Буюк Казахстан
(вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/KAZAKHSTAN/Kazakhstan.htm)
Буюк -- значит "великий". Это слово здесь к названию собствен-
ной страны обычно не прилепляется: я прилепил его сам -- из ува-
жения и хороших предчувствий (т.е. на вырост).
Казахстан впечатляет своими размерами, но плотность населения
здесь низкая, из-за чего у северного "старшего брата" всё время
текут слюни и появляются разные идеи по поводу, как бы чего здесь
разместить: ядерный или ракетный полигон какой-нибудь, на худой
конец просто космодром.
* * *
У Казахстана как места для умиротворения мятежных душ есть
только два крупных недостатка: 1) он удалён от всяких европейских
"центров", 2) в нём разные интересные объекты -- как правило, на
большом расстоянии один от другого. Остальное -- почти сплошь
достоинства (явные или скрытые). Это, можно сказать, евразийская
кладовая глубинных смыслов. Здесь хорошо размышляется о всяких
больших предметах: о цивилизациях, империях, войнах, прогрессе,
руссизме, тюркизме, СССР, Великой Степи, центральноазиатской
кухне и т. п. Здесь часто наталкиваешься на всякие объекты и
феномены, будящие креативную и критическую мысль. Главное -- не
гнать галопом, а осваивать всё в спокойном темпе: манты, лагман,
корейский холодный супчик (забыл, как называется) и т. п.
Почему Казахстан -- при его-то культурных и географических пре-
имуществах -- ещё не стал рассадником новой, высшей ментальности
и местом прорыва на следующую ступень социального развития, я,
честно говоря, не вполне понимаю. Я бы на его месте не тянул.
Может быть, местным умникам не хватает зажигательного примера,
чёткой постановки задачи "сверху", методологического впрыска,
точечной поддержки правильных "тусовок".
Общее впечатление от Казахстана: страна сравнительно благополу-
чная, в интеллектуальном отношении более-менее самообеспеченная,
в целом весьма перспективная. Она пока что не на правильном пути,
но и не в большом удалении от оного. Поработать бы с нею основа-
тельно.
Большой плюс казахстанцев как нации -- в том, что они патрио-
тятся спокойно: без шовинистического надрыва, георгиевских ленто-
чек, бряцания оружием, аншлюсов.
Нету здесь и европейской либерастической заскочности в управ-
ленческом аппарате, хотя среди "общественности" прикормленных
заграницей либерастов хватает, и они мутят своё.
Серьёзные проблемы здесь имеются, таки да, но они не смертель-
ные. И их здесь сознают и обсуждают, восхищая квалификацией и
здравомыслием.
В общем, страна созрела для рывка в реально светлое будущее.
Остаётся сидеть и ждать, пока социальная флуктуация не выплюхнет
наверх решительного лидера с широкими взглядами и правильным
пониманием текущего момента. Прочие ингредиенты успеха уже в
наличии. Ведущий консультант по рывкам уже положил на эту страну
свой намётанный глаз. Своей рекогносцировочной поездкой он остал-
ся доволен.
* * *
У казахов распространено обращение к незнакомцу "Уважаемый!", к
незнакомке -- соответственно "Уважаемая!". Никаких тебе "Мужчи-
на!", "Женщина!" и т. п.
У казахов не принято желать на прощание "Хорошего вам дня!". Но
это не означает, что они менее доброжелательны, чем западоиды с их
"Have a nice day!".
У казахов супругу не принято называть "ханым".
У казахов нет арабской заморочки насчёт левой руки.
* * *
"Нур Отан" ("Заря Родины") -- проназарбаевская партия в Казахс-
тане. "Нур" -- аллюзия на Нурсултана Назарбаева. В алматынском
офисе этой партии я спокойно просочился "зайцем" в туалет, когда
очень понадобилось, поэтому пока что не могу испытывать к этой
партии ничего, кроме чувства глубокой благодарности.
* * *
Динмухамед Ахмедович Кунаев (1912-1993) -- первый секретарь
компартии Казахстана (1960-1962, 1964-1986), трижды Герой Социа-
листического труда, доктор технических наук (1969), академик,
якобы автор более 100 научных трудов (осторожно скажем, что
научные достижения больших начальников всегда подозрительны).
Официально -- казах, из чабанов. По другим данным -- татарин,
переписавшийся в казахи из карьеристских соображений. В 30 лет
стал заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров
Казахской ССР, в 40 -- президентом Академии Наук Казахской ССР
(более опытные товарищи, наверное, были выкошены репрессиями).
