ВВС-страна чудес. Эпизод 16 Продолжение

    Идут учения флота. Задача нашей эскадрильи: одиночными вылетами в район Курильских островов, обеспечить непрерывную выдачу целеуказаний по месторасположению "противника" ударным силам флота, с посадкой на дозаправку на ЗАС "Монгохто". Остался вылет крайнего экипажа, гв. капитана Александра Глебова и можно подводить итоги учений. Неожиданно у Глебова возникает заминка- заболел штурман корабля Юра Гендов. Пришлось мне, в то время помощника штурмана АЭ, срочно подготовить полетную документацию и заменить собой, заболевшего штурмана.

Отработали задачу по выдаче ЦУ "мореходам" и посадкой на ЗАС " Монгохто" завершили учения. Оставляем правака с остальными членами экипажа, руководить заправкой самолёта, а сами, я и командир корабля, убываем на верх КДП, за получением указаний на перелёт на свой аэродром.

На указаниях ничего необычного не услышали, погода благоприятствует перелёту по маршруту. Прибыли к месту старту. Построение экипажа перед самолётом для получением указаний на полёт командиром, короткий перекур и ... колёса в воздухе! Курс - домой!

По ходу маршрута провожу ВРК(воздушную разведку кораблей), кроме гражданских судов в море никого не обнаруживаем. Остаётся чуть больше часа до береговой черты, а там и до дома- рукой подать.

При подходе к ППМ(поворотный пункт маршрута)населённый пункт Рудная Пристань настораживает информация в эфире: в Приморском крае разгулялся ветер... Закрылись "по ветру" несколько запасных аэродромов... Эти запасные аэродромы в основном для истребителей больше подходят, поэтому их закрытие не критично, пока...

Над Рудной Пристанью встречаемся с нашим бортом Хорольским, только с эскадрильи "больших" - Ту-95рц, командир там мой хороший знакомый - майор Бержукасов. Идём домой вместе, правда на разных эшелонах.

В это время продолжает поступать информация: по сильному боковому ветру закрыты аэродромы Пристань, Кневичи, Николаевка, Спасск дальний... Это уже совсем нехорошо. Практически остаёмся без запасных... Работающим остаётся практически только наш "Цветной" и то, предают, что ветер боковой 10-15м/сек, порывы до 20м/сек...

Приходим на нашу точку. Бержукасов с посадкой, мы с проходом на высоте круга. Наблюдаем посадку Ту-95. Наблюдаю посадку Ту-95находясь сверху. Садится до полосы на асфальтированную нашлёпку, чуть правее осевой линии... Всё норм. Катиться по полосе. В голову лезут не совсем приятные мысли: - если Бержика, у которого посадочный вес практически больше, чем наш максимально взлётный, чуть ли не сдуло с полосы, то нас то сдует, как щепку с полосы...

Проблема ещё в том, что Санька Глебов лётчик 2-го класса, а по Инструкции экипажа Ту- 16 разрешается посадка с боковым ветром более 12м/сек, как исключение только с разрешения командира авиационной части.

Проходим над полосой, выполняем первый разворот... Слушаю разговор РП(руководителя полетами) и командиром корабля. Из разговора понимаю, что командиру дают право на самостоятельное решение из 2-х вариантов: вынужденное покидание самолёта членами экипажа(катапультирование или посадка на своём аэродроме так как запасных аэродромов нет. Да и топлива тоже...не совсем, чтоб много осталось.

Подходим к третьему развороту, это как раз район вынужденного покидания самолёта. Командир корабля обращается ко мне: - Штурман! Твоё мнение?! Отвечаю:-Командир, решение конечно за тобой.... Катапультирование - здОрово, конечно...Но, есть нюанс. При катапультировании моя штурманская голова останется на люке, а вот всё остальное полетит к земле... Второй штурман, может прилететь прямо в обтекатель под фюзеляжем, вы вместе с помощником, возможно прилетите в киль самолёта. Корма, возможно, благополучно приземлится и расскажет о последних минутах нашего героического полёта. Мне такой расклад не подходит. Моё мнение с посадкой на нашу грешную Землю! (за точность процитированного моего ответа не ручаюсь, но смысл был такой 100%, точно).

