Водосбор троецветка

My Heart’s in the Highlands wherever I go

Robert Burns

  Хорошо когда растение противоречивое, с характером. Аквилегию знают все и выращивают в садах не одну сотню лет. Имя ее придумал сам Карл Линней. Даже возле нашего подъезда она растет на клумбе. Но если аквилегия  обоснуется на даче, хозяину придется с ней воевать, всходы будут появляться по всему участку. Однажды я ее обнаружил в березовом лесу, где она превосходно себя чувствовала. Томский ботаник Василий Сапожников в одной из последних экспедиций на Алтай записал, как местные жители несколько дней варят лекарство из аквилегии, однако современная медицина ее не признает,  изучена недостаточно. Да и вообще, не ядовита ли она? Аквилегии бывают разные, но самые красивые,  несомненно,  сибирские, а лучшая из них, конечно,  алтайская железистая аквилегия.

Когда в нашей стране работал ютуб, беззаботные дикие туристы выкладывали в интернет свои видеоотчеты о невиданных путешествиях. Ролики смотрел весь мир, и я тоже. Попав на Алтай,  многие туристы жалели, что молодежь не может насладиться вместе с ними видами  Алтайского Синегорья. Они были   уверены, горожанин, попавший в море аквилегий у вечных снегов под лазурным небом, вернется вниз другим человеком. Особенно поразили меня картины природы между Мультинских озер.  Туристы шли по едва заметной среди камней тропинке, а вокруг цвела аквилегия,  и не просто синяя, а бело-голубая (даже бывалые ботаники поражались). Впрочем, для туристов это были просто красивые цветочки.  И цвела аквилегия не одна, ее голубые волны перемежались с оранжевыми волнами огоньков, азиатских купальниц. Ну, думалось, никогда я в это море не попаду.

И вдруг совершилось чудо. Из нашего поселка группа туристов направилась на Мультинские озера.  Конечно, пешком на озера ходят только экстремалы. Мы ехали в закрытой «буханке», ложилась машина то на правый бок, то на левый,  по глубоким колеям бежали с гор бесконечные ледяные ручьи, а по обочинам, высунув языки,  бежали вверх  экстремалы.  Увы, бежали они не за аквилегиями. У экстремалов было такое ежегодное соревнование, кто первый добежит до озера, даже нормы сдавали, и судьи снимали с маршрута тех, кто бежал слишком медленно.  Наша группа дошла только до порогов, что отделяют нижнее озеро от верхнего. Море аквилегий мы не увидели, но на тропе, что бежала в лесу вдоль озера,  мы нашли  всего один цветок и этого хватило. Может быть,  он и был когда-то лесным эльфом, но все туристы обязательно поднимали вверх его крупную голову, конечно, не срывали,  и заглядывали внутрь, наверное, ожидая тоже увидеть нечто сверхъестественное.  Андрей Белый в Египте всю ночь, под южными звездами,  просидел у головы Сфинкса, тогда еще засыпанного песком,  всматривался в его глаза и губы, и написал «Петербург».  А если бы мы просидели день у цветка,  что  написали бы? Может, и ничего. Туристы тоже обречены на бег, как экстремалы. Все равно, мы его увидели, алтайский водосбор

Что такое водосбор? Это древний лютик, со множеством тычинок и пестиков. Правда, лепестки его разные, внутренние даже с нектарниками, загнутыми в виде орлиных когтей. У нашей аквилегии нектарники крошечные, меньше сантиметра, какие там орлиные когти!

Права Лидия Гинзбург, нет больше растений самих по себе. Все они для нас пронизаны тысячелетней культурой, мифами, легендами, историей,  искусством и наукой, сибирские аквилегии не исключение. Даже слово «аквилегия»  латинского происхождения. О чем речь в названии, о воде или орле?  Это и водосбор и орлик, а мне нравится троецветка. Уже триста лет назад Ламарк знал сибирскую аквилегию,  и рассказ о ней поместил в знаменитую «Энциклопедию» Дидро. Двести лет назад Федор Фишер (интересное созвучие имен), ученый ботаник в Горенках, а потом в Ботаническом саду столицы, дал алтайской альпийской аквилегии  научное название. В Московском университете хранится гербарный лист аквилегии, собранной на Алтае Карелиным, прадедом Блока. Наверняка,  этот гербарный лист держал в руках и дед Блока Андрей Бекетов, а теперь любой может посмотреть его в интернете.

И разве сравнится аквилегия у подъезда с алтайским водосбором у вечных снегов? И прав Самуил Маршак, переведя строку Бернса, может,  не близко к тексту, но точно:
В горах мое сердце, а сам я внизу


Рецензии
В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах моё сердце, а сам я внизу!
Роберт Бёрнс.

Но Шотландские холмы совсем другое, чем Алтайские горы.
Нет вечных снегов, самая высокая гора Бен-Невис 1345 м.
И растительность другая. Вереск, чертополох, клевер,
на южных склонах южных отрогов лилии.
Слишком суров климат для нежных аквилегий.
Хотя в долинах и фуксии, и пеларгонии растут. Их разнообразие и виды окрасок в садах древних замков и сегодня поражают!

Но теперь уже нет дикой природы в Шотландии: все холмы скупили англичане
и огородили проволокой. Просто ради вложения денег и приобретения статуса гражданина Шотландии.

А где прошли англичане, там, как известно, как Мамай прошёл! Изменился облик Шотландии, и даже ботаник Дарвин не узнал бы свою родину!

Так что наш Алтай и по красоте, и по дикости природы,
и по изобилию диких растений, на порядок выше!

Спасибо за ОДУ аквилегии-водосборнику!

Коза-Дереза   28.03.2025 00:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Коза-Дереза, я тоже люблю Шотландию, многие русские , например, Дашкова, жили там. Сам там не был, но Алтай каждый год наблюдал и всегда он разный. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   28.03.2025 03:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.