Войну Кунаев, в отличие от Брежнева, пересидел на хозяйственной
работе. В быту был довольно скромен. Чрезмерно увлекался руси-
фикацией казахов. В казахстанском народе память о Кунаеве, вро-
де, скорее положительная, чем отрицательная.
Кунаев:
"Оправданий себе не ищу, решения принимал правильные и непра-
вильные: были ошибки и удачи. Но одно знаю точно: нельзя много
времени быть 'во главе'. Теряется чутье к окружающим тебя лицам,
свежих мыслей не понимаешь или не принимаешь, перестаешь быть
критичным по отношению к себе. Делаешь неизбежные промахи, и бо-
лее всего -- в кадровой политике. Окружать себя надо не поклонни-
ками, а умами, трансформирующими идеи."
Ну, если бы он не умел говорить правильные слова, то не выдви-
нулся бы по партийной линии. Есть мнение, что он вдобавок был тот
ещё работник локтями и любитель рано отправлять конкурентов на
пенсию.
В Википедии статьи про Кунаева маловатые и на русском языке, и
на казахском. Получается: сошёл, как говно в унитазе.
* * *
Когда пришла пора отказываться от советских названий улиц, об-
наружилось, что у казахов хватает всяких недовозвеличенных баты-
ров: Кабанбай-батыр, Карасай-батыр, Богенбай-батыр, Наурызбай-
батыр и др. Все они снова пошли в дело.
* * *
Великий протоказах по научно-философской части -- Аль-Фараби
(год рождения: 870 или 872; год смерти: 950 или 951). Философ,
математик, теоретик музыки. Родился в городе Фараб (теперешнее
казахское название: Отрар) -- одном из крупнейших городов Средней
Азии до нашествия всяких монгольских и тюркских племён, среди ко-
торых были и основные предки теперешних казахов. Город был сожжён
воинами Чингисхана, потом отстроен. В XIX веке депопулировался
окончательно. Аль-Фараби комментировал Аристотеля и Платона,
писал оригинальные работы, в том числе книги о том, как правильно
жить ("Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Книга
о достижении счастья", "Указание путей счастья", "Гражданская
политика", "Книга о войне и мирной жизни", "Книга изучения
общества", "О добродетельных нравах"). Именем Аль-Фараби назван
проспект в Алматы.
* * *
Намерение казахстанских властей перевести казахский язык на ла-
тиницу -- что-то многоаспектное, означающе для разных людей раз-
ное. Чиновникам в принципе всё равно, какой дурью маяться, лишь
бы не сокращали их штатов. Позыв к латинизации идёт, по-видимому,
в основном из стремления дистанцироваться от России и стать ближе
к Турции и Европе. Тенденция к сокращению сферы применения кирил-
лицы -- это следствие не столько происков Запада, сколько полити-
ки путиноидов, настраивающих против себя всех соседей и тот же
Запад. Путиноиды почему-то считают, что сфера влияния лучше рас-
ширяется бомбёжками, подрывными "пятыми колоннами", оскорбитель-
ным пропагандёжем против "лимитрофов" и аншлюсами, а не достиже-
ниями, которые очень хочется перенимать. Когда дистанция между
уровнями технического и социального развития казахского общества
и русского общества была значительной, русское присутствие в ка-
захских местах было для казахов большим позитивным фактором, а
зачем оно им сдалось теперь? Спасибо русским за оказанную в своё
время помочь (частично наверняка оплаченную), прощение им за со-
путствующие репрессии и унижения (без перегибов не бывает, зна-
ем), а дальше уж позвольте казахам немножко решать самим, что им
надо. Свою способность к этому они показали вполне.
США, Евросоюз, Китай вбивают клинья между Россией и Казахста-
ном? Между теперешим Казахстаном и его советским прошлым? Да,
конечно же, вбивают. Частью из приобретательских умыслов, частью
из соображений собственной безопасности. Но клинья потому и вхо-
дят не совсем плохо, что Россия -- тот ещё друг, а СССР -- тот
ещё рай. Казахстанская "верхушка" лавирует между разными силами,
чтобы уцелеть и сохранить свои привилегии, и у неё это пока что
получается. В этом наборе субъектов ни один не имеет морального
превосходства над другими, не является "высшим" по отношению к
ним: не несёт деградирующему миру новой эффективной глобальной
программы, спасительной для всех. За кого бы ты ни выступил в
этой ситуации, грех приблизительно одинаковый. Ни за кого не вы-
ступишь -- тот же эффект.
Выход на новый уровень развития, снимающий всякие теперешние
столкновения интересов, был бы возможен при модералистическом
отношении к реалиям, но внедрению оного препятствует обилие
"слишком человеческого".
