Чересчур заботясь о хорошем...

Чересчур заботясь о хорошем, не зачерпни, пожалуйста, плохого...

22 краеведческие чтения в Данилове меня, признаться, немного озадачили… Но не только тем, чем они меня озадачивают обычно – слепой верой, что в архивах находятся только подлинники и ничего, кроме подлинников, но и некоторыми эпизодами выступлений краеведов. Вот, например… Юноша, участник одного известного в Данилове и области коллектива народной музыки, один из поисковиков старых песен, напевов, местных обычаев и традиций, рассказал нам про массовые драки… Район на район, деревня на деревню, деревенские против городских… Не, в принципе, я не против драк, но таких, как они описаны в книге воспоминаний Петрова-Водкина, когда собирались мужики или парни где-то на реке и долбили друг друга голыми руками. Ничего страшного, ведь насильно их туда никто не гнал, и никакого оружия у них при себе не было. Только кулаки. По-моему, такие честные драки не по принуждению народными традициями считаются вполне справедливо.  А что рассказал нам этот юноша? Кастеты, цепи и ножи, спрятанные в голенищах сапог и за одеждой… Не открыто декламируемые ножи, когда ими открыто машут над головой, подобно чапаевцам с саблями, атакующим неприятеля, а спрятанные в голенищах сапог! Это что, традиция? По-моему, это криминал, уголовщина! Причём в самом мерзком и отвратительном виде! Мне за такие действия наших отцов и дедов стыдно! И не только мне, но и, например, двум моим хорошим друзьям, с которыми я поделился впечатлениями от Чтений. А больше я никому особо не рассказывал. Ещё за чаепитием после мероприятия выразил своё мнение о данном эпизоде своим застольным соседям, и один из них мне возразил, дескать, что делать, так было, мол, традиция… Друзья мои дорогие! Братья и сёстры! Разве всё, что было когда-то давно, можно назвать народной традицией или обычаем? Нет, я с таким подходом не согласен! Как во времена Петрова-Водкина – это, повторяю, нормально, а что рассказал этот юноша – по-моему, это стыд и позор! Там он ещё про какие-то наказания девушек рассказывал, и в общем я этот момент помню, но в деталях такую мерзость ни вспоминать, ни тем более описывать не хочу. На мой взгляд, ребята чересчур увлеклись своими поисками и вместе с драгоценностями зачерпнули хороший ушат дурнопахнущего дерьма. А поскольку руки были заняты собирательством слишком активно, то мозги просто не успели отсортировать хорошее от плохого. Надо ли такие уркаганские драки с поножовщиной замалчивать? Разумеется, нет. Но рассказы о них, считаю, это удел каких-нибудь криминальных чтений, если такие где-то были б, и, если их вообще целесообразно было бы устраивать, а не краеведческих! Самое печальное, по моему разумению, что этот юноша говорил про эти драки через запятую после действительно хороших традиций, то есть он не понимает, не видит разницы между позитивными эпизодами нашего прошлого и откровенной уголовкой. Говорил это так, будто это и теперь так должно быть, как бы пропагандируя ношение кастетов, цепей и ножей, до поры спрятанных от глаз посторонних. Я на Чтениях даже вопрос задал: «Как эти драки связаны с нашими традициями?», но этот мой вопрос другие слушатели данного мероприятия предпочли пропустить мимо ушей.
...
Второй озадачивший меня фрагмент 22 даниловских краеведческих чтений тоже связан с этим нашим известным коллективом народной музыки. На этот раз на трибуну взошла девушка – тоже поисковик старых песен. Народные это песни или не очень народные – не мне судить, в самом коллективе их вроде называют народными. Пусть. Мне это не мешает. Мне помешало другое – то исполнение этих песен дряблыми старческими голосами, на мой слух, более похожее на завывание, чем на пение, которое доносилось до всех участников Чтений из динамиков видеопроектора. «Господи! -думал я – когда же это закончится?» И в самом деле, друзья мои, зачем же так издеваться над присутствующими? Ну нашли вы какие-то песни, какие-то напевы- молодцы! Ну и пойте их сами, если у вас, конечно, голоса имеются. А тут? По некоторым голосам аж видно, что бабушки в молодости себе мало в чём отказывали, а теперь, наверное, чрезмерная девичья смелость у них превратилась в вульгарную старческую удаль. Лично у меня такое несоответствие настроя и дряблых голосов вызывает недоумение и что-то вроде иронии. И опять же, все слушали, будто бы это хорошо. Возможно, если бы один хороший друг не приучил меня к сильным и красивым голосам из разных ораторий, в частности, Баха и Генделя, то мне такие старческие завывания могли бы чем-то даже понравиться. За чаепитием мне так и сказали: «А кому-то очень по душе» … Разве я против бабушек с дряблыми голосами и иногда пропитыми в молодости? Да пусть поют сколько им хочется, но желательно в своём кругу и не для общего прослушивания. Ну или бабушки должны быть божьими одуванчиками, когда по их виду и голосам издалека заметно, что они жизнь свою прожили в работе и молитвах и посты свято соблюдали. Тогда я готов слушать любые дряблые голоса, ибо свет от них идущий для меня важнее тембра голоса, и он собой буквально всё перекрывает. А там, по-моему, не было ни того, ни другого… Короче говоря, это мой намёк всем будущим бабушкам и дедушкам: живите достойно в трудах, молитвах и постах, и тогда и старость ваша будет изумительно прекрасной и голоса ваши, несмотря на возможную дряблость, будут звучать исключительно хорошо.
...
В заключение, пара слов из моей любимой темы – исторической версии, обозначенной в проекте Новая хронология А.Фоменко и Г.Носовского. Я всё думаю: когда участники нашего даниловского ансамбля народных инструментов, эти неутомимые искатели наших старых песен, традиций и обычаев, эти копатели нашей старины докопаются до того факта, что на Руси повсеместно в обиходе были не только гармони и баяны, но и органы и клавесины? В Москве они, как я понимаю, были чуть ли не через дом! Да, история наша искажена так сильно, что, уверен, многие про органы и клавесины на Руси, которые Петя Первый уничтожал беспощадно, слышат впервые… А вдруг они до этих фактов всё-таки докопаются? Дай-то, Бог! Тогда, полагаю, и жизнь наша станет чище и голоса… Дай, Бог…

26 марта 2025


Рецензии