Асуры раса великанов 40

Асуры — раса великанов 40

2. Роль Асуров и Дэвов
Телесное всегда грубее, а духовное — тоньше. Эволюцию Духа и Материи, постепенное созревание и разворачивание Вселенной можно представить в виде дуги, которая опускается из более тонкого состояния духоматерии к более плотному, а затем вновь поднимается к более тонкому.
Одна из научных гипотез предполагает, что планеты возникают из газовых облаков, при наращивании массы переходящих в состояние уплотнённого огненного тумана, который впоследствии остывает, конденсируясь как вода, а затем коагулируется до состояния минералов. Согласно той же гипотезе, мир подвержен периодам развёртывания и свёртывания. Значит, процесс планетарного и общекосмического «уплотнения» должен сменяться на противоположный процесс утончения. Изменения пространства и времени вполне позволяют всё это объяснить.
Когда на первой половине дуги происходит так называемое схождение Духа в Материю, то в это время внешне доминирует материальный аспект, то есть телесное построение, претворяемое Асурами. Асуры здесь отвоёвывают у Материи базу для новых проявлений Духа. На второй половине эволюционной дуги доминирует полюс духовного, Дэвы, которые утончают и поднимают материальную часть до наиболее совершенных форм, отбрасывая всё, неспособное к совершенствованию. В «Вишну–пуране» говорится, что Асуры нынешней Манвантары появились прежде Дэвов. Конституция Дэвов плохо приспособлена для обустраивания Материи. Не та крепость мышц, костей и нервов. Чтобы, скажем, покорить Сибирь, сначала приходят мощные Асуры, а на второй фазе освоения — утончённые Дэвы. При переселении народов с Востока на Запад впереди шли, как писал Вивекананда, Асуры — они сжигали и разрушали 1; за ними двигались более мягкие и миролюбивые Дэвы, которые засевали поля, спокойно трудились и радовались жизни 2. На первой половине дуги Асуры доминируют, и Дэвы им помогают либо добровольно, либо Асуры их насильно подчиня ют.
 
О психологической характеристике волн переселявшихся народов см.:
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.
Во второй части развития Асуры и Дэвы меняются местами. Поскольку эволюционные круги входят как в более широкие круги, так и сами образуют более мелкие, то соотношение Асуров и Дэвов постоянно изменяется, и эта борьба, или противоположение Асуров и Дэвов, питающее всю жизнь, пульсирует бесконечно, меняя лишь формы.
Молодость духа означает небольшое количество человеческих воплощений. Современный цивилизованный человек воплощался как человек уже не одну сотню раз 1. Египетские жрецы лунного культа мумифицировали тело умершего, стремясь в надземных сферах задержать отошедшего духа. Подобное лишь затрудняет и усугубляет путь при последующих воплощениях.
В некоторых Асурах можно узнать прежних атлантов, воплощавшихся во времена Четвёртой Коренной Расы. В «Рамаяне» они названы ракшасами, а в греческой мифологии — титанами. Не случайно таких Асуров отличают крупные черты и мощное телосложение по сравнению с окружающими людьми. Некоторым из них присуще патологическое стремление к власти и мучительству людей. Они напоминают буйволов, с наслаждением вытаптывающих насаждения. Они становятся инструментами кармы для тех людей, которые должны претерпеть насилие и измывательство. Когда они мучают целые страны, их называют тиранами. Психотип таких людей можно ещё назвать ракшасами. Они не глупы и даже элитарны, и по созвучности луча воплощаются среди народов Старого и Нового Света. Их грубость, ретроградство и негибкость стали причинами задержки их развития. Это старые Асуры.
1
См.: Письма Махатм. Письмо 65, вопрос 7б.
Существуют другие Асуры — молодые. Таковы дикие племена Африки и Океании. По уровню развития они соответствуют Третьей Коренной Расе. Это — духи, сравнительно недавно вышедшие из состояния животного царства.
Есть также воплощения из иных эволюционных волн, похожие на молодых Асуров своей поверхностной асуричностью, но в действительности имеющие значительные духовные накопления. Таким образом, между двумя полюсами асуричности — молодыми и древними духами — пребывает большое число иных степеней.
Переход человека от жизни с грубо физическими интересами к эмоциональной и интеллектуальной областям соответствует утончению сознания. При таком движении характерные особенности Дэвов и Асуров становятся утончённее.
Кроме физического плана, на котором требуется покорять физическую материю, существуют более высокие планы. Смысл материи на самых высоких планах значительно меняется. Например, материей ментального плана выступает, в каком–то смысле, Закон, или связи ментального пространства, которые для земного сознания выглядят как абстрактные закономерности.
Противодействие материи на нашей планете вызвано крайним дисбалансом между духовным и материальным. При несовершенстве сознания или при недобросовестности законодателя Закон также может стать тяжелейшей обузой. Даже Закон Кармы многие воспринимают как меч и кару. Однако, если царит гармония, Закон служит опорой, помощником, другом.
Существуют и так называемые издержки Природы, когда некоторые духи, родившиеся Асурами, духовно столь деградируют, что в момент великого отбора в середине эволюционной дуги продолжают двигаться в нисходящем направлении. На второй половине эволюционной дуги, когда у прежних их спутников уже начался подъём, такое продолжающееся движение к «уплотнению» материи и духа можно назвать падением . Поскольку данные духи эволюционно должны были вступить в фазу развития духовности и ума, то их усилившаяся при падении асурическая грубость в сочетании с развитостью ума приводит к ненормальному феномену так называемого Зверя, сильного и жестокого силами природы и изворотливого и коварного, как человек.
Аналогичное падение может случиться и в стане Дэвов. На повороте эволюционной дуги эти духи могут оказаться столь погружены в развитие чувственности преимущественно животного характера, что вместо перехода на новый уровень сознания они оказываются поглощены созданным ими болотом. Подобному загниванию подвержены целые страны. В своё время об этом много писали как о «закате Европы».
Поздние индийские мифы сделали Асуров во всех случаях олицетворением зла, подобием богословских демонов. Однако это позднее упрощение, которое вступает в противоречие с ранними текстами Вед, где высшие и почитаемые боги названы Асурами. В греческой традиции произошло такое же искажение, в результате которого Титаны, в том числе Владыка–Уран и Спаситель–Прометей, в силу одной лишь принадлежности к титанам оказались среди негативных персонажей, среди носителей зла. Асуричность бывает внешняя и внутренняя. Для особых целей сильные духом Дэвы могут в целях продвижения эволюции воплотиться в тела Асуров. Для правильного понимания видов асуричности необходимо также учитывать, на какой дуге цикла оказывается тот или иной персонаж. Ведь у разных волн эволюции, у молодых, у современных, у старых духов начало и завершение циклов не совпадают.