* * *
Самые выдающиеся блюда казахской национальной кухни:
1. Бешбармак ("пять пальцев") -- мелкокрошёное отварное конское
мясо с лапшой.
2. Куырдак ("зажарка") -- блюдо из мяса (и/или субпродуктов) и лука.
Может добавлятся картофель. От этого куырдака произошло
русское слово "кавардак".
3. Палау -- плов. Здесь он делается с большим количеством мяса.
4. Манты -- большие пельмени. Внутри мясо с приправами, но бывают
и без мяса. Подаются обычно так: на большой миске разложенные
кругом, а в центре круга -- пиалка с острым соусом.
5. Казы -- варёные колбасы.
6. Коктал -- рыба, копчёная с овощами.
Трава джусай (ветвистый лук) -- не совсем приправочная, вроде
петрушки, а может готовиться и как основной компонент блюда: жа-
риться в масле и заливаться яйцом. Вкус -- среднее между луком и
чесноком. Все части растения съедобны. Применяются очень разнооб-
разно. В Казахстане и других центральноазиатских странах джусай
-- весьма популярная еда.
* * *
Итмурын (ударение на последнем слоге) -- "собачий нос". Так на-
зывается шиповник у казахов.
* * *
Шанырак (у киргизов -- тундук) -- конструктивный элемент, увен-
чивающий купол юрты. Имеет вид решётчатой крустовины в круге.
Косой тройной крест в круге -- абстрактное изображение шанырака
-- довольно распространённый в Казахстане символ. У казахов озна-
чает что-то там важное для продолжения рода.
* * *
Карлыгаш (ударение на последнем слоге) -- "ласточка", казахское
женское имя. Так звали даму-экскурсовода, возившую меня в Чарын.
Всех ей благ.
* * *
Из разговоров с моим консультантом по казахстанским делам:
"Вообще, я расспрашивала китайских казахов о ситуации в Синь-
цзяне, но там, как говорится, без бутылки водки не разберешься.
Тем, кого спрашивала, Китай нравится. В Китае существует резкое
расслоение населения по доходам. Там много и миллионеров, и
просто обеспеченных людей из среднего класса, но и много тяжелой,
беспросветной нищеты, что признается самим китайским правительст-
вом. Десятки миллионов детей не видят родителей, работающих вдали
от дома на тяжелой работе. По поводу Синьцзяна вообще ничего не
известно: мне лично непонятно, почему уйгуры бастуют."
"Самыми влиятельными фигурами в Советском Казахстане являлись
Абай и Чокан Валиханов. Последний был ханским сыном, потомком
Чингис-Хана (чингизид, аксуйек (белая кость, то есть). Писал о
казахах, о Степи, в прорусском ключе. Поэтому сейчас нацпаты
пытаются свергнуть его авторитет. Вообще, Советская власть мешала
многим заниматься приятными вещами (мы знаем какими) - поэтому ее
у нас не любят."
* * *
В Казахстане не остра, но чувствительна проблема исламского
экстремизма. Экстремизм этот доморощенный, но, разумеется, наве-
денный из-за границы.
Вот, для примера, статья "В деле об убийстве 12 человек в Иле-
Алатауском парке всплыли новые подробности", 05.08.2014, сайт
azh.kz:
"Два года назад страна содрогнулась от жуткой новости: в Иле-
Алатауском национальном парке близ Алматы были обнаружены тела 12
человек, в том числе 16-летней девушки. Правоохранительные органы
и тогда, и впоследствии весьма неохотно делились информацией о
том, что же произошло 12 августа в Аксайском ущелье, пишет газета
'Время'.
Корни этой истории берут начало в местах не столь отдаленных.
Именно за колючей проволокой большинство из 13 членов террористи-
ческой группировки, устроившей резню в нацпарке, стали привержен-
цами радикального течения ислама - салафизма.
Там же в 2005 году познакомились и основатели будущего жамагата
- сообщества, члены которого вместе изучают ислам, совершают ре-
лигиозные обряды, оказывают друг другу помощь, - Заурбек Ботабаев
и Бекбол Куанов. После освобождения они нашли друг друга в Алматы
в 2009 году, постепенно познакомились с другими единоверцами и
будущими соратниками.
Вместе они и организовали жамагат, амиром, то есть лидером, ко-
торого был избран Бекбол Куанов. Мужчины не только дружно читали
намаз, но и изучали религиозную литературу, в том числе экстре-
мистского толка, а Куанов частенько заслушивался записанными на
диски проповедями известного российского террориста Саида
Бурятского."
