Международные организации в обеспечении безопаснос

Международные организации в обеспечении безопасности на море.


Введение
 Участие ООН, ИМО, МОТ и других организаций в создании и применении системы управления безопасностью судоходства.
     В сфере мирового судоходства действует ряд организаций, обладающих различной компетентностью и полномочиями. Их создание и деятельность связаны, главным образом, с необходимостью установления приемлемых для всего мирового сообщества норм и правил использования морских пространств и ресурсов.
     Сложность международных отношений в области торгового судоходства обусловлена существованием  в мире государств с различными социально-экономическими системами, стремлением большого числа независимых государств к самостоятельному политическому  и экономическому развитию в условиях противодействия со стороны так называемых «традиционных» морских держав. На морскую политику разных стран также влияют различия в их географическом положении, экономическом положении, экономическом развитии, потребностях в энергоресурсах , сырье и пр. Поэтому политики государств в этой области часто не совпадают, а порой приходят во взаимное столкновение.
     Возникает необходимость регулировать деятельность государств в Мировом океане, сглаживать их противоречия, устанавливать определенный правопорядок на международных морских путях. С этой целью используют международные организации, которые играют заметную роль в формировании и развитии норм международного права, повышения безопасности мореплавания, защиты природной среды от загрязнения.
     Под международной организацией обычно понимают объединение ряда суверенных государств на основе совместно разработанного договора, который определяет соответствующие общепризнанным нормам международного права цели и причины их сотрудничества. Она имеет право вносить рекомендации государствам-членам, заключать от своего имени международные договора, сотрудничать с другими организациями. Призванные содействовать развитию международного сотрудничества в Мировом океане по различным направлениям (навигация, защита среды, экология, метеорология и т. д. ) эти организации в то же время являются ареной острой борьбы государств в политической и экономической областях.
     В настоящее время насчитывается более 60 международных организаций, деятельность которых в той или иной степени связана с морским  судоходством. Среди них наибольшую роль играет межправительственные организации и специализированные учреждения ООН,  призванные содействовать развитию морской торговли и судоходства. Эти организации вносят существенный вклад в становление и практическую реализацию международно-правовых норм безопасности мореплавания, регулирования международных морских перевозок, предотвращения загрязнения окружающей среды.
     Международные неправительственные организации объединяют не сами государства, а только их определенные ассоциации, общества,  активно воздействуя на мировую судоходную политику. Основным аспектом работы этих организаций является разработка и внедрение  в практику документов, регламентирующих или обслуживающих морские перевозки.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)
 ООН – международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами . Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 г. государствами участниками учредительной Сан-францисской конференции 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Главные органы ООН: Генеральная ассамблея ООН, Совет Безопасности , Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь ООН с 1 января 1997 года – Кофи Атта Аннан (Гана). Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН является английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык.
     Генеральная Ассамблея ООН – один из главных органов ООН. Состоит из всех членов ООН. Каждое государство – член ООН имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам членам и Совету Безопасности ООН. Имеет 7 главных комитетов – по политическим вопросам и вопросам безопасности, по вопросам разоружения и международной безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и др.; 2 постоянных комитета – Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий (например Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и др.) Существую особые органы  Генеральной Ассамблеи ООН на правах автономных международных  организаций, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.
     Международные Конвенции ООН по морскому праву кодифицируют нормы современного морского права. На Женевской конференции по морскому праву 1985 принято 4 конвенции:  Об открытом море; О территории моря и прилежащей зоне; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
     На конференции ООН по морскому праву 1973 – 1982 принята Конвенция по морскому праву 1982 г., она сохраняет все основные принципы действующего международного морского права и содержит ряд новых положений, отражающих влияние на морское право социально-политических и технико-экономических факторов (например принципы, определяющие порядок разработки ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа).

UNCTAD – United Nations Conference on Trade and Development – Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
     ЮНКТАД – была создана по решению ООН как ее постоянный орган в 1964 году. Цели организации: поощрение международной торговли, особенно в развивающихся странах для ускорения их экономического развития; координация действий международных организаций, учреждений ООН и правительств в области международной торговли; разработка и внедрение принципов политики, касающихся международной торговли и проблем экономического развития.
     Членами ЮНКТАД состоят 168 государств, из низ 159 – члены ООН. Высшим органом управления ЮНКТАД является сессия, которая проходит 1 раз в 4 года.
      Между сессиями руководство ЮНКТАД осуществляет Совет по торговле и развитию. В соответствии с решением Совета созданы Комитеты: Комитет по сырьевым товарам; Комитет по промышленным товарам; Комитет по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; Комитет по передаче технологий; Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и по морским перевозкам и специальный Комитет по преференциям (приоритетным проблемам). Заседание Совета проводятся ежегодно. Выполнение текущей работы обеспечивает Секретариат , организующий работу комитетов. Возглавляет Секретариат Генеральный Секретарь, который также руководит работой Совета. Генеральный секретарь, который также руководит работой Совета. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН на срок 3 года.



IMO (International Maritime Organization) –
 Международная организация (ИМО)
     Развитие международной торговли в начале века привело к принятию многочисленных международных договоров (соглашений) по судоходству , включая безопасность мореплавания. Соглашения  касались обмера судов , предупреждения столкновений судов, предотвращения загрязнения окружающей среды и многие другие. В конце 19 ст. было предложено создать постоянно действующую морскую организацию, которая бы занималась вопросами обеспечения безопасности на море. В 1888 г. страны Скандинавии предложили создать Международное морское бюро для решения технических вопросов судоходства. В 1987 г. был создан Международный морской комитет, который занимался вопросами морского права. Этот Комитет принял несколько конвенций (так называемых «Брюссельских» конвенций), которые затем легли в основу ныне существующих. При Лиге Наций был создан Консультативный технический комитет по транспорту, который занимался проблемами морского и автодорожного транспорта. Под эгидой Лиги Наций были приняты несколько соглашений, касающихся морского судоходства.
     С 19 февраля по 6 марта 1948 г. в Женеве проходила Морская конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. Цели Организации были заявлены в статье 1 Конвенции об ИМО:
1) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство;
2) поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним;
3) рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целью, изложенными в этой статье.
     Изменение названия Организации произошло в 1982 г. Это было связано с тем, что слово «консультативная» толковалось как «ограниченные полномочия и ответственность» Организации, а слово «межправительственная» вызывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название – Международная Морская Организация (ИМО) было необходимо для повышения роли Организации как международной организации, ответственной за внедрение различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения.
     ИМО состоит из Ассамблеи, Совета, Секретариата и Комитетов. Высшим органом ИМО является Ассамблея, сессии которой созываются один раз в два года. Ассамблея состоит из всех 144 государств-членов, которые принимают важнейшие решения. Генеральный Секретарь ИМО назначается  Советом с одобрения Ассамблеи.
     Совет ИМО является исполнительным органом. В период между сессиями Ассамблеи Совет выполняет рабочие функции Организации, координирует работу Комитетов. Совет состоит из 40 членов и составляется по принципу баланса между государствами-судовладельцами и государствами-грузовладельцами. Государства-члены избираются в Совет Ассамблеей.
     Категория А) – наиболее заинтересованные в предоставлении услуг по международному судоходству (10государств).
Категория В) – наиболее заинтересованные в международной торговле (10 государств)
Категория С) – государства, не избранные в категории А и В но которые имеют существенную заинтересованность  в международном морском судоходстве и морских перевозках, с обеспечением представительства в Совете всех регионов мира (20 государств).
     Секретариат ИМО состоит из Генерального Секретаря ИМО – главного административного должностного лица Организации и персонала Секретариата. Структура Секретариата направлена на обеспечение деятельности основных органов Организации. Обязанность Секретариата  - подготовка, введение всей документации Организации.
     С целью повышения безопасности судоходства ИМО, МОТ и ряд других организаций на своих сессиях приняли целый ряд важнейших международных Конвенций, резолюций, кодексов и рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охрану окружающей среды. Основная цель этих документов – повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех установленных стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.
     Безопасность мореплавания – важнейшая цель ИМО. Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений Организации.

Перечень комитетов и подкомитетов ИМО

Комитеты ИМО:
1.Marine Safety Committee – MSC -  Комитет по безопасности на море;
2.Technical Cooperation Committee – CTCC – Комитет по техническому сотрудничеству ;
3. Marine Environment Protection Committee – MEPC – Комитет по защите морской среды;
4.Facilitation Committee –FC – Комитет по упрощению формальностей;
Legal Committee – LC – Юридический комитет.

