Чехов с нами

 
Чеховские персонажи
 
Талант А.  П. Чехова, как писателя, признали еще при жизни, хотя на первых порах он «разрывался» между своей основной профессией и литературой.    «Медицина моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой», - говорил Чехов. Правда, со временем Антон Павлович все-таки полностью посвятил себя литературному творчеству. Трудно сказать, насколько серьезна эта потеря для медицины,  однако  русская  литература пополнилась новым именем и замечательными произведениями. 
Раннее творчество писателя – это в основном, юмористические рассказы,   многие из которых мы читали в детстве.  «Толстый и тонкий», «Налим», «Хирургия», «Хамелеон» - показаны лицемерие, чинопочитание, мещанство, взяточничество – в общем, те пороки, которые испокон веков процветают в людской среде. Образы нечистых на руку чиновников, полуграмотных медиков,  коммерсантов  и т.д.  стали нарицательными: все эти «хамелеоны», «толстые и тонкие» по-прежнему среди нас…
 Позже Чехов обратился к серьезным драматическим сюжетам  - как тут не вспомнить  рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»… Еще более трагичны и глубоки «В овраге», «Палата № 6», «Случай из практики» - в этих и других произведениях Чехов показывал нелицеприятную изнанку провинциальной жизни людей, социальную несправедливость.  Доставалось  дворянству и интеллигенции за их праздность и лень, нежелание видеть окружающие проблемы (актуально и в наши дни…). Критику, вложенную в уста героев,  можно заметить если не во всех, то в большинстве произведений.   Это  пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», повесть «Дуэль» и мн. др. Но сам Чехов как автор зачастую не давал оценку поступкам героев, оставляя это читателям. Когда перечитываешь произведения писателя, каждый раз обращаешь внимание на их емкость, жизненность, и в то же время  на неторопливость. Рассказы, повести и пьесы Чехова не отличаются динамикой, некоторые, пожалуй,  покажутся скучноватыми («бытовуха» - как сказали бы некоторые), но мысли, чувства, характеры героев Чехов мастерски раскрывает в диалогах.
В чем еще ценность  произведений Антона Павловича? Они сочетают в себе психологизм и удивительную лирику. Очень душевной в этом плане  является пьеса  «Дядя Ваня»– грустная, чуть сентиментальная история деревенской жизни русской  семьи.   И пьеса и кинокартины (экранизация А. Кончаловского 1970 г., телевизионная  постановка 1986 г.) проникнуты какой-то  чисто русской грустью,  связанной с поиском смысла жизни,  чего-то более стоящего, чем  есть сейчас. Социальные вопросы здесь особенно ярко переплетаются с экологическими  -  земский врач Астров,  не только обеспокоен плохими условиями жизни крестьян, но и вырубкой лесов. А ведь если провести параллель с современностью – проблемы эти остались.    Но в первую очередь в словах главных героев –  Войницкого,  Астрова и других, отчетливо звучит тоска и неудовлетворенность жизнью…  «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами…».  И каждый, думается, может найти в этих и многих других произведениях мысли, что останутся в душе…
Образы и характеры чеховских героев   стали открытием для театрального искусства, - до сих пор его произведения пользуются  большой популярностью у режиссеров, в том числе зарубежных. То же касается и  кинематографа.  А. Чехов, к слову,  до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики — его произведения становились основой для кино/телеверсий около 300 раз! Спектакли по пьесам А. Чехова ставились и на сценах луганских  театров -  «Дядя Ваня», «Иванов» в  Луганском академическом  русском драмтеатре имени Павла Луспекаева, а также «Чайка» и «Женитесь! - Или идите к черту» в  Луганском академическом    музыкально-драматическом театре имени Михаила Голубовича.  Где  классик  находил идеи для своих произведений, откуда черпал вдохновение? Увиденное и услышанное за время врачебной практики, встречи и знакомства,  а также путешествия, в том числе, и по луганскому краю…

Донская Швейцария

Таганрог,  уроженцем которого является Чехов, в  XIX -   начале XX века входил в состав Екатеринославской губернии, частью которой был и луганский край (точнее, только  часть, север региона относился к Харьковской губернии, юг – к области Войска Донского).  Впрочем, бывал он и непосредственно на Луганщине.  В середине 80-х годов А. Чехов в основном писал небольшие  юмористические рассказы, однако по совету видного литератора  Д. Григоровича, призывавшего Чехова не размениваться по мелочам,  всерьез взялся за творчество. Чтобы отдохнуть и набраться впечатлений  А. Чехов, живший в те годы в Москве,  в 1887 г. предпринял путешествие на юг, несмотря  на стесненное материальное положение. «Уеду на юг, в Донскую область…, где встречу весну и возобновлю в памяти то, что уже начало тускнеть…», - писал   Антон Павлович издателю Суворину.  Проникновенно об этом путешествии  рассказывает  в своей повести-эссе  «Дума про Чехова» известный луганский краевед  Юрий Ененко.
В той поездке родной Таганрог оставил у Чехова негативное впечатление, и он отправился дальше. Некоторое время литератор гостевал  на хуторе  Рагозина балка (неподалеку от Боково-Платово, сейчас Антрацитовский район)  с которой его связывали воспоминания юности: за 10 лет до этой поездки, будучи еще гимназистом Таганрогской гимназии, молодой Чехов  провел летние каникулы на  этом хуторе, принадлежавшем отставному хорунжему Г. П. Кравцову, сына которого он готовил к поступлению в юнкерское училище. Впоследствии изредка  Чехов и Кравцов переписывались.  И на этот хутор А. Чехов вернулся весной 1887 года. Несмотря на  безденежье и проблемы со здоровьем,  весьма скромные условия жизни на хуторе, писатель остался доволен поездкой. Воздух,  наполненный  запахом степных трав,   традиции и неприхотливые развлечения хуторян (охота на дудаков, стрельба в цель и т.д.)  остались у него в памяти. «Жил я в последнее время в донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь... Жил я у отставного хорунжего, обитающего на своем участке вдали от людей… Впечатлений тьма», – писал  А. Чехов Н. Лейкину.   Затем Антон Павлович посетил Святые горы и Славянск, красота которых  запала ему в душу.  Конечно, в письмах не все детали его путешествия по Донскому краю радужно-пасторальны, едкости в нем всегда хватало. Но поездка  вернула писателю второе дыхание. Под впечатлением от увиденного он пишет новые рассказы и повести. 
«Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей. Поезд уже  ушел, покинув вас здесь, и шум его слышится чуть-чуть и замирает наконец.. (…) Перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой, громадные, бесконечные, очаровательные своим однообразием. Степь, степь - и больше ничего…», – описывает  А. Чехов эти края в рассказе «В родном углу».
Итогом его путешествий стали также рассказы «Русский уголь», «Казак», «Страхи», «Перекати-поле», «Печенег»,  повести «Степь», «Огни» и др.   Кроме того, есть мнение, что и действие знаменитой пьесы «Вишневый сад» происходит в Донецких краях. 
 Посещал писатель Крым, Кавказ, «гоголевские  места», совершил поездку на Сахалин,  побывал за границей. Но можно сказать, что именно на Донбассе Чехов  почерпнул первые материалы для серьезных произведений. Полюбоваться же  скромной красотой  «Донской Швейцарии»  можем мы и сейчас – в Боково-Платово  расположен ландшафтный заказник, а в урочище Рагозина балка находится источник, у которого бывал писатель (Чеховская криница).  А. М.


Рецензии