композиции.

{Мои мысли, идеи и рассуждения на предмет музыкальной композиции и философии музыки.}

Насколько я поняла, тональность, темп и ритм являются муземой.
Интересно, является ли муземой смена тональности, темпа либо ритма внутри произведения? То есть взаимоотношение одной тональности с другой в смене их внутри композиции.
Думаю, что смена тональности внутри произведения является муземой (но требует уточнение понятие музема), даже больше чем сама тональность. Так как на самой этой смене, на их взаимоотношениях, как и на взаимоотношениях нот, зиждется магия музыки, рождается выразительность, и что-то становится сказанным, некое выражение, музыкальная мысль, и в их взаимоотношении кроется и ими выстраивается музыкальный язык, тогда как сами тональности, как и темпы и ритмы, языком не являются, но сообщением быть могут, так как несут, создают например, особый настрой слушателя, сообщают настроение.

***

Такое сейчас у меня умозаключение: Одна тональность сменяет другую, то есть две тональности одна после другой являют собой минимальный смысл музыкального языка в тональностном аспекте произведения. Соответственно, муземой, т.е. минимальной единицей членения музыкального произведения, несущей смысл, будет смена двух тональностей, а просто одна тональность - нет, она сама по себе, внутри себя, будучи внутри произведения, в тональностном аспекте произведения уже не несёт высказывания. Тут уже я думаю, можно засомневаться в том, что тональность является муземой, в пользу единократной смены тональности, то есть стык двух тональностей и их взаимоотношение вместе с "послевкусием", которое ещё некоторое время (мгновения) длится после самого момента "заменочной" стыковки двух тональностей.

***

Смена двух тональностей, смена двух аккордов, это точка, одна из осей, на которые "нанизана" музыкальная ткань произведения, те наколы, вокруг которого выплетена как кружево по сколку, музыка. Момент стыка тональностей (и аккордов) - точка, но не отрезок времени. Однако, "послевкусие" смены тональности (и аккордов) - длится. Сколько длится - отдельный вопрос. Мгновения, или - одно мгновение, или - доли мгновения. Но это уже "отрезок" времени (неопределённый, некая часть времени, некая длительность).
Смена тональности, которая и несёт ту самую заветную магию музыки, одновременно содержит в себе и точку смены тональности, и "послевкусие" смены тональности, отрезок времени. Тем самым они - являют собою музыкальный луч.
Этот тональностный музыкальный луч и будет муземой. Но в аспекте тональностном. Так как есть ещё уровень ниже - уровень нот.
Это как фрактал, только - музыкальный фрактал.
Нижний уровень - это ноты и смена нот, а на уровень выше - тональность и смена тональностей.
На нижнем уровне - нот, нотного рисунка, мелодии - та же самая история - смысл и магию музыки порождают не столь сами ноты, сколь их взаимоотношения, смена одной ноты на другую, та самая точка стыковки двух нот обладает особой гравитацией.

{Это были мои рассуждения, представленные на Курсе "Философия музыки" профессора доцента Елены Владимировны Косиловой Кафедры Онтологии и Теории Познания Факультета Философии Московского Государственного Университета имени Михаила Васильевича Ломоносова.}

С уважением и пожеланием вдохновения,
Арзу Михайловна Алхан.

17 марта 2025 года, Стамбул.

***


Рецензии