Сейчас на Земле в целом вторая половина эволюционной дуги, и на Земле встречаются и Асуры, которые молоды духом, — многие племена Африки и Океании, и павшие Асуры — подлинное человеческое бедствие.
Война между Пандавами и Кауравами, описанная в «Махабхарате», исторически была уже во времена нашей восходящей дуги. Это была война между преимущественно Дэвами (ядро Пятой, нынешней, Коренной Расы) и преимущественно Асурами (потомками Четвёртой Коренной Расы, потомками атлантов). При этом в стане Кауравов оказались и положительные Асуры — задержавшиеся в развитии атланты, и «демоны». Положительные Асуры были против войны с Пандавами, но были приведены на поле боя их царём и предводителем и в силу законов воинской чести не имели права отказаться. Во все времена солдаты должны были исполнять воинский долг. «Махабхарата» с теплотой описывает простодушных прямолинейных Асуров, и некоторые комментаторы, увидев в этих героях родственные души, предположили, что «Махабхарата» изначально выражала интересы Кауравов (шиваитов), но впоследствии была переиначена вишнуитами. Конечно, это не так, хотя бы в силу ритмики и образности текста, имеющих очевидные признаки автора–Дэва. Эти Асуры по описанию действительно были положительными людьми. Когда Арджуна на поле боя увидел их как своих противников, которых ему надлежало сразить, он опустил лук, потому что многих из них любил и почитал как своих наставников. После этого Кришна произнес бессмертную речь, ставшую известной как Бхагаватгита. Человеку не дано осознать и измерить весь план эволюции. Всё, что он может сделать, это безупречно исполнять свой долг, или, как это называется на санскрите, — Дхарму. Воин,
честно исполняющий свой долг, военную присягу, даже волею судьбы оказавшийся в негодном стане, ещё не совершает ничего предосудительного. Извивы кармы неизмеримы. Служение делу эволюции возможно в любом стане. Зато сложить оружие в военное время — это одно из самых худших преступлений. Утрата физического тела, уж если суждено погибнуть, гораздо меньшее зло, нежели утрата чести и совести. За последним близка утрата духа. Тот, кто из–за частного события отказывается выполнять общественный долг, Дхарму в отношении общего, — совершает преступление. После этой речи Арджуна начал сражение и победил. Бхагаватгита — замечательное назидание защитникам слезливой доктрины «непротивления злу насилием», которую не заповедовал ни Заратуштра, ни Кришна, ни Моисей, ни Будда, ни Христос. Такие доктрины провозглашаются либо по наивности и молодости духа, либо по причине асурической твердолобости, заставляющей держаться за догматически понятые заветы, либо же коварно внедряются наподобие
«троянского коня». Зло невозможно победить ни уговорами, ни его игнорированием, как невозможно убедить волка не трогать овцу. Ждать, что зло исчезнет само собой, это значит перекладывать кармическую работу на кого–то другого. Долг обязательно придётся возвращать.
3. Претворение
принципа асуричности и дэвости
Силы, которые стоят за Дэвами и Асурами, претворяются не только среди людей, а являются общими эволюционными источниками движения. Одно вызывает другое, или каково одно, таково и другое. Так, вдох неизменно порождает выдох. Горячее немыслимо без холодного. Твердое без мягкого.
В жизни каждого человека можно выделить периоды, которые по отношению друг к другу будут выглядеть как асуричные и дэвовские. Например, в раннем детстве большинству детей свойственно относительное состояние Дэвов. Затем с подростковым возрастом или ещё позже — с юношеским максимализмом и резкостью приходит пора сравнительной асуричности.
Первый сын, которому у многих народов принято наследовать всё или половину имущества отца, бывает ближе к асуричности, тогда как последующие дети часто бывают мягче и ближе к Дэвам. Если сравнивать мужчин и женщин, то мужчины более асуричны, а женщины сравнительно ближе к Дэвам. В семье один ребенок может родиться Асуром, а другой — Дэвом. Как правило, это свидетельствует о том, что один пошел в мать, а другой в отца. Братья могут оба оказаться, например, Дэвами, но в сравнении друг с другом один может казаться более Дэвом, а другой — более Асуром. Не имеет значения, является ли человек правшой или левшой — братья могут, например, быть левшами, но один из них будет Дэвом, а другой — Асуром. Среди великих правителей были как Асуры, так и Дэвы. В одном и том же зодиакальном знаке рождаются и Дэвы, и Асуры, хотя в силу зодиакальных стихий одни по преимуществу тяготеют к одним знакам, а другие — к другим.
Хозяйственные организации, общественные объединения, народы или целые государства могут характеризоваться асуричностью или же преобладанием черт Дэвов. Бывают народы с преимущественными чертами и поведением Дэвов, и народы с чертами и поведением Асуров. Так можно дойти и до планет, и до солнечных систем.
Учитывая гормональные соответствия, у Асуров в сравнении с Дэвами должен быть больший процент энергетических агентов, подобных тестостерону и адреналину, тогда как у Дэвов — подобий эстрогенов. Вместе с тем необходимо учитывать влияние на телесное духовного. У любого человека, будет ли он Асуром или Дэвом, если он встал на духовный путь, через какое–то время начнутся изменения и в теле. Одним из характерных показателей станет оздоровление и изменение состава крови. Конечно, изменение духовного мира человека не может не повлечь изменения его привычек, образа жизни и питания. Ведь райские птицы не живут жизнью хлева. Изменение крови характеризуется снижением уровня холестерина до нижней границы нормы, а количество гемоглобина, даже у страдавших его пониженным уровнем, поднимается до верхней границы. Кровь становится менее вязкой, легко наполняет самые удалённые капилляры и не создаёт опасностей инфарктов и инсультов. Психическая активность такой крови при ранении способствует гораздо лучшей дезинфекции и, несмотря на повышенную её текучесть, более быстрому затягиванию раны. У человека, ставшего на духовный путь, фотографии его квази–ауры свидетельствуют о том, что постепенно очищается его энергополевая структура, что грязно–коричневые и мутно–зеленые пятна рассасываются и заменяются светлыми ясными тонами. В результате негативные черты Асуров или Дэвов у таких людей будут ослабевать, а позитивные — усиливаться.
Асуры–женщины более мужеподобны, если и не внешностью, то манерой поведения. Впрочем, здесь необходимо отличать редкие случаи воплощения мужского духа в женское тело, что можно проверить на гормональном тесте. Когда такой тест был впервые применен на Олимпийских играх, то некоторым командам — прошлым призёрам, считавшимся до этого женскими, пришлось покинуть соревнования. У чрезмерных Дэвов мужчины отличаются женоподобным поведением. Опять же необходимо отличать редкие случаи воплощений женского духа в мужское тело.
В силу того, что линии наследования физического тела и астрального тела различны, в одном человеке могут телесно выявиться признаки Асура, унаследованные, например, по родовой линии матери, а психика и склад ума могут получиться по типу Дэва — по линии отца.