"Жили они по поддельным документам, часто меняли дома и кварти-
ры, мобильные телефоны, использовали несколько машин, оформленных
на подставных лиц. Причем машины были не из дешевых, к примеру, в
их распоряжении был бежевый Porsche Cayenne. Приобретали оружие и
боеприпасы. Деньги добывали в различных преступлениях, не гнуша-
лись и убийствами.
В июне 2012 года один из террористов Талгат Тленшиев и еще не-
сколько человек убили директора микрокредитной организации (МКО)
'Артек' Айт-мухамета Алдабергенова. Его они зацепили обещаниями
продать по выгодной цене некий коммерческий объект."
И т. д.
* * *
О древней казахской архитектуре. У потомков помеси балто-тюрок
с финно-уграми, заимствовавшей язык и чуть-чуть генов от своих
западных славянских соседей, распространено мнение, что исконные
казахи были исключительно кочевниками, ничего не строили стацио-
нарнее юрт и ничего не привносили в мировую культуру, а только
мешали своими набегами соседним, оседлым народам развивать их
великие цивилизации.
На самом деле строительство стационарных объектов у казахов (ну,
протоказахов) таки имело место: пусть и не такое размашистое, как
на древней Руси, но хотя бы не деревянное, так что от него места-
ми, сохранились кое-какие следы.
Протоказахи строили мавзолеи и городки. Во всяком случае, руко-
водили строительством, а непосредственно с кирпичами возились,
может, какие-нибудь протоузбеки или русские рабы.
Город Туркестан (ранее называвшийся Яссы, а до того ещё и Шава-
гар) был даже столицей Казахского ханства в XVI-XVIII веках. В
этом городе имеется мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в котором погре-
бены во множестве казахские ханы, как русские цари погребены во
множестве в Архангельском соборе Московского Кремля.
Для древних горожан не имело большого значения, чем занимались
прочие 90-99% населения -- земледелием или скотоводством. Лишь бы
те привозили в города еду и обменивали её на продукты ремесленно-
го производства: ткани, посуду, инструменты, оружие и т. п. Если
бы вдруг перенесли древнерусский город в южные степи, для его
обитателей мало бы что изменилось: горожане стали бы употреблять
больше мяса, пить кумыс вместо медовухи и делать ткани не из
льна, а из шерсти.
Если младшие вожди кочевых племён были вынуждены перемещаться
вместе с подчинёнными им людьми, то старшим вождям вполне было
можно жить на одном месте и принимать там дань. Это даже имело
некоторое удобство: все знали, где искать начальство. Если стар-
шие вожди так не делали, то скорее ради чистоты, красоты и свеже-
го воздуха.
Обитателям халуп с земляным полом, крытых соломой и топимых
"по-чёрному", по соседству с навозными ямами, представлялось, что
налаженная кочевая жизнь в юртах -- это что-то примитивное, не-
удобное и очень вредное для здоровья. На самом деле всё было
немножко наоборот.
Кочевники жили по крайней мере в чистой среде и на свежем воз-
духе. Не дышали ядовитой вонью мусорных свалок, не страдали от
городских пожаров, не пили воды из колодцев, в которые сочилось
выделяемое из организмов в нужниках и на конюшнях. То, что сего-
дня ищут в поте лиц рюкзачные туристы в походах, для кочевников
было в порядке повседневных вещей.
* * *
О стационарном жилье казахов. Из учебника "История Казахстана
за 8-й класс (XVIII в. - 1914 г.)", авторы З. Е. Кабульдинов,
А. Т. Кайыпбаева, год издания 2012 (сайт bibliotekar.kz):
"В летнее время казахи жили в юртах. В редких случаях у бедной
части казахов она служила и в качестве зимнего жилища. В этом
случае юрту покрывали несколькими слоями войлока и обкладывали
снегом. В южных регионах в юрте жили, как правило, круглый год.
Немецкий ученый Ф. фон Шварц восхищенно писал: 'Исключительным
жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из
самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал чело-
век'."
"В 30-50-х годах XIX века у казахов наметилась устойчивая
тенденция строительства постоянных оседлых жилищ. Зимние жилища
казахов, которыми очень дорожили, назывались кыстау. Они
располагались на самых плодородных землях. Здесь, как правило,
находились родовые захоронения. Рядом с кыстау степняки имели
посевы и сенокосы. Они покидали зимние жилища лишь только в тех
случаях, когда имела место массовая смертность людей или падеж
скота. Кыстау строились из разных материалов: камня, дерева,
дерна и самана."
"К концу XIX века местное население стало строить дома с
двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Проем
окна затягивался бычьим пузырем. Зимние жилища состояли из двух
частей, разделенных печью: входная (ауыз уй) и жилая (тор) части.