Подкомитеты ИМО:
1. Bulk Liquids and Gases – BLG – по перевозке жидких химических грузов;
2. Radio Communication and Search and Rescue – COMSAR – по радиосвязи, поиску и спасению;
3. Design and Equipment – DE – по проектированию и оборудованию судов;
4. Dangerous Goods, Solid Cargoes and Containers – DSC – по перевозке опасных грузов, твердых навалочных грузов и контейнеров;
5. Fire Protection – FP – по противопожарной защите;
6. Flag State Implements – FSI – по выполнению требований государствами флага;
7. Safety of Navigation – NAV – по безопасности мореплавания;
8. Stability, Load Line and Fishing Vessels – SLF – по остойчивости и грузовой марке и по безопасности рыболовных судов;
9. Standard of Training and Watchkeeping – STW – по стандартам подготовки моряков и несения вахты.

ILO (the International Labour Organization) – Международная организация Труда (МОТ)
     Международная Организация Труда была создана в 1919 г. для целей международного сотрудничества, устранения социальной несправедливости посредствам улучшения условий труда. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН . МОТ объединяет около 150 государств-членов. Характерной чертой структуры МОТ является то, что представители правительств участвуют в ее работе совместно с представителями предпринимателей и объединений трудящихся. За время своего существования МОТ приняла большое количество документов (Конвенций и Рекомендаций) в области условий труда, найма, профессиональной подготовки, социального обеспечения и техники безопасности. Эти документы являются результатом детального обсуждения соответствующих вопросов на ежегодных сессиях Международной конференции труда, где присутствуют по 4 делегата (два от правительства, один от предпринимателей и один от организации трудящихся – профсоюза) от каждого государства члена. Конвенции и Рекомендации не являются актами, которые обязательны для выполнения членами МОТ, но правительства обязаны представлять их своим национальным законодательным органам. Доклады правительств о применении этих актов ежегодно рассматриваются Конференцией.
     Конвенции и Рекомендации, принимаемые Организацией, охватывают основные права  человека , такие как свобода ассоциаций, свобода от принудительного труда, равенство при найме на работу, социальная защита, защита здоровья и наем специальных категорий трудящихся, такие как мигрирующие рабочие или моряки.
     В МОТ работает Объединенная Морская Комиссия – (Jont Maritime Commission), состоящая из представителей судовладельцев и моряков, которая совместно с Морским Промышленным Отделом (Maritime Industries Branch)  Секретариата подготавливает материалы к специальным морским сессиям МОТ. Предпринимателей представляет Международная Федерация Судовладельцев (МФС – ISF).
     Если ИМО рассматривает вопросы, связанные с техническими стандартами безопасности судоходства, то Конвенции МОТ – это социальные стандарты безопасности труда  и социальной защиты условий жизни и работы моряков, рыбаков и докеров.
     За время своей работы МОТ рассмотрела около 180 Конвенций и 180 Рекомендаций и из них около 60 документов по вопросам судоходства. Один из наиболее важных документов – это Конвенция  № 147 «О минимальных стандартах на морских судах» 1976 г., об условиях труда и быта моряков на судах. Конвенция определяет стандарты условий работы и быта моряков – помещения, питание, охрана труда, санитарное состояние и обеспечение судна и экипажа представляют опасность мореплаванию или угрозу здоровью экипажа – в этом случае судно не отвечает стандартам безопасности и эти недостатки должны быть немедленно устранены. Требования наиболее важных конвенций, касающихся охраны труда и здоровья экипажа, вошли в Приложения и Протокол 1996 г. к Конвенции 1976 г.
     Требования Конвенции № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» 1979 г. вошли в правила многих классификационных обществ. Конвенция № 180 1996 г., определяет требования о времени труда и отдыха экипажа.
     Все эти виды деятельности тесно координируются, чтобы достичь тех целей, для которых была создана МОТ: содействовать установлению социальной справедливости и мира.
     Издания: 1. Maritime Labour Conventions and Recommendations. 2. Labour standards on merchant ships. 3. Inspection of labour conditions on board ship: Guide-lines for procedure. 4.Guide to safety and health in dock work. 5. Document for guidance (An international maritime training guide. IMO – ILO. 6. Inspection of labour conditions on board ships: Guidelines for procedure. 7. Safety and health in shipbuilding and ship repairing. 8. Encyclopedia of occupational health and safety.
IACS (International Association Classification Societies) – Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО)
     Цели МАКО – содействие усовершенствованию стандартов безопасности человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения, консультации и сотрудничество с соответствующими международными и морскими организациями.
     Членами организации в соответствии с уставом могут быть национальные классификационные общества, имеющие не менее 1000 поднадзорных морских судов общей валовой вместимостью свыше 1 млн. рег.тонн, регистровую книгу морских судов, национальные правила и инструкции по классификации и надзору при строительстве, ремонте и эксплуатации морских судов, материально-техническую и издательскую базу, квалифицированный персонал, не менее чем 20-летний срок деятельности в области технического надзора за судами.
     МАКО объединяет 10 ведущих классификационных обществ.
- American Bureau of  Shipping (ABS) – Американское Бюро Судоходства;
- Bureau Veritas (BV) – Бюро Веритас;
- China Classification Society (CCS) – Китайское классификационное общество;
- Det Norske Veritas (DNV) – Норвежское классификационное общество;
- Germanisher Loyd (GL) – Германишер Ллойд;
- Korean Register of Shipping (KR) – Корейский регистр судоходства;
- Lloyd`s Register of  Shipping (LR) – Регистр судоходства Ллойда;
- Nippon Kaiji Kyokai (NKK) – Японский регистр судодоходства;
- Registro Italiano Navale (RINA) – Итальянский регистр судоходства;
- Russian Maritime Register of Shipping (RS) – Российиский морской регистр судоходства (РС).
     Ассоциированные члены:
- Хорватский регистр судоходства (CRS)
- Индийский регистр судоходства (IRS)
     Руководит МАКО Совет, осуществляющий общую политику, которая направлена на унификацию национальных правил классификации, обмера, постройки, безопасной эксплуатации и ремонта судов, обеспечение судов противопожарными и спасательными устройствами и средствами, применение материалов, используемых в судостроении и судоремонте, Совет создает рабочие группы по постоянным или конкретным проблемам (ad hoc). Постоянными общими проблемами являются: проекты унификации правил и требований между членами МАКО; проекты ответов на запросы, требования ИМО; подготовка унифицированных интерпретаций стандартов ИМО; идентификация (определение) проблем и предложения МАКО по темам для рабочих групп.
     Норвежское классификационное общество – Дет Норске Веритас (DNV) в 1990 г. разработало судовую систему управления по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды (The Shipboard Safety and Environment Protection System – SEP).
     МАКО имеет консультативный статус в ИМО и оказывает сильное влияние при рассмотрении и принятии нормативных документов ИМО. Признавая важность взаимовыгодных отношений между ИМО и МАКО, в 1976 г. Совет назначил постоянного представителя МАКО в ИМО. МАКО имеет тесные контакты с Международной организацией стандартизации (ISO), международными страховыми клубами (P&I) и другими организациями, имеющими интерес в индустрии судоходства.
     Издания: МАКО публикует различные Руководства и Рекомендации по стандартизации правил, безопасности судовых операций и обслуживания.

BIMCO (The Baltic and International Maritime Council) – Балтийский и международный морской совет (БИМКО)
БИМКО – создана в 1905 г. как организация судовладельцев Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Цель создании организации – выработка согласованной политики и практики трампового судоходства, координация фрахтовых ставок на перевозку грузов из Германии, Швеции и России.
     Первоначальное назначение – Балтийская и Беломорская морская конференция. В 1927 г., в связи вступлением в организацию судовладельцев из других регионов, в том числе из США, название изменили на Балтийскую и Международную морскую конференцию, а в 1985 г. в Балтийский и Международный морской совет.
     БИМКО является независимой неправительственной организацией, беспристрастно представляющей интересы своих членов в других международных организациях. Штаб-квартира в Копенгагене, статус БИМКО определяется законодательством Дании. Членами БИМКО в настоящее время являются судовладельцы, операторы, классификационные общества, банки, юридические фирмы, брокерские фирмы, порты, фрахтовые агенты, страховщики и многие другие ассоциации, клубы, организации, заинтересованные в морском бизнесе. Устав предусматривает 3 категории членства: судовладельцы, брокеры, клубы.
     Основные цели Совета: объединение организаций, заинтересованных в международном торговом судоходстве; унификация транспортной документации; издание и одобрение различных перевозочных документов, используемых судовладельцами; подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой документации; обеспечение информацией, имеющей отношение к торговому судоходству, в том числе о случаях недобросовестности; сотрудничество с различными организациями, действующими в интересах международного торгового судоходства.
     БИМКО имеет консультативный статус в IMO и UNCTAD. При вступлении в члены БИМКО кандидаты сообщают общий тоннаж судов, который находится у них в собственности, в управлении (management), операторстве, бербоут-чартере и других видах использования флота.
     Члены БИМКО обязаны информировать Организацию о новых или изменениях в нормативных документах страны, событиях, влияющих на режим судоходства. Информация анализируется, обрабатывается, и на ее основе БИМКО издает и распространяет между членами свои издания. БИМКО издает практические руководства  проформам документов, фрахтовых ставок, портовых сборов и др.

