Яновские солнечные гобелены в Вечаше

А вы знаете, что я вам скажу: яновские гобелены будто специально были созданы под музыку Римского-Корсакова.
Прослеживается явная пантеистическая связь между музыкальными образами композитора и тем, что мы видим на полотнах этих прекрасных художников божественной нити. Работы, представленные в музее-усадьбе «Вечаша», воистину филигранно сделаны, что говорит о большом мастерстве художников. Возведённая в образец искусства живая нить напомнит нам, что все мы пришли оттуда — из живых легенд и преданий.
И не говорите, что христианство и язычество — две вещи несовместные.
Одна эпоха сменила другую, которая оставила несомненный след. На гобеленах Яновых образ Троицы соседствует с яркими, сочными, радужными рисунками, похожими на солнечные обереги, формы круга, той формы, которая присутствует везде, где есть культ солнца, — это рисунки древних славян, существовавшие задолго до христианства. Если приглядеться к некоторым работам, на них можно увидеть слияние христианской эпохи и язычества, где посередине яркий, потрясающий, как взрыв, оберег солнца, охраняем по краям ангелами во плоти. Воистину, фантазии художников нет равных. И всё это так по-русски. Русские сюжеты работ ощущаешь всей своей натурой, в которой закралась где-то в подкорке вся эта древняя красотища!
Языческий период, который мы миновали, ознаменовался для нас тем, что мы до сих пор в христианские праздники вплетаем, как веночки, его отголоски. И не надо негодовать. Это идёт от незнания процессов взаимосвязанности. Особо догматичные православные сейчас хмыкнут, нет, дорогие, христианство не само пришло, оно тоже возрастало из древних обычаев.
Римский-Корсаков был композитором, а не художником, но он очень хорошо понимал взаимосвязь между языческой и христианскими эпохами: «Мотив — «Масленица-мокрохвостка, поезжай долой со двора» — кощунственно напоминает православную панихиду.
Но разве мелодии старинных православных песнопений не древнего языческого происхождения? Разве не такого же происхождения и многие обряды и догматы? Праздники Пасхи, Троицы и т. д. не суть ли приспособления христианства к языческому солнечному культу? А учение о Троице?» — это пишет человек, который занимался собирательством народных тем, мелодий, попевок. Умение сопоставить древнейшее народное творчество с тем, что привнесло в музыкальную культуру христианство, приводит его к выводам, что между ними существует прямая взаимосвязь. Николай Андреевич, имевший абсолютный цветной слух, рассуждает здесь исключительно как композитор, не вдаваясь в вопросы вероисповедания.
Но, как тонко всё подмечено, нельзя в масштабе культурологической революции, а христианство — это и была своего рода революция в мышлении, нельзя отбросить старое и жить только на новой почве. Не приживётся. Только поглотившая язычество эпоха христианства знала, какое большое ей досталось наследство, которым она до сих пор пользуется.
Гобелены Яновых, написанные на исконно русские сюжеты, изобилуют яркими тонами — тонами солнца, они будто и рождены для того, чтобы прославить своей тонкой, безупречной работой музыку Римского-Корсакова, да и не только её, в них слышится вся Могучая Кучка, с неповторимым бородинским «Солнцу Красному — Слава» и «Богатырскими воротами» Мусоргского.
В них прослеживается и старая Русь из «Царской невесты», и град Китеж, они запечатлели все вехи творчества Н. А. Римского-Корсакова, являя собой воистину яркий образец народного творчества.


Рецензии