Минизарисовки 13

БУДНИ ЭКСКУРСОВОДА

МИНИЗАРИСОВКИ 13

Я люблю сказки, разные, но по большей части такие, в которых «добро» побеждает «зло», положительные качества героев берут верх над низменными. Но из всех правил бывают исключения, когда всё происходит с точностью до наоборот.

Однажды я читала сказку, в которой, к сожалению «добро» не победило, а победило «зло». Это было очень интересная сказка, но как вы понимаете печальная.

Зачем я вам об этом говорю? Затем, чтобы рассказать реальную историю из своей практики, когда «зло» победило «добро», вернее «не учёность» победила «знания».

Признаюсь, честно, мне было очень плохо от осознания данного факта.

Не секрет, что не всем нравятся технические музеи. И даже я, посещая музей железнодорожного транспорта не ко всем экспонатам проявляла повышенный интерес. Но даже если экспонат был для меня сложен в понимании, я слушала экскурсовода, чтобы понять и расширить свое мировоззрение, узнать что-то новое. А я достаточно взрослый человек, у которого большой запас знаний.
И мы, в нашем музее, стараемся, чтобы экскурсии были интересными и у нас это получается. Но, как я говорила, из всех правил бывают исключения – одного подростка я не смогла заинтересовать ничем. Он проявлял стойкую антипатию к моему рассказу, предпочитая самостоятельно подходить к экспонатам, что-то с ними делать, насколько хватало знаний и не получив какого-то яркого эффекта, разочаровано уходил дальше.

Если бы его антипатия к экскурсии оставалась только при нём, то это не причинило бы мне боль в сердце. Ведь он отнюдь не первый и даже не последний. Хотя нет, я лукавлю, причинила бы и причиняет. Но он своей антипатией «заразил» других трёх людей, пришедших вместе с ним! В отличии от него они слушали экскурсию, им было интересно, они пытались узнать новое, но оказались слабыми по отношению к нему. Эти трое пошли у него на поводу, отказались от экскурсии, отказались от знаний и интересных открытий.

Проводя экскурсии мы так или иначе следим за ситуацией в зале и как же мне было печально наблюдать за тем, как «необразованность» побеждает «знания».

Вот вам сказка с печальным концом.

***

И слава богу, что печальных историй в моей практике очень мало. По большей части они все прекрасные, особенно когда и дети и взрослые любознательные.

Вот папа с дочкой. Папа поделился своими знаниями по поводу одно экспоната, за что я ему очень благодарна. А его дочка порадовала меня и своими ответами, и вопросами.

Послушав рассказ про математический маятник, в конце экскурсии она задала вопрос о том, а может ли математический маятник качаться бесконечно?

Когда я слышу вопросы от детей и даже от взрослых, я никогда не стремлюсь сразу на них ответить, а предлагаю им поразмыслить и самим найти ответ на вопрос, путем моих наводящих на ответ вопросов. Мы вместе размышляем, и я получаю невероятное удовольствие, когда тот, кто задал вопрос осознает ответ и видит причинно-следственные связи, делает самостоятельно выводы. Я очень горжусь людьми в этот момент.

***

В этот день дети часто мне задавали вопросы и вопрос мальчика после экскурсии про фортепиано меня удивил и порадовал.

- А чем отличаются фортепиано от рояля?

Но я как всегда, не стала сразу отвечать на вопрос, а попросила его самого поразмышлять и вместе с ним мы нашли ответ на его вопрос.
Второй вопрос касался опять фортепиано, но мальчик очень хотел знать почему в жизни мы называем его – пианино.

Пришлось объяснять. А потом дома ещё самой стало интересно узнать разницу слов фортепиано и пианино. Оказалось очень интересно самой. Вот и пополняется кладовая наших знаний благодаря любознательным посетителям.

Так что милые гости нашего музея, не стесняйтесь, задавайте ваши вопросы, даже самые невероятные. Я буду им очень рада.

Но третий вопрос мальчика оказался из области неожиданных. Он звучал так:

- А как вы учите такие большие тексты?

У него вызвало просто восхищение то количество знаний, которое я рассказываю на экскурсии, и он хочет также много запоминать.

И мне пришлось этому мальчику объяснять, как можно выучить, а вернее даже не выучить, а запомнить рассказ. Что не надо запоминать его дословно. Мы обсудили самые разные способы. Мама попросила у меня совета в отношении книг для чтения для сына. Выбор книг или журналов, которые я могла предложить оказался довольно маленьким, в силу того, что журналы, представленные в нашем музее, для мальчика ещё будут сложными в силу возраста. Да и книги рассчитаны всё –таки на более старший возраст.

Но мне стало интересно, зачем мальчику нужно так много и хорошо запоминать? А вот ответ на этот вопрос меня несколько расстроил, когда на него мне ответила мама.

Выяснилось, что запоминать много ему нужно для учительницы по литературе и он зубрит дома прочитанные рассказы. Данный факт меня несколько удивил, потому что первый вопрос, возникший в моём сознании – Зачем зубрить рассказ по литературе?

Я понимаю, когда это нужно для заучивания прозы и понимания важности знаков препинания, от которых может завесить весь смысл сказанного. Именно так воспринималось мною «Песнь о буревестнике» Максима Горького, хотя это оочень сложное стихотворение.

А вот для чего пытался вызубрить рассказ мальчик, мне было не понятно, и я пояснительными вопросами пыталась это понять. Мальчик мне так и не смог объяснить, потому что видимо сам не понимал для чего он это делает, да и в силу юного возраста. Свет на ситуацию пролила его мама и её ответ на мои вопросы меня очень сильно удивил.

Всё началось с учительницы по литературе дающей книги для внеклассного чтения и это прекрасно. Вот только пересказ прочитанного иногда у неё сводится к ответу на вопросы, которые, по моему мнению, совершенно не относится к понятию «пересказ прочитанного». Ну, например, какого цвета была в рассказе труба, причём труба не является главным персонажем данного рассказа, а очень даже второстепенным и возможно о ней было сказано только в одном предложении и один раз на всём протяжении рассказа.

Когда я услышала от мамы подобной вопрос, задаваемый ученикам при пересказе прочитанного, первая моя мысль была о том, что учительница литературы воспитана тестами, потому что у меня бы никогда в жизни не возник подобный вопрос по прочитанному рассказу - Какого цвета была труба? - если про эту трубу практически не ведётся речь в повествовании.

А потом я с ужасом поняла, так вот откуда у детей, приходящих к нам в музей на экскурсии я вижу в глазах страх. А вот оттуда! Вот с таких нелепых вопросов, совершенно не относящихся к делу начинается запугивание молодого поколения.

А ведь подобные вопросы заставляют детей, читающих простые рассказы очень сильно бояться предстоящих «разборов полётов». И этот страх я к сожалению, уже видела в стоящем передо мной мальчике, хотя мальчику всего 10 лет! Если у ребёнка уже в 10 лет такой сильный страх перед учителем, то что же будет через пару лет? А к окончанию школы? Думаю вопрос риторический. Я по мере сил и возможностей буду бороться с этим страхом в глазах и учить детей думать и анализировать, а не отвечать на тесты.

Вот вам действительность экскурсовода, которая не сводится только к экскурсиям. И ты вдруг становишься психологом, учителем и даже священником на исповеди.

Бывает и такое.
      


Рецензии