CD (Commission du Danube) – Дунайская комиссия (ДК)
     До создания ныне действующей Дунайской комиссии, Международная Конвенция 1921 г. приняла решение о создании Международной Дунайской комиссии, Европейской Дунайской комиссии и Международной технической комиссии для управления и поддержания режимов судоходства на Дунае.
     В 1948 г. на Международной конференции в Белграде была принята Конвенция о режиме судоходства на Дунае, вступившая в силу 11 мая 1949 г. Участниками Конвенции были Болгария, Венгрия, Румыния, СССР, Чехословакия, Украина, Югославия. В 1949 г.  к Конвенции присоединилась Австрия.
     Целью Конвенции являлось установление режима свободного судоходства на Дунае, укрепление экономических и культурных связей придунайских стран. Конвенция провозгласила свободу судоходства от Ульмы до Черного моря через Сулинское гирло с выходом к морю через Сулинский канал.
     На немецкой части Дуная от Пассау до Регенсбурга действует режим, установленный Конвенцией, хотя Федеративная Республика Германия не является участницей Конвенции о режиме судоходства на Дунае. На участке Дуная от Регенсбурга до Кельхайма действует разрешительный режим плавания.
     В соответствии со статьей 5 Конвенции была создана Дунайская комиссиядля осуществления наблюдения за выполнением требований Конвенции и управления судоходством на Дунае. В Комиссии работают представители Австрии, Болгарии, Венгрии, России, Румынии, Украины, Словакии, Югославии. Представители Министерства транспорта ФРГ участвуют в работе ДК и представляют всю необходимую информацию по своим участкам Дуная для включения в издания ДК.
     Статья 8 Конвенции 1948 г. определяет, что в компетенцию ДК входят:
- установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении Дуная с учетом специфических условий отдельных участков;
- определение основных положений плавания по Дунаю, включая основные положения лоцманской службы;
- унификация правил речного надзора;
- координация гидрометеорологической службы на Дунае, издание единого гидрологического бюллетеня и гидрологических прогнозов (краткосрочных и долгосрочных) для Дуная;
- издание справочников, лоций, навигационных карт и атласов для нужд судоходства;
- консультации и рекомендации специальным речным администрациям и обмен информацией с ними;
- консультации и рекомендации придунайским государствам, касающиеся выполнения работ в интересах судоходства;
- производство работ для обеспечения нормального судоходства;
- анализ предложений и проектов придунайских государств и специальных речных администраций и составление общего плана работ в интересах судоходства;
- составление и утверждение бюджета ДК;
- статистика судоходства на Дунае по вопросам, входящим в компетенцию Дунайской комиссии.
     Участники Конвенции обеспечивают выполнение работ по регулированию судоходства, поддержанию должных глубин на фарватерах, обеспечению средствами навигационного ограждения путевой обстановки, проведение гидрографических, гидрологических работ.
     Нормативными документами по регулированию судоходства являются:
- Основные положения о плавании по Дунаю (ОППД);
- Особые рекомендации по применению Основных положений о плавании по Дунаю уполномоченными властями придунайских стран (Особые рекомендации).
     На основе ОППД и Особых рекомендаций вводятся национальные правила плавания.
     Издания: 1. Конвенция о режиме судоходства на Дунае; 2. Основные Положения о плавании по Дунаю (ОППД).

IALA (International Association of Lighthouse Authorities) – Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
     МАМС – неправительственная международная организация объединяющая службы и организации различных стран, обеспечивающих установку, действие или руководящих работой средствами навигационного обеспечения (СНО), или занимающихся подобной деятельностью.
     Техническая работа МАМС осуществляется комитетами, состоящими из экспертов соответствующих служб стран-членов МАМС.
     Действует 4 постоянных технические комитеты:
1. по морским ограждающих системам (Marine Marking System) – занимается вопросами визуальных и звуковых СНО, проблемами маячных служб;
2. по радионавигационным системам (Radio-navigation System) – все вопросы, касающиеся средств радионавигации. Подготавливает предложения и подает их на рассмотрение IMO и ITU;
3. по Службам регулирования движением – СРД – Vessel Traffic Services – VTS Committee. Постоянная рабочая программа Комитета включает все вопросы, связанные с работой СРД – подготовка Наставления, изучения проблем, связанных с СРД, юридические вопросы и др. В Комитете работают представители Международной Ассоциации Портов и Гаваней (IAPH), Международной Ассоциации морских лоцманов (IMPA), Международной Федерации Ассоциации морских капитанов (IFSMA). Совместно с этими организациями МАМС подготовила Руководство по мировым системам регулирования движением (World VTS Guide);
4. по надежности и пригодности – СНО (Reliability and Availability Committee). Комитет подготовил Руководство МАМС по технической эксплуатации СНО – “IALA Guide to the Availability and Reliability of Aids to Navigation”. Комитет по документации (Documentation Committee) занимается вопросами унификации терминологии по средствам морской навигации, создания компьютерной базы данных по СНО.
     В 1980 г. МАМС при участии ИМО и Международной Гидрографической Организации (IHO) подготовила Систему ограждения МАМС – IALA Buoyage System,  которая стандартизировала морскую систему ограждения и была одобрена ИМО.
     Издания: ежеквартальный бюллетень МАМС.

ICC (International Chamber of Commerce) – Международная торговая палата (МТП)
     МТП (ICC) насчитывает более 110 членов. Это профессиональные ассоциации, объединения, отдельные компании, занимающиеся различными видами бизнеса. Представители национальных торговых палат создают национальный комитет МТП.
     МТП проводит свою политику тремя путями:
- имея постоянные представительства при ООН в Нью-Йорке и Женеве;
- принимая участие в межправительственных конференциях;
- делая представление отдельным правительствам.
     В составе МТП работает 17 комиссий, занимающихся вопросами: арбитраж; воздушный транспорт; морской транспорт; банки; коммерческая практика; конкуренция; торговля восток-запад; энергетика; окружающая среда; страхование; интеллектуальная собственность; многонациональные предприятия (Multinational Enterprises – MNE`s); иностранные капиталовложения; маркетинг; связь; налоги; торговая политика; валютные отношения. Комиссии могут создавать рабочие комитеты и группы по специфическим вопросам.
     МТП – образовала 4 специальных подразделения занимающихся вопросами международного судоходства. Это:
- Комиссия по морскому транспорту – The Commission on Sea Transport (CST), которая проводит судоходную политику, состоит из представителей 43 стран. В ее работе участвуют судовладельцы, грузоотправители, фрахтователи, банкиры, страховщики. Комиссия, придавая большое значение международному судоходству, занимается всеми вопросами морской торговли,исключая судостроение. Основным принципом работы комиссии является положение, что судоходство может лучше служить мировой торговле, если оно будет свободно от протекционизма, дискриминации и других форм искажений рыночных отношений. Комиссия (CST) имеет консультативный статус в IMO и UNCTAD и поддерживает тесные контакты с Европейским Сообществом (ЕС). Комиссия принимала участие в подготовке и принятии Конвенции об условиях регистрации судов.
- Международное Морское Бюро (ММБ) – International Maritime Bureau (IMB). IMB – создано для борьбы с мошенничеством (fraud) в международном судоходстве и сохранения доверия между его участниками. IMB оказывает услуги не только членам Бюро, но и по просьбе тех или иных организаций (ad hok). Бюро укомплектовано персоналом, имеющим опыт работы в судоходстве и криминалистике.
- Центр морского сотрудничества – the Centre of Maritime Cooperation (CMC). СМС – предназначено для стимулирования и облегчения международного морского сотрудничества. Центр предлагает услуги по подбору партнеров для совместных предприятий, предлагает услуги по подбору партнеров для совместных предприятий, предлагает экспертные консультации, советы, организацию подготовки специалистов для развивающихся стран.
- Бюро расследованию подлогов – the Counterfeiting Intelligence Bureau (CIB). CIB – предприятие, которое предлагает услуги по всем аспектам общей безопасности (security) Особо специализируется в предотвращении незаконного перемещения наркотиков и обеспечении безопасности пассажирских круизных рейсов.
     Издания: «Confidential  BULLETIN to members» - International Maritime Bureau (IMB).

