Эзотерический аспект в музыкальном сочинении
Арзу Михайловна Алхан.
Сразу упустим авторов, машинально или конвейерно набирающих музыкальный материал, коммерческую музыку. Речь об экзистенциальном вчувствывании и переживании.
Композитор, сочиняя музыку, вкладывает в каждую ноту, в чередование нот, в музыкальное событие мысль и чувство, пережитый жизненный опыт, либо ещё неосуществлённые мечты и цели, экзистенциальные и магические переживания.
Передаётся ли эта зашифрованная эзотерическая информация слушателю через прослушивание музыки? Либо так: может ли слушатель посредством вслушивания ссчитать заложенную информацию?
Накладывается ли магия, волшебство на оригинально выстроенные в мелодию и музыку ноты и звуки, их чередование, композицию. Является ли музыка средством записи и передачи магических тонких материй, магической волны, души и духа языком эстетическим?
Думается, здесь важна эзотерическая, магическая настроенность обеих сторон: и композитора, и слушателя.
Композитор-эзотерик кодирует магию как информацию в музыкальное произведение, и таким образом незримое овеществляет, делает более ощутимым и ссчитываемым. Умом (интеллектом, мышлением, интуицией, сознанием, подсознанием и надсознанием) свивает волшебную нить из своего незримого нечто - протоинформации в рудниках души. Мыслью и руками выплетает тончайшее изысканнейшее кружево музыки.
Эзотерически настроенный слушатель же, осознающий возможность магической "намагниченности" музыки, исследует музыкальный объект и ссчитывает заложенную информацию.
Насколько достоверна такая передача?
Существует субъективность и индивидуальность восприятия. Передача достоверна настолько, насколько точны магическая настройка человека и его восприятие.
Могут ли находить смыслы, магические смыслы композиций, тогда как сам композитор в это произведение магического смысла, по крайней мере преднамеренно, не вкладывал? Несут ли сами по себе комбинации нот через эстетический язык магию вне зависимости от намерения композитора?
***
В 2018 году я сочинила музыкальную композицию "Деревья" для симфонического оркестра, писала партитуру и в итоге сделала аудиозапись произведения, длительностью одна минута тридцать четыре секунды. В тот момент я пребывала в проживании волшебства природы Байчуровского края (посёлок Взаимопомощь) и максимально старалась это волшебство передать вместе с пейзажем, переведённым из зрительного образа в образ музыкальный.
Широкие пространства и поля полустепной природы я выразила плавной мелодией, продолговато звучащими нотами с включениями кустиков, грушевых деревцев, порхающих пташек и бабочек, всяких насекомых, в виде трелей, звучков, и небольших флейтовых мелодий.
Кульминацией сюжета является группа загадочных деревьев, окаймляющих волшебный тритоновый пруд, высыхающий на зиму и наполняющийся к лету вновь (о Пруде было другое моё музыкальное сочинение - "Солнечный день, и высохшие водоросли в волшебном пруду", 2016 год, п.Взаимопомощь). И особая драгоценность - возглас иволги, живущей в кронах этих дерев, переданный несколькими нотами.
Сложность представляли и сами деревья.
Как их описать музыкой?
Пытаться ли передать некое переживаемое ощущение от них, когда я в них вчувствываюсь?
Либо это надо делать графически, только нотами, а не линиями и красками?
Стволы деревьев - ноты более низкие и протяжные; ветви первого уровня - чуть выше по тону ноты и чуть менее протяжные; ветви второго уровня - более высокие и короткие по длительности ноты; и так далее.
Таковым стало решение относительно описания - музыкою - группы деревьев, в данном сочинении.
Прежде чем дойти до кульминации - самих деревьев, были и травинки, травы, растения, где-то, может, грибочек - летний опёнок, а где-то и наземное гнёздышко куропатки или жёлтой птички-овсянки.
Сама композиция по характеру своему абсолютно светлая, чистая, преисполненная добрым волшебством.
Радикально отличается от моей более ранней композиции "Ночь Рыб" (2013-2014 гг., Стамбул-Москва-Взаимопомощь).
"Ночь Рыб" - трансцендентальная музыка, психоделика. Композиция, созданная не только нотами, а - и нотами, и сэмплами. По характеру - мрачная и мистическая. Магия, но не светлая. Космическая. Врата незримого в бесконечность, бездну, вечность, и необъятность. Ночное небо с созвездиями над заводью бухты морской или озерцом в дремучей чаще волшебного леса, в котором живут невиданные звери. Одни из них спят, а другие - бодрствуют, и проявляют активность в поисках своей добычи. Это и хижина с привидениями и нечистой силой, всё в том же дремучем лесу. Нечистая сила пытается напугать, дабы сжить со свету, завладеть душою, посередь ночи завывает и хлопает дверью.
А где-то в далёком неизведанном космосе сияет Галактика Рыб, со своими туманностями и созвездиями. И - Рыбы Земные, приблизившись к поверхности вод, наблюдают сие чудо, как и человек на берегу, и также как и невиданные птицы, диковинные звери и фантастические существа - из чащи лесной. Мерцание звёзд шлёт всем им своё волшебство, записанное на световые волны их излучения. Они - сообщают. Они - вещают свою музыку макрокосмоса.
***
25-26 марта (вечер-ночь) 2025 года, Стамбул.
Арзу Михайловна Алхан.
В качестве визуального сопровождения к очерку - моя картина "Сумерки" (масло/холст, 2017 год, посёлок Взаимопомощь, Россия).
Свидетельство о публикации №225032600058