Над земляным полом жилой комнаты возвышался нар - небольшое
деревянное возвышение. На рубеже XIX-XX веков количество комнат у
зажиточной части казахов увеличивается до 3-4. В это же время
появляются срубные дома с деревянными полами. Как правило, их
изготовляли русские плотники. Казахи топили юрты, зимние жилища
исключительно хворостом и тезеком (кизяк). По обычаям степняков
строго запрещалось рубить живое дерево."
"Помещения для скота и людей вплотную примыкали друг к другу.
Скученность построек была удобна ввиду частых зимних стуж и вет-
ров. Во дворе у казахов имелась хозяйственная постройка шо-шала
(куполоообразное холодное строение). Здесь хранили мясо и другие
продукты питания. Оставшиеся на зимовьях домашние животные ночью
содержались в помещениях - малкора. В северных, северо-восточных
и центральных районах они были крытыми. Часто крышей служил сло-
женный сверху запас сена."
Заметим себе, что наличие казахских названий для всяких стацио-
нарных сооружений (кыстау, шо-шала, малкора) говорит о том, что
такие сооружения были привычны казахам издревле, а не являются
поздними заимствованиями.
* * *
О добывании казахами еды. Там же:
"Основным хозяйственным занятием степняков было кочевое и полу-
кочевое скотоводство. Казахи кочевали на различные расстояния.
При перекочевках на новое место один из опытных представителей
аула подбирал новое место. Там обязательно должны были быть вода
и подножный корм. Однородцы кочевали обычно вместе. В зимнее
время табуны лошадей паслись в открытой степи - тебеневали. Кони
добывали траву из-под снега, разгребая его копытами. После
лошадей пасся крупный рогатый скот, верблюды и мелкий скот."
"Скотоводство приносило кочевнику пищу. Шкуры овец, жеребят,
коз шли на выделку кож для одежды и обуви. Овечья и верблюжья
шерсть использовалась для выделки войлока, армячины, веревок, те-
сем и ковров. Шерсть коз - на изготовление шалей. Из кожи ското-
воды изготавливали ведра для воды (кауга) и посуду для кумыса
(саба, торсык). Даже топливо (тезек) кочевники получали за счет
разведения скота. Основными видами скота были лошади, овцы и
верблюды. Со второй половины XVIII века получил заметное рас-
пространение и крупный рогатый скот."
"Овцы были основным богатством жителей Степи."
"Коз содержали из-за ценного пуха. Знаменитые оренбургские шали
изготавливались из пуха казахских коз. В каждой отаре овец держа-
ли козлов, которые служили в качестве вожаков. Верблюды были пре-
имущественно двугорбые (айыр или бактриан). Они были более при-
способлены для местных условий: имели густую шерсть. Одногорбых
верблюдов (нар) разводили в южных и юго-западных районах Казах-
стана."
"На берегах Сырдарьи, в Семиречье, а также по берегам некоторых
рек и озер Северного, Северо-Восточного и Центрального Казахстана
казахи занимались земледелием издавна. В конце XIX века намети-
лась тенденция массового перехода к земледелию в центральных, се-
верных и северо-восточных районах. Произошло заметное сокрашение
пастбищ в результате усиления крестьянского переселения и роста
городского населения в Казахстане. Прокормить семьи и имеющийся
скот можно было только лишь через развитие и организацию посевов.
Переходом к земледелию казахи пытались остановить принудительный
и массовый сгон с веками насиженных земель. Царское правительство
принимало активные меры по стимулированию к переходу казахов на
оседлый образ жизни. По мнению властей, эта мера должна была
высвободить большие участки земель для переселенцев и обеспечить
лучшую управляемость казахскими общинами."
Обратим внимание: существенной причиной перехода казахов к
оседлости было не осознание ужасов кочевой жизни, а изъятие луч-
ших пастбищ под пахоту и пр. Территории-то у казахов было много,
но трава хорошо росла только в некоторых местах. Казахам пришлось
держаться в этих местах постоянно, чтобы русские переселенцы не
позахватывали их при поддержке властей. В принципе же казахам
было с кого брать пример в земледелии и до прихода русских, но не
было в этом необходимости.
* * *
Не "их нравы", а "у казахов -- как у всех культурных народов,
марширующих по пути деградации". От моего алматынского информа-
тора (16.10.2019):
"Недавно нашу Алмату потрясло дикое происшествие: на территории
Алматинского зоопарка сдох приблудный котенок. Вот так - не боль-
ше и не меньше.
Алматинская зоозащитная шиза распространила срочное заявление
-- как так может быть, что на территории зоопарка умирают 'кото-
ребёнки' (это из лексикона 'зоозащиты'). Поползли слухи о том,
что 'которебёнок' был зверски расстрелян из ружья по приказу
директора зоопарка, который вмиг стал 'живодером' и 'садистом'.