Такие дисбалансы происходят из–за сочетания Дэва и Асура, «воды» с «огнём», «воздуха» с «землею», лунного с солнечным. Брачное сочетание, как правило, основывается на страсти. Каждый из влюблённых в это время стремится показать свои лучшие черты, спрятать негативные, стать таким, каким бы он другому больше понравился. Когда же пора страстей и лицедейства проходит, то вступают в силу законы природы, и несочетаемые вибрации супругов превращают совместную жизнь в муку. Про такие пары иногда говорят, что они живут, как кошка с собакой. Они любят разное, стремятся к разному, у них разная скорость, они по–разному работают и по–разному отдыхают. Главные трудности начинаются при появлении детей. Ребенок по характеру оказывается либо Дэвом, либо Асуром, и один из родителей получает в семье удвоенную чуждую ему вибрацию. Отец–Дэв и мать–Асур, каждый из них будет стремиться в ребенке, например в Дэве, вырастить подобие себя, перетянуть и перевоспитать по–своему. Какие здесь возникают трагедии и разочарования! Мать может постоянно тиранить сына, например, за отсутствие прямоты, смелости, за его подобие отцовскому приспособленчеству, а в действительности сын совершенно нормален, но просто мать — Асур, а сын и отец
— Дэвы. Долгое близкое нахождение Дэва и Асура может вызвать сильное отторжение, психический взрыв. На бытовом уровне это приобретает характер непрекращающихся скандалов и «грызни». На ребенке разность родителей сказывается одновременным проявлением черт Дэва и Асура. Конечно, внутренне дух ребенка смотрит на мир, например, только как Дэв. Но в силу телесной и астральной наследственности, а также стереотипов поведения одного из родителей — Асура, ребенок может долго, иногда всю жизнь носить внешнюю маску Асура. Внутреннее и внешнее в таком человеке будут долго бороться, порождая неуверенность и конфликты, и далеко не у всех таких людей собственному духу удаётся, наконец, стать самим собой, понять, кто он есть на самом деле. Например, грубый поэт или художник–Асур может шокировать своим суррогатным творчеством, и многие удивляются, зачем он занимается не своим делом. Как истинный Асур, он на поприще литературы или искусства объявляет гармонии настоящую войну, вольно или невольно создаёт множество врагов и круг фанатов–почитателей и всю жизнь проводит в битвах и баталиях. У такого Асура один из родителей, возможно, был Дэвом, что и привело его по ошибке не на свою тропу. Для его духа, может быть, прикасание к дэвовской атмосфере и положительно, но общество — часто страдает.
Выбирая супруга, двойственные люди часто совершают ошибки. Дэв соединяется с Асуром, открывая новый круг мучений, рождения двойственных детей, разбитых судеб и семей.
Правда, у двойственных людей есть свои преимущества, особенно у внутренних Дэвов: во внешне суровой обстановке они прибегают к своим асуричным способностям и побеждают. Это позволяет им универсально двигаться по жизни и достигать вершин общественной иерархии. Идеалом эволюционного развития является человек, в котором организуется редкий баланс синтетического восприятия жизни, гармоничное соединение лучших черт Асуров и Дэвов. Это подлинные Цари жизни.
Знание признаков правильного сочетания супружеских пар принадлежит будущему. Используемые в бытовой астрологии упрощённо понятые стихии здесь, похоже, не помогут. Так, например, «Скорпион» считается знаком «воды». С водой принято связывать свойства холода. Однако «Скорпион» — это, прежде всего,«горячая кровь», причём главный «скорпионовский» элемент — гемоглобин — основан на железе, оно и есть «жало Скорпиона»; гемоглобин переносит кислород и в этом смысле это — «воздух». Гемоглобин участвует в— они есть «укол жала». В этом смысле «Скорпион» связан с огнём. Символом «Скорпиона» в древности был Арес, Марс, и его коллективный прототип в индийской мифологии — Маруты, рождены от ветра, или от «жидкого электричества». В результате оказывается, что «Скорпион» есть текущий по артериям и венам металл, «огонь в воде», то есть — огненная вода, а вовсе не её речной прохладный эквивалент. «Козерог» считается знаком «земли». Однако главный признак «Козерога» — ум. Сухость «земли» будет здесь сухостью ума, чрезмерным рационализмом, негибкостью. Но, с другой стороны, «Козерог» в прошлом был связан с энергиями Матери Мира, нёс сому — эликсир бессмертия и мудрости. То есть стихией «Козерога» является вовсе не «почва» в общепринятом смысле.
Короче говоря, остаётся лишь, изучая удачные и неудачные пары, практическим путём выявлять правила созвучных соединений. Правильными брачными сочетаниями можно значительно улучшить природу человечества. Лирики бы возразили, что сердцу не прикажешь. Совершенно верно, сердце является главным путеводителем. Только сердце может услышать зов своей духовной половины. Однако чаще люди слушают не голос своего сердца, а зов животной плоти. Необходимо просвещение. Необходимо воспитание культуры человеческих отношений, культуры чувств и понимания ответственности. Можно изучением гармоничных и долговременных браков, изучением здоровых и болезненных последствий помогать правильно совершать выбор. Говорят, когда смогут фотографировать излучения человека, многое в сочетаниях стихий прояснится.
У Дэвов низший астрал, как правило, пассивен, поэтому им легче его обуздать, как бы оттеснить его на периферию жизни, усыпить. Добившись такого умиротворения, Дэв может плодотворно двигаться по пути совершенствования. При очищенной карме, при помощи свыше он может в конечном итоге вообще избавиться от низшего астрала, сжечь его. У Асуров с этим большая проблема, ибо их астрал крайне жизнеспособен. Любовь Асуров к насильственным формам аскетизма подтверждает доминанту их низшего астрала. Такие практики для низшего астрала как ветер для огня — пламя становится только сильнее. Какой же выход для Асуров, желающих совершенства? Кажется, все истинные победы Асуров над своей низшей природой были достигнуты похожим образом — такие люди целиком вверяли себя Богу. Для них, как ни для кого, справедливо изречение Христа: потерявший душу обретёт весь мир. Такие Асуры бросали заниматься рьяным спасением своей персоны и целиком посвящали жизнь служению людям или Богу. Они становились величайшими святыми, олицетворением любви. Забыть себя — это забыть низший астрал, иллюзорную личность. Это распахнуть окно для света Духа. Чтобы победить негативный полюс, нужно с той же силой пробудить его противоположный полюс. Главный корень проблемы Асуров — разновесие, дисгармония. При дисгармонии сложно взойти по узкой тропинке на Вершину.
Для чрезмерных Дэвов проблемой является размытость принципов и бесхребетность. При таком состоянии невозможно преодолеть встречный ветер и препятствия на пути. Было бы идеальным воспринять лучшее от тех и других.