Командир, к четвертому развороту, принимает решение: - Экипаж, будем садиться! О своём решении докладывает РП.

- Добро, с посадкой,- слышим в ответ.

Как штурман, с максимальной точностью, даю начало четвёртого разворота, с выходом на посадочный курс... Больше помочь нечем, слежу за режимом полёта- скорость, высота. Всё остальное на командире корабля, руководителе посадки и РП... Прошли дальний привод... :-На курсе, на глиссаде! - это руководитель посадки. Идем "раком- боком" к ближнему приводу... Нос самолёта развернут на угол сноса так, что я наблюдаю ВПП не прямо по курсу, а повернув голову вправо на градусов 20))).

***

Небольшое отступление перед посадкой.

В Монгохто, перед вылетом мы получили борт-пайки. Галеты были с плесенью толщиной в палец. Выкинуть некуда, поэтому решил выбросить их после полёта. Мясо, шоколад, сок были съедены и выпиты еще во время полёта. А вот галеты, я съел и не почувствовал плесень, во время полёта от четвёртого разворота до ближнего привода! Полез рукой еще раз в пакет, а там- пусто! Истинно говорят, что перед смертью не надышишься! В моём варианте - "не наешься". Гы-ы-ы! Не. Не смешно.

***

... - Дзынь, дзинь, дзынь,- раздаётся в наушниках сигнал прохода ближнего привода. Готовимся посадке. Галет нет, ничто не отвлекает. Разворачиваю катапультное кресло по полёту, слежу за скоростью... -270!270!265!265!Торец, 260!-докладываю скорость командиру...

Командир разворачивает нос самолёта строго по осевой, выравнивает... Слышу, как замирают обороты двигателей...щас будет касание... Как вдруг, осевая отметка полосы резко уходит влево. Порыв ветра. Левая стойка на бетоне, правая на земле. Начинаем пробег. -Выпустить тормозные парашюты!!!-командует командир! Правак вместо выпустить тормозные парашюты нажимает " СБРОС". Просто обалденно!!! Несёмся дальше без парашютов, то ли по бетону, то ли по грунту. Это смотря с какой стороны смотреть...

Слава Александру Глебову! Во время пробега, я при помощи правого лётчика, который ухватил меня за шкирку и помог выползти из передней кабины за броне спинку своего сиденья. Командир в это время все-таки вытащил самолёт на бетон. Сруливаем в карман ВПП. Глушим двигатели. Экипаж жив, самолёт цел! Что еще нужно для полного счастья?!!

Стою на бетоне. Беру из рук стартеха прикуренную им сигарету. Затяжка. Другая. Красота!!! Вижу подъехавший УАЗик командира полка. Полковник Максимов подходит. Жмёт руку, командует: - Дуй в мой УАЗик!

Залез в УАЗик. Водила командира протягивает стакан. В стакане коньяк. -Откуда?!! Водила лыбится:- У командира бутылка была в бардачке, на всякий пожарный, пригодилась. Пью. Вижу в окно, как командир обнимает Глебова. Отпускает. Максимов идет с инженером к самолёту, Глебов, как и я залазит в УАЗик, и как и я получает в руки стакан с коньяком. Сидим. Молчим. На переднее сиденье садится полковник Максимов, командует водителю: - Меня в штаб, их - по домам!!! И, нам:- Сегодня отдыхаете! Разбор - завтра!

... Захожу в квартиру. Лена встречает, целует и командует: - Иди на кухню!

На кухонном столе бутылка водки, какая-то закуска... Ясно. "Голубиная почта сработала. Девочки- планшетистки наверняка донесли жене про наш полёт... Наливаю, выпиваю. А что?! Все хорошо. Жизнь продолжается!

***

Какой то не смешной Эпизод получился. Посему, не по теме, пару коротеньких зарисовок из смешного.