Неповинный по факту директор зоопарка был вынужден устроить
несколько пресс-конференций, провел внутреннее расследование и
доказал, что 'которебенка' задушила какая-то дикая кошка, что
зафиксировали видеокамеры. Но было поздно – из-за истерики
'зоозащиты' мэрия уволила директора.
Подоплекой этой зоо-истерии было то, что зоошизу объединила
одна аферистка, промышляющая контрабандой экзотических животных.
Она рассчитывала руками истеричной зоозащиты снять директора
зоопарка, и получить утерянный доступ к его международному
отделу, чтобы 'отмывать' контрабандно завезенных животных - типа
слонов, орангутанов и прочей дорогостоящей живности. Здесь
поясню, что некоторые виды животных запрещены к торговле и ввозу
международной конвенцией СИТЕС, но их контрабандные поставки
можно оформлять через зоопарки.
Заодно выяснилось, что 'зоошиза' сама калечит собак и кошек,
затем выставляет их жалостные фото в сеть, и собирает просто
дикие деньги от сердобольных граждан на 'лечение собачки'. Причем
одну и ту же 'собачку' они могут использовать несколько раз!
Зоошиза просекла тот факт, что больные дети, которым действите-
льно нужны деньги на лечение, уже давно не вызывают в сердцах
людей такого сострадания, как 'собачки' и 'кошечки'...
Вот так объединенная группа психически и духовно нездоровых
людей начала влиять на жизнь нормальных граждан. Чем дальше - тем
страшнее."
* * *
Частично сохранившиеся казахские крепости (только три):
Талхиз -- в городе Талгар;
Сауран -- в 35 км от города Туркестан; был первой столицей
Казахского ханства;
Отрар -- в 57 км южнее города Туркестан; один из крупнейших
городов Средней Азии до монгольского нашествия; с
1465 по 1718 гг. -- один из городов Казахского
ханства; был разрушен джунгарами.
Казахские крепости, от которых остались только небольшие следы:
Айбас -- на берегу реки Айбас в Улытауском районе
Карагандинской области;
Аккесене -- в Таласском районе Жамбылской области, в низовьях
Таласской долины в 30 км к западу от села Ушарал;
Аманбай дуалы -- крепость Аманбая, на левом берегу реки
Кенгир Карагандинской области; XVII-XVIII вв.
Арканкерген -- в Восточно-Казахстанской области между Тарба-
гатайскими горами и рекой Саксан;
Аркук -- на западном берегу Сырдарьи; упоминается в
письменных источниках XVI-XVII веков;
Атасу -- в Жанааркинском районе Карагандинской области, в
10 км к востоку от местности Айшырак, на правом
берегу реки Талас; относится к XVIII веку;
Жусандала -- в Кармакшинском районе Кызылординской области,
в 12 км к юго-западу от села Жосалы.
и др.
Некоторые казахские крепости -- это захваченные чужие построй-
ки, но такое дело -- типичное не только у казахов, а в данном
контексте существенно то, что казахи не отказывались от их
применения.
Некоторые собственно казахские крепости -- это простенькие че-
тырёхугольные дворы со сторонами 50...200 м, с усиленной оградой
(хорошо, если не из дёрна) и башенками по углам. Можно посмеяться
над этим, а можно всего лишь сообразить, что казахам было проще и
надёжнее уходить от противника в степи или горы, чем тратить уйму
сил на сооружение стен, а потом в случае осады месяцами страдать
за этими стенами от голода и скученности в слабой надежде, что
завоевателю надоест или что за это время кто-нибудь начнёт завоё-
вывать его самого.
* * *
Казашки не носили паранджи: паранджу носили там, где теперь
Узбекистан.
* * *
О не-внеснии кочевыми казахами вклада в развитие мировой циви-
лизации, уничтожающей биосферу.
Вот, скажем, автомобилями, телевизорами и мобильными телефонами
современные казахи таки пользуются, да ещё как, между тем их не-
мытые волосатые предки, похоже, для появления этих вещей не сде-
лали НИЧЕГО. Хуже того, иногда казахи наверняка даже мешали дру-
гим народам делать их собственные вклады.
Разумеется, можно наскрести для казахов какие-то оправдания, в
частности, заявить, что этому народу делать научно-технический
прогресс сильно мешали хунну, джунгары, протоузбеки, русские
и т. п.