Известно, что при качественном росте прежние свойства изменяются и одухотворяются. Подобно тому, как площадка на высокой горе снизу кажется точкой, так и различающиеся у разных Высоких Духов качества в сравнении с человеком кажутся не имеющими различий. С позиций обычного человека все качества Высокого Духа прекрасны и сливаются в единое сияние. Так и асурическая грубость и негибкость обращаются в несгибаемость перед трудностями и верность. Мягкотелость и компромиссность Дэва превращаются в мудрый синтез и искусство гармонии противоположностей.
Как это ни удивительно, но Логос Мироздания в его воплощениях на Земле в силу стремительности движения по мирам и бескомпромиссности чаще являл черты пробивающей тьму молнии и оттого внешне выглядел суровым, может быть, даже грубым — Воином. Одним словом — Ураном. Такие черты делают его похожим на Асура. Тем не менее способность преодолевать заслоны может определяться энергичностью, а не толстокожестью. Суровость может быть от осознания всей сложности ситуации, а не от бессердечности. Есть титаны тела, а есть Титаны Духа.
4. Ритмика цвета
О луче желтом надо сказать. При потрясении сознания луч жёлтый хорош. Так называемый луч первого мужа 1, ибо аура первого мужа была жёлтая. Помните легенду об Адаме, сделанном из красной глины. Какого цвета аура нашей планеты? Аура земли жёлтая, поверх жёлтой идет зелёная, потом синяя, голубая, фиолетовая и серебряная.
Агни–йога 2
Изображая Асура и Дэва, художник мог бы первого облачить в пылающие красные цвета, а второго — в голубые и зелёные. Цвет характеризуется определённой
частотой вибрации, температурой, яркостью, чистотой и многими другими признаками. Картина настоящего художника способна вызвать активизацию соответствующих энергетических центров человека, проявить у зрителя всю гамму чувств, которые во время написания картины переполняли художника. Не обязательно для этого требуются чёткие линии или даже узнаваемые общеизвестные контуры. Когда появились картины экспрессионистов, то обнаружилось, что чувства можно передать одним лишь цветом. Искусство цвета и графических начертаний широко использовалось древними мастерами для воздействия на мир элементалов. Элементалы, или стихии не внемлют смыслу слов, но их ритму и вибрации. Это их язык общения. Их мир очень красив. Цвет, геометрия линий и звук являются инструментами для управления стихиями. Искусство управления вибрациями цвета и линий претворилось в составлении мандалы. Ma+{ala — это круг, заполненный правильными геометрическими фигурами, раскрашенными в соответствующие цвета. Слово мандала также означает орбиту небесного светила. Объемная мандала Галактики, солнечной системы, планеты представляет додекаэдр — двенадцатигранник с характерными цветовыми движениями, о чём говорит учение Калачакры. Иными словами, любое действие, любое чувство и любая мысль человека сопровождаются соответствующим цветовым сочетанием. Совсем не случайно существуют васильковые или изумрудные глаза. Неслучайно губы и соски окрашены рубиновым пигментом. Любое общественное явление имеет свой цветовой рисунок. Народное гулянье или штурм баррикад окрашены в разные цвета. Планеты и звезды излучают характерно разные лучи. Всё это сплетается в особый радужный узор. Любой шорох в мироздании, любая самая малая мысль или чувство порождают вибрацию, а значит — цвет.
Асуры — раса великанов 41
Телесный луч Управителя Земли. Базовый цвет планеты. — А.В.
2
Беседа с Учителем от 11.08.24 г.
Зная цветовую палитру Дэвов и Асуров, то есть присущую им коренную вибрацию, можно любое общественное явление охарактеризовать как склонное к асуричности или к вибрациям Дэвов. Эти противоположения описываются фигурой динамического креста.
Отличие современных Асуров от Дэвов в области науки проявляется, прежде всего, в доминировании анализа над синтезом, или, как бы сказали психологи, активностью левого полушария мозга над правым. Среди выразителей античной умственной асуричности, причём лунного варианта, можно назвать Аристотеля и Гиппократа. Среди солнечных Дэвов — Анаксагора и Плутарха. Труды названных Асуров чтят и уважают за монументальность, но, как правило, не любят за черствость и прохладность. Труды солнечных Дэвов переживают века, оставляют в душе след ласкового, доброго касания.
Специалист–Асур может иметь хорошую память, знать все случаи и все страницы, касающиеся его темы, но в просьбе выработать оптимальный маршрут для действий, когда существует много вариантов и есть значительная неопределённость, — он откажет. Он предложит дать ему ваш вариант, после чего укажет, соблюдены ли полностью обычаи и нормативы. Если его способность мысленного охвата достаточно широка, он может в рамках этого сектора достаточно плодотворно трудиться. Однако, как только задача выйдет на пограничные или вообще незнакомые области, Асур забуксует. Попытка втянуть его в область неопределённости и шаткости вызовет в нём раздражение и отпор. Чтобы проложить в неизвестности новый маршрут, оптимальный по затратам и надёжности, необходимо обращаться к солнечному Дэву. Лунный Дэв мог бы подстроиться под ситуацию, но он боится трудностей и уклоняется от ответственности.
На любом предприятии или в большой организации имеются люди, занимающиеся тонкой настройкой процессов и оборудования. В этих сферах преимущественно обитают Дэвы. Зато никто лучше Асура не обеспечит следование инструкции и подчинённости человеческого ритму конвейера. Неслучайно наиболее надёжная промышленная и бытовая механика производится в асурических странах.
Крайность негибких Асуров противоположна мнительности и нерешительности лунных Дэвов. Дэвы нередко обращаются за советом из желания не столько изменить организацию своей деятельности или жизни, сколько найти, так сказать, козла отпущения, на которого можно переложить свои проблемы, фактически — карму. Нередко стремление переложить ответственность за возможную неудачу. Асуры, напротив, не нуждаются в чужих советах и привыкли брать препятствия на абордаж. Организация с заносчивым руководителем–Асуром рано или поздно понаделает множество врагов или непоправимых ошибок, и поэтому такие твердолобые организации редко поднимаются до высшего положения в обществе. В лучшем случае это будут материальные сферы деятельности, производство, где много техники и «негибкости». Мнительность лунных Дэвов также не способствует продвижению, потому что для продвижения, как и в бою, нужен огонь и накал, требуется решительность и даже страсть, а этого у лунных Дэвов
— мало. Тем не менее вершины современного общества, где сегодня особо требуются тонкость настоек и узорчатость компромиссов, давно оказались в руках у Дэвов. Дэвы не брезгают пользоваться услугами грубых, по их мнению, Асуров, используют их сильные стороны, тогда как Асуры часто считают Дэвов совершенно бесполезными людьми, обманщиками и пустозвонами, поэтому стремятся не особо полагаться на их характерных представителей. При такой поляризации современная цивилизация, отличающаяся изощрённой рекламой, политическими интригами, финансовыми махинациями, обманом во всех сферах жизни, одним словом, цивилизация блестящей упаковки — согласно названным признакам безраздельно принадлежит лунным Дэвам.