ICS (International Chamber of Shipping) – Международная палата судоходства (МПС)
     МПС, как судоходная конференция, была создана в 1921 г., судоходными компаниями Англии, Франции, Италии, Бельгии, Дании, Германии, Голландии, Норвегии, Испании, Швеции, Австралии, США, Канады и Японии.
     Сейчас МПС объединяет 40 национальных ассоциаций судовладельцев или отдельные судовладельческие компании, представляющие национальное судоходство. Ассоциированными членами МПС могут быть объединения или отдельные компании судовладельцев или операторов.
     Высшим органом управления МПС является ежегодное Общее собрание. Исполнительный Комитет руководит деятельностью МПС в период между Общими собраниями, контролирует работу функциональных комитетов, создающихся по специфическим интересам судоходства. 4 основных комитета: страхование, морское право, по документации и процедурам. Морской комитет имеет 5 подкомитетов: конструкция и снабжение, контейнерные перевозки, химические перевозки, газовозы, нефтяные танкеры, а также три соответствующих комиссии: опасные грузы, радио и каналы.
     В своей деятельности МПС занимается всеми аспектами мирового судоходства. Наиболее важные: морская судоходная политика; безопасность мореплавания, рекомендованные пути плавания судов и системы разделения движения судов, предотвращения загрязнения моря, унификация транспортной документации, информация членов МПС о законодательных актах морских государств касающихся судоходства.
     МПС тесно сотрудничает с администрациями Панамского и Суэцкого каналов, имеет консультативный статус в ИМО, принимает активное участие в работе международных организаций IMO, ITU, ECSOC, UNCTAD, WMO, CCC, IHO INMARSAT, ICC, OCIMF, INTERCARGO, INTERTANKO, ISF, IAPH и рядом других.
     Издания: МПС издало ряд Руководств, касающихся безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря и принятых в качестве нормативных документов: Bridge Procedure Guide; Guide to Helicopter/ Ship operations, Safety in Chemical Tankers, Safety in Liquefied Gas Tankers, safety in Oil Tankers, Tanker safety Guide (Liquefied Gas).

IFSMA (International Federation of Shipmaster’s Association) – Международная федерация ассоциаций морских капитанов (МФАК)
     IFSMA – неправительственная, некоммерческая организация, созданная в 1974 г. для установления профессиональных контактов и связей между капитанами всего мира.
     Цели IFSMA заявлены в ее девизе – «UNITY for SAFETY at Sea» -  объединить капитанов в один профессиональный и координационный орган через их национальные и региональные ассоциации или в качестве индивидуальных членов. В 1998 г. IFSMA объединяла 3735 капитанов из 34 национальных и региональных ассоциаций и объединений капитанов из 41 страны и 53 индивидуальных члена.
     IFSMA имеет полный консультативный статус в ИМО и представлена группой профессионалов во всех комитетах, подкомитетах и рабочих группах ИМО по выработке международной политики в области безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Национальные или региональные Ассоциации морских капитанов, являясь членами МФАК, могут непосредственно участвовать  в работе по реализации своих предложений в области судоходства. МФАК – это банк знаний, опыта, информации по всем вопросам международного судоходства, безопасности мореплавания. При участии организации рассматривались и были приняты дополнения, поправки к СОЛАС, МАРПОЛ, ПДНВ, рассматривались новые кодексы, нормативные документы по безопасности мореплавания и принятию мер по борьбе с терроризмом и пиратством на море. IFSMA  сотрудничает со всеми международными организациями, заинтересованными в безопасности судоходства.
     Издания: 1. IFSMA Newsletter (ежеквартально). 2. Рабочие материалы, доклады комитетов и рабочих групп на Генеральной Ассамблее (ежегодно).

IHO (International Hydrographic Organization) – Международная гидрографическая организация (МГО)

     В 1919 г. на международной гидрографической конференции было создано Международное Гидрографическое Бюро (МГБ) , в состав которого вошли представители 19 стран. В 1967 г. на Конференции МГБ была принята Международная конвенция о Международной Гидрографической Организации (МГО), которую приняли 39 государств и которая с 1970 г. вступила в силу. В настоящее время в работе МГО участвуют 57 государств. Международное Гидрографическое Бюро стало выполнять функции аппарата МГО.
     Цели МГО – применение наиболее эффективных методов исследований, развития наук связанных с гидрографией и описательной океанографией; координация работы национальных гидрографических организаций; унификация и издание навигационных карт и пособий. Появление судов с большой осадкой, усиление эксплуатации ресурсов морского дна и морской торговли, и в связи с этим изменения в морском праве, вызвали, важную как никогда, необходимость в сотрудничестве между уполномоченными гидрографическими организациями государств. Члены МГО обязаны представлять в Организацию копии всех навигационных публикаций, карт и пособий.
     В 1970 г. МГО совместно с ИМО разработало Всемирную службу навигационных предупреждений World Wide Navigational Warning Service (WWNWS). Система была принята Резолюцией ИМО А. 419 ((XII) в 1979 г.
     МГО создает рабочие комитеты и рабочие группы по специфическим проблемам гидрографии и описательной океанографии, пользуясь информацией, полученной от гидрографических служб стран-участниц. Из них наиболее важные: комитет по стандартизации карт, комиссия по изданию радио навигационных предупреждений, комитет по обмену компьютерными данными, по электронным картам.
     Взносы членов МГО определяются по скользящей шкале и зависят от тоннажа торгового флота государства-участника.

ILU (Institute of London Underwriters) – Институт лондонских страховщиков (ИЛС)
     Институт был создан в 1885 г. Организация объединяет и представляет интересы 46 страховых компаний, работающих на лондонском рынке страхования транспорта (Marine Aviation Transport – MAT), не смотря на т, что большинство членов ILU являются компаниями Великобритании, членство возможно и для иностранных страховщиков.
     Институт поддерживает тесные контакты со страховой компанией Ллойд, участвует в работе объединенных комитетов. Комитеты и рабочие группы работают по специфическим вопросам страхования, выработке и применению документации. ILU проводит статистические анализы, результаты которых публикуются в изданиях Института и изданиях других организаций, связанных с морским транспортом.

INMARSAT (International Maritime Satellite Organization) – Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ)
     В связи  с увеличением числа судовых радиостанций и радиообмена информацией возникли серьезные проблемы с использованием радиочастот. Это имело серьезные последствия для морских сообщений и безопасности на море. Использование космических технологий помогло преодолеть эту проблему.
     ИМО включилось в решение этих проблем с 1960 г., и в 1975 г. созвала Конференцию по вопросу установления новых морских коммуникационных систем, основанных на использовании спутниковых технологий.
     Конференция приняла Конвенцию о Международной организации морской спутниковой связи – ИНМАРСАТ и эксплуатационное соглашение о работе системы геостационарных спутников Земли, которые вошли в силу в 1979 г.
     Конвенция определила задачи и цели ИНМАРСАТ, которая должна улучшить использование средств оповещения о бедствиях и обеспечению безопасности жизни на море, повысить эффективность управления судами.
     Пять компонентов обеспечивают выполнение этих задач:
- космический сегмент состоит из геостационарных спутников обеспечивающих систем для ретрансляции сообщений между судами и береговыми станциями;
- береговые земные станции – Coast Earth Stations (CES), представляемые организациями-членами ИНМАРСАТ;
- сеть координированных станций – Network Coordination Stations (NCS), арендованных ИНМАРСАТ в районе каждого океана для обеспечения связи с CESs и SESs по районам;
- судовые земные станции – Ship Earth Stations (SESs) – станции ИНМАРСАТ, устанавливаемые на судах пользователями;
- Центр контроля эксплуатации системы (ЦКЭС) – Operation Control Centre (OCC) – расположен в штаб-квартире ИНМАРСАТ в Лондоне, осуществляет основные координационные функции системы. ЦКЭС работает круглосуточно и координирует различные вопросы, связанные с эксплуатацией ситемы, включая освидетельствование судовых земных станций по представлению судовладельца.
     Спасательно-координационные центры (RCC) имеют береговые станции ИНМАРСАТ. Глобальная Морская Система Связи при бедствии и для обеспечения Безопасности (ГМССБ – GMDSS) основана на использовании ИНМАРСАТ (район 3).
     ИНМАРСАТ разработал и внедрил SafetyNET – спутниковую службу передачи навигационных извещений в районах, не покрытых системой NAVTEX.
     В работе ИНМАРСАТ участвуют 84 государства-члена. Каждый член Организации назначает одну из национальных организаций (администрацию связи) представлять свои интересы и участвовать в работе Ассамблеи, заседания которой проводятся 1 раз в 2 года. Руководящими органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея, Совет и Директорат. Ассамблея определяет политику Организации, вырабатывает рекомендации для Совета, принимает решения по вопросам взаимной связи с государствами и международными организациями. Совет состоит из 22 членов, проводит заседания 3 раза в год и отвечает за обеспечение работы космического сегмента, определение требований к морской спутниковой связи, порядок выдачи разрешений на доступ к космическому сегменту, а также за финансовую политику. Директорат выполняет административно-технические функции.