***

Наверняка многие знают прикол АниЛены Хренвбок про разворот в политике на 360 градусов?! Так вот! Ответственно заявляю, что она в своих "глубоких" познаниях не одна! И до неё были люди, которые могли удивить нас намного больше. Итак. Год примерно так... 1988 - 89, не столь важно. Место действия - гарнизон Хороль, штаб 3-ей АЭ, класс навигации. Главные герои: молодой выпускник штурманского училища ЧВВАКУШ - лейтенант Мелёхин(имя не помню, да и не хочу вспоминать, врать не буду) и помощник штурмана АЭ -то есть я, собственной персоной. Идёт сдача зачёта по навигации на допуск к полётам лейтенанта Мелёхина...

...- Мелёхин! Я просил нарисовать стандартную "Большую коробочку", а не равнобедренный треугольник!!! -в очередной раз взываю к мозгу лейтенанта на посыл к рукам Мелёхина- воссоздать на листе бумаги схему полёта по "Большой коробочке"( для не посвященных - уровень познаний из учебника по самолётовождению 1-курса обучения в ЧВВАКУШе). По глазам Мелёхина вижу, что товарищ не понимает, что я от него требую. - Да, мы так всегда в училище летали по коробочке, товарищ капитан!- с тоской в голосе восклицает лейтенант. Ладно. Похоже на то, что как то( а может и не раз) при взлёте командир экипажа, по команде РП следовал сразу от первого разворота к третьему, вот у Мелёхина и остался в памяти треугольник. Пробую помочь бедолаге:

-Куришь?- спрашиваю его.

-Курю, - слышу в ответ.

- Достань коробок спичек!

Достаёт из кармана коробок , кладёт на стол перед собой.

- Ничего не напоминает коробок по форме?

- Ну, квадрат какой-то, что ли?!

- Мдеее. Тяжелый случай. Квадрат. Может он меня троллить, пытается? А?!- думаю я. - А, может и правда, просто тупой на самом деле? Ну-ка, проверим-ка его на вшивость...- вкрадывается злорадная мысль. Сказано- сделано.

Подвигаю к себе лист бумаги с его треугольником и ниже рисую три окружности: одна окружность мм 10-15 в диаметре, вторая 30-35 и третья - самая большая, более 50. Вопрошаю лейтенанта: - Мелёхин, согласись, что штурман должен обладать хорошим глазомером?! Мелёхин согласен, кивает головой.

- Так вот! - продолжаю я, - Вот тебе ручка. Задача: без помощи транспортира, визуально определить количество градусов в каждой окружности!!!

- С какой точностью? - спрашивает Мелёхин(!!?).

С трудом сдерживаясь, чтобы не заехать ему в глаз, отвечаю: - Допуск 2-3 градуса!

И этот корифей самолётовождения, наморщив лоб, подписывает под маленькой окружностью - 110 градусов, под средней - 230, а под большой - 550!!!

Слов нет. Этот лейтенант 4 года учился штурманскому ремеслу!!! Как??! Как этот мальчик смог получить диплом штурмана-инженера??? Может он убил лейтенанта Мелёхина и забрал его документы?! Хотелось закричать: - Я раскрыл тебя!!! Ты убийца!!!Убийца!!! Где тело выпускника ЧВВАКУШ Мелёхина!!! А??!

****

Самое смешное в том, что через полчаса я поставил ему "зачёт" по самолётовождению и другим дисциплинам... А куда деваться прикажите?! Острая нехватка лётного состава... Не научили в училище, научим здесь. Не можешь - поможем, не хочешь - заставим. Главное, чтоб ничего не включал и не дёргал, красного цвета... Вот так. А Вы говорите, Анналена Бербок или это я сказал?! Тем более она не штурман, а всего-навсего Министр Иностранных дел.

Чего то после воспоминаний о Мелёхине, больше писать ничего не хочется. Хочется выпить грамм 200, да нельзя. С одной почкой алкоголь противопоказан, а жаль))).

***


Рецензии