Эволюционно нынешнее господство лунных Дэвов, избыток воды ожидает компенсация огненным очищением. Это похоже на поднятие температуры во время болезни и исход слизи. Одиннадцать с лишним тысячелетий назад, во времена Атлантиды, когда господствовали огненные Асуры, избыток огня поглотила вода. Греческие мудрецы так и утверждали, что циклы жизни попеременно завершаются то огненным, то водным очищением. Поэтому сегодняшний избыток слизи ждёт очищение огнём.
Главным отличительным признаком Асуров и Дэвов является их способ умовосприятия. Даже если асурически настроенный дух родился в теле Дэва, и даже если его характер, психика будут с признаками Дэва, то всё же суть его как участника проявленного мира будет предопределена организацией его ума. Через ум, или, как его именуют, манас, дух из непроявленного состояния входит в мир предметов и явлений. От того, как устроен ум, зависит и роль духа в проявленном мире.
Асурам ближе формально–логическое мышление, тогда как Дэвам — диалектика.
Чем выше поднимается человек в своём развитии, тем граница между Асурами и Дэвами становится тоньше. Собственно, как две силы эволюционной спирали, где одна помогает выявить форму, а другая — суть, они будут в том или ином виде, в тех или иных комбинациях и ритмах существовать всегда. По мере развития внутренних принципов человека — астрального, ментального, пранического — каждая из этих сил, Асуры и Дэвы, способствует развитию соответствующего аспекта. При гармоничном сотрудничестве обоих получается наилучший результат. Дисгармония влечёт к перекосу. Без крепких стен и фундамента здание рухнет, а без красоты и обустроенности оно останется мертвым. Обе силы являются эволюционными инструментами претворения соединения материи и духа, конечного с бесконечным, отдельного с целым. Ясно, что по мере развития материи доминанта смещается в сторону духа, пока не начнётся новый круг. Отсюда циклический характер, максимумы и минимумы Асуров и Дэвов. Эволюция устроена таким образом, что приток сил к одной и другой движущей силе смещен во времени и пространстве. На историческую сцену выходят то одни, то другие. Когда момент приложения двух разнонаправленных сил смещён, происходит круговое вращение. Когда силы ещё и изменяются в качестве, то происходит восхождение эволюционной спирали.
По мере развития человека в нём вызревают соответствующие принципы. Сейчас эпоха манаса, разумности. До этого, во времена Атлантиды, была эпоха развития чувственности, эпоха астрала. Развитие каждого принципа осуществляется напряжением обеих сил, Асуров и Дэвов. На дуге нисхождения духа в материю завершающая доминанта каждого цикла принадлежит материи, силам Асуров. Это похоже на претворение идеи в металл: сначала идеальные построения и изыскания, а затем их материальное претворение. На второй половине дуги завершающая доминанта принадлежит духу: удобные материальные условия, материальная база, овладение силами материи должны обеспечить духовные построения, построения в мире духа.
Сказанное о физическом плане, о противоположении физической и тонкой реальности относится и к астральному, то есть чувственному плану, и к ментальному, то есть умственному плану. В области литературы и искусства также известны свои Асуры и Дэвы, хотя данная область преимущественно занята Дэвами. Одним нравится Маяковский, а другим Есенин. Одним —барабаны, другим — флейта. Конечно, каждый человек бескраен, как космос, и включает самые разные силы. Отличие лишь в пропорциях. Отличие Асуров и Дэвов на плане чувств — в методах и подходах в этой области. У одних прямолинейность, у других — гибкость. Например, почерк может сказать о многом. У одних витиеватость и закругленность букв, у других — квадратность или угловатость. Витиеватость в большей мере была присуща Востоку. Технократизм пришёл с Запада. Хотя имеются и исключения. Все религии, «восточная тонкость», пришли с Востока. Асур с Востока может даже показаться более Дэвом, чем Дэв с Запада. Невозможно утверждать, что асурические методы хуже или лучше методов Дэвов. В нужное время и в нужной пропорции каждый необходим друг другу, как левый глаз правому и одно ухо другому. Один без другого не даст объемности, то есть полноты восприятия жизни.
Подобно тому, как Асуры и Дэвы по–разному развивают физическое и астральное тела, так же по–разному они развивают ментальное тело. У человека различают высший и низший ум. В области ума Асур действует столь же прямолинейно и безапелляционно, как и при освоении физического материала. На основании правильной теории Асур может плодотворно продвинуться в узком направлении, создав громадную детализацию и собрав большой фактический материал. Дэв способен явление охватить в целом, причём понять не столько многообразие техники и технологий, сколько разнообразие человеческих характеров и синтетических идей. Совместно Дэвы и Асуры могут добиться высоких результатов.
Из электротехники известно, что ток в проводнике возможен лишь при разности потенциалов. Когда оба конца имеют одинаковый потенциал, нет необходимости для какого–либо изменения, лампочка не загорится. В области тонких энергий и вибраций, в области лучей — закономерность та же. Жизнь с энергетической точки зрения есть трансмутация и обмен энергиями, гармоничный энерготок, гармоничное звучание арфы. Когда человек здоров, то процессы обмена, включая душевную и умственную составную, находятся в созвучии друг с другом и с внешней средой. Умственно, психически и физически здоровый человек способен добиваться высоких результатов, он имеет большой запас мощности. То же самое можно сказать и о человечестве в целом. Люди принадлежат разным лучам, и среди данного разнообразия выделяется энергетический крест, где две пары противоположностей по отношению друг к другу реализуют принципы Асуров и Дэвов.
Почему древние прибегали к цветовому признаку? Хорошо известно, что движения и жесты индийского танца являются своеобразным языком, которым можно сообщить очень многое. Положение руки или ноги у скульптурных изображений богов имеет своё значение. То же самое можно сказать о цвете, или о цветовом коде. Природа неслучайно расположила цвета и цветовые соотношения. Неслучайно пигменты глаза воспринимают три цвета. Цвет есть вибрация, и устойчивость вибрационного состояния подчиняется общим законам гармонии. Когда одно сочетается с другим, но не сочетается с третьим, то можно сказать, что их цветовые, или вибрационные, сути хорошо или плохо гармонируют. Когда в физике элементарных частиц появилась идея кварков, то её наилучшее объяснение удалось представить в виде комбинации сочетаний трёх цветных частиц, плюс четвертый нейтральный. Многие генные соответствия, как ключи и замки, также удаётся объяснить благодаря цветовому коду. Данный принцип цветового ключа можно перенести и на химию, и на биохимию, исследующие закономерности сочетаний и превращений.