Международная группа ассоциаций (клубов) взаимного страхования – International Group of P&I Clubs
     Международная группа клубов взаимного страхования объединяет 16 членов, которые сотрудничают в решении практических проблем, касающихся членов группы. В группу входят ведущие клубы P&I Англии, США, Японии и Скандинавии.
     Меньше чем за 10 лет сотрудничество оформилось в действенную организацию. Для координации работы этой организации управляющие клубами встречаются 3 раза в год для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.
     Основная задача группы – взаимная ответственность по страхованию. Группа создает фонд (pool) для покрытия страховых рисков, который составляет от 1,6 млн. до 12 млн. долларов США.
     Для работы по интересующим темам создаются подкомитеты, имеющие право действовать от лица группы. Таким образом, группа смогла выработать свою позицию по таким вопросам, как недавно принята конвенция по спасению и предложения, принятые в США относительно ответственности за разлив нефти.
     Международная группа клубов активно участвует в работе ИМО как наблюдатель в частности, в Юридическом комитете.
    Издания: «GARD NEWS» - ежемесячный журнал. Клубы P&I  издают периодические бюллетени.

International Shipping Federation (ISF) – Международная Федерация судовладельцев (МФС)
     МФС – неправительственная организация судовладельцев. Создана в 1909 г. ассоциациями европейских судовладельцев. В 1919 г. МФС стала объединением ассоциаций из 30 стран мира, представляющих все континенты. Членам Федерации принадлежит более половины мирового торгового флота и более 500 тысяч человек работает на судах этих организаций. Цели Федерации – обеспечение и обмен информацией, координация международных действий судовладельцев, представление интересов членов организации в правительствах и профсоюзах.
     Значительное место в работе МФС занимает стандарты труда, отношения с профсоюзами, в частности с ITF. Деятельность организации включает решение вопросов оплаты и условий труда моряков роли управления в судовых операциях, техника безопасности и охрана труда, обучение моряков, отношения с крюинговыми организациями. МФС координирует и представляет взгляды судовладельцев и работает как Секретариат Группы предпринимателей (Employers Group) в Объединенной морской комиссии (JMK) Международной организации Труда.
     МФС принимала активное участие в разработке важнейших конвенций и резолюций, относящихся к судоходству, таких как Конвенция МОТ 147 о минимальных стандартах в торговом судоходстве других документов, касающихся условий труда и найма моряков, здоровья и обучения.
     МФС имеет консультативный статус в IMO, UNCTAD, ECOSOS и тесно сотрудничает со многими международными морскими организациями.
     Ежедневной работой МФС руководит Секретариат, разработку и внедрение политики осуществляет Совет, который собирается ежегодно. В Совете представлены все национальные ассоциации. Руководство – Президент, три вице-президента, Директор Секретариата, Секретарь. Работы по темам осуществляют комитеты: Комитет по труду, Комитет по укомплектованию экипажами и обучению также рабочие группы по специфическим вопросам.
     Издания: 1Guide to International Ship Register; 2 Guidelines on the Application of IMO ISM Code (ISF/ICS); 3. the Revised STCW Convention: A Guide for the Shipping Industry; 4. On board Training Record Book for Deck Cadets; 5. On board Training Record Book for Engineer Cadets.
ITF (International Transport Workers` Federation) Международная федерация работников транспорта (МФТ)
     МФТ (International Transport Workers` Federation) – это Международная федерация работников транспорта (транспортных рабочих). Она является одним из 16 Международных секретариатов профсоюзов всемирных федераций (International Trade Secretariats – ITSs) членами которых являются национальные профсоюзы различных отраслей промышленности. МФТ насчитывает более пяти миллионов членов из 400 профсоюзов более чем 100 стран мира. Она представляет транспортных рабочих по восьми категориям: железнодорожный транспорт, морской транспорт, речной и автомобильный транспорт, портовые рабочие, работники рыбной промышленности, гражданской авиации и сферы туризма.
     Цели МФТ изложены в ее Конституции. Конституция МФТ (Constitution of the International Transport Workers` Federation) была принята на 36-ом Конгрессе МФТ, в августе 1990 г. В г. Флоренция (Италия).
     Эти цели сводятся к следующему:
- способствовать росту уважения к правам профсоюзов и правам человека во всем мире;
- работать на благо мира, основанного на социальной справедливости и экономическом прогрессе;
- помогать состоящим в ней профсоюзам защищать интересы своих членов;
- обеспечивать членов организации услугами в области исследований и информации;
- оказывать общую помощь работникам транспорта, оказавшихся в трудной ситуации.
     Значительное место в деятельности МФТ занимает борьба против использования судами «удобных» флагов. Главной целью борьбы против удобных флагов является возврат всех судов, плавающих в настоящее время под удобным флагом  в свои подлинно национальные реестры (регистры), обеспечение всем экипажам таких судов условий оплаты и труда, которые бы соответствовали общепринятым минимальным нормам, защита прав моряков.
     Профсоюзы докеров и моряков, состоящие в федерации, регулярно встречаются на совместных конференциях и заседании Комитета надзора МФТ (Fair Practices Committee) – органа, в чьи обязанности входит контроль за кампанией против дешевых флагов. Этот комитет называют часто – «Комитет справедливой практики».
     Было согласовано, что любой договор с иностранным судовладельцем должен утверждаться президиумом Совета ФНПРВТ, который предварительно согласовывает этот договор в Комитете справедливой практики МФТ. В указанный Комитет сообщаются следующие данные: 1) название судна; 2) флаг, место регистрации; 3) подлинный судовладелец; 4) оператор судна; 5) условия договора, и в первую очередь зарплата всех без исключения членов экипажа. Если требования МФТ по пятому пункту соблюдены, судно получает временное разрешение (SPECIAL AGREEMENT). Временное разрешение не освобождает судно от контроля инспекторов МФТ.
     Если в результате контроля нарушений на судне не будет зафиксировано, то временное удостоверение через какое-то время заменяется «голубым сертификатом». Такой документ – признак высшего доверия и судно, как правило, освобождается от обычных инспекций.
     Инспектора МФТ не являются служащими этой организации. Они являются официальными представителями национальных профсоюзов (либо моряков, либо докеров), состоящих в МФТ в данной стране. Их роль и обязанности в разных странах различны, в зависимости от национальных условий и законов, но в основном она сводится к следующему:
- посещение судов под «удобными» флагами, не имеющих соглашений, одобренных МФТ, и попытки договориться с владельцем / капитаном о подписании таких соглашений;
- взаимодействие с профсоюзами докеров, которые, когда это возможно, могут предпринять акции против судов, не имеющих приемлемых соглашений;
- проверка соблюдения условий существующих  коллективных договоров, действия с целью получения моряками причитающейся им задолженности по зарплате;
- беседы с моряками, советы и оказание помощи, где это возможно;
- оказание поддержки в экстремальных случаях (продуктами, водой, жильем) морякам, проводящим забастовку;
- взаимодействие с портовыми властями, иммиграционной службой, полицией и другими правительственными органами, осуществляемое с тем, чтобы определить, пригодно ли судно для плавания и соблюдаются ли должным образом минимальные и / или национальные стандарты безопасности, численность экипажа и условия их проживания;
- ведение от лица экипажа переговоров с представителями судовладельца о возникших у них жалобах.
     Специальный отдел моряков (The Special Seafarers` Department – SSD) находится в постоянном контакте с инспекторами МФТ, обеспечивая их информацией и консультируя их в делах, связанных с разбором жалоб.
     Отдел состоит из административных и исполнительных групп: Группы соглашений (Agreement`s Unit), которая обрабатывает заявление на получение одобрения коллективных соглашений и выдает «Голубой сертификат»; Группы претензий (Claims Unit), которая наблюдает за рассмотрением претензий в адрес судовладельцев о невыплате задолженностей, а также дел о компенсации при получении травмы и т. д.; Группы судовых акций (Ship`s Actions Unit), которая следит за взаимодействием с инспекторами и дает консультации относительно акций, направленных против судов под «удобными» флагами; Группы выработки политики и национальных флотов (Policy and National Flags Unit).
     Специальный отдел моряков и секция моряков МФТ (ITF Seafarer`s Section) тесно взаимодействует друг с другом.