Но за неоправданную часть невнесённого вклада надо ведь будет
наложить на казахов большой штраф в пользу ООН. А если казахи от-
кажутся платить, то... то ничего: международное законодательство
в этой области никакое. Вообще, оценка вкладов в развитие -- дело
очень неопределённое, очень спорное, тем более что даже не ясно,
какие изменения считать развитием, а какие -- деградацией. Если
копать глубоко и тщательно, то как бы не вышло в итоге так, что
это ООН должна приплачивать казахам за что-то там: к примеру, за
сохранение генофонда, биосферы, здравомыслия, за непускание
русских и китайцев на свою территорию и т. д.
То же касается и других "второсортных" народов, не плодивших
нам Аристотелей и Ньютонов.
* * *
От экскурсовода:
Горы Тянь-Шань растут, только очень медленно (5 мм в год).
У казахов слово "осёл" -- не ругательное.
В Казахстане произрастает около 40 видов берёз, в том числе
тяньшанская берёза, у которой кора -- не белая, а розовая.
Основной музыкальный инструмент казахов -- домбра. Струны домбр
делались из козьих кишек.
Казахстан -- родина кумыса. (Напомним себе, что с середины XIX
века и до середины XX века кумыс широко применялся как довольно
эффективное средство лечения туберкулёза лёгких, а потом был по-
теснён достижениями химии. Так что надо пить кумыс хотя бы для
профилактики того же самого.)
Есть мнение, что предгорья Южного Казахстана -- прародина куль-
турных сортов яблонь всего мира. Вот так-то.
В уйгурских посёлках все ворота и калитки открыты: чтобы захо-
дило счастье. (Я: если просто не делать ворот, то счастье не пой-
мёт, что его приглашают, а будет думать, что это просто не сдела-
ли ворот).
Почти в каждом казахском селе есть скверик, посвящённый Великой
Отечественной войне.
В горах алматынской области растёт трава эфедра хвощевая. Из неё
в своё время добывали эфедрин и продавали в 12 стран. Эфедрин --
психоактивный ядовитый алкалоид. Используется в качестве лекарст-
ва, но в настоящее время менее популярен, чем прежде. Является
прекурсором всяких наркотических гадостей.
В 1940 году большевики развели в Казахстане поляков (500 семей
с Западной Украины). Они обитали в селе Нура Алма-атинской облас-
ти.
Тазы (ударение на последнем слоге) -- казахстанская борзая
(порода собак). Имеет светло-рыжую окраску. Одна из древнейших
пород собак. Очень приспособленная к охоте в степи.
Итсегек -- характерное казахстанское растение. Ветвистый полу-
кустарничек с мелкими чешуевидными супротивными листьями. Приме-
няется как источник никотиновой кислоты (витамина PP).
Оляпка -- характерная птица казахстанских гор. Из отряда воро-
бьиных. Тёмно-бурая с белой грудкой. Питается водными насекомыми
и рачками. Хорошо плавает и ныряет. Как бы бегает по дну. Может
держаться под водой до 50 секунд и преодолевать за это время до
20 метров. Национальная птица... Норвегии.
Казахстан -- природный очаг чумы, бешенства, туляремии, энцефа-
лита. Товарищ Сталин спас казахов от эпидемий всего этого и от
самих себя.
Опасные членистоногие Казахстана -- куракурты.
"Кымыз" -- таки кумыс.
Рымшык -- это такая казахская еда на основе молока.
Арыстан-Баб -- полулегендарный среднеазиатский святой. Его
мавзолей расположен в районе города Туркестана, в селе Шаульдер
(бывший город Отрар).
Колодец Укаша-Ата-Баба в 60 км от города Туркестана. Назван
в честь святого человека, визиря. Даёт воду только малогрешным
людям. Один старик уронил костыль в этот колодец, а другой старик
нашёл этот костыль аж в Мекке или Медине. То есть, якобы имеется
подземная водяная связь колодца Укаша-Ата-Баба со наисвятейшими
местами в Аравии.
Ак-Мечеть ("белая мечеть") -- ещё святое место в Казахстане, в
80 км от Шымкента. Это пещера, в которой якобы когда-то была
мечеть. Там красиво.
Рахат Алиев -- зять Назарбаева, бывший муж Дариги Назарбаевой,
был задушен в венской тюрьме.
"Алга, комсомол!" (с горловым "г") -- "Вперёд, комсомол!".
Лозунг советского времени.
* * *
Как называют Нурсултана Назарбаева его русскоязычные не-особо-
любители в Казахстане: Назар (с удрением на 1-й слог), Шал (=
старик), Нурсиятельный, Елбаса (намёк на колбасу). Есть такой
местный стишок:
Будем мы без колбасы,
Но с любимым Елбасы.
Улицу Фурманова в Алматы переименовали в улицу Назарбаева, по-
этому в интернете появился слоган "Долой Фурманова!".