Человек, принадлежа соответствующему лучу энергетического креста, тяготеет и к соответствующей йоге 1. Тем людям, которые принадлежат синему лучу, ближе путь Раджа–йоги. Это устроители жизни и победители: Рамзес II, Моисей, Акбар Великий. Принадлежащие зелено–голубому лучу следуют путём Джнана–йоги (йоги знания) и Бхакти–йоги (йоги любви и красоты): Пифагор, Франциск Ассизский.
Тот, кто принадлежит жёлтому (фиолетовому) лучу, следует путём Дхарма–йоги , сопряжённому с Джнана–йогой: Нума Помпилий, Будда, Платон. Принадлежащие красному лучу следуют путём Карма–йоги. Последние есть проводники закона, его ревнители и разрушители отжившего. Среди них всегда было много руководителей и воинов — кшатрии в чистом виде: Апостол Павел, Джордано Бруно.
У каждого положительного качества всегда можно найти его антитезу. Названным четырём лучам и четырём положительным йогам противостоят четыре деэволюционных луча и вредные йоги, называть которые нет надобности.
Каждому из главных лучей соответствуют свои Иерархи, которых обычно соотносят с Планетарными Управителями, с Логосами планет. Имена их земных воплощений названы выше. Воплощаясь множество раз в различных народах, они дали духовный импульс всем великим религиям, соответствующим их лучу. Их же можно назвать магнитами основных четырёх древних йог: раджа, бхакти, дхарма и карма.
Как Асуры и Дэвы своим цветовым сочетанием порождают центральное вращение жизни, так и цветовые соотношения остальных лучей завершают полноту кристалла жизни.
Известно, что призма раскладывает солнечный белый свет на семь главных цветов. В свою очередь, шесть призматических цветов, наложенные друг на друга, дают голубой луч. Голубой, а тем более белый луч являют синтез. Это посредник между предметным миром и миром Единства. В теле человека — это синтетический центр Вишуддха, физический узел которого назван Парацельсом Nervus Multiplanetis. В целом это верхняя часть левого нерва вагуса, дающего голубое свечение. В мифологии — это Гермес — посланник богов. Среди дыханий — это прана — носитель жизненной энергии. Таким образом, к белой вершине от центра квадрата, центра креста, ведёт серебристо–голубой и розовый луч Бхакти–йоги, дыхание йоги любви, ибо любовь есть синтез.
Основание квадрата четырех цветов соединено с сияющей серебристой вершиной, лучащейся радужным огнём Материи Люциды. Белый свет есть источник многоцветия. Если четыре древние йоги расположить по углам данного квадрата, то в середине, в вершине над плоскостью квадрата, будучи соединена с основанием восходящими гранями, пребывает йога синтеза, которая в нынешнее время носит имя Агни–йога. Тара данной йоги (Матерь Агни–йоги) называется Белая Тара.
Асуры по природе призваны служить и защищать идеи, подобно воинам. В их асуричности кроется опасность неестественной прямолинейности и негибкости, но в этом же качестве заключена способность преодолевать внешние препятствия и побеждать. Любимый герой индусов Хануман, великий почитатель Вишну,— образец такого светлого служения. Это символ молодого духа, беззаветно преданного старшему Товарищу. Неиспорченные жизнью Асуры доверчивы и бесхитростны, как дети.
В буддизме ярко выраженному типу Асуров многими чертами соответствуют те, кого здесь называют пратьекабудда. Название буквально означает «буддыносороги». По–тибетски их зовут Ранг Гьял, буквально
«Побеждающий Сам». Предание говорит, что Будда учил идти по жизни, как идут носороги, то есть не обращая внимание на мелкие бытовые препятствия, неуклонно двигаться к цели. Конечно, Будда не призывал быть слоном или носорогом. Пратьекабудды, будучи склонны к суровым аскетическим практикам, в силу асуричности характера главное внимание обращают на внешние физические стороны традиции. Про них среди буддистов рассказывается следующая притча.
В том месте, где собирались великие архаты, за их собраниями наблюдала обезьяна. Когда святые перешли в иные миры, на это место пришли пратьекабудды, желая также обрести просветление. Они увидели, как обезьяна стала повторять движения и позы святых, и стали вслед за ней делать то же самое, надеясь достигнуть нирваны. Так появились практики пратьекабудд.
Никакие физические действия не способны заменить труд духа. Если бы дело заключалось только в телесных позах или заклинаниях, то обезьяна или попугай стали бы архатами.
В Аюрведе названы три основные доши, или конституции организма: капха (земля–вода), питта (огонь) и вата (воздух и акаша). Кроме этого, существует немало людей с двойной конституцией: капха–питта, капха–вата и питта–вата. Есть и редкие случаи тройной конституции капха–питта–вата. Соединение двух и трех конституций не превращает качества человека в нечто среднее; группа качеств остаётся неизменной для данного вида конституции, и наряду с ней, не смешиваясь, присутствуют группы других конституций. Поскольку физическое тело получается человеком при воплощении по родовой наследственности, то итоговое сочетание нескольких конституций обусловлено, прежде всего, родителями, которые принадлежали к несочетаемым стихиям. То же можно сказать и о множественных сочетаниях Асуров и Дэвов.
5. Грубость и насилие
Рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества. Нельзя заставить дух расти. Даже нельзя понудить непрошеными советами. Можно лишь отвечать на стук чуткого сердца 1.
Насилие есть бич человечества, оно происходит от невежества; ибо даже немного мыслящий человек чувствует в сердце явление ужаса, когда перед ним черта неестественного 2.
Довольно странно, что большинство людей никак не поймут, что новые жизненные токи никогда не приводятся в движение путем насилия или нарушения закона 3.
Асуры, как и Дэвы, бывают разные. Высокоразвитый Асур может быть по–своему тонок. В индийских и буддийских текстах в иерархии надземных миров Дэвы помещаются выше Асуров. Эволюционно Дэвы выше, однако подобное справедливо в рамках одной волны эволюции. Если волны эволюции разные, то Асуры высокой волны могут оказаться выше, чем Дэвы низкой волны.
Асуры — раса великанов 42
Озарение, 3.6.19.
2
Мир Огненный, 1.121.
3
Учение Храма, 175.
Одним из характерных признаков низкой асуричности является грубость. Может показаться, что грубость есть обычная неразвитость, так сказать, молодость духа. Действительно, молодые люди за малостью знания, изза небольшого опыта и не выработанной сдержанности часто демонстрируют колючий максимализм. С возрастом у большинства это проходит. Часто такое поведение связывают с изменениями гормональной среды в переходном возрасте, социализацией молодежи. Неразвитостью сознания отличаются и духи, не так давно переставшие воплощаться в животном царстве, — отсталые аборигены далеких островов. Они также могут показаться грубыми. Однако и в случае с молодым телом, и в случае с молодым духом такая грубость как бы поверхностна, является скорее даже не грубостью, а акультурностью, легко преодолеваемой при продолжительном пребывании в культурной среде. Тот же грубый подросток или дикарь с островов может быть вполне добрым и сердечным. То есть внешнюю грубость можно со временем значительно преобразить. Неслучайно дети, занимающиеся, например, в театральном кружке или пластикой, то есть работающие над своим поведением в обществе, намного легче преодолевают изломы переходного возраста. Если грубость молодого духа во многом объяснима неразвитостью сердца, то асуричность старого духа скорее есть закрытость, очерствение сердца.