International Telecommunication Union (ITU) – Международный Союз Электросвязи (МСЭ)
     17 мая 1865 г. 20 государств подписали первую Международную телеграфную конвенцию о создании  Международного телеграфного Союза. С изобретением в 1896 г. беспроволочного телеграфа (первого вида радиосвязи) и применение новой техники, в частности в целях мореплавания, в 1903 г. было принято решение о созыве предварительной конференции по радиосвязи, для изучения вопроса и выработки правил радиотелеграфной связи. В 1906 г. была проведена первая Международная Радиотелеграфная Конференция, где была  принята Конвенция по радиотелеграфной связи. Дополнение к этой Конвенции содержало первые правила по применению беспроволочного телеграфа, эти правила, которые с тех пор дополнялись и пересматривались многочисленными конференциями по радиосвязи, сейчас известны как правила радиосвязи. В 1927 г. Союз распределил диапазоны радиочастот по различным службам и подразделениям (морские и авиационные подвижные станции, широковещательные радиостанции, любительские и экспериментальные).
     В 1923 г. в Мадриде на Конференции было принято решение об объединении Телеграфной конвенции 1865 г. и Конвенции по радиотелеграфной связи 1906 г. в единую Международную конвенцию по электросвязи – International Telecommunication Convention.  На этой конференции было принято решение об изменении названия Союза. С 1 января 1934 г. название было изменено на Международный Союз  Электросвязи – МСЭ (International Telecommunication Union-ITU). Основная задача МСЭ – это регулирование, координация и планирование всех видов международной электросвязи, включая космическую. С 15 октября 1947 г., МСЭ стал специализированным учреждением ООН.
     Подразделение МСЭ – International Frequency Registration  Board , было создано для управления спектром частот. Это подразделение обеспечивает распределение спектра радиочастот в целях избежания взаимных помех радиостанций различных стран. Созданная ранее Таблица распределения частот устанавливала границы частот между службами использующими радиосвязь, такими как связь между судами и береговыми радиостанциями, с самолетами и службами управления полетами, между космическими кораблями и наземными станциями.
     Бюро по радиосвязи публикует ряд нормативных документов, наличие которых на судне обязательно: Manual for Use by the Maritime and Maritime Mobile – Satellite Services;  List of Coast Station (переиздается каждые 2 года).; Map of Coast Stations open to Public Correspondence (переиздается каждые 5 лет).;  List of Ship Stations (переиздается ежегодно).; List of Radiodetermination and Special Service Stations.; List of Call Signs and Numerical Identities of  Stations used  by the Maritime Mobile Satellite Services.; Maritime mobile Access  and Retrieval System (MARS)

International Tanker Owners` Pollution Federation (ITOPF) -  Международная федерация владельцев танкеров по предотвращению загрязнения
     ITOPF – индустриальная организация, которая была создана в 1968 г. с целью реагирования на разлив нефти и для руководств TOVALOP.  Каждый владелец или бербоутный фрахтователь танкера, который стал членом  TOVALOP, автоматически становился членом ITOPF. Федерация гарантировала финансовое возмещение убытков (обычно через P&I Клубы) и выдавала соответствующий сертификат.
     TOVALOP – добровольное соглашение владельцев танкеров относительно ответственности за загрязнение нефтью. Большинство операторов мирового танкерного флота, подписавшиеTOVALOP,  добровольно возмещали государствам расходы по очистке побережья от  и все убытки, связанные с загрязнением нефтью, вне зависимости от существующих конвенций по претензиям, связанным с разливом нефти.
     В декабре 1996 г. ITOPF сообщила, что TOVALOP прекращает свою деятельность с 20 декабря 1997 г. Портовые власти, операторы танкерных терминалов и другие заинтересованные организации в связи с этим решением были извещены, что им необходимо внести поправки в соответствующие процедуры.
     ITOPF возглавляет председатель, избираемый Правлением. Правление избирается на ежегодном общем собрании осуществляет общее руководство политикой организации. Правление оценивает серьезность ущерба от разлива нефти, организует обеспечение всем необходимым снабжением и принимает меры по обеспечению очистки побережья. Цель, задача ITOPF заключается в привлечении к сотрудничеству всех участников события, чтобы найти наиболее приемлемое решение проблемы.
     ITOPF имеет консультативный статус в ИМО и Международном фонде для компенсации при загрязнении нефтью (IOPC Fund).

Marine Accident Investigators International Forum (MAIIF) – Международный форум расследования морских происшествий
     В 1992 г., ряд Государств решил формализовать расследования аварий с судами, создав Международный Форум расследования морских происшествий - Marine Accident Investigators International Forum  - (MAIF). Членами этого форума является лица, возглавляющие расследования в своих странах. Они представляют 30 стран владеющих более 75% мирового тоннажа. Председатель Форума – представитель Гонконга, его заместитель из Австралии и Вануату. Форум проводит встречи ежегодно, члены Форума постоянно контактируют друг с другом.
     Во многих странах расследованием занимаются специально созданные независимые комиссии, в Великобритании – UK – Marine Accident Investigation Branch.  Для того чтобы сделать правильный вывод, чрезвычайно важно знать, как собрать необходимые свидетельства, как провести анализ аварии. Очень часто процесс анализа недостаточных и противоречащих свидетельств приводит к сомнительным и ограниченным выводам, которые не дают возможности выявить реальные причины аварии. Это создает хорошую почву для работы юристов, но не содействует безопасности мореплавания.
     Результатом действия Форума (MAIF) было создание Кодекса расследований морских аварий и происшествий, который был принят Генеральной Ассамблеей ИМО 27 ноября 1997 г. Кодекс основан на требованиях международных конвенций: Конвенции ООН по морскому праву (статьи 2 и 94; пункт 7); СОЛАС  74 (правило 1/21); О грузовой марке 1966 (статья 23); МАРПОЛ 73/78 (статья 12).
     Цель Кодекса – содействовать выработке общественного подхода для установления сопутствующих факторов, ведущих к морскому происшествию, и принятия необходимых мер для предотвращения подобных аварий. Девиз Форума – «Maritime Safety  through Investigation and Cooperation» . Расследование морских аварий должно быть отделено и независимо от всех других форм расследований гражданских, уголовных, административных.
     Кодекс приводит следующую классификацию аварий и происшествий:
- very serious casualty – очень крупная (серьезная) авария – это полная гибель судна – total loss (tl); гибель или потеря человека – loss of life (ll); крупное загрязнение окружающей среды – severe pollution (sp);
- serious casualty – крупная авария: пожар, взрыв, посадка на мель, повреждения судовых конструкций вследствие штормовой  погоды, ледовые повреждения, трещины в корпусе и т. п.;
- marine incident – событие или происшествие, связанное с операциями судна, при которых судно или люди подвергались опасности или в результате которых были причинены серьезные повреждения судну или окружающей среде;
- causes (причины) – обозначают действия небрежность, оплошность, события, условия в момент происшествия или предшествующие ему или комбинация этого, которые могут привести к аварийному происшествию или случаю;
- serious injury (серьезная травма)  - обозначает травму  человека причиненную ему в результате аварийного происшествия и которая привела к нетрудоспособности более чем на 72 часа в период семи дней от времени причинения травмы.
     Статья 6 обязывает Государство флага расследовать все случаи очень крупных и крупных аварий (Very serious casualty & Serious casualty). Государство должно предоставить расследованию по определению ответственности или вины.
     В статье 11 говорится, что Государство должно предпринять все соответствующие меры по обеспечению расследования аварий, предоставить необходимые ресурсы и назначить для этого квалифицированных специалистов. Статья 12 обязывает Государство, ведущее расследование, предоставлять копии проектов решений по расследованию заинтересованным сторонам (Государствам).

The Nautical Institute (NI) – Морской институт Великобритании (МИВ)
     NI был создан в 1971 г. как международная организация (научно-практическое общество), объединяющая квалифицированных моряков-судоводителей для связи между теорией и практикой мореплавания. Цели Института – сбор, анализ и распространение информации, касающейся всех аспектов безопасности мореплавания, навигационной, эксплуатационной, технической. Институт объединяет более 7000 членов из более чем 70 стран. В 45 станах созданы отделения Института (branches). Отделение в Украине (Морской институт Украины) было создано в 2000 г.
     Членство в Институте открыто для всех квалифицированных моряков-судоводителей и разделяется по следующим категориям: Почетные члены (FNI); Действительные члены (MNI); Ассоциированные члены (AMNI); а также компаньоны (CNI) и студент.
     Институт играет ведущую роль в международном морском сообществе. NI проводит конференции, семинары по наиболее важным проблемам судоходства, создает руководства, распространяет стандарты, помогает членам Института поддерживать знания и квалификацию на современном уровне.
     Издания: «SEAWAYS» - ежемесячный журнал; доклады на конференциях и семинарах, монографии по специальным вопросам, различные руководства и рекомендации. «SEA REVIW» - ежеквартальный журнал МИУ.