В целом отношение к Назарбаеву скорее положительное: считают,
что с кем-то другим на его месте могло быть много хуже. Наверное,
так оно и есть: "отец нации" должен быть не слишком хорошим, ина-
че он пойдёт в отрыв от народа. Но уточним: это если для нации
нет необходимости ставить прорывные цели. А она уже таки назрева-
ет -- из-за угрозы глобальной катастрофы.
* * *
В городе Жанаозен в 2011 г. произошло небольшое восстание. Все-
го в тех событиях погибли якобы только 15 человек (на самом деле
наверняка больше). Повстанцы, среди прочего, подожгли здание
местной администрации (акимат), из-за чего некоторым чиновникам
пришлось выпрыгивать с верхних этажей. Также сожгли офис нефтяной
компании и гостиницу и много чего разграбили. Полиция неоднократ-
но стреляла по толпам, в город были введены войска.
Причина восстания -- какое-то намучивание со стороны либерастов
и/или "закулисы". Оно имело место сразу в ряде стран ("Арабская
весна", роволюция 2010 года в Киргизии и т. д.). В Жанаозене на-
чалось с забастовок нефтяников из-за низкой зарплаты.
Главным спонсором жанаозенских беспорядков официально считается
беглый казахстанский олигарх Мухтар Аблязов, бывший министр энер-
гетики. Ну, требовалось объяснение событий, и оно было дано.
Казахов лучше не раздражать.
* * *
О казахском языке.
Ударение в словах казахского языка -- преимущественно (но не
всегда) на последнем слоге.
В казахском языке часто встречается звук [ж]. Почти как в пор-
тугальском.
Где в турецком языке начальное [й], там в казахском -- [ж].
Пример: по-турецки дорога -- yol [йол], по-казахски -- жол.
В базовый казахско-русский словарь скоростного путешественника:
аймак -- область
алма -- яблоко
асхана -- столовая
ауданы -- район (как адм. единица)
балык -- рыба
бас -- голова
бекiнiс -- крепость
беркутчи -- охотник с беркутом
джаляб -- шлюха
достык -- дружба
дукен -- магазин
дэретхана -- туалет
дэрихана -- аптека
ел -- страна
елбасы -- глава страны
есiк -- дверь
жалкау -- ленивый
жол -- дорога
жулдыз -- звезда (ср. турецк. йылдыз)
жылкы -- лошадь
iрiмшiк -- сыр
ит -- собака
казакша -- казахский язык
касапшы -- мясник
кала -- город
калпак -- шапка, шляпа
кёл -- озеро
кизмет -- обслуживание, услуги (тур. hizmet)
коды -- код
кузет -- охрана
кылыш -- сабля (от неё, наверное, фамилия Калашников)
кымыз -- кумыс
мамбет -- приблизительно "деревенщина" (очень оскорбитель-
ное выражение, за которое могут убить)
мектеп -- школа
сут -- молоко
нан -- хлеб
облысы -- область
палау -- плов
су -- вода
тагам -- еда
тас -- камень
тау -- гора
темiр -- железо
тенизде -- море (ср. турецк. deniz)
тургыны -- население
халкы -- население (ср. турецк. halk -- народ)
шай -- чай
шал -- старик
шалбар -- штаны (ср. "шаровары")
шаштараз -- парикмахер, цирюльник
шужык -- колбаса
Смешной казахский:
емхана -- поликлиника
презентхана -- роддом
Смысл казахстанских топонимов:
Экибастуз -- "две головы соли" (ики + бас + уз)
В базовый казахско-русский разговорник:
Сэлем! -- Привет!
Сэлеметси збе! -- Здравствуйте!
Сау бол! -- Bye!
Сау болыныз! -- До свидания!
Кешириниз! -- Извините!
Рахмет! -- Спасибо!
Бул канша турады? -- Сколько это стоит?
* * *
Казахстанске реалии:
ага, агашка -- общественный авторитет, занявший свое
место в обществе благодаря связям, деньгам и личным
качествам
аким -- глава акимата
акимат -- региональный орган исполнительной власти;
Ак-Орда -- (Белая Орда) резиденция президента
Казахстана
байбише -- первая, старшая жена
елбасы -- лидер нации
елорда -- столица
елтанба -- герб
жуз -- племя
саруар -- пастух
токал -- вторая жена
калбит -- казахское очень оскорбительное прозвище казаха
(наверное, хуже, чем мамбет)
Свидетельство о публикации №225032701280
Людмила Киргинцева 04.05.2025 11:30 Заявить о нарушении
Людмила Киргинцева 04.05.2025 12:00 Заявить о нарушении