Посмертные последствия грубости — крайне болезненны. Говорится, что для лучшей посмертной ассимиляции высших энергий, для притяжения в более высокие слои нужно ещё на земле придать всем центрам человека возвышенно–духовную направленность. Для высокого духа нет низших и высших центров, но все служат духовному претворению. Оставляя земную сферу, дух должен очиститься от низших эманаций. Всякая ненужная шелуха, которую дух приносит с собою в Тонкий Мир, являет ему невыразимые боли. Труднее всего в Тонком Мире ощущать свою грубость 1.
Индийские и буддийские тексты помещают развоплощённых Асуров в область низшего астрала. Здесь всё и вся постоянно сражаются, повсюду творится насилие. Приобщение таких людей, при их воплощении, к науке, искусству, философии и религии является для них и для человечества в целом большим шагом вперёд.
Грубость и жестокость необязательно выражаются в причинении физического страдания или в лишении жизни и здоровья. Асуры жестоки, прежде всего, к самим себе. Если жизненные события и чужая идея их не толкнёт на насилование других, как это не раз случалось с воинственными народами, то интеллектуальные Асуры остаются жить в небольшой микросреде, отличающейся своей субкультурой, тяготеющей к чувству избранности и элитарности.
Оказывается, что сам по себе объём накопленного знания не устраняет духовную грубость. По всему миру в научных организациях немало интеллектуалов, грызущих гранит науки и мучающих окружающих гигантскими скучными теориями. У гуманитариев этого меньше, правда, больше сиропности. Зависть Асура к Дэву, антагонизм рутины к поэзии дали пищу исторической драме Моцарта и Сальери. Поэзия — от бога и питается через сердце. Отсюда и интуиция, и творческое прозрение, и научное вдохновение. Рутинёр добивается званий и положений иначе — вслепую, через утомительное просеивание золотоносного песка. Конечно, существует немало Асуров, которые любовью к людям смогли раскрыть своё сердце, смогли духовно подняться над асуричностью, или, по–другому, — сгармонизироваться, войти в ритмику с другими людьми и тем самым явить синтез.
1
Мир Огненный, 3.84.
Асуричность может проявляться в разных сторонах жизни. Когда асуричность направлена на физическое тело — это хатха–йога. Когда с тем же упорством, какому предавались асанам, гоняют в своём физическом теле низшую эфирную энергию — это асуричность на эфирном уровне, так называемый энергетизм. Но не обязательно асуричность сводима к физическому телу. От родителей Асуру мог достаться вполне развитый физический мозг, и, получив соответствующее образование, он может с тем же жаром, с каким он мучил мышцы и сухожилия, теперь наброситься на материю своего мозга. Такие люди могут заставлять себя и своих учеников зазубривать громадные тексты, превращать свою память в пыльный склад бессмысленной информации. То же самое можно совершать и в отношении чувственной сферы. Короче говоря, все низшие тела, от физического до низшего манаса, могут стать ареной асурического мучительства. Названные качества присущи большинству людей, не только Асурам. Они как вредная привычка направляют работу человеческого духа в ложную сторону.
6. Страдание
Страдание — это ветер, который раздувает ярче пламя. Страдание по–другому можно назвать напряжением от сопротивления. Ни один феномен света, молнии, тепла не выявляется иначе, нежели через напряжение, или, по–другому, страдание. Самым элементарным напряжением человека является мышечный труд. Напряжение мышц порождает тепло. Энергия движения, приводящая к напряжению, зарождается, конечно, не в клетках мышц, а на более тонком уровне. Любой мастер спорта будет говорить о психологической подготовке. Мастера восточных единоборств обратят внимание на силу духа. Народ сложил множество поговорок о значении духа, и часто приводят в пример несгибаемость духа Суворова, перешедшего с армией Альпы.
Искусственные практики не способны заменить напряжения реальной жизни. Подлинная йога всегда в жизни. Один йог рассказывал, как в горах ему встретились два отшельника — последователи хатха–йоги. Они целыми днями вздорили друг с другом, пылая огнём ревности и раздражения. Это тоже — жизнь. Невозможно избежать жизни нигде и никак, можно лишь жить, сообразуясь с правилами природы, или же их извращать. Здесь пролегает тонкая граница между Левым и Правым Путём. Тренировка, особенно при наставничестве Учителя, может принести пользу. Но искусственная противоестественная практика может изломать и запутать поток кармы, за что придётся дорого платить. Одним из очевидных признаков неестественного напряжения выступают жестокость и ненависть. Как и в случае с ложью, жестокость и ненависть проявляются в первую очередь по отношению к своему духу, затем к психическому состоянию и, наконец, к своему телу. Как внутренняя ложь даёт себя знать буйным цветом внешней лжи и предательства по отношению к другим людям, так и ненависть и жестокость обязательно обнаружатся вовне. Это может выразиться в особой грубости поступков, в причинении окружающим неестественной тяжести и боли.
В большинстве случаев это — Асуры. Область их
пребывания после смерти в астрале описывается как место постоянных битв и сражений, и их символом является клинок. При воплощении они могут быть хорошими воинами, ибо имеют повышенную крепость нервов и безразличие к боли. Конечно, неестественный сдвиг в одном качестве происходит за счёт другого. Подобно тому, как в астральном плане Асуры пребывают в постоянном напряжении борьбы, так и при воплощении они ищут и создают трудности там, где их могло вовсе не быть. Во времена освоения новых земель или революций Асуры оказываются в первых рядах, получая от ситуации естественный уровень сильного напряжения. Когда же естественный период напряжения заканчивается, они начинают создавать проблемы на пустом месте.