Oil Companies International Marine Forum (OCIMF) –Международный морской форум нефтяных компаний (ОКИМФ)
     ОКИМФ – добровольная ассоциация нефтяных компаний, заинтересованных в перевозке нефти морем. Основная цель – обеспечение безопасности судоходства и предотвращение разливов нефти с судов и терминалов. Форум обеспечивает возможность своим членам сформулировать свои взгляды и представить их межправительственным организациям, правительствам и промышленным организациям. ОКИМФ была создана в 1970 г. в связи с реакцией мировой общественности на аварии танкеров и загрязнения моря нефтью. Сегодня ОКИМФ объединяет 35 компаний и групп, занятых в морской транспортировке нефти и нефтепродуктов. Организация изучает и обобщает мнение мировой общественности и правительств по проблемам безопасности нефтяных танкеров, информирует об этом  своих членов и соответственно вырабатывает политику Организации.
     Форум имеет консультативный статус в ИМО и тесно связан с другими промышленными организациями. Он координирует мнения нефтяной промышленности для заседаний комитетов ИМО, рецензирует технические документы, обсуждаемые в ИМО, консультирует заинтересованные организации по вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов морем и перегрузки их в портах и терминалах.
     Политика Форума вырабатывается на ежегодном общем собрании. Собрание избирает Председателя и трех вице-председателей. Между собраниями руководство ассоциацией осуществляет избранный Исполнительный комитет: по общим вопросам, порты и терминалы, юридический комитет. Для помощи в работе комитетов создаются подкомитеты и рабочие группы по специальным темам.
     Текущую работу обеспечивает Секретариат, возглавляемый директором Секретариата. Члены Секретариата  участвуют во всех рабочих заседаниях ИМО и информируют соответствующие комитеты  ОКИМФ по соответствующим обсуждаемым проблемам.

The Society of International Gas Tanker & Terminal Operators (SIGTTO) – Международное общество операторов газовозов и терминалов
SIGTTO –некоммерческая организация, созданная для защиты и содействия взаимных интересов ее членов в безопасных операциях  танкеров-газовозов и грузовых операций со сжиженным газом на терминалах. По существу, общество является форумом для обмена технической информацией и опытом, проведения исследований, относящихся к безопасности, надежности и защиты окружающей среды при транспортировке и хранении сжиженных газов. Общество было основано в 1979 г. и сейчас оно объединяет 67 членов, представляющих 80% интересов, связанных со сжиженным природным газом (LNG) и 40% - связанных со сжиженным нефтяным газом (LPG). Членами являются судоходные компании-операторы или терминалы, занятые перегрузкой сжиженного газа. Общество проводит встречи два раза в год, каждая встреча на другом полушарии Земли. На встречах проходит свободное обсуждение всех проблем, с которыми встречается эта промышленность.
     Организация имеет консультативный статус в ИМО, и поддерживает тесные связи с IACS, ICS, OCIMF и другими организациями.

World Health Organization (WHO) –
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
     ВОЗ была создана в 1946 г. для координации действий и укрепления здравоохранения во всех странах мира. В 1948 г. ВОЗ стала специализированным учреждением ООН. Членами ВОЗ являются более 130 государств.
     Основные задачи ВОЗ – борьба с инфекционными заболеваниями, эпидемиями, помощь развивающимся странам , разработка международных конвенций, карантинных и санитарных правил, получение, анализ и обмен информацией между странами-участниками.
     Высшим органом управления является Всемирная Ассамблея здравоохранения , проходящая ежегодно; Исполнительный комитет руководит работой организации между Ассамблеями,  избирается на Ассамблее на три года; Секретариат занимается административной деятельностью, обеспечивает выполнение текущих дел.
     Ассамблея рассматривает основные направления работы, принимает международные документы – конвенции, правила. Материалы для Ассамблеи подготавливают региональные комитеты, комиссии по определенным темам.
     Издания: ВОЗ подготовила Санитарные правила для морских судов, совместно с МОТ была подготовлена Конвенция о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (№164). ВОЗ разработала Международное руководство по медицинскому обслуживанию на судах и Перечень основных лекарственных средств. Совместно с ИМО было подготовлено Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными веществами. По соглашению с МОТ публикуются правила и положения, касающиеся минимальных норм содержимого судовых аптечек в соответствии с Рекомендациями МОТ № 105.

World Meteorological Organization (WMO) – Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО)
     На 2 Метеорологическом конгрессе в Риме в 1879 г. была создана Международная метеорологическая организация (ММО). В 1947 г. была принята Международная конвенция о Всемирной Метеорологической Организации и ММО было преобразовано в ВМО. В 1951 г. ВМО как специализированное учреждение вошла в систему ООН.
     Основными задачами ВМО является организация сети метеорологических станций, создание системы сбора, обработки и обмена метеорологической информацией, стандартизация приборов и методов наблюдения, исследования по проблемам окружающей среды, практическое применение метеорологических данных в промышленной и хозяйственной деятельности страны, в том числе в судоходстве и авиации. Организацией руководит Всемирный метеорологический конгресс, который созывается 1 раз в 4 года. На конгрессе избирается Исполнительный комитет, Президент, вице-президент, Генеральный Секретарь. В период между конгрессами организацией руководит Исполнительный комитет. Исполком создает и координирует деятельность технических комиссий, региональных ассоциаций  и рабочих групп. Технические комиссии созданы по восьми направлениям: по морской метеорологии, авиационной метеорологии, сельскохозяйственной метеорологии, по специальным применениям метеорологии и климатологии, по атмосферным наукам, гидрологии, по приборам и методам наблюдений, по основным системам.
     Секретариат обеспечивает выполнение текущей работы, содействие работе Исполкома, технических комиссии, региональных ассоциаций и рабочих групп.
     На 5 конгрессе ВМО был принят план всемирной службы погоды, который является одним из основных направлений деятельности ВМО. Также были разработаны программы: Всемирная климатическая программа и Программа исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП).
     В области обеспечения судоходства работает Комиссия по морской метеорологии. В программе работы комиссии: содействие в осуществлении Объединенной глобальной системы океанских станций (ОГСОС) с привлечением судовых метеорологических станций, стандартизация приборов и методов наблюдения, организация радио-факсимильных передач карт погоды, унификация обозначений на синоптических картах погоды и состояния моря, создание системы метеорологических прогнозов для обеспечения безопасности судоходства.
     ВМО тесно сотрудничает со многими международными организациями, создавая объединенные рабочие комитеты и группы по конкретным проблемам.

