Автоматизм и творчество в духовности

Наша душа наполовину автомат, наполовину творческая личность. Увы, восточная традиция направлена в основном на подавление творческой личности, вплоть до полного её отрицания (меня нет), и всё внимание направляется на автоматическую, "нирванную" часть души. И как только персонаж достигает полного автоматизма нирваны, ему кажется, что он достиг высшего предела и исчез, растворился.

Но на самом деле какая твоя заслуга в том, что есть некий мировой автомат, производящий вибрации постоянно, вечно и бесконечно, независимо от твоих желаний и воли, от твоих знаний и мыслей?

Да, это даёт блаженство, но блаженство АВТОМАТИЧЕСКОЕ, в котором нет никаких твоих заслуг. Точно также в результате занятий сексом ты получаешь (или не получаешь) оргазм чисто автоматически, потому что так устроено тело и сам природный процесс, вне каких либо твоих личных заслуг.

И, поддавшись этому автоматизму природы, ты теряешь свою вопрошающую и творческую  личность, которая хочет понимать, чувствовать, иворить и любить. Практически цель получения мукти, или освобождения, означает желание стать тупым автоматом, отключиться, перестать существовать. И как ни странно, многие начинают верить в то, что их нет, что автомат вселенной крутится, не нуждаясь в наших живых и индивидуальных личностях, что внутри всё безлично и автоматизировано. Поддавшись этому заблуждению, Рамана Махарши сказал, что никого нет, что все спят и т.д. А разве стать автоматом означает проснуться?..

И лишь немногие идут путем воссоздания чистой, творческой личности, которая радуется своей идентичности с творческой личностью Творца, и обретает его понимание и любовь. Такая личность уже не автомат, она поднимается и над тупым автоматизмом жизни неосознанного человека, и над тонком автоматизмом жизни осознанного, прокачанного индуизмом и буддизмом. У такой личности есть чувства и мысли, а не просто голый автоматизм просветления. Она не следует накатанным духовным схемам, она ищет своё и находит своё вместе с Богом. И она, в отличие от автоматических людей, постигает ноумен, который никакими человеческими знаниями и ресурсами не познать. Постигает благодаря союзу с Богом.

Такая личность достигает освобождения при жизни, а не просто мукти,автоматического освобождения в нирване, или бестелесном мире, где всё автоматизмровано. И в этом пробуждении личности через знание и чистоту заключается идея рая, или жизни в освобождении. Нирвана, конечно, наш духовный дом, но там мы слишком автоматизированы, безвольны и бездеятельны. Поэтому долго задерживаться там не стоит.


Рецензии