Реальная жизнь полна напряжения, и нет надобности его специально изыскивать. Каждое воплощение, карма определяют человеку свой размер и качество напряжения. Даже возраст имеет свои законы напряжения. Юноша устремляется на штурм гор или балкона красивой девушки. В этом возрасте естественным является освоение напряжений уровня тела и низшего астрала. Большинство людей с возрастом переходят к иным, более утончённым штурмам, вплоть до духовного штурма неба и звёзд. Когда молодой воплощениями дух рождается в теле, например, монгола–кочевника, его трудности палаточной жизни естественны для его уровня развития. Но когда тем же самым начинает заниматься человек, рождённый в более цивилизованных условиях, то такое поведение без особых на то причин становится явной аномалией, шагом назад. Более опытный дух должен был уже в прежних жизнях набраться опыта примитивных телесных напряжений, а теперь пришло время более тонких подвижек. Строго говоря, назад движения не существует, и в таком случае аномалия становится движением вопреки эволюции собственного духа. Так личность может разойтись со своим духом, утратить с ним всяческую связь. Особенность Асуров заключается в использовании тех форм напряжения, которые нравятся их астралу. Христос сказал, что нельзя одновременно служить Богу и Мамоне. Часто последнее отождествляют с властью денег или Сатаны. Действительно, есть такие сущности, как мамо–Коганы 1, Владыки Тьмы, одним из инструментов которых по влиянию на души людей стали деньги. Но деструктивность — явление более широкое, чем деньги или Владыки Зла некоторого участка Космоса. Выражением деструктивности как принципа выступает Хаос, и организм Космоса состоит из оазисов конструктивного среди океана хаотичного. Хаос во всех концах Вселенной стремится пожрать созидательное и гармоничное. Для претворения деструктивных энергий в человеке должен иметься какой–то внутренний проводник, иначе не будет контакта. Этот проводник
— внутренний мамона — есть у всех, за исключением редких святых и архатов, и это и есть низший астрал. Грубость и накал низших напряжений заглушают голос духа Асура, противостоящий этому внутреннему мамоне. В результате Асур устремляется к низшим формам напряжения, ибо высокие формы напряжения убийственны для низшего астрала.
1
См.: Письма Махатм. Письмо 153.
Мучения длительным постом, ночными бдениями, физические истязания как регулярные практики не могут породить тонкие энергии, препятствуют формированию тонких духовных структур. Тонкое требует особой гармонии. Невозможно настраивать тонкое с помощью молота. Невозможно натянуть тететиву духа напряжением мышц или желудка.
7. Удовольствие
Парадоксальная связь страдания и любви общеизвестна. Величайшие творения человеческого гения часто были подвигнуты страданиями любви. Закон рождения нового света везде одинаков — это сила напряжения. Подлинная любовь между мужчиной и женщиной отличается от известной подделки тем, что в подлинном чувстве напряжение притяжения возникает между двумя сердцами, а в суррогатах этого высокого чувства любят лишь себя. Энергетически суррогатная любовь описывается как обмен энергиями исключительно между животными оболочками, если не между примкнувшими сущностями из низшего астрала. Человеческое сердце здесь мало участвует. В оккультизме таким путём пошли, например, шактистские школы тантры.
Если эгоизм низших аскетических практик черпает энергию из самоистязания в основном плоти, затрагивая лишь самые примитивные психические структуры, то напряжение суррогатной любви коверкает, к сожалению, более высокие связи.
Как философское течение, стремление Дэвов к удовольствию во времена античности связали с именем Эпикура, а любителей неги стали называть эпикурейцами. Сама эпоха античности, прежде всего поздняя Греция, явила пример наибольшей пристрастности к удовольствиям. Вероятно, такой же период пережила когда–то Индия, да, возможно, и все великие культуры. По Эпикуру, удовольствие есть отсутствие страдания. Эпикур был последователем Демокрита, и, как настоящий Асур, увлекшийся какой–то одной стороной медали, или одним лучом истины, он пренебрёг всеми остальными. Эпикур был теоретиком, и, подобно аналогичным Асурам–теоретикам, ревностно отстаивающим свою идею фикс, он породил целое идейное направление, сторонниками которого стали исключительно Дэвы, особенно в позднем вульгарном изложении эпикуреизма. Та же участь постигла и небезызвестное учение Дона Хуана — порождённое Асуром и заведомо для Асуров, оно было популяризировано «индульгирующим» Дэвом и собрало последователей в США и других западных странах прежде всего среди Дэвов, причём в большинстве своём — женщин. Асур учил о страдании и практиках, близких к индийской хатха–йоге и тибетскому бон–по, а Дэв превратил это на практических семинарах в смакование общеизвестного состояния, метко названного старцами прелестью.
В противоположность эпикуреизму возникло идейное и жизненное учение — стоицизм. Ещё позже, во времена христианского богословия, возник доктринальный спор между сторонниками суровой аскезы и сторонниками гибкости и мягкости. В противостоянии идеалов жизни Асуров и жизни Дэвов обнаруживалась особая линия. Любая крайность выглядит таковой в сравнении с чем–то. Что нужно взять за середину, оценивая излишнюю пристрастность к мягкости Дэвов и к жесткости Асуров? За середину популяризаторы привыкли брать бытовой уровень населения. В сравнении с ним любой подлинный священник покажется аскетом. Так, жизненный путь Оригена выглядит строго аскетичным. Но если сравнивать его с палочной дисциплиной монастырей Шенуте — заведомым Асуром 1, то учение и жизненный пример Оригена демонстрируют очевидный характер солнечного Дэва.
Эпикур, Фрейд и многие другие современные и древние мыслители обнаружили громадную побудительную силу удовольствия. В индийской философии мужской аспект этой силы назвали Кама, а у греков он стал Купидоном и Эротом. Фрейд это назвал либидо. Весь вопрос в правильном понимании этой силы и правильном её использовании. Ядерную силу также можно прилагать для разрушения, а можно для мирного созидания. То же самое и сила Кундалини — этот биоядерный поток. В абстрактном понимании энергия Кама выступает побудительным источником любого избирательного действия. Поскольку любое действие влечет последствия, то Кама становится условием, или причиной, или инструментом судьбы, кармы. В Евангелии эта сила названа Любовью и Логосом, изначальным Светом. В вишнуизме — это Вишну и Лакшми, любовью которых строится мир.
Аскетизм у популяризаторов культуры принято трактовать как абсолютный отказ от удовольствия. Тем не менее в духовных традициях рьяный аскетизм относят к разновидности страстей. Исследования биохимиков это подтвердили. Было выявлено, что само ощущение удовольствия человек испытывает при поступлении эндорфинов и аналогичных веществ к соответствующим нервным узлам или нервным окончаниям. Эти вещества образуются в результате как прямых действий (принятия опьяняющих и наркотических напитков, многих продуктов, включая мясо), так и косвенным образом, например, от мышечных напряжений или испытания болей. При болях и мышечных напряжениях организм сам вырабатывает эндорфины для компенсации возникших диспропорций. Для примера можно назвать ощущение телесного удовольствия после лыжного многокилометрового марша или после сауны с веником, когда человек, что называется «приятно млеет». Ясновидящие бы добавили, что, при известном психическом отношении к этой эндорфинной реакции, к млеющему человеку в момент блаженства присасывается гость из низшего астрального плана, и реакция удовольствия, прямого или косвенного, многократно увеличивается. Такой «расслабившийся» человек превращается в насос или в генератор по перекачиванию в низший астрал вибраций животного удовольствия. Это состояние православные старцы и назвали прелестью.
 


Рецензии