Memorandum of Understanding (MOU) –
 Меморандумы о взаимопонимании (МОВ)
     В соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS 82 ст. 94), основная ответственность за соответствие судна международным стандартам безопасности лежит на государстве, где это судно зарегистрировано, т. е. Государстве флага, это государство является ответственным за состояние судна, за квалификацию его экипажа. Как показывал опыт государств, присоединившихся к конвенциям Международной морской организации (ИМО), направленным на обеспечение безопасности судоходства и защиты среды от загрязнения, государства не в полной мере осуществляли положения этих конвенций в отношении контроля морских судов. В результате наблюдался и наблюдается рост аварийности в мировом флоте в последние годы. Поэтому дальнейшее распространение и усиление контроля за судами со стороны государства порта посещения становится в настоящее время важной задачей ИМО.
     Особую важность контроля со стороны государств порта захода судна приобрел в связи с участившимися крупными авариями в прибрежных водах. Такие аварии наносят громадный ущерб государствам, в чьих водах произошел инцидент.
     Выполнение положений о контроле над иностранными судами в портах, как это содержится в тексте Конвенции ИМО,  представляет собой третье основное звено в цепи требуемых действий для любого правительства, которое приняло решение присоединиться к этим конвенциям («ратификация» - второе, «контроль» - третье).
     Если основная ответственность за определение соответствия судна с применяемыми конвенциями ИМО лежит на правительстве государства флага, под которым это судно плавает, то правительство любого государства , которое является участником таких конвенций, также несет ответственность за контроль судов, посещающих его порты. Это особенно возможно тогда, когда состояние корпуса судна, его механизмов машинного отделения, навигационных средств, спасательных средств, радиоаппаратуры, противопожарного оборудования находятся в плохом или неисправном состоянии, или экипаж укомплектован не по правилам, если судно при выходе в море может представлять опасность для экипажа или пассажиров на борту судна представлять неоправданную угрозу морской среде.
     Усиление контроля над судами со стороны государства порта обусловливается следующими обстоятельствами: старанием мирового флота, сокращением экипажей судов, усложнением технического оборудования и технологии перевозок, распространением многонациональных экипажей судов, в которых общение людей и, следовательно, совместная их деятельность по обеспечению безопасности судна затруднены. Кроме того, некоторые морские администрации не могут осуществлять полный и постоянный контроль над своими судами в связи с тем, что многие суда не заходят регулярно в национальные порты государства флага.
     Необходимым условием безопасности судоходства должен стать достаточно полный и строгий контроль в портах за применением на судах положений международных конвенций. Цель такого контроля – выявление судов, не соответствующих действующим международным стандартам, и принятие необходимых мер (задержание судна в порту, прекращение грузовых операций, отсрочка отхода) для исправления недостатков.
     В последние годы деятельность ИМО развивалась в двух направлениях: привлечение к контролю за судами в портах возможно большего числа стран, заключение региональных соглашений по контролю в различных районах мира и, в конечном итоге, создание глобальной (всемирной) системы контроля за применением на судах мирового флота требований конвенций; расширение и унификация процедур инспекторских проверок судов и обеспечение подготовки квалифицированных специалистов для работы в органах портового контроля.
     Первое региональное соглашение по контролю за судами в портах было заключено 26 января 1982 г. Пятнадцать европейских государств подписали в Париже соглашение о сотрудничестве в осуществлении такого контроля (Парижский меморандум о взаимопонимании в отношении контроля со стороны Государства порта). К меморандуму могут подключится страны Европейского бассейна, страны бассейна Северной Атлантики от Северной Америки до Европы. Каждая страна обязалась поддерживать в своих портах эффективную систему контроля с целью удостовериться, что посещающие эти порты иностранные торговые суда полностью удовлетворяют требованиям международных конвенций.
     С 1987 г. береговые охраны США и Канады начали принимать участие в заседаниях  Комитета. В 1992 г. такой же статус (сотрудничающих стран) получили Хорватия и Япония. В 1992 г. Польша и в 1994 г. Канада присоединилась к Парижскому меморандуму в качестве полноправных членов. Российская Федерация стала членом этого соглашения 1 января 1996 г., в этом же году ассоциированными членами меморандума стали Исландия и Эстония.
     Успешная деятельность в этой области стран Парижского меморандума получила поддержку ИМО и была признана заслуживающей дальнейшего развития. Подобно парижскому меморандуму (MoU) , были созданы объединения в других частях света.
     В 1992 г. 10 государств заключили соглашения латиноамериканских государств – Vino  Del Mar (Latin American agreement). В 1993 г. в Токио , с подобной целью объединились страны Тихоокеанского региона. Соглашение носит название – «Asia-Pacific agreement» (Tokio MoU). В конце 1995 г. было подписано соглашение о взаимопонимании стран Карибского моря, в котором участвуют 22 морские администрации стран этого региона. Аналогичное объединение создано странами юго-восточной части Средиземного моря. Создан также Indian Ocean MoU, объединяющий страны региона Индийского океана. В феврале 1998 г. создан Меморандум стран Западной и Центральной Африки, объединяющий 16 стран. Самый поздний из них – Черноморский МОВ (BS MOU) был создан в апреле 2000 г.
     К настоящему времени создано 8 региональных международных организаций по контролю иностранных судов в портах на предмет исполнения требований международных конвенций: Paris MOU, Vina Del Mar (Latin American agreement), Tokio MoU, Carribian MoU, Mediterranean MoU, Indian Ocean MoU, Abuja MOU, BS MOU.
     Установленные меморандумами положения, инструменты и процедуры проверок в основном соответствуют принятым в Парижском меморандуме.
     После запуска в начале 2000 г. новой информационной системы Токийского меморандума с центром во Владивостоке, совместными усилиями Азиатско-Тихоокеанского морского информационно-консультативного центра (АТМИЦ) МАП Владивосток, Морской администрации России, Информационного центра Парижского меморандума (СААМ – Франция), а также Секретариатов Токийскогои Парижского меморандумов удалось реализовать проект взаимного обмена информацией о результатах инспектирования иностранных судов между двумя наиболее активными в области портового контроля регионами. Данные об инспекциях судов собираются в информационном компьютерном центре меморандума, списки судов, подвергшиеся задержанию и имевших существенные замечания, публикуются ежемесячно, с указанием государства флага, судовладельца и классификационного общества, под надзором которого находится судно.
     Инспекторы портового контроля получили взаимный доступ региональным  базам данных, и при принятии решения как о необходимости инспектирования, так и об объеме такого инспектирования будет учитываться более полная информация. Это очевидный плюс для судов, которые стремятся выполнять требования международных морских конвенций.  Однако для так называемых субстандартных  судов дополнительные информационные возможности инспекторов по контролю за иностранными судами могут принести дополнительные проблемы. Теперь инспектору PSC становятся известны недостатки, обнаруженные в другом регионе портового контроля. Кроме того , этот шаг открывает реальную перспективу на пути глобальной гармонизации процедур портового контроля и взаимного признания результатов инспекций всеми региональными соглашениями по портовому контролю. Региональный подход к контролю государства порта за безопасностью судоходства доказал свою эффективность в борьбе с субстандартным судоходством.
     Информацию о проверках PSC можно получить в Интернете   на сайтах: www.parismou.org; www.equasis.org; www.uscg.org.
     C целью методического обеспечения этой деятельности ИМО 23 ноября 1995 г. 19-й сессии Ассамблеи ИМО была принята резолюция А787 (19) – Процедуры контроля судов государством порта – как практическое руководство для заинтересованных сторон в обеспечении безопасной и рентабельной эксплуатации флота.
     Мероприятия, осуществляемые согласно резолюции А. 787 (19), должны быть направлены на выполнение следующих задач: усиление соответствия судов стандартам безопасности на море и стандартам по предотвращению загрязнения, улучшение условий труда, обитаемости на борту судна и способности судовых экипажей выполнять свои обязанности в отношении эксплуатационных требований, а также поддержание эффективной системы портового контроля.
     Процедуры применяются к судам, попадающим под требования международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками (СОЛАС 74), Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.- КГМ – (LL 66), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. и поправками (МАРПОЛ 73/78), Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками (ПДМНВ/STCW –78) МППСС-COLREG-72 и Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. (ТОННАЖ 69 – TONNAGE 69), Конвенции МОТ № 147.
      Должны предприниматься все возможные меры для избежания необоснованных задержек или задержаний судна, так как при необоснованном задержании судно вправе требовать компенсации за причиненные убытки или издержки.
     Статья 226 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS 82) – «Расследование в связи с иностранными судами» - в частности международных норм и национального законодательства по предотвращению загрязнения морской среды предусматривает:
- проведение фактической (детальной) проверки в случае, когда имеются явные основания считать, что состояние судна или его оборудование в значительной мере не соответствует этим документам;
- возможность отказа в освобождении от задержания судна, если это судно представляет чрезмерную угрозу нанесения ущерба морской среде.
     Поскольку задержание судна является серьезным делом, затрагивающим многие вопросы, должностное лицо, осуществляющее контроль должно сотрудничать со многими заинтересованными сторонами: представителем судовладельца, представителями классификационного общества. Сотрудничество с заинтересованными сторонами, не умаляя ни в коем случае репутации инспектора,  может положительно сказаться на безопасности судна, позволит избежать спорных вопросов и также положительно скажется при рассмотрении вопроса законности задержания судна.
     Если в порту инспекции несоответствия не могут быть устранены, инспектор может разрешить судну перейти в другой порт при соблюдении определенных условий. В этом случае необходимо оповестить компетентные власти следующего порта захода судна и государства флага судна.
     В общем случае судно считается не выполняющим требованиям, если его корпус, механизмы , оборудование, такое как спасательные средства и противопожарные средства, радиооборудование, средства обеспечения безопасности операций и предотвращения загрязнения, существенно ниже стандартов, изложенных в соответствующих конвенциях.
    Отсутствие  действительных судовых свидетельств, которые требуются соответствующими конвенциями, является очевидным доказательством того, что судно может быть не выполняющим требования и это является основой для принятия решения о задержании судна для последующей его проверки.
     Власти государства порта должны обеспечить, чтобы по окончании инспекции капитану судна был вручен документ, содержащий результаты инспекций, предпринятые должностным лицом, осуществляющим контроль, действия и перечень мер, которые должны  быть  исполнены капитаном, оператором или судовладельцем.  Такие доклады должны быть сделаны по форме, согласно Резолюции ИМО Фю787 (19) – Report of Inspection – Form A, Form B.
     Уведомление о задержании государству флага судна должно быть достаточно подробным для получения необходимого представления о серьезности несоответствий, вызвавших задержание. При задержании судна такие доклады необходимо направлять в подкомитет ИМО.
     Если судно было разрешено плавание при наличии известных несоответствий, власти государства порта должны известить об этом факте власти страны следующего порта захода судна, власти государства флага судна, а также, при необходимости, признанную организацию.
     Конвенция МОТ № 147 «Конвенция о минимальных нормах на торговых судах» (ст.4) предписано, что если государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, в порт которого заходит судно, в процессе нормального выполнения своей деятельности или по оперативным причинам получает информацию, предоставленную  любым лицом , заинтересованным  в безопасности судна, включая заинтересованность  в безопасности или здоровье членов его экипажа или доказательство того ,что судно не соответствует нормам настоящей конвенции, то оно может принять необходимые меры для улучшения любых условий на борту судна, которые явно угрожают безопасности или здоровью. К этим мерам относится и задержание судна . То есть государство порта может осуществлять контроль за судами на соответствие их нормам Конвенции МОТ, относящихся к вопросам условий труда и быта и социальной защиты моряков. Указания по проведению таких инспекций изложены в публикации МОТ «Инспекции условий труда на судах: Руководство по процедуре».




Вывод:
     Важность и необходимость существования Международных организаций в сфере судоходства очень важно для регулирования всех процессов в этой отрасли, повышения безопасности судоходства.

      
 


Рецензии