Спектакль Ничего этого не будет БДТ

Спектакль "Ничего этого не будет"/ БДТ им. Товстоногова/ режиссёр Роман Михайлов/

Психиатрам не понравится.
Они такое каждый день видят,  во время смены погоды  особенно  отчетливо.

О спектакле :
Обещали — многослойно. И символично.
Получилось плоско, практически примитивно.



Главный герой /он же каждый человек/ не в себе.
Из декораций -  бетонные блоки.
Сверху пыхнуть чуть дыма, добавить немножко  тревожной  музыки.
И пирог вполне можно назвать антиутопией. Восхититься художественными решениями и  режиссерскими аллегориями.

Я бы хотела восхититься, кстати.
Я готова  была даже рассмотреть превращения аутиста в  равного члена общества и  в  какие-то прекрасные черты, раскрытые зрителю за время спектакля, например. Которые впоследствии послужат добру и   счастью. И его, и  всеобщему деревенскому. И козе их,  и всем животным, показанным там в эпизодах, от  ворона до  волка.

Но я не увидела этого, как ни старалась.
Герой вырисовывается  режиссером так себе.
Наблюдать скучно.
Нудный, пассивный и зацикленный.
Милый внешне. Для жизни норм: бабушке отрада — есть о ком заботиться. Девчонкам подарок — есть за кого выскочить замуж. Режиссеру сельскому находка — есть , чьи фантазии воплощать на доморощенной сцене.

Не, он как бы не без  пристрастий /намекает  автор чисто символами/: вон, кубик рубика нашел, залип. И не без талантов —   научился собирать сам.
А в остальном -  полная неразбериха.

Главный герой так  старательно  зажевывает рукава ладонями, первые десять минут спектакля,  что даже зрителям без специального медицинского образования становится ясен диагноз. Не конкретно, конечно, но в общем-  вполне.

Все  усугубляется  символами.
Герой вроде не говорит. Но его мысли мы слышим.
То есть, мы как бы думаем, что слышим. А сам герой вообще не очень  понимает где что.
То ли он в этом мире, то ли в том.
То ли  мечется   по  серым угрюмым коридорам в специально отснятом  для спектакля  видеоряде , пущенном непрерывно на заднике.
То ли он  зритель в спектаклях, то ли участник. То ли автор.
То ли  пассивный  соглядатай, то ли провидец.
Он и сам не понимает (намекают нам авторы этого безумия —  а он — это вы... каждый....).

Вокруг  главного героя — одни  жемчужины.
Бабушка милая, но  простецкая, которую ничего кроме «Выспался ли» и « Сходи  на спектакль/рыбалку/девочкам»   не  волнует.
Бывший зэк,  занявший в селе кресло режиссера местного театра. Не мешки ворочать.
Девчонки — глупые хохотушки.

Действия нет. Совокупность сцен.
Размышления сменяются  паузами.
Местами разбрызгивается смех, эхом  пульсируя  и  плавно перерастая в зловещий хохот.
Льются откровения  в виде  нелогичных диалогов.
Рыбалка без рыбы и  переход к женитьбе без предварительного знакомства уже как-то даже и не удивляют.

Ну и, да. Политики нет.
Только главный герой пассивен и как бы    не в себе.
Жители колхоза  вялы и как бы  неинициативны.
А единственный инициативный — бывший  сиделец, который теперь руководит сельскими постановками.
А так, не, политики нет.
Еще немножко  ярких пятен добавили для контраста.
В виде красного флага / ах, какой потрясающий цвет  выбрали, алый,  насыщенный, единственная положительная эмоция за весь спектакль! /
Носятся по сцене, машут  этим стягом  во все стороны, отсылают к недавнему прошлому?
 А в промежутках  между   размахиванием флага — простынищу того же цвета по пространству тягают: то она у них небо символизирует, то кровь, по капле собранную, то платье будущей невесты... а  в остальном, не, без политики.


Вокруг-голо и уныло. На заднике- ободранные здания, коридоры и лестницы  с облупившейся краской  и  покоцанными стенами, длинные коридоры. Бесконечные,  пустые,  пялящиеся в тебя своими пустыми глазницами. 
Нескончаемые, как поток сознания автора.

И все это потихоньку наращивает  темп и ажиотаж, переходит в делирий. Где-то  в середине  уже хочется крикнуть : автор, меняй таблетки /зачеркнуто/  да когда же это кончится. И еще пока интересно, чем.

Спойлер — ничем.
 Как бы для особо непонятливых к концу объяснили, что   спектакль, так напугавший нашего аутиста ставился по его же пьесам.

В общем:   бойтесь своих желаний ( зачеркнуто).  Рефлексируйте, граждане, свою жизнь, будьте осознанны.

Спасибо.

Местами впечатление ( простите, флагом навеянное), что попала в театр  революционного Петрограда. Они наверняка тогда, как и сегодня, искали  новые формы и средства выразительности. И наверняка так же красным знаменем размахивали.
Только одеты были добротнее : в кожанки и  начищенные сапоги.
Наши то нынче- в кедах и льняных рубахах весь спектакль.

Все  бы ничего.
Диалоги местами   интересные.
Актеры  звонкоголосые и пластичные.
Немного смущает только общее ощущение.
«Добрый и нежный»- пишут в отзывах.
Ни доброты, ни нежности. Даже близко.
Серость,  угрюмость и безнадежность.
 Разруха и декомпенсация психиатрических заболеваний /зачеркнуто/ буйное потрясывание  знаменем/руками/головами.
И  утверждение в конце «ничего этого не будет» - как бы успокаивающее, что не будет того, что так напугало. Из того, что там  в бреду примерещилось.
Но мы же помним, что у нас все — символизм. Все, с ног на голову, с больной на здоровую... и вообще...

Перед спектаклем я, вдруг прочитав название (да,   я не  знала, на какой спектакль мы идем)   спросила у подруги:
-А напомни мне, пожалуйста, почему мы выбрали именно этот?
-Говорят, он глубокий. Сложный и  символичный. - ответила она.

… Есть такой  способ рисовать: делаешь случайные пятна  краской на бумаге, а потом фантазия за тебя дорисовывает себе любой образ . Очень удобно получается. Чтобы там ни ляпнул -  каждый да увидит что-то свое.

Здесь символизм того же уровня.
Психиатрам не понравится. Они такой театр каждый день видят.


Рецензии